Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность экономического роста и его особенности в условиях мирового экономического кризиса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность, факторы и показатели экономического роста;
изучить модели экономического роста;
провести сравнительный анализ моделей эндогенного и экзогенного экономического роста;
оценить вклад факторов производства в экономический рост Республики Беларусь, выявить проблемы и перспективы экономического роста.
Введение 3
1 Теория экономического роста: способы измерения, типы, факторы 6
2 Сравнительный анализ моделей эндогенного и экзогенного экономического роста 15
3 Вклад факторов производства в экономический рост Республики Беларусь: проблемы и перспективы 32
Заключение 56
Список использованных источников 59
Для измерения экономического роста, особенно при сопоставлении на международном уровне, широко используется и такой показатель, как «величина ВВП на душу населения» (и темпы его роста). Эти показатели обычно используются для характеристики уровня жизни и динамики благосостояния населения той или иной страны. При этом следует иметь в виду некоторую условность этих показателей в качестве индикаторов уровня жизни, их усредненность. Ведь между производством конечных благ и их потреблением, а именно последнее характеризует уровень жизни, лежит область их распределения.
Не менее важным является и то, как используется ВВП: если все увеличивающаяся его доля потребляется непроизводительно (например, направляется на развитие военно-промышленного комплекса), то тем меньше его доля, поступающая в непосредственное потребление населения. Отвлечение значительной части ВВП (на нужды военной промышленности или содержание государственного аппарата) уменьшает возможности развития производства в соответствии с его естественным назначением.
При одинаковом объеме реального национального продукта его величина, приходящаяся надушу населения, будет зависеть от численности населения данной страны. Так, ВВП Индии почти па 70 % превосходит ВВП Швейцарии, однако по доле его, приходящейся на душу населения, Индия отстает от Швейцарии более чем в 60 раз. Поэтому, если изменение ВВП использовать как обобщенный показатель жизненного уровня, необходимо учитывать изменения, происходящие в численности населения.
Что касается темпов изменения этого показателя (реальный ВВП на душу населения), то при одинаковых темпах разница в жизненном уровне населения будет становиться все большей и большей.
Различают два типа экономического роста – «экстенсивный» и «интенсивный» [7, с. 102].
Экстенсивный экономический рост предполагает использование дополнительной массы факторов производства: труда, земли, оборудования на неизменной технической основе по сравнению с предыдущим периодом.
Интенсивный экономический рост – такой тип роста, когда происходит использование более совершенных факторов производства (труда, земли, оборудования) на более совершенной технической и технологической основе по сравнению с предыдущим периодом (рис. 1).
В реальной хозяйственной практике нет чисто экстенсивного и чисто интенсивного типа, поскольку они переплетаются. Поэтому говорят о преимущественно экстенсивном и преимущественно интенсивном типах экономического роста в зависимости от доли тех или иных факторов, обусловивших этот рост.
Процесс экономического роста включает в себя взаимодействие его факторов. В макроэкономике выделяют три группы факторов экономического роста [2, с. 230]:
Рисунок 1 – Типы экономического роста и их содержание
Источник: [7, с. 103]
Решающее значение в экономическом росте имеют факторы предложения. Общее представление о взаимодействии названных трех групп факторов экономического роста иллюстрирует кривая производственных возможностей.
Она отражает совмещение разновидностей производства различных благ, которые могут быть выпущены при данном количестве и качестве людских, природных ресурсов, основного капитала и существующей технологии (рис. 2).
Инвестиционные
товары
A
C Экономический рост
0
Рисунок 2 – Кривая производственных возможностей
Источник: [2, с. 231]
На рис. 2 показано, что любая точка на кривой производственных возможностей означает максимальный объем выпуска двух товаров. Когда объемы производства в стране соответствуют точке на кривой производственных возможностей, факторы применяются в процессе производства эффективно. Каждая точка внутри кривой показывает, что факторы применяются не оптимально. Все точки, расположенные за кривой, свидетельствуют о недостаточном уровне производства в результате ограниченности ресурсов. Экономический рост осуществляется в том случае, когда прежде не применяемые факторы производства начинают использоваться, и экономика передвигается из внутренней точки в точку на кривой производственных возможностей, Рост наблюдается и тогда, когда кривая производственных возможностей сдвигается вправо.
Относительно
необходимости экономического роста
у экономистов различных
При классификации источников экономического роста используются различные признаки, но во всех классификациях выделяются внутренние и внешние факторы в качестве основных причин или движущих сил экономического развития. К внутренним факторам относятся:
Внешние факторы экономического роста включают:
Обоснование траектории устойчивого экономического роста должно базироваться на комплексной оценке всех факторов, однако при этом необходимо учитывать изменение роли важнейших из них в условиях перехода к новому технологическому укладу. Прежде всего, следует указать на снижение значения для экономического роста фактора природных ресурсов. Как свидетельствует мировой опыт, богатые природными ресурсами страны, как правило, не достигают высокого уровня социально–экономического развития. Они начинают либо торговать природными ресурсами, превращаясь в сырьевую базу экономически развитых государств, либо применять устаревшие материалоемкие технологии, постепенно отставая в техническом развитии. В то же время страны, не обеспеченные природными ресурсами, вынуждены разрабатывать ресурсосберегающие технологии, создавать наукоемкие производства и передовые отрасли обрабатывающей промышленности, обеспечивая высокий уровень социально–экономического развития (Япония, Швейцария, Германия).
Экономическая теория объясняет данный факт тем, что применение все новых дополнительных ресурсов приводит к их удорожанию и росту издержек (усложнение условий добычи, необходимость освоения новых труднодоступных регионов залегания запасов, затраты на обустройство территории), делая невыгодным расширение производства. Кроме того, увеличению объемов потребления ресурсов противостоит закон убывающей отдачи факторов производства: при росте фактора его предельная производительность падает.
Излишек
свободных ресурсов может даже отрицательно
повлиять на экономический рост. Например,
вовлечение дополнительных трудовых ресурсов
в экономику слаборазвитых
В настоящее время основу быстрого экономического развития составляют человеческий капитал в форме знаний, высококвалифицированных кадров, инновации, инвестиции, интеграция в международное разделение труда.
Человеческий капитал – это не просто совокупность физических и духовных ценностей, знаний, навыков, способностей, уровня образования, которыми обладает человек, но и их накопленные запасы. Целесообразно используемые в той или иной сфере, эти составляющие человеческого капитала способствуют научно–техническому и социальному прогрессу, устойчивому экономическому развитию. Человеческий капитал является одним из главных факторов, обеспечивающих переход к V и VI технологическим укладам, формирующим новое постиндустриальное общество.
Инновационная и инвестиционная деятельность – важнейшие движущие силы структурной перестройки и источники нового качества экономического роста. Инновационная деятельность на современном этапе характеризуется следующими основными чертами:
В современных условиях важнейшим фактором экономического роста является «научно–технический прогресс» (НТП), т. к. именно он, степень использования его достижений определяют современный тип экономического роста.
НТП –
это постепенное
Экономисты особо выделяют «научно–техническую революцию» (НТР) – качественный скачок в развитии производительных сил общества, переворот в технике и технологии производства.
Обобщающим признаком современной НТР становится превращение науки в непосредственную производительную силу общества. НТР изменяет и самого работника: предъявляет качественно новые и более высокие требования к его образованию, к профессиональным навыкам, отношению к делу, способности быстро переключаться на новые виды деятельности, творческому подходу к выполняемой работе и т. д.
Рыночная
экономика вызывает к жизни и
приводит в движение и такой фактор
экономического роста, как предпринимательство.
От того, в какой степени реализуются
способности к
Информация о работе Модели экономического роста: концептуальный подход