Модели экономического роста: концептуальный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить сущность экономического роста и его особенности в условиях мирового экономического кризиса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность, факторы и показатели экономического роста;
изучить модели экономического роста;
провести сравнительный анализ моделей эндогенного и экзогенного экономического роста;
оценить вклад факторов производства в экономический рост Республики Беларусь, выявить проблемы и перспективы экономического роста.

Оглавление

Введение 3
1 Теория экономического роста: способы измерения, типы, факторы 6
2 Сравнительный анализ моделей эндогенного и экзогенного экономического роста 15
3 Вклад факторов производства в экономический рост Республики Беларусь: проблемы и перспективы 32
Заключение 56
Список использованных источников 59

Файлы: 1 файл

Модели экономического роста 1.docx

— 916.94 Кб (Скачать)

В перспективе  бюджетно-налоговая политика должна быть ориентирована на поддержку финансовой стабильности в стране при выполнении социальных обязательств государства. С этой целью необходимо дальнейшее сокращение количества государственных программ, финансируемых из бюджета, а также реализация следующих мероприятий:

  • усовершенствование системы оценки эффективности бюджетных расходов за счет развития системы аудита государственных расходов в различных сферах бюджетной деятельности;
  • переход от сметного финансирования бюджетных организаций на финансирование конечных результатов их деятельности, то есть на оплату бюджетных услуг с учетом их количества и качества;
  • постепенный переход к программно-целевому методу бюджетного планирования, разработка законодательной базы среднесрочного финансового планирования.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2012 г. № 418 «О важнейших параметрах прогноза социально–экономического развития на 2013 год» темп роста экспорта товаров и услуг должен составить 115,2 %, что позволит достичь положительного сальдо в размере 0,7 % к ВВП [11]. Для выполнения данных прогнозных параметров на 2013 г. необходимо в ближайшей перспективе:

  • унифицировать налоговое законодательство в условиях создания Единого экономического пространства на основе гармонизации стандартных ставок основных налогов и расширения сферы применения международных стандартов финансовой отчетности;
  • создать специализированный государственный экспортный банк на базе Банка развития Республики Беларусь;
  • совершенствовать нормативно–правовую базу по вопросам государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в направлении усиления развития экспорта, в том числе механизма экспортного кредитования и страхования, международного лизинга, выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом, финансирования институтов поддержки экспорта;
  • оптимизировать логистические схемы поставки промежуточных товаров на основе мониторинга цен на комплектующие, сырье и материалы, закупаемые как на внешнем, так и на внутреннем рынках;
  • активизировать информирование зарубежных деловых кругов и загранучреждений на территории Республики Беларусь об экспортных и инвестиционных возможностях белорусских предприятий;
  • законодательно предусмотреть механизм стимулирования максимального использования местных ресурсов при производстве экспортоориентированной и импортозамещающей продукции с целью снижения импортоемкости ВВП;
  • законодательно предусмотреть предоставление земли в частную собственность при инвестировании более 30 млн. долл. США в создание экспортоориентированного промышленного производства с высокой добавленной стоимостью.

В сфере  повышения энергоэффективности [3, с. 19]:

– организовать систему мониторинга изменения энергоемкости ВВП, основанную на оценке вклада основных факторов, влияющих на энергоемкость ВВП, к которым относятся: структурные сдвиги в промышленности, изменение загрузки использования производственных мощностей в производственных процессах, изменение цен на ТЭР, фактор климата, технологический фактор. Предлагаемая детализация анализа изменения энергоемкости ВВП будет способствовать созданию объективного механизма экономического стимулирования эффективного использования ТЭР;

  • пересмотреть методику расчета энергоемкости ВВП в пользу натурально–стоимостных единиц измерения (кг условного топлива/долл. США, или кг нефтяного эквивалента (долл. США) как в целом по республике, так и по отраслям экономики для более адекватного выявления резервов снижения энергоемкости ВВП республики.

В сфере  инвестиционной деятельности:

  • отменить требование о размере уставного фонда 20 тыс. долл. США для признания юридических лиц в качестве коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Установить иные критерии для отнесения организации к коммерческим организациям с иностранными инвестициями (например, в долях от уставного фонда);
  • определить транснациональные корпорации, с которыми целесообразна проработка совместных инвестиционных проектов;
  • организовывать размещение акций, облигационных займов и других форм привлечения иностранных инвестиций предприятиями, обладающими корпоративным рейтингом, на внешних финансовых рынках;
  • регулярно проводить мероприятия международного уровня по привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе экономических и инвестиционных форумов, конференций и семинаров.

Согласно прогнозным документам в 2013 г. темп роста инвестиций в основной капитал для министерств и концернов будет находиться в пределах 70-106 % к 2012 г., для облисполкомов – 95-105 %, для Минского горисполкома – 100-101 %. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал по сравнению с 2012 г. обусловлено двумя основными факторами: обеспечением бездефицитного бюджета как основного условия снижения инфляции и объемов эмиссионного кредитования экономики.

В этой связи  необходимо следующее:

  • установить приоритет в получении льгот и преференций для инвестиционных договоров, предусматривающих реализацию инвестиционных проектов по созданию и расширению видов производств, в развитии которых заинтересована Республика Беларусь;
  • с целью повышения роли национальных сбережений в финансировании инвестиций обеспечить создание институтов коллективных инвесторов в виде венчурных и паевых инвестиционных фондов. Для этого следует ускорить принятие закона «О венчурной деятельности», а также нормативной базы, регламентирующей вопросы создания и функционирования паевых инвестиционных фондов.

Приведенные меры не охватят всего комплекса  проблем социально–экономического развития страны, но послужат основой макроэкономической стабилизации и сбалансированного развития экономики. Наряду с отмеченными существуют и другие важные аспекты, которые окажут значительное влияния на экономическое развитие Беларуси в перспективе.

Исследования  показывают, что вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) отразится на экономике Республики Беларусь. Согласно договору о функционировании Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России в условиях многосторонней торговой системы обязательства, принятые первой присоединившейся к ВТО страной, автоматически распространяются на другие страны – участницы Таможенного союза, которые еще не завершили процесс присоединения к ВТО. Таким образом, страна, присоединившаяся к ВТО первой, получает преимущества в виде улучшения условий реализации своих товаров на рынках стран – членов ВТО, а другим не будет предоставлен доступ на рынки стран – членов ВТО в режиме наибольшего благоприятствования.

В данной связи важнейшей задачей Республики Беларусь является скорейшее присоединение к ВТО в результате проведения самостоятельных переговоров на основе экономически обоснованной, сбалансированной позиции, учитывающей интересы как национальных товаропроизводителей, так и производителей стран – участниц Единого экономического пространства.

Кроме того, необходима разработка стратегии функционирования экономики Республики Беларусь в рамках Единого экономического пространства. Требуется долгосрочный просчет шагов и действий по извлечению выгод от участия в данном интеграционном формировании [3, с. 20].

Активные  интеграционные процессы, в которых  участвует Республика Беларусь, означают необходимость не только гармонизации в области политики создания единой экономической среды, но и уточнения научно–производственной специализации в связи с глобальными технологическими трендами. Все это обусловливает максимизацию потенциала каждой из сторон, взаимодополняющее развитие науки и технологического базиса, исключение дублирования направлений исследований. В результате должны сформироваться единые межгосударственные мультидисциплинарные исследовательские и технико-технологические цепочки, включающие научные и производственные организации, их коллективы и отдельных ученых.

В Беларуси научно–методологической базой системы государственного индикативного планирования для определения перспективных зон консолидации усилий, обоснования требуемых ресурсов и важнейших мероприятий служит Комплексный прогноз научно–технологического развития, который призван формировать институциональные условия для стимулирования инновационного развития страны. В нем должны быть отражены последовательные этапы построения будущей инновационной модели Беларуси и вовлекаемые в их реализацию материальные и иные ресурсы.

К приоритетным направлениям структурной политики белорусского государства на современном  этапе в контексте, с одной  стороны, сложившейся структуры  национальной экономики, с другой – глобализационных тенденций развития мировой экономики, следует отнести в первую очередь:

  • активное освоение современных информационных технологий;
  • развитие биотехнологий, обеспечивающих эффективное функционирование здравоохранения и АПК;
  • развитие нанотехнологий, способствующих существенному повышению конкурентоспособности отечественного машиностроения;
  • развитие лазерных технологий;
  • формирование современных транспортных узлов, обеспечивающих повышение эффективности и надежности перевозок;
  • развитие жилищного хозяйства, его радикальная модернизация;
  • формирование передовой информационной инфраструктуры на базе систем спутниковой, оптоволоконной и сотовой связи;
  • оздоровление окружающей среды на основе концепции устойчивого развития.

Реализация  этих приоритетов должна стать главной  целевой функцией как кратко–, так и средне– и долгосрочных социально–экономических программных разработок национального, регионального и отраслевого характера. Следует создавать и внедрять механизмы их ускоренного врастания в экономику страны.

Таковы  в самом общем виде основные направления  перспективной структурной трансформации  экономики Беларуси, обусловленные  стратегическими установками развития нашего общества, императивами времени, опытом развитых стран.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Экономический рост есть процесс увеличения объема материальных благ, повышения их качества в соответствии со структурой возрастающих потребностей. Экономический рост отражается не только через увеличение объема выпуска, но и через повышение  качества продукции. При оценке экономического роста следует учитывать состояние  производственного потенциала национальной экономики.

Экономический рост в масштабе всего общественного  производства представлен увеличением  годового объема производства товаров  и услуг.

Измерение экономического роста осуществляется с помощью показателя темпа прироста реального национального дохода или реального ВВП в целом  или на душу населения.

Многообразие  и многогранность экономического роста  обусловливают появление различных  теоретических моделей. Есть однофакторные, двухфакторные и многофакторные модели, статические и динамические, классические и национальные модели экономического роста.

Впервые в формализованных экономико-математических моделях американских экономистов П. Ромера и Р. Лукаса (США) выдвинута гипотеза об эндогенном характере важнейших производственно-технических нововведений, основанных на вложениях в технологический прогресс и в человеческий капитал. Модели эндогенного роста внешне похожи на неоклассические, но значительно отличаются от них исходными предпосылками и выводами. В традиционных неоклассических теориях роста утверждается, что экономический рост является результатом накопления физического капитала, увеличения рабочей силы и технологического прогресса, который повышает продуктивность труда и капитала. Темп роста населения, норма амортизации и темп технологического прогресса в неоклассических теориях являются экзогенными переменными.

Неоклассические теории роста ограничиваются предположением о том, что технологический прогресс имеет экзогенный характер, зависит  только от времени и реально слабо  связан с процессами внутри моделируемой системы. Недостаток данных моделей  заключается в том, что они  не дают информации о причинах роста, не содержат рекомендаций о возможных  способах ускорения технологического прогресса, а значит и роста экономики  в целом. Тем самым политика экономического роста, по сути, лишается своей основы, поскольку ключевой фактор роста  вследствие своего экзогенного характера  оказывается в роли «манны небесной», на которую государственная политика не может воздействовать. Теории эндогенного  экономического роста отвергают  неоклассическую посылку об убывающей  предельной производительности капитала, допускают возможность эффекта масштаба производства в рамках всей экономики и часто акцентируют внимание на влиянии внешних эффектов на рентабельность капиталовложений. В отличие от неоклассических они выступают за активное вмешательство государства в процесс развития.

Основная  идея теории Ромера состоит в следующем. Темп экономического роста находится  в теории Ромера в прямой зависимости  от величины человеческого капитала, сосредоточенного в сфере получения  нового знания. В отличие от теории Ромера, в теории Роберта Лукаса накопление человеческого капитала это активный экономический процесс, требующий определенных ресурсов и  выступающий причиной альтернативных издержек.

В теории Дж. Гроссмана и Е. Хэлпмана получена оценка эндогенного влияния наукоемких инноваций на темпы экономического роста.

Теории эндогенного роста позволили формализовать связь между механизмами экономического роста и процессами получения и накопления нового знания, материализуемого затем в технологических нововведениях. Данные теории исследуют причины различий в темпах экономического роста отдельных стран, эффективность тех или иных мер государственной научно–технической и промышленной политики и влияние процессов международной интеграции и торговли на темпы экономического роста.

Информация о работе Модели экономического роста: концептуальный подход