Методы анализа и прогнозирования спроса на товар

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теории и практики анализа спроса на продукцию предприятия СООО "Дарида", выявление проблемы и возможности его повышения.
Задачи курсовой работы:
Изучить теоретические аспекты анализа спроса на продукцию предприятия спрос продукция портфель заказ
Проанализировать спрос на продукцию СООО "Дарида"
Оценить тенденции развития рынка питьевой воды
Выявить факторы, формирующие спрос на продукцию предприятия
Предложить перспективы развития потенциального спроса.

Файлы: 1 файл

Методы анализа и прогнозирования спроса на товар.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

 

В современной практике особое внимание уделяется конъюнктурной информации о товарных рынках. С помощью такой  информации об ассортименте, качестве, ценах на товары, процентных ставках  и др. решаются конъюнктурные и разнообразные маркетинговые задачи. Данные статистической отчетности и статистических наблюдений применяются для обобщающих оценок состояния национального и регионального рынков, отраслей товарного обращения и тенденций их развития.

 

Разрабатываемая на втором этапе гипотеза о спросе представляет собой научно обоснованные предположения о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит общие направления и тенденции его развития.

 

Например, разработка гипотезы о более  полном удовлетворении спроса населения  в перспективе может включать предположения о том, что:

рост денежных доходов населения  будет способствовать увеличению общего объема и улучшению структуры  потребительского спроса;

будет проводиться государственная  социальная политика, направленная на сокращение дифференциации населения  по уровню денежных доходов на одного члена семьи, что будет способствовать росту массовости спроса на потребительские  товары и услуги;

умеренный рост потребительских цен  будет способствовать насыщению  рынка товарами и услугами;

развитие материально-технической  базы и современных торгово-технологических  процессов в отраслях товарного  обращения позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.

 

В процессе расчетов прогноза спроса на перспективу, выполняемых на третьем  уровне, рекомендуется, с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формирующих основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой - отвлечься от влияния некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического перенесения на будущее. Поэтому расчеты прогнозов спроса базируются на предварительных прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и динамику потребительского спроса:

 

роста внутреннего валового продукта и основных направлений его использования;

 

роста денежных доходов и расходов населения;

 

изменения уровня цен на потребительские  товары и услуги;

 

изменения численности населения, его социально-экономической  и половозрастной структуры.

 

Кроме перечисленных факторов общего порядка, учитывается влияние специфических  факторов, формирующих спрос на отдельные  группы товаров. Например, при расчете  прогнозов спроса на товары длительного  спроса необходим предварительный прогноз роста числа семей, уровня обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального износа и т.п. Следовательно, сущность прогнозирования потребительского спроса заключается в определении и синтезе комплекса факторов, формирующих основные тенденции его развития.

 

Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы детерминированности  и неопределенности его будущего развития, постольку оно всегда имеет  вероятностный характер. Поэтому  прогнозирование потребительского спроса на четвертом этапе завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития потребительского спроса в прогнозируемом периоде.

 

Таковы логика и содержание процесса прогнозирования потребительского спроса. Выбор же конкретных методов  его прогнозирования в значительной мере зависит от продолжительности  периода прогнозирования и степени  детализации или агрегирования потребительского спроса.

 

В зависимости от продолжительности  периода прогнозирование потребительского спроса может быть краткосрочным (на 1-2 года), среднесрочным (на 3-5 лет) и  долгосрочным (на срок выше 5 лет).

 

В силу инерционности развития товарно-групповой структуры потребительского спроса в течение краткосрочного периода существенных изменений в действии основных факторов спроса не происходит. Поэтому краткосрочное прогнозирование базируется на широком использовании показателей выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, товарно-конъюнктурной информации и методов экономико-статистического моделирования динамики спроса.

 

При среднесрочном прогнозировании, особенно макроструктуры спроса, также  исходят из инерционности действия основных факторов спроса. Однако здесь могут быть и новые тенденции в развитии факторов спроса. В последнем случае особое значение приобретают динамические факторные модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных оценок и аналогий.

 

При долгосрочном прогнозировании  снижается доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций  в развитии факторов спроса. При  таких условиях наиболее эффективны методы прогнозирования, основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и аналогий.

 

В зависимости от степени детализации  или агрегированности структуры  спроса различают:

 

прогноз общего объема платежеспособного  спроса;

 

прогноз макроструктуры спроса;

 

прогноз спроса на отдельные товары;

 

прогноз микроспроса.

 

Прогноз общего объема платежеспособного  спроса или расчет общей емкости  рынка на краткосрочную перспективу  производится на основе разработки балансов денежных расходов и доходов населения. Среднесрочное прогнозирование  может производиться с помощью небалансовых методов экономико-статистического моделирования динамики общего объема спроса.

 

Прогноз макроспроса включает расчеты  спроса в разрезе укрупненных  групп товаров. Например, в разрезе  продовольственных и непродовольственных  товаров, а в составе продовольственных товаров - в разрезе товаров растительного и животного происхождения и т.д. Прогноз макроструктуры спроса связан со стабильными процессами длительного действия и осуществляется с помощью экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу - методов экспертных оценок и аналогий.

 

Прогноз спроса на отдельные товары, например на мясо, кондитерские изделия, мебель или радиотовары и т.п., может производиться методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу - на основе норм рационального потребления товаров, методов экспертных оценок и аналогий.

 

В современной практике применяются  различные подходы к прогнозированию  товарно-групповой структуры спроса: генетический, нормативный, эвристический, сравнительный. Каждый из них реализуется посредством определенных способов расчетов спроса.

 

Генетический подход к прогнозированию  спроса основывается на инерционном  характере его развития, т.е. на оценках  устойчивых тенденций развития потребительского спроса, перенесении зависимостей прошлого и настоящего на будущее.

 

Этот подход наиболее полно реализуется  посредством экономико-статистического  моделирования динамики спроса, которое  сформировалось в самостоятельное  направление прогнозирования спроса в 20-30-е годы ХХ в. Экономико-статистические модели в зависимости от способов моделирования их параметров делятся на два вида: трендовые модели оценки и прогнозирования спроса и факторные модели оценки и прогнозирования спроса.

 

Трендовые модели основываются на математическом выравнивании и экстраполяции динамического ряда фактического спроса на отдельные товары по так называемым временным или трендовым моделям. Основное достоинство трендовых моделей заключается в простоте используемых моделей и расчетов прогнозов спроса на их основе. Они применяются для прогнозирования спроса, динамика которго характеризуется монотонным возрастанием или снижением. Надежность прогнозов при этом зависит от устойчивости тенденции изменения спроса. Основной же недостаток трендовых моделей заключается в том, что они не позволяют вскрыть внутренние взаимосвязи процесса изменения спроса и факторов, формирующих его уровень и динамику. В этом отношении более значительными возможностями обладают факторные модели оценки и прогнозирования спроса.

 

Сущность факторных моделей заключается в том, что спрос на какую-либо группу товаров выражается в виде функции одного или нескольких аргументов - факторов, определяющих его развитие. Они позволяют перейти от кинематического описания прогнозируемого спроса к моделированию движущих сил, формирующих его уровень и динамику.

 

Сущность нормативного прогнозирования  спроса заключается в определении  возможностей достижения рационального  уровня и структуры спроса в будущем  на основе заранее заданных критериев  и норм. Ориентированность данной группы методов в основном на долгосрочную перспективу, а также кризисное состояние нашей экономики в настоящее время снижает их актуальность. Однако в условиях стабильно развивающейся экономики обоснованные нормы потребления товаров и услуг становятся необходимым ориентиром при формировании рациональной структуры потребления и потребительского спроса.

 

В развитых странах нормативное  прогнозирование спроса заключается  в стохастическом программировании личного спроса, исходя из нормативных  предположений о склонности к потребелению, уровня личных доходов, с учетом прошлых и настоящей тенденций, рациональных норм потребления.

 

При нормативном прогнозировании  наиболее сложным является расчет возможного спроса на товары длительного пользования.

 

Совокупный спрос на эти товары образуют первоначальный спрос новых покупателей и спрос на замену выбывающих изделий.

 

Методы экспертных оценок базируются на оценках тенденций развития спроса на отдельные товары в будущем, которые  дают высококвалифицированные специалисты, имеющие большой научный и практический опыт.

 

Их основное содержание заключается  в рациональной организации проведения экспертизы проблемы прогнозирования  спроса и в обработке результатов  индивидуальных экспертных оценок. Обобщенная оценка индивидуальных результатов экспертов принимается в качестве прогноза спроса.

 

 

 

 

 

Анализ спроса на продукцию СООО "Дарида"

 

 

2.1 Краткая  характеристика предприятия

 

 

Производственное  частное унитарное предприятие "Дарида" основано 27 октября 1992г.

 

С 1 апреля 2008 года поменялась организационно-правовая форма предприятия. Теперь "Дарида" - Совместное общество с ограниченной ответственностью.

 

Юридический адрес СООО "Дарида": 223028, Республика Беларусь, Минский район, пос. Ждановичи, ул. Линейная 1а.

 

Основными видами деятельности предприятия  до 1997г. являлись оптовая торговля и  грузоперевозки. В 1997г. в связи с  необходимостью диверсификации деятельности СООО "Дарида" было организовано производство по разливу минеральных  вод и безалкогольных напитков. С этого времени предприятие вышло на ведущие позиции на соответствующем секторе деятельности. Продукция под торговой маркой "Дарида" имеет неизменно высокое качество, пользуется повышенным спросом не только в Республике Беларусь, но и за её пределами (Литва, Латвия, Эстония и Россия).

 

СООО "Дарида" является предприятием с частной формой собственности. Учреди-ель - Делендик Владимир Викторович. В настоящее время предприятиями "Дарида" выпускает следующие  виды продукции:

 

 безалкогольные напитки;

 

 минеральная вода;

 

 слабоалкогольные напитки;

 

 питьевая вода.

 

Выпускаемая продукция соответствует  требованиям СТБ 539-94 "Напитки  безалкогольные национальные. Общие  технические условия", СТБ 1122-98 "Напитки  слабоалкогольные. Общие технические  условия", ТУ РБ 14566219.002-97 "Вода минеральная лечебно-столовая "Дарида". Технические условия", ТУ РБ 100162220.129-2001 "Вода питьевая газированная "Дарида", обогащенная селеном. Технические условия", ТУ РБ 00966671.164-95 "Вода питьевая газированная и негазированная. Технические условия", ТУ РБ 100162220.123-2000 "Вода питьевая газированная "Йодная "Дарида". Технические условия", ТУ РБ 1001622220.142-2002 "Вода газированная искусственно минерализован-ная "Дарида содовая" Технические условия", ТУ РБ 100162220.094-2001 "Вода питьевая газированная ароматизированная "Дарида". Технические условия". Безалкогольные напитки должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рецептурам и технологическим инструкциям с соблюдением санитарных правил, утвержденных в установленном порядке.

 

 

2.2 Оценка спроса на продукцию  и формирование портфеля заказов

 

 

Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам она будет продаваться. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, потенциальных покупателей. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка. [19, с.409].

 

В январе 2008 года компанией СООО "Дарида" был проведён опрос, посвящённый  изучению потребления минеральной  воды жителями г. Минска. В ходе исследования были опрошены 1500 человек. Опрашивались люди старше 18 лет.

 

Выборка была случайной, опрос проводился методом личного интервью. Согласно результатам этого исследования, около 40% взрослого населения вообще не употребляют минеральную воду. Почти треть - пьет минеральную воду изредка, не чаще чем 1 - 2 раза в месяц. 15% - употребляют этот напиток время от времени (раз в 1 - 2 недели). 15% наших горожан являются регулярными потребителями минеральной воды, они пьют ее раз в неделю и чаще. (см. диаграмма 2.1)

Информация о работе Методы анализа и прогнозирования спроса на товар