Методы анализа и прогнозирования спроса на товар

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теории и практики анализа спроса на продукцию предприятия СООО "Дарида", выявление проблемы и возможности его повышения.
Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты анализа спроса на продукцию предприятия спрос продукция портфель заказ
Проанализировать спрос на продукцию СООО "Дарида"
Оценить тенденции развития рынка питьевой воды
Выявить факторы, формирующие спрос на продукцию предприятия
Предложить перспективы развития потенциального спроса.

Файлы: 1 файл

Методы анализа и прогнозирования спроса на товар.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Изучение спроса на рынке становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально  реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все  это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. "Клиент всегда прав" - этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.

 

Экономический анализ спроса является универсальным средством, которое  может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В  их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.

 

Все это подтверждает актуальность темы курсовой работы.

 

Ещё несколько лет назад никто  и представить себе не мог, что  можно построить бизнес на том, что  люди привыкли получать бесплатно. Если бы 10 лет назад Вы бы рассказали кому-нибудь, что можно разливать обычную питьевую воду в бутылки, продавать и зарабатывать на этом - над Вами бы просто посмеялись. А сегодня продажа бутилированной воды - это реальность. Всё меньше людей (особенно в крупных городах) используют воду из-под крана для питья и приготовления пищи. Они предпочитают покупать для этих целей очищенную и отфильтрованную воду в бутылках. И эта тенденция будет продолжаться. Следовательно, рынок продажи бутилированной воды будет только расти.

 

Целью курсовой работы является изучение теории и практики анализа спроса на продукцию предприятия СООО "Дарида", выявление проблемы и возможности его повышения.

 

Задачи курсовой работы:

 

Изучить теоретические аспекты  анализа спроса на продукцию предприятия  спрос продукция портфель заказ

 

Проанализировать спрос на продукцию  СООО "Дарида"

 

Оценить тенденции развития рынка  питьевой воды

 

Выявить факторы, формирующие спрос  на продукцию предприятия

 

Предложить перспективы развития потенциального спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы анализа и прогнозирования  спроса на товар

 

 

Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое  изучение статистики, привлечение социологических  исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует больших затрат времени и денег. Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары практически постоянен, а при выпуске принципиально новых товаров спрос только зарождается и может опережать предложение, то есть объем производства данного товара. Но наступает момент, когда спрос на товар насыщается, потребности покупателей удовлетворяются, объем производства начинает превышать спрос. Изучение спроса на товары и услуги должно стать основой для организации и текущего управления хозяйственной деятельности предприятия, планирования объема продаж, обеспечения процесса закупки товаров, повышения организации и уровня обслуживания покупателей, а также для изучения эффективной ценовой политики. Поэтому изучения спроса является не самоцелью, а объективной необходимостью, предполагающий совершенствование всех сторон хозяйственной деятельности предприятия, повышение его конкурентоспособности и роли на рынке конкретных товаров и услуг. Предложить товар, отвечающий особенностям спроса покупателей, возможно только на основе подробного изучения спроса на конкретном предприятии. При изучении спроса на уровне предприятия необходимо учитывать следующие особенности:

спрос должен изучаться не только в целом, но и в разрезе отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже отдельных товаров;

спрос должен изучаться относительно не только совокупного усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных по различным признакам (пол, возраст, семейное и социальное положение);

определение и конкретизация объекта  изучения спроса. Объектом изучения спроса может являться, с одной стороны, ассортиментная структура товаров  и услуг или определенный товар, а с другой стороны, контингент потребителей конкретного торгового предприятия;

четко наметить организационный уровень  изучения спроса, что предполагает выделение функций и задач.

 

Эффективным методом изучения спроса являются выставки и выставки-продажи. Наряду с демонстрацией товаров могут быть проведены показ работы технически сложных товаров, консультации по товарам; организована продажа товаров со скидкой или предоставлением более длительного, чем обычно, гарантийного срока; показаны рекламные ролики и фильмы, слайды, распространена печатная продукция, проведены лотереи, аукционы по продаже отдельных товаров, дегустации.

 

Наиболее эффективным методом  изучения спроса считается анкетный опрос. Его осуществление состоит  из нескольких этапов:

 

) Определение проблемы исследования, т.е. целей, задач, объема и характера опроса.

 

) Разработка целевых и программных  опросов.

 

) Выбор способа проведения опроса  и опрашиваемых лиц.

 

) Разработка пробной анкеты, ее  испытание и окончательная редакция  вопросов.

 

Согласно классической экономической теории основным фактором, влияющим на уровень потребления и поведение потребителя, является его доход, и при оценке потенциального спроса на товар доход всегда выступает в качестве основного ограничения. При построении прогнозных моделей спроса используются также корреляционные взаимосвязи, которые, как правило, способствуют более точному определению целевой аудитории на изучаемый момент времени. Однако подобный подход к прогнозированию спроса может быть полезным для обычных аналитических целей, но он будет неприемлем для анализа долгосрочной перспективы спроса. На самом деле данное допущение может считаться корректным только в очень краткосрочной перспективе. Исключение из долгосрочного анализа факта роста разнообразия приводит к ошибочным прогнозам, что влечёт за собой неэффективную работу производства, затоваривание, и в конечном итоге может привести к банкротству предприятия. [1, с. 473]

 

В работе Пьера Паоло Савиотти "Разнообразие, рост и спрос" представлена модель формирования спроса на товар. Согласно Савиотти, спрос на товары или услуги, созданные инновациями, начинает формироваться, только если преодолены три барьера.

 

. Критический человеческий капитал  - спрос на товар начинает формироваться  с того момента, когда о товаре узнает достаточное число потребителей. Минимальное необходимое число информированных потребителей называется критическим человеческим капиталом. Действительно, пока продажи вашего товара имеют случайный разовый характер, о спросе говорить не приходится. Спрос начинается с того момента, когда продажи вашего товара начинают принимать более - менее устойчивый характер, подчиняющийся определённым закономерностям, а для этого необходимо, чтобы о вашем товаре знало хотя бы минимальное число потребителей, способных обеспечить эту устойчивость.

 

. Критическая пригодность - товар  должен обладать минимальным  допустимым набором необходимых  потребителю характеристик. Данный  критерий также является неоспоримым,  поскольку потребитель начнёт  интересоваться товаром только при том условии, что он сможет от его покупки получить хоть какую-то дополнительную пользу по сравнению со старой модификацией. В противном случае менять предпочтения и состав потребительской корзины будет нецелесообразно. В случае же, если товар будет обладать преимуществом только по одному типу показателей, массовых продаж она скорее всего не достигнет.

 

. Критический минимальный уровень  дохода - потребитель только тогда  станет покупать товар, когда  его дохода будет хватать для  удовлетворения всех предшествующих потребностей и ещё останутся средства для удовлетворения потребности, насыщаемой данным товаром. Это является выражением общепринятого ограничения по доходу, используемого в классической экономической теории.

 

Согласно Савиотти, потребитель  станет приобретать товар только в том случае, если его доход достигнет такого уровня, при котором станет возможно приобретение данного товара. И такой уровень называется критическим уровнем дохода. В отличие от существующей маржиналистской теории, где предполагается, что с ростом дохода потребитель пропорционально увеличит количество приобретаемых товаров, данная модель опирается на предположение о том, что увеличение дохода приводит к смещению предпочтений потребителя в сторону более совершенных, более новых и более дорогих товаров, а не в сторону увеличения приобретаемого количества. Однако это возможно только при одном условии - потребителю незачем расширять ассортимент и номенклатуру товаров в своей потребительской корзине, и он смещает свои предпочтения в сторону качества, а не количества приобретаемой продукции. Реальный доход, необходимый для обеспечения достаточного номенклатурного ассортимента потребительской корзины и будет тем самым критическим уровнем дохода, начиная с превышения которого для потребителя станет возможным приобретение нового более современного, но и более дорогого товара. [36, с. 119]

 

Однако все три перечисленных  критических барьера являются обязательными, но вовсе не единственными условиями  формированиями спроса. Помимо этого  на формирование потребления будут оказывать влияние ещё два фактора, влияющие в первую очередь на непосредственного потребителя, не учтённые в этой модели. В первую очередь это - риск. Приобретая товар, потребитель рискует. Он не знает наверняка, какую степень удовлетворения получит. Любое изменение в собственном поведении порождает для потребителя своего рода неопределённость, которая связана с риском снизить существующую полезность потребления и за большие или, в лучшем случае, те же самые деньги получить меньшую полезность от потребления товара, нежели от потребления старого. Но без изменений и сопутствующего им риска невозможно и повысить полезность своего потребления, а соответственно, без риска невозможно себе представить рост разнообразия и потребления. [18, с. 12]

 

Скорость совокупного преодоления  всех пяти барьеров: критического уровня человеческого капитала, критического уровня дохода, критической пригодности, критического уровня риска и свободного времени - будет характеризовать  время, необходимое для внедрения товара на рынок и начала формирования роста продаж. Следовательно, эти барьеры характеризуют временной промежуток с момента поступления товара в продажу до начала роста продаж.

 

Прогнозирование спроса

 

 

Прогнозирование спроса - это научное  предвидение общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены на рынке в прогнозируемом периоде при определенных условиях изменения платежеспособности потребителей и предложения товаров. Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий развития производственных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения.

 

Процесс прогнозирования потребительского спроса включает следующие этапы:

подготовку и обработку исходной информации для расчета прогноза;

разработку гипотезы предполагаемых социально-экономических условиях развития спроса в прогнозируемом периоде;

расчет прогноза на перспективу;

оценку полученных результатов  прогнозирования спроса и разработку правил их возможной корректировки.

 

На первом этапе осуществляется подготовка необходимых фактических, нормативных и прогнозируемых показателей  о развитии потребительского спроса и предложения товаров, факторов, формирующих их динамику, а также обеспечение достоверности и сопоставимости исходных данных.

 

Основными источниками информации являются:

 

отчетные и плановые балансы  денежных доходов и расходов населения, разрабатываемые федеральными и  региональными статистическими  и экономическими органами;

 

данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, проводимые статистическими  органами;

 

данные о динамике цен на потребительские  товары и услуги, получаемые на основании  проводимых статистическими органами выборочных наблюдений за ценами;

 

данные статистической отчетности о динамике показателей розничного товарооборота;

 

нормы рационального потребления  основных продовольственных и непродовольственных  товаров.

 

Весьма полезны данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, позволяющие оценивать и прогнозировать уровень и структуру спроса в зависимости от уровня среднедушевых доходов населени.

 

Специалисты отмечают два недостатка указанного источника информации:

 

ориентация выборочного обследования на средний слой населения, который  в последние годы тяготеет к бедности, ведет к завышению доли продовольственных товаров в общем объеме продаж;

 

существенно заниженную долю расходов на алкогольные напитки.

 

Ранее эти проблемы решались на основе корректировки указанных отклонений по данным статистики розничного товарооборота. Однако в 90-е годы в связи с широким распространением неорганизованных форм закупки и потребительских товаров (около трети общего объема розничного товарооборота) статистика розничного товарооборота перестала выполнять роль надежного источника информации, в том числе и для корректировки данных бюджетной статистики. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствований прогнозирования потребительского спроса и всей организации товарного обращения является создание системы информации о производстве и обращении товаров и услуг.

Информация о работе Методы анализа и прогнозирования спроса на товар