Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:44, реферат
Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан (далее - Концепция) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», в котором отмечалось: «Важно развивать местное самоуправление, расширить участие граждан в решении всех вопросов местного развития». Развитие системы местного самоуправления является одним из непременных условий экономического процветания, социального благополучия и формирования гражданского общества.
Указа Президента Республики Казахстан.
Содержание указа.
Введение.
Анализ текущей ситуации.
Цели, задачи, период реализаций.
Обзор позитивного опыта мировой практики.
Подходы по развитию местного самоуправления.
Заключение.
Список использованных источников.
Важным показателем
в определении значения органов
местного самоуправления служит тот
фактор, что в их деятельности непосредственное
участие будет принимать
Это придаст
новый импульс социально-
Результатом предлагаемых мер в конечном итоге будет реализация политики развития местного самоуправления, которая в свою очередь приведет к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти, эффективное функционирование которой позволит обеспечить:
1) повышение
роли населения, его участия
в качественном решении
2) повышение уровня жизни населения в каждом населенном пункте;
3) повышение политической
стабильности в регионе и
3. Обзор позитивного опыта мировой практики
Теоретической базой для
конституционно-правового
1) местное самоуправление составляет одну из основ демократического строя;
2) право граждан на
участие в управлении
3) существование наделенных
реальными полномочиями
4) органы местного
Принципы местного самоуправления служат правовым фундаментом для муниципального законодательства многих стран мира. Европейская хартия местного самоуправления выделяет четыре основных признака, без которых не может осуществляться местное самоуправление:
- власть, действующая в пределах, установленных законом;
- наделение местного
- власть с четко обозначенными функциями в государстве;
- наличие выборных органов местного самоуправления.
Система самоуправления предполагает наличие соответствующих экономических условий, четкую правовую базу, которая бы разграничила предметы ведения между государством и местным самоуправлением, качественно иной уровень массового сознания, правовой культуры и поведения людей.
В настоящее время в научно-теоретическом плане общепризнаны классификации моделей организации местной власти, в основе которой лежат базовые отношения между органами местного самоуправления и органами центральной власти.
В соответствии с данным подходом можно выделить четыре базовые модели местного самоуправления: англосаксонскую, континентальную, смешанную и так называемую советскую. Англосаксонская модель получила распространение преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др. Основными чертами этой модели являются формальная автономия и самостоятельность местного самоуправления, отсутствие на местах уполномоченных центрального правительства, опекающих органы местного самоуправления.
Заметно отличается от англосаксонской модели континентальная модель организации власти на местах, которая получила распространение не только в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия), но и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока. Отличительные признаки этой модели следующие: сочетание местного самоуправления и государственного управления на местах, выборности и назначаемости, определенная иерархия системы местного самоуправления, подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим, наличие на местном уровне специального представителя центральной власти, полномочного осуществлять государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.
Наряду с рассмотренными моделями существуют варианты организации власти на местах, в той или иной степени вобравшие в себя черты каждой из них и обладающие собственными специфическими признаками. Эти модели получили название смешанных. К таким моделям можно отнести местное самоуправление в Германии, Австрии, Японии, в некоторых постсоциалистических и развивающихся странах.
Характерным признаком смешанной модели можно считать сочетание достаточно автономного местного самоуправления на низовом территориальном уровне с государственным управлением на более высоком. Принципиальное отличие от рассмотренных выше моделей имеет так называемая советская модель организации власти на местах. Эта модель была еще недавно достаточно распространена. Сейчас она имеет место лишь в немногих странах, все еще сохранивших социалистическую ориентацию (Китай, Куба, КНДР), а также в некоторых государствах - правопреемниках бывших республик Советского Союза (Беларусь, Узбекистан). Основными признаками данной модели являются: единовластие представительных органов снизу доверху, жесткая централизация системы представительных и исполнительных органов, иерархическая соподчиненность всех ее звеньев, отсутствие муниципальной собственности, местных бюджетов.
Опыт модернизации государственного управления и становления системы местного самоуправления в странах Центральной и Восточной Европы является наиболее близким для Казахстана, поскольку данным странам также пришлось реформировать прежнюю систему местных советов, которые были основой местного управления в странах постсоциалистического пространства.Опыт Польши, территориальное управление которой имеет давнюю историю и продолжительную традицию, в этом вопросе является наиболее показательным для Казахстана.
В настоящее
время в территориальном
Каждый уровень самоуправления получает финансовые средства в виде общей дотации (субвенции) или целевой дотации непосредственно из государственного бюджета. Помимо данных источников доходов органы местного самоуправления могут получать доход из частных законных источников, например, от активов, которыми они владеют.
В целом из позитивного зарубежного опыта развития местного самоуправления применительно к Казахстану можно сделать следующие выводы:
1. Успех развития
местного самоуправления на
2. Обеспечена рациональная структура местного самоуправления исходя из специфики различных по значимости и численности населенных пунктов. Варшава как столица Польши имеет особый правовой статус (статус и выполняемые функции определены специальным законом). Сегодня Варшава - это центр самого крупного воеводства - Мазовецкого. На уровне районов в городах, кварталах и микрорайонах нет органов местного самоуправления, но законодательно за гминой закреплено право на создание в ней вспомогательных структур без образования юридического лица и самостоятельного бюджета. В селах, входящих в составе гмин, также нет органов самоуправления, но есть вспомогательные единицы (без образования юридического лица и самостоятельного бюджета).
В Казахстане в целом сформирована аналогичная Польше структура управления в крупных городах: Астане, Алматы, Караганде, Шымкенте созданы районы, в других городах областного значения - централизованное управление. С учетом опыта Польши создание на уровне района в городе органов управления с самостоятельным бюджетом нецелесообразно. В то же время в крупных городах возможно закрепить за маслихатами городов право создания общественных структур для взаимодействия акима города с населением по вопросам обеспечения охраны общественного порядка и безопасности граждан в порядке, определенном законом, а также надлежащего функционирования жилищно-коммунальных служб, санитарного состояния в населенных пунктах. В целом зарубежный опыт функционирования системы местного самоуправления содержит весьма показательные примеры эффективного развития данного института. С позиции задач, стоящих перед Казахстаном в рамках дальнейшего совершенствования национальной системы местного самоуправления, важно оптимально использовать этот опыт.
На данном этапе развития местного самоуправления в нашей стране необходимо сформировать эффективно действующую, наиболее приемлемую для Казахстана организационную, финансовую, кадровую систему обеспечения деятельности органов местного самоуправления, а также механизм взаимодействия с государственными органами. Учитывая позитивный зарубежный опыт, будет выработан комплекс мер по совершенствованию местного самоуправления в Казахстане с учетом государственного устройства страны, региональной специфики (большая территория, низкая плотность населения, значительное расстояние между компактно проживающими группами населения), прошлого опыта отечественной истории, накопившего немало полезного в сфере аульного самоуправления, местных традиций и культуры, экономических и других условий. Реформирование и развитие системы местного самоуправления будут начаты именно с низовых уровней - сельского округа, аула (села) и района в городе.
2. Основные принципы
организации и деятельности
1. Основные принципы
развития местного
В целях определения организационной, правовой и экономической основы местного самоуправления настоящей Концепцией необходимо определить основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в Республике Казахстан, которыми должны стать:
1) самостоятельное решение населением вопросов местного значения;
2) законность, равенство
прав и учет законных
3) гласность
и учет мнения граждан при
решении вопросов, непосредственно
затрагивающих интересы населения соответствующих
административно-
4) соблюдение общегосударственных интересов при решении местных задач;
5) участие в
решении вопросов
6) принцип субсидиарности,
основанный на том, что вмешате
7) комплексность,
этапность развития системы
8) поддержка
местного самоуправления со
9) открытость деятельности органов местного самоуправления, их подконтрольность и подотчетность населению.
2. Подходы по
развитию местного
Процесс реализации политики развития местного самоуправления в Казахстане должен характеризоваться комплексностью, этапностью решения поставленных задач, а также необходимостью определения приоритетных направлений политики на соответствующем этапе реализации. В связи с этим дальнейшее развитие местного самоуправления в Казахстане предполагается в два этапа.
Первый этап (2013-2014 годы) - расширение потенциала действующей системы на нижних уровнях управления.
1. Повышение
роли населения в решении
Предлагается законодательно закрепить нормы, предусматривающие:
1) определение
полномочий органов местного
самоуправления и их
2) регламентацию
порядка формирования, проведения
и полномочий собраний и
3) обязательность
обсуждения собранием или