Конкуренция и монополистическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Оглавление

Введение.......................................................................................................... 3
Глава I. Конкуренция и монополия......................................................... 5
Конкуренция как центральное звено рыночного механизма............. 5
Совершенная и несовершенная конкуренция....................................... 7
Взаимосвязь между конкуренцией и монополией................................ 14
Возникновение монополии...................................................................... 16
Сущность и виды монополии.................................................................... 18
Монополистические объединения............................................................ 22
Глава II. Антимонопольное регулирование........................................... 25
Становление антимонопольной политики в России.............................. 25
Недобросовестная конкуренция............................................................... 29
Сдерживание недобросовестной монопольной практики................... 32
Способ антимонопольного регулирования экономики........................ 34
Заключение..................................................................................................... 36
Библиографический список........................................................................ 38

Файлы: 1 файл

курсовая Предпринимательское право.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Но с другой стороны, количество негативных факторов существования  монополий значительно больше и  первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия  создает экономические предпосылки  для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.10

Таким образом, монополия  обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального  рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред производству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Сдерживание недобросовестной монопольной практики

 

Вследствие «очевидных»  для большинства населения и  средств массовой информации негативных последствий монополизации правительство берет деятельность монополий под контроль.

        При этом Государство не стремится  сделать все рынки совершенно  конкурентными, а пытается устранить  серьезные недостатки рынка. Оно  создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:

  • охрана и поощрение конкуренции;
  • контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
  • контроль над ценами;
  • защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.

Пока существуют монопольные  рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью  проводится антимонопольная политика. Она не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

            Государство стремится не допустить  превращения крупного бизнеса,  возникшего на основе концентрации  и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма.     Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Способ антимонопольного регулирования экономики

 

Как мы уже знаем, конкуренция  есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики  и интересов всех членов общества.

Когда же предприниматели  заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровня цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этих случаях становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.

Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование.11

Антимонопольное регулирование  – предупреждение ограничения и  пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное регулирование  включает в себя: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства, бывают случаи, когда фирма, увлеченная в систематическом использовании   методов   нечестной   конкуренции   и   проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную  профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы  сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это - снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот - поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и.т.д.

Наиболее эффективной  и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - регулирование структуры  отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на “горизонтальной» и «вертикальной” основе.

С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное  положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.

Мы выяснили, что для  того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли. Особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая  свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество  продавцов, легкость вхождения и  дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.

Три основных дефекта  рынка дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация.

Государственное регулирование  экономики представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики.

С помощью государственного регулирования экономики и различных  антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно  достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Курс микроэкономики. Учебник. Под редакцией Р. М. Нуреева.  2000 г.
  2. Официальный сайт МАП Российской федерации.
  3. А.С. Селищев, “Микроэкономика”, 2-е издание
  4. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003.
  5. сайт по макро и микро экономике http://osnbisn.narod.ru/micro.htm
  6. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. – М.: Юристь, 1996.
  7. Основы   предпринимательской   деятельности.   Под   ред. Власовой М.: «Финансы и статистика», 1994 г.
  8. Советский  энциклопедический  словарь,  издание   4,  М., Советская энциклопедия. 1987 г.
  9. Экономическая теория: Учебн. Пособие: В 4 ч. Ч. 1: Основы политэкономического

анализа рыночного хозяйства / Под ред. В.А. Пешехонова, А.А. Шевелева. – СПб.: ОЦЭиМ, 2003.- 124 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Советский  энциклопедический  словарь,  издание   4,  М., Советская энциклопедия. 1987 г.

2 Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. С. 61-64

3 Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М., 1996. С. 41

4 Патенты и лицензии: ежемесячный науч.-практ. журнал/ Гл. редактор Н.П. Кузнецова. С. 6-14

5 Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003. С. 137-138.

6 Аристотель. Соч. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 396-397

7 Экономическая теория: Учебн. Пособие: В 4 ч. Ч. 1: Основы политэкономического

анализа рыночного хозяйства / Под  ред. В.А. Пешехонова, А.А. Шевелева. –  СПб.: ОЦЭиМ, С. 45

8  Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7

9 Комментарий к закону о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. А. П. Ткачев. – М.: Юстицинформ 2002. С. 128

10 Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. – М.: Юристь, 1996. – С. 108.

11 Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003. С. 151




Информация о работе Конкуренция и монополистическая деятельность