Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 01:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ предпосылки монополистической конкуренции и природы фирмы, отраженной в исследованиях Э. Чемберлина.
Задачи:
1. Первой задачей данной курсовой работы является выяснить, что же представляет собой модель несовершенной конкуренции, какие подходы к пониманию этого понятия существуют в экономической науке.
2. Второй задачей данной курсовой работы является попытка рассмотреть теорию монополистической конкуренции глазами Э. Чемберлина.

Оглавление

Введение3
Глава 1. Сущность конкурентной стратегии фирм5
Понятие конкуренции5
Пять сил конкуренции7
Глава 2. Характеристика неконкурентных рынков10
Чистая конкуренция и чистая монополия 10
Монополистическая конкуренция и олигополия 12
Глава 3. Модели несовершенной конкуренции18
Характеристика рынка монополистической конкуренции 18
Краткосрочное равновесие при монополистической конкуренции 19
Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции 21
Неэффективность и эффективность монополистической конкуренции 24
Глава 4. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина27
Модель Э.Чемберлина дифференциации продукта 27
Основные признаки дифференциации продукта 28
Влияние неценовых факторов конкуренции 30
Заключение32
Список литературы34

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 82.66 Кб (Скачать)

Потребители платят более  высокие цены, когда продукты дифференцированы по сравнению с теми ценами, которые  они платили, если бы товар был  стандартизирован и выпускался конкурентными  фирмами. Дополнительный рост цены имеет  место, когда возникают дополнительные издержки по дифференциации товара. Следовательно, при монополистической конкуренции  экономическая прибыль падает до нуля раньше, чем цены достигают  уровня, позволяющего покрыть только свои предельные издержки. При уровне выпуска, для которого цена равняется  средним затратам, цена превышает  предельные издержки. Причина этого  несовпадения между средними и предельными  издержками заключается в контроле над ценами, который позволяет  осуществлять дифференциация продукта (она обуславливает наклон спроса вниз, что приводит к тому, что предельный доход не достигает величины цены при любом объеме выпуска). В равновесии фирма всегда регулирует цену, пока не установит равенства MR=MC. Поскольку цена всегда превышает MR ,то она в равновесии будет превышать МС. Пока товар дифференцирован среди фирм, невозможно, чтобы в долгосрочном равновесии средние издержки производства достигли своего максимально возможного уровня. Исчезновение экономической прибыли требует, чтобы кривая спроса являлась касательной к кривой издержек. Это может произойти только при выпуске, соответствующем LRAC минимуме, если кривая спроса является горизонтальной линией, как при совершенной конкуренции. Монопольно конкурентные фирмы не добиваются всего возможного в долгосрочном плане снижения издержек. В равновесии, монопольно конкурентная фирма производит Q1 продукции, однако LRAC минимум достигается при выпуске Q2 продукции, следовательно, Q1-Q2=избыточная мощность. Следовательно, такой же выпуск можно бы было предложить потребителю при более низких средних издержках. То же количество товара можно было произвести меньшим числом фирм, которые бы выпускали большее количество товара при минимально возможных издержках. Но равновесие при этих условиях можно достичь лишь, если продукт является стандартизированным. Следовательно, дифференциация товара несовместима с экономией неиспользованных ресурсов. При прочих равных условиях, чем выше в равновесии цена, тем больше избыточная мощность.

В течение долгосрочного  периода легкие вход и выход из отрасли приводят к тому, что монополистически конкурентные фирмы получают только нормальную прибыль. Равновесный выпуск монополистически конкурентной фирмы  в долгосрочном периоде таков, что  цена превышает предельные издержки (это указывает на недостаточное  выделение ресурсов для производства) и цена превышает минимальные  средние общие издержки (это подразумевает, что потребители не получают продукцию по минимально возможной цене).

Долгосрочное равновесие на рынке  монополистической конкуренции  достигается в том случае, когда  фирмы, действующие на рынке, не получают экономическую прибыль.

На практике силы установления рыночного  равновесия в условиях монополистической  конкуренции не так сильны, как  при совершенной конкуренции, и  движение к установлению равновесия при нулевой прибыли следует  рассматривать лишь как тенденцию. Во-первых, монополистическая конкуренция  предполагает сегментированный спрос, отдельные фирмы могут получать устойчивую экономическую прибыль  за счет вывода на рынок уникального  товара, более благоприятного географического  положения, применения передовой технологии. Во-вторых, установлению рыночного  равновесия при нулевой экономической  прибыли препятствуют факторы, обусловленные  самой дифференциацией продукции: значительные инвестиции по разработке, высокие маркетинговые издержки, которые выступают в качестве своеобразных барьеров проникновения в отрасль. В- третьих, обладая рыночной властью, действующие в отрасли фирмы могут устанавливать такие цены на продукцию, которые, обеспечивая им получение небольшой экономической прибыли в долгосрочном периоде, одновременно выполняли бы роль барьера для проникновения в отрасль новых фирм. Наконец, возникающие при прекращении производства большие безвозвратные издержки всегда выступают фактором, сдерживающим уход фирм из отрасли даже в случае убыточности производства. [15,стр.220-222]

 

 

3.4 Неэффективность и  эффективность монополистической  конкуренции

Несмотря на схожесть механизмов совершенной  и монополистической конкуренции, последняя обладает существенными  отличиями. Во-первых, при монополистической конкуренции долгосрочное равновесие отрасли достигается при объеме выпуска, для которого средние долгосрочные издержки не являются минимальными, что указывает на наличие в отрасли излишних производственных мощностей. Во-вторых, хотя монополистически конкурирующие фирмы могут и не получать экономической прибыли в долгосрочном периоде, их цены (PMK) не равны предельным издержкам производства. Первое свидетельствует о том, что предложение осуществляется фирмами по ценам (PMK) выше минимальных долгосрочных средних издержек, что оборачивается потерями эффективности в форме уменьшения благосостояния из-за недоиспользования мощностей (Q- Q MK).

Второе указывает на потери эффективности  в форме потери части излишка  потребителя из-за рыночной власти (PMK - PK).

Монополистическая конкуренция приводит к потерям эффективности за недоиспользования  производственных мощностей и реализации фирмами рыночной власти.

Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том, что в  отрасли действует больше фирм, чем  необходимо. Меньшее число фирм могло  бы предложить то же количество продукции  по более низким ценам. Однако в условиях монополистической конкуренции, где  фирмы обладают рыночной властью, сокращение числа фирм приведет лишь к росту  степени их рыночной власти, что  при отраслевом равновесии даст более  высокие цены. Так как рыночная власть фирм обусловлена дифференциацией  продукта, наличие излишних производственных мощностей служит своеобразной платой общества за эту дифференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее  продукт, тем ниже эффективность, и  наоборот. Поэтому суть проблемы заключается  в том, сколько готов потребитель  платить за ассортиментную дифференциацию. Так как рыночная власть фирм ограничена эластичностью спроса на их продукт, потери благосостояния при монополистической  конкуренции будут невелики. К  тому же неэффективность рынка компенсируется ростом благосостояния потребителей, вызванного расширением продуктового ассортимента.

Дифференциация продукта может  быть использована фирмой в качестве способа увеличения своей рыночной доли, особенно в случае, когда фирма  имеет положительную экономию от масштаба производства. Учитывая связь  между уровнем дохода и спросом, фирма будет возлагать плату  за дифференциацию на потребителей, имеющих  более низкую эластичность спроса.

.Иногда фирмы реализуют одну модель продукта по ценам даже ниже средних издержек, компенсируя потери за счет увеличения цен на другую модель продукта (перекрестное субсидирование). Учитывая, что определяющим моментом рынка монополистической конкуренции являются особые свойства продукта, фирмы стремятся обратить внимание потребителя именно на этот аспект. Поэтому одним из важнейших факторов воздействия на спрос является реклама. [15,стр. 222-224]

При монополистической конкуренции  долгосрочное равновесие отрасли достигается  при объеме выпуска, для которого средние долгосрочные издержки не являются минимальными, что указывает на наличие  в отрасли излишних производственных мощностей. Хотя монополистически конкурирующие  фирмы могут и не получать экономической  прибыли в долгосрочном периоде, их цены не равны предельным издержкам производства. Первое свидетельствует о том, что предложение осуществляется фирмами по ценам выше минимальных долгосрочных средних издержек, что оборачивается потерями эффективности в форме уменьшения благосостояния из-за недоиспользования мощностей. Второе указывает на потери эффективности в форме потери части излишка из-за рыночной власти.

Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том, что в  отрасли действует больше фирм, чем  необходимо. Меньшее их количество могло бы предложить то же количество продукции по более низким ценам. Однако в условиях монополистической  конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, сокращение количества фирм приведет лишь к росту степени  этой власти, что при отраслевом равновесии дает более высокие цены. Поскольку в данном случае рыночная власть обусловлена дифференциацией  продукта, наличие излишних производственных мощностей является своеобразной платой общества за такую дифференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее  продукт, тем ниже эффективность, и  наоборот. Поэтому суть проблемы заключается  в том, сколько потребитель готов  платить за ассортиментную дифференциацию. Учитывая, что рыночная власть фирм ограничена эластичностью спроса на продукцию, потери благосостояния при  монополистической конкуренции  будут невелики. К тому же неэффективность  рынков с монополистической конкуренцией в какой - то степени компенсируется за счет роста благосостояния потребителя, вызванного расширением ассортимента. [13,стр.144]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Теория монополистической  конкуренции Э.Чемберлина

4.1 Модель Э.Чемберлина дифференциации продукта

Вклад американского экономиста Э.Чемберлина (1899-1967) заключается, среди прочего  в том, что он был первым, кто  ввел в экономическую теорию понятие "монополистической конкуренции". Это явилось вызовом традиционной экономической науке, согласно которой  конкуренция и монополия - взаимоисключающие  понятия, и которая отдельные  цены предлагала объяснять либо в  категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Согласно же взгляду Чемберлина, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Модель Чемберлина предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). Но как же образуется такая структура? Исходя из концепции "экономического человека", логично предположить, что предприниматель в своем стремлении к получению максимальной прибыли стремится захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремится создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента.

Каждая фирма, добившись некоторой  дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке его сбыта. Возникает монополия по дифференциации продукта, которая предполагает ситуацию, когда производя определенный продукт, отличный от продукции других фирм, фирма обладает частичной рыночной властью. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно  приведет к потере всех покупателей. При этом дифференциация продукта, по Чемберлину, трактуется достаточно широко - она включает в себя не только различные свойства продукта, но все  условия реализации и услуги, сопутствующие  продаже, а также пространственное нахождение. Как пишет сам Чемберлин: "Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства - фабричные  марки, фирменные названия, своеобразие  упаковки... или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация также может существовать в отношении  условий, сопутствующих продаже  товаров. В розничной торговле эти  условия включают в себя такие  факторы, как удобство местонахождения  продавца, общая атмосфера или  общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация  как честного дельца, любезность, деловая  сноровка и все личные узы, которые  связывают его клиентов либо с  ним самим, либо с теми, кто у  него работает. Поскольку эти и  всякие иные - неосязаемые факторы  варьируются от продавца к продавцу, то "продукт" выступает в каждом случае различным, ибо покупатели в  большей или меньшей степени  учитывают эти вещи, и, можно сказать, что они покупают их наравне с самим товаром. Если иметь в виду две указанные стороны дифференциации, то становится очевидным, что все продукты,  в сущности, отличаются друг от друга - по меньшей мере, слегка отличаются - и что в обширной области хозяйственной деятельности дифференциация играет важную роль".[10,стр.144-145]

Если так трактовать монополию, то необходимо признать, что она  существует во всей системе рыночных цен. Другими словами, там, где продукт  дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом и монополистом. Пределы же власти этой группы монополистов ограничены, поскольку контроль над  предложением товаров частичный: вследствие существования товаров-заменителей (субститутов) и возможной высокой  эластичности спроса по цене. Монополизм, обусловленный дифференциацией  продукта означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительских качеств продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить  себя в привилегированное положение  на рынке. Иными словами, в условиях монополии по дифференциации продукта монопольная прибыль может возникнуть там, где при определенной защите от вторжения конкурентов может  быть создан и приумножен имеющийся  спрос на определенную продукцию.

Информация о работе Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина