Курсовая работа на тему: «Рынок и корпорация: институциональный анализ структуры экономики в РФ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Россия переживает драматичный период своей истории. Наметившиеся в СССР негативные тенденции перешли в начале 90-х годов в новое качество и породили катастрофический спад производства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Основополагающие принципы институционального подхода к исследованию понятий «рынок» и «корпорация» ……………………………………. 6

1.1. Основные принципы институционализма применительно к понятию «рынок» ………………………………………………………………………………………. 6

1.2. Анализ институционального подхода к изучению понятия «корпорация».……………………………………………………………………………………………… 8

Глава 2. Институциональный анализ структуры экономики РФ ………………. 16

2.1. Особенности развития структуры экономики РФ с институциональной точки зрения ………………………………………………………………. 16

2.2. Перспективы развития российского рынка и корпораций с точки зрения институционалистов ……………………………………………………………………….. 20

Заключение ………………………………………………………………………………………………….. 24

Литература ……………………………………………………………………………………………………. 25

Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Работа - ЦОРИЕВ 2102.docx

— 658.31 Кб (Скачать)

В рамках предпринимательского подхода фирма и предприниматель  рассматриваются как единое целое. Личность предпринимателя и его  способности определяют успех фирмы  и ее поведение, при этом цель фирмы  зависит от целей самого предпринимателя. Такой подход кажется наиболее предпочтительным при попытках сравнить его результаты с практическим опытом, однако, очевидно, что он может использоваться для описания деятельности только малой фирмы - той, где предприниматель является собственником и управленцем в одном лице.

Дж. Гэлбрейт рассматривал корпорации как основные субъекты институциональной экономики в новом индустриальном обществе. Он выделял две части экономики - рыночную и планируемую. К рыночной экономике он относил малый бизнес, где действуют законы рынка. Планируемую часть экономики представляют по Гэлбрейту крупные корпорации. За счет своего доминирования на рынке, крупные корпорации планируют уровень будущих цен и подготавливают своих потребителей к покупке производимых товаров по плановым ценам. Огромные размеры корпораций определяют их значительное влияние на экономики разных стран, усиливают социальную функцию корпорации, в связи с чем, возрастает значение целей фирмы, взаимосвязанных с целями общества. Поэтому от целей максимизации прибыли корпорации переходят к целям роста. Другими словами, более важным становится рост размеров корпорации, чем рост прибыли.

Таким образом, подход Дж. Гэлбрейта наиболее близок к сложившейся на практике ситуации, когда одним из ключевых факторов успешности корпорации признается рост бизнеса.

Анализ деятельности современных  корпораций позволяет утверждать, что  институциональная природа фирмы  раскрывается в том, что наличие  институтов снижает риски, которые  свойственны любому трансформационному или обменному процессу. Люди как  рыночные субъекты больше доверяют фирме, чем отдельным частным лицам. Поэтому объединение людей для создания фирм - это процесс, обусловленный человеческим желанием избежать потенциальных рисков или обмана, то есть гарантировать себе безопасность трансакций, а не их более низкую стоимость (например, более низкие транзакционные издержки). Формальные и неформальные институты гарантируют исполнение определенных ожиданий индивидов, удовлетворение их потребностей и получение определенных ценностей, на которые они рассчитывают.

Важно также отметить современную  тенденцию, изменяющую роль фирмы в  системе удовлетворения потребительских  ценностей. Если раньше предприятие  возникало как ответ на существующие рыночные потребности, то сегодня все  чаще предприятие возникает для  того, что бы создавать потенциальный  спрос на новые потребности, которые  были разработаны внутри фирмы. Таким  образом, все чаще институты традиций формируют не потребители, а предприятия. Это повышает социальную ответственность фирм перед обществом, что требует не только развития внешней институциональной среды для контроля над деятельностью предприятия, но и трансформации внутренней институциональной среды для обеспечения социально-ответственного принятия решений сотрудниками фирм.

Экономическая сущность корпорации как института.

Известно, что ключевой особенностью корпорации является появление в  ее составе нового вида собственника - акционеров, которые отделены от управления собственностью. Помимо этого выделены следующие основные черты современной  крупной корпорации:

1. Крупная корпорация состоит из нескольких предприятий (юридических лиц) и может иметь в своем составе в различной степени диверсифицированные виды бизнеса.

2. Крупная корпорация занимает доминирующее положение на рынке, в силу чего она может управлять рыночным спросом и ценами в более или менее долгосрочной перспективе. Важнейшим видом управленческой деятельности в корпорации является планирование ее деятельности.

3. Большие размеры, предполагающие большие доходы, делают крупную корпорацию заметным и влиятельным рыночным субъектом не только для участников данного рынка, но и для участников смежных рынков, а также для государства и его институтов. Крупные корпорации оказывают значительное влияние на государство и общество в целом, то есть играют не только важную экономическую, но и возможно более важную социальную роль. Помимо доходов в бюджет в виде отчисляемых налогов, корпорации предоставляют стабильные рабочие места, служат гарантом исполнения обязательств по договорам (за счет позитивного рыночного имиджа), являются экономической и социальной опорой общества, обеспечивая его стабильное развитие и безопасность.

4. Обладая значительными ресурсами, крупные корпорации являются инициаторами создания и внедрения технологических новшеств, именно они развивают научно-технический прогресс, обеспечивая техническую базу для развития общества с вытекающими из этого позитивными и негативными последствиями для него же.

5. Будучи средоточием большого числа сотрудников, организованных для достижения определенного набора целей, корпорации создают специфическую индивидуальную внутреннюю институциональную среду (в том числе корпоративную культуру как ее часть), которая определяет рефлексивные нормы поведения внутри фирмы, а также транслирует эти нормы во внешнюю среду, влияя на формирование внешних рефлексивных норм и институтов, и на институциональную структуру общества в целом.

6. Важной особенностью корпорации является наличие внутри нее нескольких принципиально отличных социальных групп, интересы которых необходимо согласовать таким образом, чтобы обеспечить баланс интересов участников корпорации и внешних групп влияния (потребителей, покупателей, партнеров, государства и общества в целом).

Очевидно, что для крупной  корпорации в большей степени, чем  для мелкой фирмы подходит изучение ее природы с позиций институционального подхода. Корпорация - это пучок контрактов, заключенных между участниками  процесса воспроизводства ценностей, а также элемент в системе  общественных институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы.

Другими словами, корпорация - это институт или спроектированная людьми конструкция, которая служит достижению определенных целей тех  групп людей, которые так или  иначе с ней связаны. Являясь крупной организацией, корпорация служит интересам акционеров, сотрудников, потребителей, партнеров по бизнесу, общества в целом, включая государство.

Анализ мотивации выделенных социальных групп, имеющих непосредственное отношение к функционированию корпорации, позволил утверждать, что они все  получают от ее деятельности два основных преимущества - стабильный рост и безопасность, который не может быть гарантирован в условиях свободного рынка. Следовательно, крупную корпорацию следует рассматривать как институт обеспечения стабильности и безопасности рынка для потребителей, акционеров, сотрудников, партнеров и общества.

Крупная корпорация является гарантом стабильности и безопасности рынка. Рынок - это стихия, он неконтролируем, подвержен переменам. Когда на рынке хозяйничают несколько крупных корпораций, рынок становится более управляемым и предсказуемым. Крупные корпорации диктуют моду, новые тенденции, управляют развитием НТП, а значит и спросом на новую продукцию. И хотя это влияние не однонаправленное и существуют риски непринятия потребителями новых товаров и технологий, все же они существенно ниже, чем в случае осуществления аналогичной деятельности мелкими компаниями на свободном рынке.

Детальный анализ функционирования крупных корпораций приводит к важному  выводу: свободный рынок, понимаемый как стихийное взаимодействие спроса и предложения и установление равновесной цены, не выгоден никому из рассматриваемых выше социальных групп. Даже потребители предпочли  бы плановый механизм свободному рынку. Плановость значит предсказуемость. На предсказуемом рынке легче жить и планировать свое будущее. Государство  тем более заинтересовано в стабильном и плановом характере рынка, гарантирующим  выполнение обязательств перед обществом.

Играя роль института по обеспечению стабильности и безопасности рынка для потребителей, акционеров, партнеров, общества и сотрудников, корпорация призвана согласовать цели и интересы всех этих групп. Цели социальных групп должны согласовываться с целями корпорации. Подобная цель может быть выражена в терминах роста корпорации (см. рис. 1, приложение).

Таким образом, целевой функцией корпорации является не максимизация прибыли или минимизация трансакционных издержек, а стабильный и рост бизнеса, обеспечивающий безопасное развитие для  всех социальных групп, имеющих отношение  к корпорации. Такое понимание  целей корпорации согласуется с  современной концепцией новой институциональной  экономической теории, провозглашающей  культурную образованность основной целью  современного человека, желания которого также определяются культурой. В  соответствии с этим корпорация должна стремиться быть максимально социализированным  институтом, который служит, прежде всего, общим целям общества, связанным  со стабильным социальным развитием  и безопасностью.

Представляется, что основной приоритет в выработке стратегии  своего развития корпорация должна отдавать обществу. Будучи по природе социально-рыночным институтом, социально-ориентированная  корпорация должна, прежде всего, заботиться о соблюдении социальной безопасности. Приоритет интересов общества, а  не отельных его групп и тем  более индивидов обосновывает принятый нами принцип методологического  социализма, характерный для современных  течений новой институциональной  теории. Следующим по значимости является приоритет потребителей, сотрудников, акционеров и партнеров корпорации по бизнесу (см. рис. 2, приложение).

Объединяя неоклассический, бихевиористский и институциональный подходы к теории фирмы, следует выделить четыре основные функции корпорации: социальную, экономическую, технологическую и институциональную.

Социальная функция корпорации заключается в обеспечении безопасного  воспроизводства и развития общества. Безопасность можно рассматривать  в нескольких аспектах. С одной  стороны, требование безопасности означает обеспечение планового характера  рынка, что способствует его лучшей управляемости и контролируемости для обеспечения социальной стабильности. С другой стороны, необходимо обеспечение  обществу и потребителям безопасности потребления за счет производства товаров, соответствующих стандартам технической, экологической и правовой безопасности. Кроме того, фирма непосредственным образом отвечает за обеспечение безопасности сотрудников, гарантируя им рабочие места и определенный уровень доходов. Социальная функция корпорации является ведущей на современном этапе развития общества и соответствует реализации принципа методологического социализма, на котором строится современная экономика знаний и общество, ориентированное на развитие культурного и образованного человека.

Суть экономической функции  фирмы состоит в поддержании  стабильного прибыльного роста  корпорации, роста доходов сотрудников  и акционеров, а также и государства (общества). Стабильность прибыли обеспечивает корпорации возможности для воспроизводства  ее деятельности, необходимый объем  инвестиций в развитие техники и  технологий, человеческих и других ресурсов.

Реализация технологической  функции фирмы нацелена на развитие научно-технического прогресса, новых  технологий производства и потребления, способствующих наиболее полному удовлетворению потребностей.

И, наконец, реализация институциональной  функции фирмы означает способность  корпорации обеспечить реализацию всех вышеперечисленных функций. Эта  задача может быть достигнута путем  соблюдения корпорацией формальных и неформальных правил и норм, как  исходящих от государства, так и  устанавливаемых ею самой для  достижения своих целей. А поскольку  цели ее создания и есть, в основном, цели безопасности, то основное предназначение корпорации состоит в том, чтобы  обеспечивать эту безопасность через  учреждение институтов и соблюдение определенных правил. Институциональная  функция корпорации проявляется  как во внутренней, так и во внешней  среде. Во внешней среде корпорация выглядит как организационно-правовой институт - совокупность формально  учрежденных предприятий, имеющих  договора с рыночными субъектами. Во внутренней среде корпорации существуют формальные (инструкции, положения  и приказы), а также неформальные правила и нормы поведения, которые  соблюдают сотрудники, и это гарантирует  создание безопасных для потребления  продуктов и услуг.

 

 

Глава II. Институциональный анализ структуры экономики РФ.

«Именно в России я начал  осознавать неэффективность политики МВФ и Всемирного банка – предоставление займов на структурную перестройку  для поддержки свободного рынка. Долгий экономический спад 1990-х гг. в России подтвердил, что экономический  рост – материя куда более тонкая, чем нам рассказывали МВФ, Всемирный  банк и сторонники шоковой терапии  вроде Джеффри Сакса» (У.Истерли)

2.1. Особенности развития  структуры экономики РФ с институциональной  точки зрения.

В экономике России к настоящему времени сформировался пусть  неэффективный, но реально существующий корпоративный сектор. Что делать: остановиться на этом или нацелить «предпринимательские» корпорации на их трансформацию в «общественные»? Мы исходим из того, что для России наиболее приемлемым является ориентация корпораций на их превращение из «предпринимательских»  в «общественные». Последние могут  стать фундаментом для построения в России, пользуясь терминологией  академика В.Л. Макарова, терпимого  корпоративного общества, обеспечивающего  высокое качество жизни не только для избранных, но и для всех членов общества.

Превращение «предпринимательских»  корпораций в реально действующие  «общественные» корпорации может произойти  только в случае сознательных действий со стороны лиц, принимающих и  ответственных за реализацию решений  как на микро-, так и на макроуровне. В этой связи укажем на ряд проблем, без решения которые перспективы развития корпоративных структур в России будут плачевными:

1) управленческая корпорация,

2) стратегический менеджмент;

3) принуждение менеджеров  к исполнению норм корпоративного  права. 

Перспективы решения проблемы управленческой корпорации и дискреционного поведения менеджеров. Понятие «управленческая  корпорация», как было сказано выше, возникло в 30-х годах XX в., когда отделение  управления от собственности стало  общепризнанным фактом. Этим понятием обозначают предприятия, в которых  интересы управленцев доминируют над  интересами акционеров.

Классическим трудом по управленческой корпорации является работа А.Берли и Г.Минза «Современная корпорация и частная собственность».

Теории и модели управленческой корпорации стали появляться спустя три десятилетия после указанной  пионерной работы; в них помимо идей, восходящих к Берли и Минзу, были использованы идеи Веблена, Шумпетера, Пенроуза, Гэлбрейта и др. Значительный вклад в разработку формального описания поведения управленческой корпорации внесли три исследователя: У. Баумоль, Р. Маррис и О. Уильямсон.

Информация о работе Курсовая работа на тему: «Рынок и корпорация: институциональный анализ структуры экономики в РФ»