Макроэкономическое регулирование безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать динамику безработицы в Республике Беларусь за 2002-2012 года.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть виды безработицы
проанализировать уровень официальной безработицы по областям и городу Минску;
рассмотреть данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду и социальной защите;
проанализировать данные о численности экономически активного населения;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 БЕЗРАБОТИЦА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ…………........... 5
1.1 Понятие безработицы…………………………………………………... 5
1.2 Механизм регулирования уровня безработицы………………………. 11
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………….. 14
2.1 Анализ уровня безработицы в макроэкономики …………………….. 14
2.2 Механизм регулировния безработицы в национальной экономики…………………………………………………………………… 26
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА
РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………... 39

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_33__33__33.docx

— 318.07 Кб (Скачать)

 

 

Существуют различные виды безработицы, каждый из которых порождается своими причинами.

Сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице вообще, а выделяя ее специфические виды:

  • фрикционная;
  • структурная;
  • циклическая;
  • сезонная [9,с.511-512].

Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Ее причинами состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты, а нередко и по многим другим критериям. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно не сразу.

Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.).  Такие «новички» также  учитываются при определении уровня фрикционной безработицы.

Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги (тем более что обычно она носит кратковременный характер). Более того, фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованной экономике, поскольку в ней отражается свобода выбора людьми места работы [9,с.514].

Что может вести к росту уровня фрикционной безработицы?

Следует выделить несколько основных причин:

  1. Неосведомленность людей о возможности найти работу по своей специаьности и с устраивающим уровнем оплаты в конкретных фирмах;
  2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. Например, человек не нашел работу в своем городе, но не может переселиться в другой город, где такая работа есть, из-за неразвитости рынка жилья или отсутствия прописки;
  3. Особенности национального характера и образа жизни. Фрикционная безработица выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населенном пункте, т.е. отличаются пониженной мобильностью. При таком образе жизни сокращаются перетоки рабочей силы между регионами.

Структурная безработица возникает в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий. По этой причине структурную безработицу иногда называют технологической. Под влиянием технологических изменений спрос на некоторые виды профессий прекращается и работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Кроме того, происходят изменения территориального распределения рабочей силы, в результате чего в отдельных регионах  может накапливаться незанятое население.

Структурная безработица отличается от фрикционной еще тем, что имеет более продолжительный характер. Фрикционные безработные, как правило, имеют возможность получить работу без дополнительной переподготовки, так как на рынке труда спрос на их профессии сохраняется. Напротив, структурным безработным требуется иногда не только переподготовка, но и смена места жительства.

Структурная безработица, при всей своей болезненности, также может не волновать страну,  но лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше, чем безработных, тогда дело плохо. Это означает, что в стране возникла третья, самая неприятная форма безработицы– циклическая [9,с.516].

Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных.

Циклическая безработица непосредственно связана с периодической сменой фаз промышленного цикла, а точнее с сокращением спроса на рабочую силу в период экономического кризиса.

Спрос на рабочую силу непосредственно связан с изменением эконоческой конъюнктуры. Поэтому циклическая безработица имеет еще одно название – «безработица недостаточного спроса».

На фазе оживления и подъема спрос на рабочую силу возрастает, что автоматически сокращает безработицу. Уровень безработицы может оказаться даже ниже естественного уровня, что повышает номинальную зарплату и уровень цен.

Наоборот, при вхождении экономики в фазу кризиса спрос на рабочую силу заметно сокращается, что снижает занятость и порождает циклическую безработицу.

По продолжительности циклическая безработица (10-18 месяцев) стабильно превышает фрикционную (4-6 недель), но уступает структурной безработице (2 года и более) [9,с.520-521].

Таким образом, уровень циклической безработица (Нdd) определяется по следующей формуле (1.3) как разница между фактическим (Н) и естественным уровнем безработицы ().

 

   Нdd = H-H*                                                                                                          (1.3)

   Где Н – фактический уровень безработицы;

   – естественный уровень безработицы.

Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает лишь часть своей нормальной зарплаты, так как трудится неполный рабочий день.

Монопсония – ситуация, возникающая на рынке при наличии только одного покупателя товаров, который в силу своего исключительного положения может диктовать всем продавцам условия приобретения этих товаров, и прежде всего их цену.

Иногда к категории безработных относят (хотя и не вполне правомерно) сезонных работников. Они остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенные периоды года. Наиболее характерным примером являются сельскохозяйственные рабочие, занятые в период уборки урожая, а в остальное время перебивающиеся случайными заработками [8,с.240-241].

    1. Механизм регулирования уровня безработицы

 

 

В любой стране безработица всегда имеет огромное социальное звучание. Поэтому современное общество не может оставаться безразличным к проблеме занятости.

В высокоразвитых странах регулярно разрабатываются различные – общенациональные, региональные и т.п. – государственные программы регулирования занятости населения [8,с.260-261].

Основные принципы их разработки определены в документах МОТ(Международная организация труда):

  1. Добровольность занятости;
  2. Равные возможности занятости для всех граждан страны;
  3. Содействие трудовой мобильности;
  4. Социальное партнерство, осуществление государственной политики по обеспечению взаимодействия с профсоюзами и союзами работодателей;
  5. Обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

Программы по регулированию занятости обычно предполагают:

  • организацию рынка труда в общенациональных масштабах;
  • непосредственное регулирование трудовых отношений и условий оплаты труда (минимальная зарплата и др.);
  • организацию диалога государства и союза предпринимателей с национальным и отраслевыми профсоюзами;
  • регулирование инвестиционной активности, активизация спроса на товары отечественного производства;
  • подавление монополистических тенденций;
  • социальную защиту от безработицы.

Мероприятия, связанные с организацией рынка труда, обычно направлены на развитие рыночной инфраструктуры, повышение степени информированности населения о спросе на рабочую силу и о наличии вакантных мест. Для этого создаются центры занятости, организуется переквалификация безработных, осуществляется социальная реабилитация [8,с.264-265].

В современных условиях актуализируются вопросы, связанные с социальной защитой от безработицы.

Национальная система страхования на случай потери рабочего места традиционно предполагает:

  1. Выплату пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы за счет накопленных сумм (взносы предприятий и работников, а также дотации из бюджета);
  2. Разовые денежные льготы (продовольственные талоны, льготы по оплате жилья, пособия для детей и т.д.).

Следует признать, что разработка и реализация таких программ оказывают позитивное воздействие на занятость населения. Вместе с тем не исключено и накопление побочных отрицательных эффектов. Так  нарастает идеология социального патернализма, что заметно снижает стимулы к высокопроизводительному труду. Рост государственных расходов при дефиците бюджета ведет к повышению рыночной процентной ставки и снижает инвестиционную активность предпринимателей [6,с.110-112].

Социально страхование по случаю потери работы можно отнести к пассивным формам регулирования занятости.

Активный тип регулирования занятости предполагает использование методов, повышающих спрос и сокращающих предложение рабочей силы.

И последнее. На разработку программ регулирования занятости непосредственное воздействие оказывают доминирующие в стране теоретические представления о проблемах безработицы.

Курс на «эффективный спрос». Такой подход характерен для неокейнсианства. Так считается, что оптимизация в стране ситуации в сфере занятости в первую очередь зависит от объема совокупного проса. Поэтому при регулировании занятости основное внимание уделяется обеспечению «эффективного спроса», появление которого автоматически увеличивает спрос на рабочую силу и уменьшает безработицу.

В кратковременном периоде при формировании «эффективного спроса» рекомендуется  использовать такие мероприятия как организация общественных работ, уменьшение процентной ставки по банковским кредитам. Проводится активная финансовая политика, включая сдерживание роста реальной заработной платы через инфляцию, которая, обесценивая номинальные денежные доходы, подавляет возрастающую склонность населения к сбережениям [6,с.118-120].

В долговременном периоде основным средством стимулирования совокупного спроса выступают наращивание государственных заказов

( национальным фирмам), повышение  курса ценных бумаг и др. Для  финансирования государственных  расходов допускается увеличение  дефицита госбюджета и возрастание  государственного долга.

При обосновании программ занятости используется теория мультипликатора занятости.

Мультипликатор занятости. В данном случае воспроизводится основная идея мультипликатора затрат (или доходообрзования). Однако на сей раз внимание обращается не на возрастание дохода («цепочка дохода»), а на прирост новых рабочих мест.

В увеличении занятости и сокращении безработицы роль «первотолчка» выполняет прирост инвестиций, который обеспечивается не только частным бизнесом, но и государством. Исходные инвестиции и прирост производственных мощностей сопровождаются открытием новых рабочих мест. Первичный прирост рабочих мест в свою очередь вызывает по цепи взаимосвязей национальных видов производств общий прирост рабочих мест.

Таким образом, с учетом известного нам принципа мультипликатора признается, что расширение исходной занятости, непосредственно связанное с приростом инвестиций, неизбежно вызывает увеличение совокупной занятости [6,с.120-123].

Концепция эффективного рынка. Неоклассики, наоборот считают, что современная рыночная экономика в состоянии решить все проблемы, связанные с регулированием занятости населения. Необходимо лишь обеспечить, чтобы домашние хозяйства и сектор частного бизнеса адекватно воспринимали рыночные сигналы.

Считается, что спрос на рабочую силу всегда готовы увеличить предприниматели, ведущие дело рационально. Поэтому государство не должно вмешиваться в те очистительные операции, которые рынок в состоянии провести самостоятельно.

В итоге признается, что эффективный рыночный механизм, не отягощенный государственным вмешательством, в состоянии самостоятельно рассосать безработицу до естественных пределов. Государство может лишь позволить себе, например, через налоги поддерживать конкурентспособных предпринимателей. Что касается социальных программ помощи безработным и т.п., то они должны сводиться до минимума. Это должно стимулировать более быстрое замещение имеющихся вакантных мест, способствовать увеличению ВВП со всеми вытекающими из этого позитивными последствиями [6,с.124].

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА2

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Информация о работе Макроэкономическое регулирование безработицы