Модель IS-LM: совместное равновесие на рынках благ и денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью изучения данной темы является: показать условия и механизм достижения равновесных состояний на рынке благ и денег; раскрыть взаимодействие рынков благ и денег на базе соотношения функций IS («инвестиции — сбережения») и LM («предпочтение ликвидности — деньги»). Модель IS-LM изложена по следующей схеме: 1) обоснование условий равновесия на рынках благ и денег; графическое построение линий IS и L, отражающий функциональную зависимость процентной ставки i и дохода Y со стороны рынка благ и денег; 2) модель IS-LM (совместное взаимодействие рынков).

Оглавление

Введение……………………………………………………………….….………...3
Совместное равновесие на товарном и денежном рынках: общетеоретический и графический анализ…………………………...……6
Регулирование макроэкономических процессов в рамках модели IS-LM фискальными и монетарными рычагами……………………………...…..19
Анализ динамики компонентов модели IS-LM в Республике Беларусь…………………………………………………………….……….29
Заключение…………………………………………………………………….…37
Список литературы………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Модель IS-LM Губарева Оля послед вариант.doc

— 359.00 Кб (Скачать)

     Если  же центральный банк не увеличивает  предложение денег и кредита  в национальной валюте, чтобы справиться с постоянным ростом издержек, вызванным  девальвацией и ростом номинальной заработной платы, то неизбежно возникает острый кризис ликвидности. Заработная плата, налоги, пенсии и произведенная предприятиями продукция не могут быть оплачены в полном объёме в денежной форме. Тем самым стимулируется бартер. Ведь в экономике не хватает ликвидности, а центральный банк, опасаясь инфляции, не предоставляет необходимое для нормального функционирования денежной экономики количество денег.

     Этот  сценарий точно отражает сложившуюся  сегодня в Беларуси ситуацию, где наблюдается высокая инфляция, недостаток совокупного спроса, низкие темпы экономического роста или даже стагнация, рост убытков в секторе  предприятий, увеличение запасов готовой продукции на складах, а так же рост неплатежей и объемов бартерных операций. Национальный банк Беларуси стоит перед дилеммой: любое увеличение предложения денег ведёт к росту темпов инфляции, а любое его снижение – к кризису ликвидности. Оба явления ведут к сбою механизма функционирования рыночной экономики.

     Анализ  роста ВВП показывает, что на динамику данного показателя наиболее активно влияет потребление домашних хозяйств. Стабильно высокий прирост ВВП инициируется также внешним спросом, что обусловливает значительный ежегодный прирост экспорта, который часто превышает объем общего прироста ВВП.

     Менее заметно влияние на динамику ВВП  инвестиционного спроса, что во многом обусловлено, низкой инвестиционной активностью и наличием незагруженных производственных мощностей. Одновременно значительная часть прироста совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг. При этом ситуация, когда на единицу прироста совокупного спроса приходится 0,65 единицы прироста импорта, вряд ли может считаться идеальной, так как подобная «утечка» тормозит экономический рост.

     Проанализируем  основные показатели, такие как ВВП, инвестиции, уровень цен, безработица.

     Таблица 1 - Производство валового внутреннего продукта

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Валовой внутренний продукт:

в текущих ценах, млрд. руб.

17173 26138 36565 49992 65067 79267 97165 129791 137442 162964
в сопоставимых ценах,

  в процентах к предыдущему  году

104,7 105,0 107,0 111,4 109,4 110,0 108,6 110,2 100,2 107,6
Валовой внутренний продукт

  на душу населения, тыс. руб.

1722 2634 3703 5088 6656 8145 10015 13407 14457 17171

     Как видно из таблицы 1 рост ВВП наблюдается  из года в год на протяжении последних 10 лет. К примеру, в период с 2001 года по 2005 год валовой внутренний продукт  в текущих ценах вырос на 47894 млрд.руб., при этом темп роста составил 378,9%. Так же наблюдается рост ВВП на душу населения. Это говорит о том, что по данному показателю происходит экономический рост национальной экономики.

     Объемы  инвестиций в основной капитал приведены  в таблице 2.

     Таблица 2 – Инвестиции в основной капитал

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Инвестиции  в основной капитал

(в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

3049,3 4484,6 7131,2 10783,4 15095,8 20374,1 26053,3 37202,3 43377,6 54217,6
в том числе по объектам:                    
производственного назначения 1870,5 2835,7 4709,7 7148,7 9986,5 13767,4 17131,5 24149,4 27337,0 33160,7
непроизводственного назначения 1178,8 1648,9 2421,5 3634,7 5109,3 6606,7 8921,8 13052,9 16040,6 21056,9
Индексы инвестиций в основной капитал (в  сопоставимых ценах),

  в процентах к предыдущему году

96,5 106,0 120,8 120,9 120,0 132,2 116,2 123,5 104,7 116,9
в том числе по объектам:                    
производственного назначения 102,7 108,8 126,5 119,5 118,4 136,0 113,6 123,3 101,5 114,9
непроизводственного назначения 88,1 101,8 112,7 121,5 121,6 125,7 122,3 125 110,4 121,1

     По  данным таблицы видно, что инвестиции в основной капитал так же увеличиваются  из года в год. Инвестиции в капитал  производственного назначения составляют большую часть от общей суммы, чем инвестиции в капитал непроизводственного назначения. Так к примеру рост инвестиций 2010 года по сравнению с 2009 годом составил 10840 млрд.руб. В целом здесь так же наблюдается положительная тенденция.

     В таблице 3 приведены данные за период с 2001 года до 2010 года по ценам на продовольственные, непродовольственные товары и услуги.

     Таблица 3 - Индексы потребительских цен      (в процентах к предыдущему году)

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Товары  и услуги 161,1 142,6 128,4 118,1 110,3 107,0 108,4 114,8 113,0 107,8
товары 155,5 135,8 121,6 117,4 109,9 105,4 108,4 113,9 112,8 108,5
продовольственные 156,8 138,9 122,8 119,6 111,9 106,1 109,8 117,7 114,0 109,2
непродовольственные 151,1 124,9 119,0 111,2 104,5 103,4 105,5 106,9 110,4 107,3
услуги 216,8 193,5 162,0 121,2 112,1 113,2 108,8 118,2 113,9 105,0

     Из  таблицы можно сделать следующий  вывод. Индекс потребительских цен  на продовольственные товары снижался в период с 2001 года по 2006, затем был  рост до 2009 года, а 2010 составил 109,2%. Такая  же тенденция наблюдается и на непродовольственные товары.

     Рассмотрим  меры экономической политики, которые  могут привести к макроэкономической стабилизации Беларуси. Во-первых, для  устойчивой работы экономики важным условием является ценовая стабильность. Она необходима для усиления роли национальной денежной единицы, без которой рыночная экономика как экономика денежная не может функционировать. Ценовая стабильность должна быть подкреплена двумя «якорями»: номинального фиксированного (или близкого к фиксированному) обменного курса с привязкой к  стабильным валютам и номинальной заработной платы. В дополнение к этому шагу необходимо остановить долларизацию, поскольку именно она является главным источником инфляции и неустойчивости банковской системы.

     Ориентиром  ценовой стабильности должен быть уровень инфляции в доминирующих валютных зонах мира, т.е. в США или Европейском союзе. Если этого удастся добиться, восстановится доверие к национальной денежной единице и удастся избежать девальвации. В противном случае девальвация будет происходить постоянно и вести к инфляции, увеличивать бремя внешнего долга иностранным кредиторам, создавать условия для повышения процентных ставок и порождать бегство к «лучшим» валютам внутри страны или же немедленный отток капитала в «лучшие» страны. Высокие процентные ставки не только снижают экономический рост, но и ведут к неравенству в распределении дохода, поскольку по мере роста реальных процентных ставок снижается доля заработной платы в совокупном доходе. Достижение ценовой стабильности должно стать самой важной задачей для того, чтобы деньги выполняли все присущие им функции.

     В открытых экономиках с высоким соотношением объёма импорта к ВВП и долларизацией  ценовая стабильность, т.е. низкий уровень  инфляции, требует «якоря» в виде обменного курса. Это обусловлено тем, что девальвация ведёт сначала к росту спроса на деньги, а затем к увеличению их предложения.

     Наилучшее решение в такой ситуации –  резкий переход к системе фиксированных  обменных курсов. Поддержание обменного  курса на стабильном уровне может стать непростой задачей для центрального банка. В странах с низким доверием к собственной денежной единице даже высокие процентные ставки недостаточны для того, чтобы остановить отток капитала и стимулировать его импорт. Следовательно, спрос на твёрдую валюту по любой другой причине, кроме импорта товаров, должен сдерживаться, чтобы впоследствии счёт операций с капиталом не дестабилизировал обменный курс.

     В условиях повышения спроса на национальную валюту и «финансовое богатство», выраженное в ней, центральный банк сможет увеличивать предложение денег, не опасаясь инфляции, и создавать настоящую денежную экономику, которой в Беларуси пока не существует. Если спрос на национальную валюту увеличится, то центральный банк сможет обеспечить экономику достаточной ликвидностью (функция «кредитора последней инстанции»), которая столь необходима предприятиям в качестве оборотных средств. Но при этом центральный банк должен стать институционально независимым, что укрепит доверие к белорусскому рублю как стабильной валюте. Недопустима практика прямого кредитования правительства центральным банком. В настоящее время значительная часть денежных средств, создаваемых центральным банком, направляется на кредитование правительства. Хотя коэффициент монетизации экономики (отношение денежной массы к ВВП) очень низкий, а отношение бюджетного дефицита к ВВП невелико, ежегодный прирост денежной массы неоправданно высок (прирост «широких денег» в 2003г. составил 56%). Поскольку «якорь» обменного курса должен быть стабильным, то и привязывать национальную валюту надо к твёрдой валюте, а не к российскому рублю. Последний сам по себе достаточно слаб и в большей или меньшей степени привязан к американскому доллару. Привязка более слабой валюты к относительно менее слабой валюте в рамках допустимого коридора значений не имеет большого смысла. Такой шаг допустим только в том случае, если валютный союз создавался бы в реальности, а не на бумаге. Но в таком союзе финансовая система Беларуси будет полностью зависеть от политики Центрального банка России. В России и Беларуси две достаточно разные экономические системы, не очень подходящие для такого рода союза. Перспектива создания валютного союза с Российской Федерацией становится всё менее реальной, о чём свидетельствует существующий разрыв между официальной риторикой и реально достигнутым прогрессом. Если единая валюта и будет когда-нибудь введена, то наша республика, по всей вероятности, больше проиграет, нежели выиграет. Для Беларуси было бы желательно привязать свою валюту к евро или доллару или же корзине из этих двух валют.

     Начиная с 1999г. правительство Беларуси всё  больше вмешивается в процесс  установления заработной платы. Действующая  система формирования заработной платы  не способствует достижению ценовой  стабильности и не в состоянии защитить большинство наемных работников от снижения реального заработка. Кроме того, такая система способствует сохранению несправедливой дифференциации в оплате труда как в рамках одной отрасли, так и между отраслями, что препятствует экономически оправданному повышению реальной заработной платы. Существующая система оплаты труда является барьером на пути к достижению макроэкономической стабильности. Необходимо устанавливать заработную плату исходя их производительности труда. В экономике в целом средняя заработная плата должна увеличиваться в соответствии с темпом роста производительности труда (измеренной как реальный ВВП на одного работника) плюс целевой уровень инфляции. Но это будет возможно лишь после снижения уровня инфляции. Указанный выше принцип гарантирует умеренный рост издержек на оплату труда, выражаемый как отношение фонда оплаты труда к реальному ВВП. Другими словами, установление заработной платы согласно производительности труда представляет собой якорь номинальной заработной платы, гарантирующий как ценовую стабильность, так и стабильность номинального валютного курса.

Информация о работе Модель IS-LM: совместное равновесие на рынках благ и денег