Конкуренция и монополистическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Оглавление

Введение.......................................................................................................... 3
Глава I. Конкуренция и монополия......................................................... 5
Конкуренция как центральное звено рыночного механизма............. 5
Совершенная и несовершенная конкуренция....................................... 7
Взаимосвязь между конкуренцией и монополией................................ 14
Возникновение монополии...................................................................... 16
Сущность и виды монополии.................................................................... 18
Монополистические объединения............................................................ 22
Глава II. Антимонопольное регулирование........................................... 25
Становление антимонопольной политики в России.............................. 25
Недобросовестная конкуренция............................................................... 29
Сдерживание недобросовестной монопольной практики................... 32
Способ антимонопольного регулирования экономики........................ 34
Заключение..................................................................................................... 36
Библиографический список........................................................................ 38

Файлы: 1 файл

курсовая Предпринимательское право.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего  
профессионального образования

«Уральский государственный экономический  университет»

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Курсовая работа по предпринимательскому праву

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Марина Александровна Григорьева

Студент Центра дистанционного образования

гр. ЭПБ-08  КФ

_______________________________

              (подпись)

Научный руководитель Мансуров Г.З.

_______________________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

Предварительная оценка________

Дата защиты__________________

Оценка_______________________

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2012

Оглавление

 

 

Введение.......................................................................................................... 3

 

Глава I. Конкуренция и монополия......................................................... 5

 

    1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма............. 5
    2. Совершенная и несовершенная конкуренция....................................... 7
    3. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией................................ 14
    4. Возникновение монополии......................................................................  16
    5. Сущность и виды монополии.................................................................... 18
    6. Монополистические объединения............................................................ 22

 

Глава II. Антимонопольное регулирование...........................................  25

 

    1. Становление антимонопольной политики в России..............................  25
    2. Недобросовестная конкуренция...............................................................  29
    3. Сдерживание недобросовестной монопольной практики...................  32
    4. Способ антимонопольного регулирования экономики........................  34

 

Заключение.....................................................................................................  36

 

Библиографический список........................................................................  38

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов  эти проблемы остро стали перед  Россией: без принятия твердых и  последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Любая попытка исследовать  отдельную отрасль экономики  была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько  основных рыночных структур, или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют экономику.

В данной курсовой работе мы рассмотрим такое понятие как  “конкуренция”, включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

Мы так же подробно рассмотрим и проанализируем отдельный  вид несовершенной конкуренции  монополию и рассмотрим ее виды.

Монополия представляет собой крайний случай несовершенной  конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения  других.

Так как монополия  оказывает негативное влияние на экономику рассмотрим такое понятие  как антимонопольное регулирование.

Три     основных    дефекта    дают    экономическое     оправдание

государственного    регулирования:    монопольная    власть,    внешние факторы  и несовершенная информация.

На мой взгляд, полезно  время от времени проводить различие, сравнение и взаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и  олигополией.

 

Глава I. Конкуренция и монополия

 

1.1 Конкуренция  как центральное звено рыночного  механизма

 

Роль конкуренции в  хозяйственной жизни общества глубока  и многогранна. Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция выступает в качестве механизма регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования.

Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов. С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция - это процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.

Обеспечивая равные принципы состязательности, конкуренция противодействует абсолютному доминированию какого-либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы - новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.

Наконец конкуренция - это  условие рыночной активности. Задавая  критерии эффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь «вечным двигателем» развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг, применение новых методов предпринимательства становится  повседневной  заботой  конкурентов.

Конкуренция - это соперничество  между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.1

Предмет конкуренции  – товар, посредством которого соперники  стремятся завоевать потребителя  и его деньга.

Объект конкуренция - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

Конкуренция на рынке  имеет свои  функции:

1) выявление или установление  рыночной стоимости товара;

2) выравнивание индивидуальных  стоимостей и распределение прибыли   в  зависимости от различных  затрат труда;

3) регулирование перелива  средств между отраслями и производствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Совершенная  и несовершенная конкуренция

 

Совершенная конкуренция

 

Совершенная конкуренция  существует в таких сферах деятельности, где действуют много мелких продавцов  и покупателей идентичного товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения  в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют “рынок свободной конкуренции”.

Существование огромного  количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большой информацией о рынке, чем остальные продавцы, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить которые вне его власти, ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода “рыночного” перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей.

В тоже самое время  у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной  конкуренции:

• большое количество мелких продавцов и покупателей;

• продаваемый продукт  однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;

• невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи  создает условия для постоянного  колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;

• полная свобода «входа» на рынок и «ухода».

В реальной экономической  действительности рынок совершенной  конкуренции в строгом теоретическом  значении, как это изложено выше, практически не встречаются. Он представляет собой так называемую «идеальную»  структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но         все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации.

При наличии конкуренции  на рынке производителя с целью  получения максимальной прибыли  стремятся снизить издержки производства на единицу продукции, В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно - технический усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно - технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме - новатору большой доход. Уместно вспомнить, как в конце прошлого века английский экономист рассуждал о двух типах конкуренции созидательной и разрушительной.2

Конкуренция создает  у производителей стимулы к постоянному  разнообразию предлагаемых товаров  и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит за счет дифференцирования отдельного продукта. Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.

“Совершенным конкурентом” является тот, кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или понижения. В свою очередь “полностью конкурентной отраслью” является такая отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов.

 

Несовершенная конкуренция.

 

Рынки, на которых либо покупатели либо продавцы принимают  в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий  для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.

Фирма является «несовершенной»  до тех пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых  отраслей, а не горизонтальную линию  спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной конкуренцией.

На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов  и покупателей, ни один из которых  не является достаточно крупным для  того, чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.

Информация о работе Конкуренция и монополистическая деятельность