Модель IS-LM: совместное равновесие на рынках благ и денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью изучения данной темы является: показать условия и механизм достижения равновесных состояний на рынке благ и денег; раскрыть взаимодействие рынков благ и денег на базе соотношения функций IS («инвестиции — сбережения») и LM («предпочтение ликвидности — деньги»). Модель IS-LM изложена по следующей схеме: 1) обоснование условий равновесия на рынках благ и денег; графическое построение линий IS и L, отражающий функциональную зависимость процентной ставки i и дохода Y со стороны рынка благ и денег; 2) модель IS-LM (совместное взаимодействие рынков).

Оглавление

Введение……………………………………………………………….….………...3
Совместное равновесие на товарном и денежном рынках: общетеоретический и графический анализ…………………………...……6
Регулирование макроэкономических процессов в рамках модели IS-LM фискальными и монетарными рычагами……………………………...…..19
Анализ динамики компонентов модели IS-LM в Республике Беларусь…………………………………………………………….……….29
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список литературы………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Модель IS-LM Губарева Оля послед вариант.doc

— 359.00 Кб (Скачать)

     Стимулирующая денежно-кредитная политика относительно неэффективна при высокой чувствительности спроса на деньги к динамике R, а также  низкой чувствительности инвестиций и  чистого экспорта к динамике ставки процента. Монетарная политика наименее эффективна при одновременном сочетании крутой IS и пологой LM. В этом случае h R снижается незначительно, и реакция на это со стороны I и Хn очень слабая.

     Сравнительная эффективность бюджетно-налоговой  и монетарной политики – предмет острых дискуссий представителей различных экономических школ. Так кейнсианцы отдают предпочтение бюджетно-налоговой политике, поскольку монетарная политика обладает сложным передаточным механизмом, в цепи причинно-следственных связей которого много слабых звеньев. Со своей стороны неоклассики отрицают эффективность бюджетной политики в силу действия эффекта вытеснения: рост государственных расходов ведет к повышению процентной ставки, соответственно уменьшению частных инвестиций. Следовательно, конечный результат воздействия бюджетной политики на совокупный спрос непредсказуем или, в лучшем случае, несуществен.

     Неоклассическое направление включает ряд школ. Они  объединены верой в свободный  рынок, способный обеспечить стабильное экономическое развитие. Что касается государства, то его вмешательство в экономику, вопреки благим намерениям, лишь усиливает циклические колебания экономики.

     Представители монетаристской школы убеждены, что  денежная политика влияет на экономику  в значительно большей степени, чем считают кейнсианцы. Монетаристы видят в величине денежного предложения важнейший фактор, определяющий производство, занятость и цены.

     Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

     Целью стабилизационной монетарной, как любой  стабилизационной политики государства  является обеспечение: 1) стабильного  экономического роста, 2) полной занятости ресурсов, 3) стабильности уровня цен, 4) равновесия платежного баланса.

     Монетарная  политика оказывает влияние на экономическую  конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает  денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

     Монетарную  политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение  предложения денег в экономике  происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского  сектора (домохозяйств и фирм).

     Тактическими  целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут  выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем  ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

     Изменение предложения денег центральный  банк осуществляет посредством воздействия  на денежную базу (Н) и на денежный мультипликатор (multден = [(1 + сr)/(cr + rr)], так как ΔМ = multден х ΔН. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков (К) и банковского мультипликатора (multбанк = 1/rr).

     К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку  контролировать величину денежной массы, относятся:

  • изменение нормы обязательных резервов
  • изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования)
  • операции на открытом рынке

     Первым  инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормы резервных требований – required reserve ratio). Вспомним, что обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле: Rобяз = D х rr, где R обяз – сумма обязательных резервов, D – общая сумма депозитов, rr – норма обязательных резервов (в процентах). Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.

     Инвестиционная  ловушка возникает в том случае, когда спрос на инвестиции совершенно неэластичен по ставке процента. В данном варианте график функции инвестиций становится перпендикулярным к оси абсцисс и поэтому линия IS тоже занимает перпендикулярное положение. При этом в какой бы области линии LM (горизонтальной, промежуточной, вертикальной) не установилось первоначальное совместное равновесие на рынке благ, денег и ценных бумаг сдвиг кривой LM не изменит объема реального национального дохода. Устранить инвестиционную ловушку может «эффект имущества». При сдвиге LM0> LM1 эффект имущества» приводит к сдвигу IS0> IS1. Таким образом, инвестиционная ловушка устранена.

       I                        IS0          IS1          LM0      LM1 
 
 
 

                                                                              Y

                           Y0          Y1

     Рисунок 2.8 – Инвестиционная ловушка

     Инвестиционная ловушка возможна только при построении линии IS на основе функции потребления Кейнса.

     Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих  выводов.

     Денежный  и товарный рынки находятся в  процессе постоянного взаимодействия. Изменения на одном рынке отражаются на другом. И это происходит постоянно, за исключением случая ликвидной ловушки. Процесс взаимодействия этих рынков и показывает модель IS-LM, в которой товарный и денежный рынки представлены как части единой макроэкономической системы.

     Модель IS-LM позволяет оценить влияние  на экономику фискальной и денежно-кредитной  политики.

     Одним из последствий увеличения фискальных расходов является рост процентных ставок, приводящий к сокращению инвестиций и частного потребления. Конечный эффект от фискальной политики государства зависит от состояния экономики. При неполной занятости эффект вытеснения проявляется в росте объема выпуска и сохранении стабильного уровня цен. При повышении занятости увеличение госрасходов способствует росту производства, и одновременно росту уровня цен. А в состоянии полной занятости активная фискальная политика приведет к росту уровня цен и спровоцирует инфляцию спроса.

     Денежно-кредитная  политика наиболее эффективна, когда  увеличение предложения денег приводит к росту национального дохода и снижению процентных ставок. В ситуации ликвидной ловушки денежно-кредитная политика неприемлема, потому что ведет к инфляции.

     И фискальная, и монетарная экспансия  вызывает лишь краткосрочный эффект увеличения занятости и выпуска, не способствуя росту экономического потенциала. Задача обеспечения долгосрочного  экономического роста не может быть решена с помощью политики регулирования совокупного спроса. Стимулы к экономическому росту связаны с политикой в области совокупного предложения.

     Рыночный  механизм не обеспечивает устойчивого  макроэкономического равновесия между  инвестиционным спросом и предложением сбережений. Поэтому необходимо активное вмешательство государства: когда спрос велик, сбережения малы, а кредит дорог, государство должно стимулировать предложение товаров и услуг, следя за инфляцией; если спрос низок, сбережения велики, то государство должно стимулировать спрос, не сокращая производство.

     Таким образом, процесс взаимодействия товарного  и денежного рынков (графически этот процесс отображает модель IS-LM) изучается  для регулирования равновесия в  рыночной экономике, достижения её оптимального состояния (макроэкономического равновесия) при помощи воздействия на экономику государства, правительства, Центрального Банка различными экономическими инструментами.

 

3. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КОМПОНЕНТОВ МОДЕЛИ IS-LM В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     Белорусская экономика сегодня находится  на перепутье. Макроэкономические показатели Беларуси на сегодняшний день неблагоприятны, темпы экономического роста неустойчивы, а уровень инфляции по-прежнему очень высок. Традиционные жёсткие меры монетарной и фискальной политики, направленные на ограничение роста предложения денег, вызвали лишь незначительное снижение инфляции. Вместе с тем это привело к ощутимой нехватке ликвидности, которая обусловила рост объёмов задолженности, бартерных операций и теневых сделок, тормозящих экономический рост.

     Денежные  отношения в белорусской экономике развиты крайне слабо, о чём свидетельствует объём денежной массы в обращении. Хотя номинальное предложение денег значительно и к тому же быстро увеличивается, его отношение к валовому внутреннему продукту остаётся на низком уровне. Согласно оценке Всемирного банка, национальная валюта составляет всего 25% денежной массы в обращении («широких денег»). Объём кредитов по отношению к ВВП предельно низкий. Всё это признаки того, что функционирование финансового сектора серьёзно нарушено.

     Одной из главных макроэкономических проблем  является неофициальная долларизация белорусской экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения  слабой национальной валюты твёрдой  валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Белорусские предприятия и население предпочитают хранить значительную часть своих активов в твёрдой валюте, в основном в форме валютных депозитов в коммерческих банках, но также и в наличной форме, - настолько, насколько они не доверяют национальной банковской системе.

     Беларусь  является одной из самых долларизованных  стран. Доля наличных сбережений в твёрдой  валюте в «финансовом богатстве» домохозяйств Беларуси и России одна из самых высоких в мире.

     На  первый взгляд кажется, что долларизация способствует снижению инфляции –  ведь используемая хозяйствующими субъектами и населением новая валюта является твёрдой. Однако в случае Беларуси верно  прямо противоположное утверждение: долларизованные страны не могут создать стабильную национальную финансовую систему. В этой ситуации свои функции теряет такой институт, как центральный банк, который не способен стабилизировать работу банковской системы, использующей иностранную валюту.

     Долларизованная банковская система создаёт целый  ряд проблем, включая «валютное  несоответствие», т.е. низкий уровень  резервов в иностранной валюте по отношению к депозитам. Так же не исключены «натиск на банки», усиление тенденции предоставления кредитов в иностранной валюте (по сравнению с кредитами в местной валюте) и пр.

     Долларизация  и инфляция в Беларуси тесно взаимосвязаны. Растущая долларизация автоматически  ведёт к инфляции, поскольку спрос  на дополнительное «финансовое богатство», измеряемое в долларах, ведёт к девальвации по причине недостаточного предложения иностранной валюты. Девальвация вызывает рост цен на импортируемую продукцию, снижает реальный располагаемый доход и создаёт предпосылки для повышения номинальной заработной платы, что необходимо для компенсации потерь реального дохода. На определённом этапе девальвация автоматически ведёт к росту номинальной заработной платы, поскольку в противном случае реальный доход сократится до недопустимо низкого уровня.

     Таким образом, девальвация и номинальный рост заработной платы стимулируют друг друга и приводят в действие инфляционную спираль «девальвация – зарплата – цены». Как показывает опыт, в долларизованных экономиках цены и заработная плата индексируются в иностранной валюте. Как только страна вступает в эту стадию, любая девальвация немедленно приводит к росту внутренних цен. Но не только растущая долларизация ведёт к инфляции. Даже при постоянном уровне долларизации любое увеличение предложения денег и расширения объёма кредитования, равно как и создание «финансового богатства» в национальной валюте, будут конвертированы в доллары. Если же предложение иностранной валюты постоянно (например, ввиду недостаточного роста экспорта), то девальвация неизбежна. В такой ситуации пространство для действий центрального банка по увеличению предложения денег без инфляционного риска очень ограничено.

Информация о работе Модель IS-LM: совместное равновесие на рынках благ и денег