Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в выявлении сущности рынка и формировании системного представления о функционировании рыночной структуры и инфраструктуры.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
проанализировать сущность рынка и дать его определение;
выявить причины, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений;
систематизировать представление о функциях рынка;
провести анализ структуры рынка;
рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории "инфраструктура рынка";

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы рынка и его структура
1.1 Понятия и функции рынка 5
1.2 Структура рынка 12
1.3 Инфраструктура рынка: понятия и основные элементы 15
Глава II. Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ
2.1 Становление рынка в РФ 24
2.2 Этапы формирования инфраструктуры российского рынка 32
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Рынок структура и инфраструктура.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

                      

                                                    Содержание

Введение                                                                                                               3                                                                                                                                  

 Глава  I. Теоретические основы рынка  и его структура                         

1.1 Понятия  и функции рынка                                                                             5   

1.2 Структура  рынка                                                                                            12

1.3 Инфраструктура  рынка: понятия и основные элементы                            15 

 Глава  II. Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ

2.1 Становление рынка в РФ                                                                               24

2.2 Этапы формирования инфраструктуры российского рынка                      32

Заключение              35

Список  литературы                                  37

                                                            

                                                                         Введение

     Рынок — одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие "рынок" применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. В рамках этой парадигмы рынок берется как некая данность (как человек, воздух, земля и т.д.), требующая ответа на вопрос: не что это такое, а как он устроен, как функционирует. В действительности, имеются самые различные толкования рынка у нас и за рубежом, что и послужило основанием для утверждений, будто до сих пор никому неизвестно, что такое рынок. Нельзя не заметить, что учение К.Маркса дает ответ на вопросы, почему и как возник рынок, на основе каких закономерностей он развивался, каковы его исторические границы, что такое рынок как экономическая категория.

     В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.

     Актуальность данной темы связана с тем, что без целостной эффективно функционирующей структуры и инфраструктуры существование современной рыночной экономики невозможно.

       Цель курсовой работы состоит в выявлении сущности рынка и формировании системного представления о функционировании рыночной структуры и инфраструктуры.

     В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

    • проанализировать сущность рынка и дать его определение;
    • выявить причины, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений;
    • систематизировать представление о функциях рынка;
    • провести анализ структуры рынка;
    • рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории "инфраструктура рынка";
    • определить виды инфраструктуры рынка и раскрыть функции инфраструктуры;
    • выявить особенности становления и формирования рыночной экономики в России.

     Объектом исследования является рынок.

     Предметом исследования выступают процессы становления и функционирования рынка и рыночной инфраструктуры.

     Методы исследования: подбор, анализ научной литературы на данную тему.

     Практическая  значимость работы заключается в том, что мое понимание и представление о функционировании рынка стало более глубоким и целостным.

     Данная работа состоит из двух частей введения и заключения. В первой части даются общие сведения о рыночной структуре экономики, ее задачах и функциях. Во второй части рассматриваются процессы становления рынка в России.

     Теоретической основой послужили труды таких авторов:

1.Тюрина А.Д. Микроэкономика: Конспект лекций.- М., 2009

2. Ивашковский  С.Н. Микроэкономика: Учебник.- М., 2001

3. Экономическая  теория: Учебник / Под общ. ред. А. А. КочетковМ.2007

4. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / М., Проспект, 2006

5. Одинец В. П. «Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз»

С-Пб. - 2000.

     Информационной  базой для написания работы по теме "Рынок: структура и инфраструктура" послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях СМИ, сети интернет посвященных этой тематике. 

                    Глава I. Теоретические основы рынка и его структура                         

 

                                  1.1 Понятия и функции рынка   

     Существуют разные определения рынка и трактовки его содержания. В понятие рынка включают и договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте; и состояние и развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики (например, говорят о снижении цен на рынке металлов или о дефиците на рынке труда); и страну-производителя данного товара (например, канадский рынок зерна); и, наконец, место соединения спроса и предложения товаров, услуг и капиталов. Все эти определения рынка имеют право на существование, поскольку характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления.

     Рынок представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между продавцом и покупателем по поводу производства и реализации необходимых товаров и услуг, обеспечивающих потребности экономических субъектов. В состав экономических отношений входит не только товарный оборот, но и денежный, поскольку рыночный механизм напрямую связан с денежным обращением (движение готовой продукции и факторов производства обеспечивается посредством денежных потоков).

     Субъектами рынка являются покупатели и продавцы, в роли которых, как правило, выступают домашние хозяйства в лице индивидов и общественных групп, фирмы (различные организации и предприятия), а также государство, которое ко всему прочему выступает в экономике как высший орган контроля. Например, в статье расходов существуют государственные расходы. К ним относятся все социальные услуги трансфертного характера, а также целенаправленные траты на развитие бюджетной сферы и поддержание общественных благ.

     Объектами рынка можно назвать сами товары и услуги, а также совокупность денежных средств наличного и безналичного вида. Товары и услуги — это не только готовая продукция, но и факторы производства, такие как труд, земля, капитал и предпринимательство. В роли денег выступают все платежные финансовые средства.

     Таким образом, вся рыночная система построена на демократичном способе ведения торговых дел. В российской экономике первоначально существовала командно-административная система, которая характеризовалась автоматическим регулированием величины предложения, т. е. все решения по поводу производства, обмена и реализации принимались в центре и затем поступали на места.

     В настоящее время в экономической теории под рынком понимается определенная форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм цен является ключевым звеном рыночных отношений, так как именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг и спрос на них.

     Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она направляет частные интересы на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

     Как у всякого явления, у рыночного механизма есть свои преимущества и свои недостатки.

     К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:

    • эффективное распределение ресурсов: рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;
    • гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е гг. XX века резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;
    • оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;
    • свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей: последние независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, при найме рабочей силы и т.д.;
    • способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

     Но рыночному механизму присущи и недостатки, которые проявляются в том, что он:

    • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
    • не обеспечивает защиту окружающей среды;
    • не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;
    • игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений;
    • не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);
    • не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода; людям приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. По словам П. Самуэльсона, рыночный механизм воспроизводит существенное неравенство;
    • не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
    • подвержен нестабильному развитию.

     Решение перечисленных выше проблем берет на себя государство.

     В целом можно назвать несколько причин, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений.

  1. Разделение труда и узкая специализация. Невозможно заниматься одновременно производством нескольких видов продукции, иными словами, многогранная специализация идет не на пользу производству, поскольку не способствует сосредоточению внимания на определенном типе операций. Сама специализация может быть определена посредством принципа сравнительного преимущества: каждый предприниматель имеет в наличии строго определенное количество ресурсов, факторов производства, навыков и умений, поэтому при организации производственной деятельности он должен учитывать все альтернативные варианты ведения дел или издержки упущенных возможностей.
  2. Экономическая автономия субъектов хозяйствования. Товаропроизводители в большинстве своем являются юридическими лицами, самостоятельно ведущими всю хозяйственную и коммерческую деятельность и несущими неограниченную ответственность по всем обязательствам. Это подразумевает строгое соответствие ведения торговой деятельности исключительно по рыночным законам. Все произведенные блага должны непременно иметь спрос и четкое предназначение, иными словами, отвечать всем потребностям общества. Для этого на предприятии должна существовать развитая информационная система, которая позволит контролировать все изменения и нововведения на рынке.
  3. Свободный обмен ресурсами подразумевает свободное формирование товарных цен. Они устанавливаются с учетом колебаний спроса и предложения и выглядят как отклонение равновесной цены от своего значения. Посредством установления свободных цен производитель имеет право сам определять специализацию и направление развития своей организации или предприятия.

Информация о работе Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ