Курсовая работа на тему: «Рынок и корпорация: институциональный анализ структуры экономики в РФ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Россия переживает драматичный период своей истории. Наметившиеся в СССР негативные тенденции перешли в начале 90-х годов в новое качество и породили катастрофический спад производства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Основополагающие принципы институционального подхода к исследованию понятий «рынок» и «корпорация» ……………………………………. 6

1.1. Основные принципы институционализма применительно к понятию «рынок» ………………………………………………………………………………………. 6

1.2. Анализ институционального подхода к изучению понятия «корпорация».……………………………………………………………………………………………… 8

Глава 2. Институциональный анализ структуры экономики РФ ………………. 16

2.1. Особенности развития структуры экономики РФ с институциональной точки зрения ………………………………………………………………. 16

2.2. Перспективы развития российского рынка и корпораций с точки зрения институционалистов ……………………………………………………………………….. 20

Заключение ………………………………………………………………………………………………….. 24

Литература ……………………………………………………………………………………………………. 25

Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Работа - ЦОРИЕВ 2102.docx

— 658.31 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Основополагающие принципы институционального подхода к исследованию понятий  «рынок» и «корпорация» …………………………………….  6

           1.1. Основные принципы институционализма  применительно к понятию «рынок»   ……………………………………………………………………………………….  6

           1.2. Анализ институционального подхода  к изучению понятия «корпорация».………………………………………………………………………………………………  8

Глава 2. Институциональный анализ структуры экономики РФ  ……………….  16

           2.1. Особенности развития структуры  экономики РФ с институциональной  точки зрения ……………………………………………………………….  16

           2.2. Перспективы развития российского  рынка и корпораций с точки  зрения институционалистов ………………………………………………………………………..   20

Заключение …………………………………………………………………………………………………..   24

Литература …………………………………………………………………………………………………….  25

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Россия переживает драматичный  период своей истории. Наметившиеся в СССР негативные тенденции перешли  в начале 90-х годов в новое  качество и породили катастрофический спад производства. В настоящее время, несмотря на некоторое экономическое  оживление, продолжается разрушение многих отраслей и общая технологическая  деградация. Россия заняла в мировой  хозяйственной системе периферийное положение экспортера сырья. В стране возникли резкие диспропорции в распределении  доходов, которые обострили социальные противоречия. Президент РФ, Д.А.Медведев сформулировал основные задачи: осуществить ряд действий направленных на модернизацию экономики РФ, повышение ее эффективности и конкурентоспособности; развитие национальных проектов, жесткая борьба с коррупцией, повышение качества образования, а также обновление кадрового состава. На мой взгляд, эти все действия не принесут значительных результатов, если не создать в стране базовых институтов экономики. Целью данной работы является рассмотрение, изучение и анализ таких важных системообразующих элементов экономики как рынок и корпорации с точки зрения институциональной экономики.

Так что означает понятие «институт»?

Институты регулируют различные  стороны жизни общества. Так, неформальный институт рукопожатия регулирует бытовое  поведение на низшем уровне, фактически он является поведенческой нормой. К высшему уровню относят формальные институты, определяющие систему общественного  устройства.  К ним относятся  институты частной собственности, институт демократических выборов  и др.

Понятие «институт» применяется и в экономике. Что же такое «институциональная экономика»?

Институциональная экономика  – это теория, в которой эмпирической основой, или экономической доминантой, выступает институт – исторически  сложившаяся общественная традиция. Институциональная экономика зародилась в конце XIX в., когда в передовых странах культурные факторы стали оказывать все более заметное влияние на экономику, а постулаты индустриальной экономики все в меньшей степени соответствовали реалиям общественной жизни. Стало очевидным, что начался переход общества из индустриальной стадии развития в новую стадию, до сих пор не получившую общепринятого названия. Выделяют «старый» институционализм, неоинституциональную экономику, а также «новую институциональную экономику».

 Основателем школы институционализма является американский экономист и социолог Т.Веблен (1857-1929), изложивший основные идеи школы в своей книге «Теория праздного класса». Он выводит поведение людей на рынке из двух очень древних привычек, которые он называет инстинктом соперничесвта и инстинктом мастерства. Эти привычки, согласно мнению автора, лежат в основе собственности и конкуренции на рынке.

К старому институционализму можно отнести Дж.К.Гэлбрэйта с его теорией техноструктуры, изложенную в книгах «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические теории и цели общества» (1973). Главный тезис – никто на рынке не обладает всей полнотой информации, знания носят частичный характер. Полнота знаний и информации достигается только с помощью объединения этих частичных знаний в рамках организации – техноструктуры.

Основателем неоконституционализма считается Роналд Коуз, в его статьях «Природа фирмы» (1937) и «Проблема социальных издержек» (1960) была впервые сформулирована эта программа. Последователи относят сюда теорию прав собственности, теорию оптимального контракта, теорию общественного выбора. Также вводится понятие информационных издержек и допускается существование «трансакционных». Под последним понимаются все издержки, возникающие при совершении сделки.

Теория игр является самостоятельным  направлением в экономическо теории, тем не менее, именно она сформулировала язык моделей новой институциональной экономики.  Она строится на допущение, что: а) может существовать несколько точек равновесия; б) точки равновесия не обязательно совпадают с точками оптимума по Парето; в) равновесие может не существовать вообще. Г.Саймон подверг жесткой критике модель рационального выбора и сформулировал свою «теорию неполной рациональности», которая учитывает существование не только информационных издержек, но и когнитивных ограничений. В ней предполагается, что индивид не способен собранную информацию обработать оптимальным образом. В наиболее развернутом виде новая институциональная экономика приведена в работах представителей «экономики соглашений» - Л. Тевенко, О. Фавро, А. Орлеан, Р.Буайе.

Ознакомившись немного с  азами институциональной экономики  и рассмотрев основные стадии развития, рассмотрим теперь ее применение к  понятиям «рынок» и «корпорация».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Основополагающие принципы институционального подхода к исследованию понятий «рынок» и «корпорация»

Качество нашего понимания  текущих проблем зависит от широты выбранных рамок сопоставления.

1.1. Основные принципы институционализма применительно к понятию «рынок».

Контрактная природа рынка.

Важной задачей новой  институциональной экономической  теории является решение проблемы координации  экономических трансакций между  индивидами в мире с непредсказуемым  развитием событий. Для ее решения  используется концепция отношенческого контракта. В зависимости от обстоятельств отношенческие контракты администрируются или организуются различными структурами управление или конституциями, которые в явной или неявной форме вырабатываются в процессе деятельности кооперирующих индивидов. Трансакции между покупателем и продавцом на рынке осуществляется в рамках специфических организационных структур, в которых личные взаимоотношения играют важную роль. Другими словами, рынок есть сеть отношенческих контрактов между потенциальными покупателями и продавцами, создаваемая с целью организации эффективного обмена, т.е. облегчения рыночных трансакций. В мире беззатратных трансакций можно допустить, что рынок функционирует без каких-либо личных отношений между участниками торговли. Однако в реальном мире, где имеют место положительные трансакционные издержки и ограниченная рациональность, участниками совершенной конкуренции были бы индивиды, не дающие о себе информации, склонные подозревать друг друга и избегать торговли вследствие недостатка ресурсов, необходимых для поиска надежных торговых партнеров.

В рыночной среде отношенческие контракты регулируются с помощью набора формальных и неформальных правил, касающихся трансакционной деятельности, включающей в себя поиск, проверку, контрактацию, исполнение,  а также контроль и обеспечение исполнения. Структура управления отношенческими контрактами определяет процессы выработки и передачи информации, а также методы, которые способны сделать информацию достоверной. Это помогает определить специфическое, относительно конкретного рынка, распределение прав собственности между всеми потенциальными участниками торговли и указывает, каким образом эти права могут быть использованы и переданы другим лицам. Рынок как организация имеет дело в первую очередь с трансакционной деятельностью на предконтрактной стадии (поиск, проверка) и собственно заключением контракта, но во многих случаях он также оказывает влияние на постконтрактную деятельность.

Реализация условий совершенного рынка достижима только при наличии очень сильной ограничительной регламентации и в целом вряд ли желательна для общества. Теоретически идеальны рынок в мире, где существуют трансакционные издержки, привел бы к потере источников дохода, недоверию, большим затратам времени со стороны потенциальных участников торговли. Поэтому традиционное представление о безусловной ценности совершенной конкуренции требует своего переосмысления. Отклонения от условий совершенного рынка в зависимости от обстоятельств могут ослабить информационные проблемы и тем самым способствовать целям экономии на затратах. Размещение заказов на партии товаров, сокрытие информации, ценовое лидерство, реклама, малоподвижные цены, входные барьеры, превышение рыночных цен над конкурентными, вертикальная и горизонтальная интеграция, а также исполнение контрактов с помощью третьей стороны – все эти механизмы могут являться эффективными институциональными устройствами. Анализ Частных и общественных горизонтальных отношений между конкурентами – таких, как ассоциации и объединения, 0 невозможен без использования современной теории общественного выбора. Поэтому Рыночную организацию необходимо рассматривать в увязке с процессом принятия политических решений.

Завершая исследование контрактной  природы рынка, можно выделить следующие моменты:

  1. На рынках встречаются иерархические трансакции и отложенные обмены.
  2. Специфические инвестиции и возникающие на их основе эффекты «запирания».
  3. При согласованном рыночном обмене право на определение того, каким образом будет исполняться контракт, может быть предоставлено одной из сторон.

Следует отметить, что эти  моменты присущи как рыночным, так и внутрифирменным трансакциям. Например, отношенческий контракт закупки,  который только в общих чертах определяет, какие виды товаров будут обмениваться в течение длительного периода, может оставлять за покупателем право на детализацию товарного ассортимента. Таким образом, вводить разграничение между фирмой и рынком не всегда полезно. Скорее уместно проводить различия между организацией поиска, проверки и контрактации при заключении любого типа отложенного или неотложенного контракта рыночного обмена и последующей организацией завершения контрактных отношений. Тогда первую разновидность организации следовало назвать «рыночной», а вторую – «нерыночной», включая фирму как частный случай.

 

 

Закономерностью развития институциональной  структуры российской экономики  является рост числа, размеров и влияния  крупных корпораций на национальное хозяйство. Эта закономерность выражается, прежде всего, в том, что темпы роста крупного бизнеса существенно опережают темпы роста экономики в целом. Крупные корпорации, составляющие 0,009% от общего числа зарегистрированных на 01.01.2006 г. компаний, производят свыше 40% выпуска товаров и услуг в РФ. При сохранении средних темпов роста (1,5% ежегодно) к 2020 г. их совокупная доля может достигнуть 64% от общего выпуска товаров и услуг в стране.

Этот факт требует более  глубокого анализа социально-экономического и институционального феномена корпорации как основного субъекта народного  хозяйства, что обусловливает важность развития теории корпорации.

1.2. Анализ институционального  подхода к изучению понятия  «корпорация».

Критика теорий фирмы.

Эволюция экономической  теории, обусловленная развитием  рыночной экономики, демонстрирует  постепенную смену взглядов на фирму  как основного субъекта рыночных отношений и производителя общественных благ. Следует выделить четыре основных теоретических подхода к объяснению природы фирмы: неоклассический, бихевиористский, институциональный и предпринимательский. Институциональный подход является доминирующим, что обусловливает развитие внутри него сразу нескольких направлений исследования сущности фирмы: эволюционная теория фирмы, агентская и контрактная модель фирмы, теория корпорации Гэлбрейта.

Следует отметить, что как  таковая теория фирмы появилась  лишь в 1937 г. благодаря известной статье Р. Коуза. В классической, а затем и в неоклассической теории под фирмой понимается, прежде всего, предприятие (производственная единица), которое рассматривается с позиций ресурсно-технологического подхода. Предприятие - это система преобразования исходных ресурсов в готовую продукцию. Важнейшую роль играет производственная функция. Цель фирмы – максимизация прибыли. Маржиналистский подход к теории фирмы полезен в случае, когда рынок является конкурентным. Если же мы имеем дело с монополией или олигополией, то полезность такого подхода резко снижается.

(См. Таблица 1, Приложение)

Бихевиористы указывают на то, что не всегда фирмы преследует цели максимизации прибыли. Поэтому надо следить за поведением компании, изучать его и только на основе этого поведения обобщать цели деятельности. Типичным представителем бихевиоризма является Саймон, который считает, что «фирмы будут стремиться достигнуть скорее удовлетворения, чем максимизации». Данный подход существенно приближен к реальности, поскольку признает, что цели фирмы могут зависеть от разных ситуаций и людей, которые управляют фирмой. Тем не менее, и он не позволяет найти общую методологическую основу для объяснения целей деятельности фирмы.

С позиций институционализма  фирма есть пучок контрактов или  договоренностей между участниками  процесса производства. Родоначальниками институциональной теории фирмы  являются Р. Коуз и О. Уильямсон. Институциональный подход имеет свои ограничения, проявляющиеся, прежде всего, в том, что поскольку затруднена оценка трансакционных издержек, то еще более сложно ставить цель их минимизации.

Информация о работе Курсовая работа на тему: «Рынок и корпорация: институциональный анализ структуры экономики в РФ»