Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 20:51, курсовая работа
Цель работы: проанализировать динамику безработицы в Республике Беларусь за 2002-2012 года.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть виды безработицы
проанализировать уровень официальной безработицы по областям и городу Минску;
рассмотреть данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду и социальной защите;
проанализировать данные о численности экономически активного населения;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 БЕЗРАБОТИЦА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ…………........... 5
1.1 Понятие безработицы…………………………………………………... 5
1.2 Механизм регулирования уровня безработицы………………………. 11
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………….. 14
2.1 Анализ уровня безработицы в макроэкономики …………………….. 14
2.2 Механизм регулировния безработицы в национальной экономики…………………………………………………………………… 26
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА
РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………... 39
Заметен рост в Республике Беларусь безработицы среди молодежи; выход на рынок труда молодых, не подготовленных в профессиональном плане людей приводит к их неконкурентоспособности. Женщины по-прежнему составляют одну из наиболее уязвимых социально-демографических групп на рынке труда. Актуальна проблема длительной безработицы. На протяжении последних лет она держится на уровне -1,4 месяца. Каждый третий безработный состоит на учете в государственной службе занятости от месяца до пол года [15,с.63–60].
В общей численности безработных преобладают люди с низкой квалификацией или без специальности, в то время как на предприятиях растет потребность в высококвалифицированных специалистах, особенно в таких промышленно развитых городах Беларуси, как Минск, Могилев, Бобруйск, Гомель. Уменьшился удельный вес лиц с высшим образованием ( при росте числа безработных- выпускников высших учебных заведений) при одновременном росте числа безработных- лиц со средним образованием.
Дальнейшее проведение экономических реформ невозможно без более эффективного решения проблемы безработицы. Существующей системе государственных органов, решающих проблемы занятости, в лице Департамента по занятости Министерства труда и социальной защиты Республике Беларусь, областных, городских и районных служб занятости, необходимо работать в едином информационном поле, располагать сведениями о вакантных рабочих местах на предприятиях разных форм собственности, развивать службу по профориентации и переподготовке кадров, повышать эффективность функционирования центров по переквалификации с учетом перспектив развития производств и сферы услуг, активизировать постановку и решение вопросов организационно-правового регулирования межгосударственных отношений со странами другими государствами по найму, социальной защите и пенсионному обеспечению граждан [16,с.44–46].
ГЛАВА 3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Часто люди не могут найти работу из-за отсутствие навыков, которые теперь требуются в их профессии. Например, в 1995 г. белорусские газеты были заполнены объявлениями, в которых работу (с высокой зарплатой) приглашались бухгалтеры. На это приглашение охотно откликнулись бы отечественные инженеры, многие из которых пребывали в состоянии скрытой безработицы, числясь в штатах полуживых предприятий и научных институтов [2,с.552–553].
Увы, они не обладали необходимым знаниями в области бухгалтерского учета. Но поскольку спрос на переобучение был велик, то вскоре рекламные газеты запестрели объявлениями различных бухгалтерских курсов. И многие из тех, кто окончил такие курсы, со временем действительно нашли работу в качестве бухгалтера.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи приходится использовать много различных мер.
Познакомимся с некоторыми из них.
Создание условий для спроса на товары. Мы уже выяснили, что спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товар и услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Отсюда и проистекают призывы многих российских политиков «впрыснуть» в экономику дополнительные деньги для реализации схемы:
Повышение доходов граждан Рост спроса на товары Рост производства пользующихся спросом товаров Рост занятости на предприятиях, производящих эти товары [2,с.557–559].
Серьезным изъяном этой схемы борьбы с безработицей является возможность скачка темпов инфляции. Ведь для наращивания производства товаров потребуется время, а дополнительные деньги хлынуть на рынки сразу. В итоге возрастает спрос, и при прежней предложения это вызовет немедленный рост цен. Поэтому более разумными способами увеличения спроса являются:
Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочно выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.
Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу найму.
Содержание этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные «бизнес-инкубаторы». Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам [2,с.562–565].
В Белоруссии поддержку самозанятости взяло на себя государство. В этих целях принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, реализацией которой занимается Министерство по антимонопольной политике.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым ( их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
В качестве целей и задач в области повышения эффективности использования трудовых ресурсов в государственной программе созданной на 2013 год были определенны следующие направления:
Предусматривается совершенствование регулирования процессов внешней трудовой миграции в целях обеспечения необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой, организации мониторинга и системы учета миграционных потоков, прежде всего между странами, входящими в Единое экономическое пространство [3,с.129-131].
Предусматривается совершенствование:
При облисполкомах и Минском горисполкоме предполагается создание отраслевых координационных советов по вопросам подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда [3,с.132-134].
По результатам реализации совместно с ПРООН проекта международной технической помощи «Содействие социально ответственному реструктурированию предприятий в Республике Беларусь» на базе открытых акционерных обществ «Могилевхимволокно» и «Гомельдрев» будут подготовлены методические рекомендации по взаимодействию органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей и профсоюзов по социально ответственному реструктурированию организаций.
Среди населения, особенно в молодежной среде, планируется проводить информационно-пропагандистскую работу о необходимости осуществления легальной трудовой деятельности.
Будут приняты меры по созданию условий, способствующих вовлечению в экономическую деятельность целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
Стимулирование нанимателей, создающих новые рабочие места для трудоустройства на них граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения, будет продолжено путем предоставления им бюджетных ссуд, компенсаций затрат на создание рабочих мест для инвалидов из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (далее - бюджет фонда), выделенных на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения.
В рамках территориальных программ содействия занятости населения предусматривается разработка конкретных мер по выполнению мероприятий Государственной программы с установлением прогнозных показателей по уровню регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения по соответствующим регионам, а также мероприятий по обеспечению занятости населения в малых, средних городских поселениях, районах с высокой напряженностью на рынке труда: в Брестской области - города Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Лу- нинецкого района; в Витебской области - Браславский, Поставский районы, г. п. Воропаево Поставского района;в Гомельской области - Жлобинский, Рогачевский, Светлогорский районы; в Гродненской области - Новогрудский, Щучинский районы; в Минской области - Вилейский, Солигорский районы, г. Вилейка; в Могилевской области - Белыничский, Краснопольский районы. С учетом того, что в Государственной программе социально- экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 80, 1/11503), определены меры по обеспечению занятости населения еще в 7 регионах - в Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житкович- ском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области, по данным регионам будут разработаны соответствующие мероприятия в областных программах содействия занятости.
Информация о работе Макроэкономическое регулирование безработицы