Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:31, курсовая работа
Россия переживает драматичный период своей истории. Наметившиеся в СССР негативные тенденции перешли в начале 90-х годов в новое качество и породили катастрофический спад производства.
Введение……………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Основополагающие принципы институционального подхода к исследованию понятий «рынок» и «корпорация» ……………………………………. 6
1.1. Основные принципы институционализма применительно к понятию «рынок» ………………………………………………………………………………………. 6
1.2. Анализ институционального подхода к изучению понятия «корпорация».……………………………………………………………………………………………… 8
Глава 2. Институциональный анализ структуры экономики РФ ………………. 16
2.1. Особенности развития структуры экономики РФ с институциональной точки зрения ………………………………………………………………. 16
2.2. Перспективы развития российского рынка и корпораций с точки зрения институционалистов ……………………………………………………………………….. 20
Заключение ………………………………………………………………………………………………….. 24
Литература ……………………………………………………………………………………………………. 25
Приложение
Интерес к управленческой, корпорации объясняется тем, что современную российскую корпорацию также можно рассматривать в качестве управленческой. В пользу этого есть много свидетельств. Однако российские — как государственные, так и частные акционерные управленческие предприятия имеют следующие отличия от западных.
Во-первых, это почти полное отсутствие контроля над менеджментом со стороны акционеров и государства.
Во-вторых, тесные взаимосвязи между менеджерами и их прежними покровителями-чиновниками, объясняющиеся тем, что карьера менеджеров, жизнь и смерть фирмы, налоги, субсидии и кредит, цены и заработная плата, все финансовые «регуляторы», воздействующие на процветание фирмы, зависят скорее от начальства, чем от результатов рыночной деятельности. В-третьих, высокая степень коррупции и участие в погоне за рентой наряду с государственными чиновниками также политической элиты и организованной преступности.
В работах упомянутых авторов
содержатся элементы, которые можно
использовать для разработки модели,
объясняющей поведение
Рассмотрим основные черты этой модели.
1. Отделение собственности
от контроля. В России рядовые
собственники, как работающие, так
и неработающие в данной
2. Контроль над корпорацией.
В отличие от условий развитых
стран с классической
3. Дискреционное управление.
В классической управленческой
корпорации оно осуществляется
в интересах менеджеров (в ущерб
интересам акционеров); дискреционное
управление, скажем, в Германии, если
и имеет место, то в интересах
опять-таки менеджеров (в ущерб
акционерам и работникам); дискреционное
управление в российской
4. Основная проблема для
менеджеров классической
По предположению, корпорация представлена двумя группами: одна группа (менеджеры-акционеры) получает «теневой», скрытый, необъявленный доход, который расходует по своему усмотрению (его мы называем дискреционным доходом, по своей сути это комбинация управленческой и бюрократической ренты), другая группа (работники-акционеры) такого дохода лишена. Остальные акционеры либо также получают часть дискреционного дохода (и поэтому они солидарны с менеджерами-акционерами), либо его не получают (поэтому они солидарны с работающими акционерами). То же самое можно сказать о менеджерах и работниках, не являющихся акционерами. Первые солидарны с менеджерами-акционерами, ибо получают часть дискреционного дохода, вторые — с работникам и-акционерам и. В данной модели менеджеры максимизируют свой чистый теневой доход, который образуется за счет разницы теневого дохода (той части общей выручки от продаж, которую менеджеры сумели скрыть от налоговых и проверяющих органов — это совокупный дискреционный доход менеджера) и теневых издержек (затрат по поддержанию института сокрытия доходов — это расходы менеджеров в виде взяток, подношений, бюрократической ренты и т.п. чиновникам, политическим деятелям и криминальным авторитетам). Теневой доход и теневые издержки являются функциями от доли теневой части в общем объеме продаж и величины объема продаж. В модель вводятся два ограничения:
1. По налогам (части общей выручки, которую следует заплатить в виде налогов. Мы исходим из того, что предприятиям спускается налоговый план — не будь этого плана, государство вообще могло бы остаться без налогов, поскольку у предприятий не было бы засвеченной прибыли^; другое дело, что и эти запланированные налоги государство не может собирать).
2. По прибыли после
уплаты налогов. Чем сильнее
позиции акционеров, тем выше
может быть эта прибыль; иными
словами, акционеры признают, что
корпорация управленческая, т.е.
управление дискреционное, в
Таким образом, российская корпорация представляет собой управленческую корпорацию, в том смысле, что менеджеры, обладая реальной властью, могут и стремятся максимизировать свою собственную управленческую полезность даже в ущерб интересам других соучастников бизнеса и прежде всего акционеров и государства и, во-вторых, дуальную корпорацию, т.е. действующую частично легально, а частью в тени.
Ни прошлый, хотя и богатый опыт, ни исторические, пусть и доскональные исследования не могут избавить нынешнее поколение от творческой задачи нахождения своих собственных ответов и определения своего собственного будущего.(А. Гершенкрон)
2.2. Перспективы развития
Несомненно, важнейшим фактором в развитии рынка и корпорация является экономическое «здоровье» Российского государства. А одна из актуальных «болячек» экономики является проблема малого и среднего бизнеса. Рассмотрю основные перспективы развития этих двух составляющих, с точки зрения институционалистов.
Если не брать во внимание
влияние государства, то
понимание своей цели;
квалификация руководителей и персонала;
организованность;
правильная мотивация
доступность внешнего финансирования.
Формулировка проблем.
Я пришел к выводу,
что успешность развития
Те компании, чей рост
не превышает роста рынка,
Совершенно другой
подход к бизнесу
В чем различие между этими подходами?
Реализация подхода - «я продам
тебе по самой низкой цене
на рынке» не требует особой
хитрости. Достаточно понимать какой
товар пользуется на рынке
спросом, по какой цене его
продают. Требования к
Реализация подхода
– «удовлетворить потребность
клиента и взять за это как
можно больше денег» требует
усилий. Необходимо знать не только
товар, но и потребности
Те компании, которые
продают сервис, а не цену имеют
трудности с развитием. Основная
проблема – наследие прошлого
опыта. Если продаете цену
понимание цели компании;
понимания потребностей своих целевых клиентов;
понимания продуктовой линейки;
осознания своей ценности для клиентов;
организационной структуры и т.д.
Можно сделать вывод,
что для развития фирмы
Как ни странно,
но если посмотреть на то, сколько
компаний исповедуют подход «
Если таких компаний
много и они существуют, значит
кому-то это нужно. Кому? Рынок,
потребители готовы платить
Косвенно это подтверждает рост количества клиентов на рынке. Например, в нашей компании, за два года, количество клиентов удвоилось, а наша компания является одним из лидеров рынка. Конкуренты так же говорят об увеличении клиентской базы. Растущий рынок позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
Но еще больший
оптимизм вселяет то, что компании,
которые стараются понять и
удовлетворить потребности
Я считаю, что при
условии сохранения
Заключение.
Проведенное исследование теоретических основ и практики институциональной экономики позволяет сделать ряд выводов:
Современное российское научное
сообщество, как и общество в целом,
находится в ситуации поиска своей
идентичности. Надежды на равных войти
в мировую науку путем