Курсовая работа на тему: «Рынок и корпорация: институциональный анализ структуры экономики в РФ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Россия переживает драматичный период своей истории. Наметившиеся в СССР негативные тенденции перешли в начале 90-х годов в новое качество и породили катастрофический спад производства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Основополагающие принципы институционального подхода к исследованию понятий «рынок» и «корпорация» ……………………………………. 6

1.1. Основные принципы институционализма применительно к понятию «рынок» ………………………………………………………………………………………. 6

1.2. Анализ институционального подхода к изучению понятия «корпорация».……………………………………………………………………………………………… 8

Глава 2. Институциональный анализ структуры экономики РФ ………………. 16

2.1. Особенности развития структуры экономики РФ с институциональной точки зрения ………………………………………………………………. 16

2.2. Перспективы развития российского рынка и корпораций с точки зрения институционалистов ……………………………………………………………………….. 20

Заключение ………………………………………………………………………………………………….. 24

Литература ……………………………………………………………………………………………………. 25

Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Работа - ЦОРИЕВ 2102.docx

— 658.31 Кб (Скачать)

Интерес к управленческой, корпорации объясняется тем, что  современную российскую корпорацию также можно рассматривать в  качестве управленческой. В пользу этого есть много свидетельств. Однако российские — как государственные, так и частные акционерные  управленческие предприятия имеют  следующие отличия от западных.

Во-первых, это почти полное отсутствие контроля над менеджментом со стороны акционеров и государства.

Во-вторых, тесные взаимосвязи  между менеджерами и их прежними покровителями-чиновниками, объясняющиеся  тем, что карьера менеджеров, жизнь  и смерть фирмы, налоги, субсидии и  кредит, цены и заработная плата, все  финансовые «регуляторы», воздействующие на процветание фирмы, зависят скорее от начальства, чем от результатов  рыночной деятельности. В-третьих, высокая  степень коррупции и участие  в погоне за рентой наряду с государственными чиновниками также политической элиты и организованной преступности.

В работах упомянутых авторов  содержатся элементы, которые можно  использовать для разработки модели, объясняющей поведение предприятия. Однако они не рассматривают проблему с точки зрения максимизации управленческой полезности, когда выбор осуществляется между легальным и теневым  источниками дискреционной прибыли. Последний момент является наиболее существенным для разработки модели российской управленческой корпорации.

Рассмотрим основные черты  этой модели.

1. Отделение собственности  от контроля. В России рядовые  собственники, как работающие, так  и неработающие в данной корпорации  акционеры, не контролируют менеджмент. Остальные собственники — это,  как правило, сами менеджеры.  Какая ипостась менеджера-акционера  — наемный работник или хозяин-предприниматель— возьмет над ним верх? Быстрое, ситуативное приобретение собственности вряд ли сможет сразу же переродить человека, поэтому типичный менеджер-акционер в сегоднящней России — это скорее менеджер, чем акционер, скорее временщик, думающий о собственной выгоде, чем хозяин, думающий о выгоде предприятия. Конечно, в долгосрочном плане подобное поведение менеджера-акционера может ухудшить его позиции как собственника, но реальность такова, что о долгосрочных перспективах своей корпорации мало кто задумывается. Большинство, не веря в будущее, живет и действует по принципу «после меня хоть потоп». И в соответствии с этим принципом переводит теневые доходы за рубеж.

2. Контроль над корпорацией.  В отличие от условий развитых  стран с классической управленческой  корпорацией, где контроль со  стороны государства строго осуществляется, Российские корпорации всячески стараются уйти от контроля государства, и это им в значительной степени удается — не без государственного участия.

3. Дискреционное управление. В классической управленческой  корпорации оно осуществляется  в интересах менеджеров (в ущерб  интересам акционеров); дискреционное  управление, скажем, в Германии, если  и имеет место, то в интересах  опять-таки менеджеров (в ущерб  акционерам и работникам); дискреционное  управление в российской корпорации  осуществляется в интересах менеджеров  и связанных с ними специфических  групп соучастников дискреционного  бизнеса: государственной бюрократии, политической элиты, криминальных  авторитетов (в ущерб акционерам, работникам и непосредственно  государству, поскольку сокрытие  доходов ведет к неполучению  налогов).

4. Основная проблема для  менеджеров классической управленческой  корпорации заключается в сокрытии  дискреционных доходов от акционеров, для менеджеров российской корпорации  — в сокрытии теневых доходов  от государственных органов (акционеры  практически не оказывают существенного  влияния на российский менеджмент).

По предположению, корпорация представлена двумя группами: одна группа (менеджеры-акционеры) получает «теневой», скрытый, необъявленный  доход, который расходует по своему усмотрению (его мы называем дискреционным  доходом, по своей сути это комбинация управленческой и бюрократической  ренты), другая группа (работники-акционеры) такого дохода лишена. Остальные акционеры либо также получают часть дискреционного дохода (и поэтому они солидарны с менеджерами-акционерами), либо его не получают (поэтому они солидарны с работающими акционерами). То же самое можно сказать о менеджерах и работниках, не являющихся акционерами. Первые солидарны с менеджерами-акционерами, ибо получают часть дискреционного дохода, вторые — с работникам и-акционерам и. В данной модели менеджеры максимизируют свой чистый теневой доход, который образуется за счет разницы теневого дохода (той части общей выручки от продаж, которую менеджеры сумели скрыть от налоговых и проверяющих органов — это совокупный дискреционный доход менеджера) и теневых издержек (затрат по поддержанию института сокрытия доходов — это расходы менеджеров в виде взяток, подношений, бюрократической ренты и т.п. чиновникам, политическим деятелям и криминальным авторитетам). Теневой доход и теневые издержки являются функциями от доли теневой части в общем объеме продаж и величины объема продаж. В модель вводятся два ограничения:

1. По налогам (части общей выручки, которую следует заплатить в виде налогов. Мы исходим из того, что предприятиям спускается налоговый план — не будь этого плана, государство вообще могло бы остаться без налогов, поскольку у предприятий не было бы засвеченной прибыли^; другое дело, что и эти запланированные налоги государство не может собирать).

2. По прибыли после  уплаты налогов. Чем сильнее  позиции акционеров, тем выше  может быть эта прибыль; иными  словами, акционеры признают, что  корпорация управленческая, т.е.  управление дискреционное, в интересах  менеджеров, поэтому ограничение  на прибыль является со стороны  акционеров защитным механизмом. В современной российской экономике  с беспомощностью рядовых и  всесилием руководящих акционеров  эта прибыль практически равна  нулю: ведь менеджеры-акционеры максимизируют  свой чистый теневой доход,  в частности, за счет рядовых  акционеров. Они могут максимизировать  свой доход также за счет  снижения заработной платы и/или  несвоевременной ее уплаты.

Таким образом, российская корпорация представляет собой управленческую корпорацию, в том смысле, что менеджеры, обладая реальной властью, могут и стремятся максимизировать свою собственную управленческую полезность даже в ущерб интересам других соучастников бизнеса и прежде всего акционеров и государства и, во-вторых, дуальную корпорацию, т.е. действующую частично легально, а частью в тени.

           Ни прошлый, хотя и богатый опыт, ни исторические, пусть и доскональные исследования не могут избавить нынешнее поколение от творческой задачи нахождения своих собственных ответов и определения своего собственного будущего.(А. Гершенкрон)

           2.2. Перспективы развития российского  рынка и корпораций с точки  зрения институционалистов.

Несомненно, важнейшим фактором в  развитии рынка и корпорация является экономическое «здоровье» Российского  государства. А одна из актуальных «болячек»  экономики является проблема малого и среднего бизнеса. Рассмотрю основные перспективы развития этих двух составляющих, с точки зрения институционалистов.

 Если не брать во внимание  влияние государства, то важнейшими  факторами, которые определяют  успешность развития бизнеса,  являются:

понимание своей цели;

квалификация руководителей и  персонала;

организованность;

правильная мотивация персонала;

доступность внешнего финансирования.

Формулировка проблем. 

      Я пришел к выводу, что успешность развития бизнеса  во многом зависит от того,  как фирма понимает свое место  на рынке, как она организована,  готов ли менеджмент думать  на перспективу и не только  думать, но еще и выполнять  задуманное.

     Те компании, чей рост  не превышает роста рынка, исповедуют  довольно простую мысль: - «Купить  как можно дешевле, и продать как можно больше, даже с маленькой наценкой». Компании, исповедующие этот  подход, видят свою ценность для клиента в том, что они могут ему предложить наиболее низкую цену на рынке. Ничего плохого в этом нет, если такая позиция не является основной и единственной.

      Совершенно другой  подход к бизнесу демонстрируют  компании, чей бизнес развивается  быстрее, чем растет рынок.  Такие компании делают акцент  в своем бизнесе на том наборе  услуг или сервисов, которые они  могут предложить клиенту. Конечно,  они желают получить товар  дешевле, но это не основная  мысль. Основная задача таких  компаний,  предложить  нужный  клиенту  набор услуг  и  взять премию за свои услуги. Такой подход позволяет иметь  более высокую удовлетворенность  клиентов и большую доходность  для компании.

 В чем различие между этими  подходами?

 Реализация подхода - «я продам  тебе по самой низкой цене  на рынке» не требует особой  хитрости. Достаточно понимать какой  товар пользуется на рынке  спросом, по какой цене его  продают. Требования к персоналу  то же не являются высокими, достаточно элементарной грамотности  и определенной настырности. Мотивационная  схема получается достаточно  простой.

     Реализация подхода  – «удовлетворить потребность  клиента и взять за это как  можно больше денег» требует  усилий. Необходимо знать не только  товар, но и потребности клиентов, т.е. необходимо постоянно получать  информацию с рынка. Значит, в  компании должен быть налажен  информационный обмен между подразделениями.  Продажа услуги является более  сложным делом, чем продажа  «дешевой цены», что означает высокие требования к персоналу, который занимается  продажей. Если компания предлагает набор сервисов, то должна быть организационная структура, позволяющая создавать эти услуги. Это означает, что требования ко всем сотрудникам, от менеджеров компании до линейных сотрудников, значительно выше среднего. Следовательно, мотивационная схема компании простой быть не может.

     Те компании, которые  продают сервис, а не цену имеют  трудности с развитием.  Основная  проблема – наследие прошлого  опыта. Если продаете цену товара, то Ваша задача продать как  можно больше и как можно  быстрее любому клиенту, который  желает купить. А для того, что  бы продавать сервисы Вы должны  знать кто Ваш целевой клиент, а кто нет, т.е. Вы не продаете  всем  желающим. Достаточно простая  мысль, но требующая огромных  усилий для понимания линейного  персонала. Далее, на рынке  существуют товары массового  спроса. Вы можете продать таких  товаров много, но много ли  вы заработаете? Понятно, что  продавать такой товар нужно, но еще необходимо продавать товар с большой наценкой и этот товар не является массовым, но продавать надо достаточно много.  Как донести эту мысль до сотрудников? Конечно, можно написать инструкции, но будут ли они работать, если персонал мотивирован только на валовой объем продаж или на закупку товара по самым низким ценам? Мотивация на вал продаж или на самую низкую цену подходит для продажи  «дешевой цены». Очевидно, что для продажи услуг и сервисов нужен более широкий взгляд на проблему. Значит, нужна система мотивации, которая будет мотивировать сотрудников обдумывать свои действия с точки зрения целей компании. Причем, данная система должна быть для всей компании, а не только для части сотрудников. Для построения такой системы требуется:

  понимание цели компании;

  понимания потребностей своих  целевых клиентов;

  понимания продуктовой линейки;

  осознания своей  ценности  для клиентов;

  организационной структуры  и т.д. 

 

     Можно сделать вывод,  что для развития фирмы необходим  грамотный менеджмент. Это очевидно. Проблема малого бизнеса заключается  в том, что есть не очень  много руководителей, осознающих  данную проблему. И еще меньше  руководителей, которые  готовы  учиться и формировать цивилизованный  рынок.

      Как ни странно,  но если посмотреть на то, сколько  компаний исповедуют подход «дешевой цены», то можно увидеть и перспективы малого бизнеса в России.

      Если таких компаний  много и они существуют, значит  кому-то это нужно. Кому? Рынок,  потребители готовы платить деньги. Значит, такой подход имеет право  на жизнь. По крайней мере, в  данный момент. Все просто -  рынок  не насыщен товарами и услугами.

      Косвенно это подтверждает  рост количества клиентов на  рынке. Например, в нашей компании, за два года, количество клиентов  удвоилось, а наша компания является одним из лидеров рынка. Конкуренты так же говорят об увеличении клиентской базы. Растущий рынок позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

      Но еще больший  оптимизм вселяет то, что компании, которые стараются понять и  удовлетворить потребности клиента,  растут быстрее рынка. Это говорит  о том, что потребители начинают  ценить сервис и готовы за  это платить. Соответственно, малый  бизнес в России может больше  заработать и быстрее развиваться.

      Я считаю, что при  условии сохранения экономического  роста, в ближайшее десятилетие  может сформироваться цивилизованный  рынок услуг, на котором будут  работать компании ориентированные  на удовлетворение потребностей  клиентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проведенное исследование теоретических  основ и практики институциональной  экономики позволяет сделать  ряд выводов:

Современное российское научное  сообщество, как и общество в целом, находится в ситуации поиска своей  идентичности. Надежды на равных войти  в мировую науку путем механического  копирования неоклассического(основного в настоящее время) течения экономической мысли не оправдались точно так же, как и упования на построение в России современного общества при помощи неоклассических экономических реформ. Контакты с российскими экономистами будут интересны нашим западным коллегам только тогда, когда мы сможем выйти на мировой «рынок» идей с собственными оригинальными научными идеями. Кроме того, следует учитывать, что в экономической науке Запада назревает поворот от неоклассики к идеям институционализма; и в таком случае Россия рискует вновь оказаться ретроградами. Именно в сфере исследования институциональных проблем хозяйственного развития российские экономисты имеют весьма сильный научный потенциал, которым нужно воспользоваться.

Информация о работе Курсовая работа на тему: «Рынок и корпорация: институциональный анализ структуры экономики в РФ»