Монополистическая конкуренция и эффективность.

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:46, реферат

Краткое описание

Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Монополистическую конкуренцию можно определить как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку.

Файлы: 1 файл

Монополистическая конкуренция и эффективность.docx

— 141.62 Кб (Скачать)

     Монополистическая конкуренция и  эффективность.

     Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным  входом на рынок и выходом с  рынка. Монополистическую конкуренцию можно определить как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку.

     Понятие "монополистическая конкуренция" восходит к одноименной книге  американского экономиста Эдуарда  Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г.

     Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа  с положением монополии, ибо отдельные  монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие  множества мелких фирм, а также  свободный вход на рынок и выход  с рынка, т. е. возможность появления  новых фирм.

     Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

     а) наличие множества продавцов  и покупателей (рынок состоит  из большого числа независимых фирм и покупателей);

     б) свободный вход на рынок и выход  с него.(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);

     в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);

     г) совершенная информированность  продавцов и покупателей об условиях рынка;

     д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

     Определение объема продукции  в условиях монополистической  конкуренции

     Спрос на продукцию отражает кривая спроса, показывающая суммарный объем продукции, поставляемой фирмой при каждом значении цены. Кривая спроса на продукцию, как  и у фирмы-монополиста, является убывающей с той лишь разницей, что она более эластична, поскольку  продавец в условиях монополистической  конкуренции встречается с относительно большим числом конкурентов, выпускающих  товары-субституты. Чем больше конкурентов  и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной является кривая спроса. В условиях монополистической  конкуренции кривая предельного  дохода (MR) расположена ниже кривой спроса производителя (D), и ее наклон будет составлять половину угла наклона  линии спроса.

     

     Рис1. Спрос на продукцию монополистической фирмы 

     В коротком периоде в условиях монополистической  конкуренции фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (ОР) и объема выпуска (OQ), которая уравнивает предельные издержки (МС) и предельный доход (MR). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль.

     

     Рис2. Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции 

     В долгом периоде максимизация прибыли  предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход  равен долгосрочным предельным издержкам. В долгом периоде сверхприбыли стимулируют  новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т. е. сдвигает кривую спроса влево. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут.

     

     Рис.3. Длительное равновесие монополистической  конкуренции 

     Фирма по-прежнему максимизирует прибыль  при такой комбинации цены (ОРе) и объеме выпуска (OQе), когда предельные издержки равны предельному доходу. Однако в этом случае фирма извлекает лишь нормальную прибыль. Равновесие на уровне нормальной прибыли в долгом периоде аналогично равновесию фирмы при совершенной конкуренции с той разницей, что монополистическая конкуренция вызывает менее эффективную действенность рынка. В условиях монополистической конкуренции фирма выпускает меньше продукта и реализует его по более высокой цене в сравнении с совершенной конкуренцией. Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то она касается долгосрочной кривой средних издержек слева от точки минимума последней. Следовательно, размер каждой фирмы меньше оптимального, вследствие чего на рынке образуется избыточная мощность.

     

     Каковы  экономические последствия монополистической  конкуренции? Во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности. Во-вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая  потребителю. В-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и  его совершенствования. В-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование  рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.

     Избыточная  производственная мощность иллюстрируется на рис.4:

     

     Рис.4.Избыток  мощности

     Из  рис. 4 видно, что минимум LATC, точка  М, в которой LMC пересекает LATC, расположена  правее точки Е, которой соответствует прибыле максимизирующий выпуск долгого периода qE. Эффективность применяемых в производстве ресурсов достигается тогда, когда средние издержки в долгом периоде минимальны. Эта эффективность будет достигнута при выпуске qM, соответствующем минимуму долгосрочных средних издержек (точка М). Но прибыле максимизирующий выпуск монополистически конкурентной фирмы составит лишь qE, что много меньше qM. Разность между qM и qE называют избытком мощности.

     Эффективность монополистической  конкуренции

     Экономическая эффективность – отношение между затратами редких ресурсов и производимым в результате их использования объемом товаров или услуг.

     Эффективное использование ограниченных ресурсов требуется соблюдение двух условий: эффективности распределения ресурсов и эффективности производства. 

     Для достижения эффективность распределения ресурсов они должны быть распределены между фирмами и отраслями таким образом, чтобы обеспечить производство определенного ассортимента продуктов, которые более всего нужны обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно как-либо изменить структуру совокупного продукта, чтобы при этом получать чистую выгоду для общества.

     Эффективность производства – требует, чтобы каждый товар, входящий в этот оптимальный ассортимент продуктов (достигаемый при эффективном распределении ресурсов), производился наименее дорогостоящим способом.

     Экономическая эффективность требует выполнения тройного равенства Р = min(AC) = MC. Самая высокая эффективность использования ресурсов и производственная эффективность обеспечиваются тогда, когда равновесие производителя достигается при равенстве цены, предельных и минимальных средних издержек. Эффективность гарантирует потребителям получения самого большого объема продукции по наиболее низким ценам, которые вообще возможны при существующей технологии и затратах производства. при монополистической конкуренции равновесие производителя никогда не может быть достигнуто при равенстве цены предельным издержкам. Ведь равновесие наступает в точке пересечения кривой предельных издержек с кривой предельного дохода, то есть когда МС =MR. Поскольку же цена всегда больше предельного дохода, то и в точке равновесия она будет больше  предельных издержек. Для равновесия фирмы в условиях монополистической конкуренции справедливо такое неравенство: 

                                                            Р > MC.                                               

           Это означает, что  элемент монополизма, что присущей монополистической конкуренции, всегда вызывает некоторое недоиспользование  ресурсов для производства товаров. Если цены на какой-то товар превышают  предельные издержки на его получение, это свидетельствует о том, что  общество оценивает дополнительные единицы этого товара выше, чем  альтернативные товары, которые можно  было бы произвести при тех же издержках. Поэтому можно считать, что монополистическая  конкуренция не обеспечивает оптимального распределения и использования  ресурсов. Наоборот, наблюдения дают массу  примеров недоиспользования производственных мощностей фирмами, ориентированными на монополистическую конкуренцию. Скажем, многие из рядовых граждан  испытывают удивление, когда неподалеку от одной бензоколонки открывается  новая, хотя и на первой  клиентов немного. Именно превышение цены над предельными издержками позволяет обоим производителям получать экономическую прибыль при условии недогрузки мощностей.

           Монополистическая конкуренция не способна обеспечить самую высокую производственную эффективность, то есть равенство цен  минимальным средним издержек. Ведь пересечение кривых предельных и  средних издержек приходится на точку  минимума последних. Для достижения максимальной производственной эффективности  необходимо, чтобы через эту точку  синхронно прошли кривые спроса и  предельного дохода. Поскольку они  не совпадают, то достижение самой высокой  эффективности для монополистической  конкуренции принципиально невозможно. Наоборот, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах цена выше за минимальных средних издержек: 

                                                     Р > ATC min.                                          

     Поэтому потребители всегда вынуждены платить  на рынке монополистической конкуренции  за единицу продукции больше, чем  это могло бы быть на конкурентном рынке.

           Таким образом, недогрузка мощности предприятий и завышенные цены - вот плата общества за монополистическую  конкуренцию. Однако даже это весьма критическое замечание не дает достаточно оснований для однозначно отрицательной  оценки монополистической конкуренции. Дело в том, что ориентация на монополистическую  конкуренцию постоянно нацеливает фирму на поиск вариантов выделения  своего продукта среди аналогичных  товаров отрасли, наиболее полно  учитывая при этом разнообразие потребностей потребителей. 

Информация о работе Монополистическая конкуренция и эффективность.