Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:38, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении сущности рынка и формировании системного представления о функционировании рыночной структуры и инфраструктуры.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
проанализировать сущность рынка и дать его определение;
выявить причины, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений;
систематизировать представление о функциях рынка;
провести анализ структуры рынка;
рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории "инфраструктура рынка";
Введение 3
Глава I. Теоретические основы рынка и его структура
1.1 Понятия и функции рынка 5
1.2 Структура рынка 12
1.3 Инфраструктура рынка: понятия и основные элементы 15
Глава II. Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ
2.1 Становление рынка в РФ 24
2.2 Этапы формирования инфраструктуры российского рынка 32
Заключение 35
Список литературы 37
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы рынка и его структура
1.1 Понятия
и функции рынка
1.2 Структура
рынка
1.3 Инфраструктура
рынка: понятия и основные
Глава II. Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ
2.1 Становление
рынка в РФ
2.2 Этапы формирования инфраструктуры российского рынка 32
Заключение 35
Список литературы 37
Рынок — одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие "рынок" применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. В рамках этой парадигмы рынок берется как некая данность (как человек, воздух, земля и т.д.), требующая ответа на вопрос: не что это такое, а как он устроен, как функционирует. В действительности, имеются самые различные толкования рынка у нас и за рубежом, что и послужило основанием для утверждений, будто до сих пор никому неизвестно, что такое рынок. Нельзя не заметить, что учение К.Маркса дает ответ на вопросы, почему и как возник рынок, на основе каких закономерностей он развивался, каковы его исторические границы, что такое рынок как экономическая категория.
В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Актуальность данной темы связана с тем, что без целостной эффективно функционирующей структуры и инфраструктуры существование современной рыночной экономики невозможно.
Цель курсовой работы состоит в выявлении сущности рынка и формировании системного представления о функционировании рыночной структуры и инфраструктуры.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Объектом исследования является рынок.
Предметом исследования выступают процессы становления и функционирования рынка и рыночной инфраструктуры.
Методы исследования: подбор, анализ научной литературы на данную тему.
Практическая значимость работы заключается в том, что мое понимание и представление о функционировании рынка стало более глубоким и целостным.
Данная работа состоит из двух частей введения и заключения. В первой части даются общие сведения о рыночной структуре экономики, ее задачах и функциях. Во второй части рассматриваются процессы становления рынка в России.
Теоретической основой послужили труды таких авторов:
1.Тюрина А.Д. Микроэкономика: Конспект лекций.- М., 2009
2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник.- М., 2001
3. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. А. А. КочетковМ.2007
4. Экономическая теория / Под ред. И.П. Николаевой / М., Проспект, 2006
5. Одинец В. П. «Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз»
С-Пб. - 2000.
Информационной
базой для написания работы по теме
"Рынок: структура и инфраструктура"
послужили базовая учебная литература,
статьи и обзоры в специализированных
и периодических изданиях СМИ, сети интернет
посвященных этой тематике.
Глава I. Теоретические основы рынка и его структура
Существуют разные определения рынка и трактовки его содержания. В понятие рынка включают и договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте; и состояние и развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики (например, говорят о снижении цен на рынке металлов или о дефиците на рынке труда); и страну-производителя данного товара (например, канадский рынок зерна); и, наконец, место соединения спроса и предложения товаров, услуг и капиталов. Все эти определения рынка имеют право на существование, поскольку характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления.
Рынок представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между продавцом и покупателем по поводу производства и реализации необходимых товаров и услуг, обеспечивающих потребности экономических субъектов. В состав экономических отношений входит не только товарный оборот, но и денежный, поскольку рыночный механизм напрямую связан с денежным обращением (движение готовой продукции и факторов производства обеспечивается посредством денежных потоков).
Субъектами рынка являются покупатели и продавцы, в роли которых, как правило, выступают домашние хозяйства в лице индивидов и общественных групп, фирмы (различные организации и предприятия), а также государство, которое ко всему прочему выступает в экономике как высший орган контроля. Например, в статье расходов существуют государственные расходы. К ним относятся все социальные услуги трансфертного характера, а также целенаправленные траты на развитие бюджетной сферы и поддержание общественных благ.
Объектами рынка можно назвать сами товары и услуги, а также совокупность денежных средств наличного и безналичного вида. Товары и услуги — это не только готовая продукция, но и факторы производства, такие как труд, земля, капитал и предпринимательство. В роли денег выступают все платежные финансовые средства.
Таким образом, вся рыночная система построена на демократичном способе ведения торговых дел. В российской экономике первоначально существовала командно-административная система, которая характеризовалась автоматическим регулированием величины предложения, т. е. все решения по поводу производства, обмена и реализации принимались в центре и затем поступали на места.
В настоящее время в экономической теории под рынком понимается определенная форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм цен является ключевым звеном рыночных отношений, так как именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг и спрос на них.
Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она направляет частные интересы на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.
Как у всякого явления, у рыночного механизма есть свои преимущества и свои недостатки.
К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:
Но рыночному механизму присущи и недостатки, которые проявляются в том, что он:
Решение перечисленных выше проблем берет на себя государство.
В целом можно назвать несколько причин, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений.
Информация о работе Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ