Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:42, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Введение.......................................................................................................... 3
Глава I. Конкуренция и монополия......................................................... 5
Конкуренция как центральное звено рыночного механизма............. 5
Совершенная и несовершенная конкуренция....................................... 7
Взаимосвязь между конкуренцией и монополией................................ 14
Возникновение монополии...................................................................... 16
Сущность и виды монополии.................................................................... 18
Монополистические объединения............................................................ 22
Глава II. Антимонопольное регулирование........................................... 25
Становление антимонопольной политики в России.............................. 25
Недобросовестная конкуренция............................................................... 29
Сдерживание недобросовестной монопольной практики................... 32
Способ антимонопольного регулирования экономики........................ 34
Заключение..................................................................................................... 36
Библиографический список........................................................................ 38
Но с другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным
фактором наличия монополий является
торможение ими развития научно-технического
прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия
создает экономические
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.10
Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред производству.
2.3 Сдерживание недобросовестной монопольной практики
Вследствие «очевидных» для большинства населения и средств массовой информации негативных последствий монополизации правительство берет деятельность монополий под контроль.
При этом Государство не
Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Она не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.
Государство стремится не
2.4 Способ антимонопольного регулирования экономики
Как мы уже знаем, конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.
Когда же предприниматели заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровня цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этих случаях становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.
Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование.11
Антимонопольное регулирование – предупреждение ограничения и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Антимонопольное регулирование включает в себя: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.
Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства, бывают случаи, когда фирма, увлеченная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.
Организационный механизм
имеет своей целью
Наиболее эффективной
и развитой формой государственного
регулирования монопольной
С помощью государственного
регулирования экономики и разл
Заключение
Большинство рыночных ситуаций
в реальном мире занимают промежуточное
положение между крайними случаями
совершенной конкуренции и
Мы выяснили, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли. Особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.
На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.
Три основных дефекта рынка дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики.
С помощью государственного
регулирования экономики и
Библиографический список
анализа рыночного хозяйства / Под ред. В.А. Пешехонова, А.А. Шевелева. – СПб.: ОЦЭиМ, 2003.- 124 с.
1 Советский энциклопедический словарь, издание 4, М., Советская энциклопедия. 1987 г.
2 Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. С. 61-64
3 Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М., 1996. С. 41
4 Патенты и лицензии: ежемесячный науч.-практ. журнал/ Гл. редактор Н.П. Кузнецова. С. 6-14
5 Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003. С. 137-138.
6 Аристотель. Соч. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 396-397
7 Экономическая теория: Учебн. Пособие: В 4 ч. Ч. 1: Основы политэкономического
анализа рыночного хозяйства / Под ред. В.А. Пешехонова, А.А. Шевелева. – СПб.: ОЦЭиМ, С. 45
8 Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7
9 Комментарий к закону о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. А. П. Ткачев. – М.: Юстицинформ 2002. С. 128
10 Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. – М.: Юристь, 1996. – С. 108.
11 Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003. С. 151
Информация о работе Конкуренция и монополистическая деятельность