Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в выявлении сущности рынка и формировании системного представления о функционировании рыночной структуры и инфраструктуры.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
проанализировать сущность рынка и дать его определение;
выявить причины, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений;
систематизировать представление о функциях рынка;
провести анализ структуры рынка;
рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории "инфраструктура рынка";

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы рынка и его структура
1.1 Понятия и функции рынка 5
1.2 Структура рынка 12
1.3 Инфраструктура рынка: понятия и основные элементы 15
Глава II. Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ
2.1 Становление рынка в РФ 24
2.2 Этапы формирования инфраструктуры российского рынка 32
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Рынок структура и инфраструктура.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

             Глава II. Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ 

                                    2.1 Становление рынка в РФ

     С конца 1991г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

     Деятельность  государственного аппарата протекала  в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. К началу 1992г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования.3

     Основная  роль в процессе перехода к рынку  отводилась приватизации собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.

     Проведенная в соответствии с программой либерализация цен реформа вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.

     Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Объем сельскохозяйствования  производства в середине 90-х годов  упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг.

       Поэтому, хотят или нет того политики, и “горбачевская перестройка”, и “ельцинские реформы” воспринимаются гражданами как смутное время неудачных перемен.

     Начиная с первых лет перестройки, из года в год уменьшаются средства, выделяемые на техническое перевооружение всех отраслей экономики: промышленности, транспорта, сельского хозяйства, строительства и строительной индустрии, многих отраслей сферы обслуживания. Некоторые отрасли (например, легкая промышленность) по этому показателю давно вышли на нулевой уровень. Это значит, что бывшее в прошлые годы отставание в техническом оснащении сменяется полным застоем, следствием которого будет разрушение целых промышленных комплексов.

     Финансовый  кризис 1998г. еще раз наглядно продемонстрировал, что политика государства должна быть переориентирована на планомерную поддержку и усиление реального сектора экономики. Бесконтрольно и стихийно функционируют такие отрасли, как здравоохранение, спорт, туризм, коммунальное хозяйство. Даже транспортная система, коммуникации, связь и энергоснабжение оказались разорванными на части, без единого руководства, контроля и перспектив развития.

     Тем не менее, существует определенный минимум  главных макроэкономических показателей, посредством которых, во-первых, от отдельных фактов перейти к общей характеристике ситуации и, во-вторых, отделить объективное от субъективного, реалии от вымыслов. С помощью этого минимума нетрудно оценить и последствия финансового кризиса 1998г., который четко провел грань между искаженным представлением о реформах и их действительным состоянием.

     Сложившаяся в России к концу ХХ в. ситуация полна драматизма. Однако в развитии происходящих событий отчетливо  просматривается внутренняя логика переживаемого российской экономикой исторического процесса.

     Сейчас  идет рыночная трансформация российской экономики. Но содержание переходного периода значительно богаче. Это становление не только нового типа хозяйствования – рыночного, вместо планового, - но и иной социально-экономической системы. Нередко эти два понятия не разграничиваются, хотя они далеко не тождественны. Речь идет о завершении целого этапа постсоветской истории, который принято называть переходным периодом.

     Как известно, начало этого этапа датируется реформами 1992г., имевшими гораздо более глубокое содержание, чем простая либерализация цен. Эти реформы стали первым шагом к разделению государства и экономики, послужив важнейшей предпосылкой формирования рынка. Затем последовал период интенсивного развития рыночных институтов (приватизация, формирование банковского сектора, образование фондового и валютного рынков и т.д.). Перестройка государства как экономического субъекта шла гораздо медленнее, но, тем не менее, к середине 90-х годов и на данном направлении трансформации был достигнут заметный прогресс. К этому времени российская экономическая система приобрела два фундаментальных признака, отличающих рыночную экономику от нерыночной:

     - рынок начал функционировать  автономно, то есть субъекты  хозяйствования в России получили  возможность принимать решения  исходя из относительных цен и максимизации прибыли;

     - сформировались рычаги государственного  макроэкономического регулирования  (денежно-кредитные инструменты,  налоги, валютный курс), позволяющие  в определенных пределах воздействовать  на поведение экономических субъектов.

     И все же при всех пороках существующей социально-экономической системы  нельзя упускать из виду, что за десятилетие  реформ в России возникли все основы рыночной экономики. Сейчас невозможно назвать ни одного рыночного института, которого нет в современной России. При этом следует обратить внимание на то, что получили развитие, как институты-нормы, так и институты-организации.

     Во  второй половине 90-х годов был  в основном сформирован корпус рыночного  права, и деятельность законодательных  органов различного уровня сосредоточилась на разработке тех правовых документов, которые, как правило, конкретизируют и развивают более общие рыночные нормы. Естественно, и общие рыночные нормы далеки еще от окончательного формирования, но то, что уже сделано, позволяет российским предпринимателям действовать в достаточно структурированном правовом пространстве, если они сами не желают выходить за рамки закона.

     Новый Президент, В.В. Путин начал сотрудничать с новым парламентом. Президент  доказал свою способность к решительным действиям – укрепление государственной власти, нажим на губернаторов и олигархов, налоговая реформа, беспрецедентно сбалансированный бюджет, - которые приносят успех. У России появился шанс открыть новую эпоху – эпоху динамичного развития и преодоления национальной депрессии.

     Рыночный  механизм управления является потенциально эффективным методом координации  и согласования интересов хозяйствующих  субъектов. При сложной, запутанной системе хозяйственных связей, глубоком разделении труда, большом многообразии потребностей, товаров и услуг невозможно получить объективную информацию об экономических процессах без использования механизма рыночных цен, согласования спроса и предложения. Рынок обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений.

     Если  рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, производители  получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие  сроки. Рыночные цены обуславливают  принятие решений и в области инвестиционной политики, а также распределения ресурсов.

     Однако  нерегулируемый и непрогнозируемый рынок не может обеспечивать достижение объективно необходимых долгосрочных целей, решение важных социальных задач, порождает психологию алчности, вседозволенности и стремления к наживе любой ценой, нередко в ущерб общественным интересам. Часто производители стремятся увеличивать доходы за счет потребителя, манипулируя ценами, а не в результате сокращения расходов или повышении качества продукции и услуг. Товары подделываются, фальсифицируется их качество, создается искусственный дефицит и пр.

     Кроме того, недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к  нерациональным затратам из-за выпуска  ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и пр. В какой-то степени по своей природе объективно порождает и усиливает неуправляемые результаты воспроизведенного цикла.

     Нередко высказывается мнение, что товарно-денежные отношения являются объективной необходимостью и реальностью, поэтому только они должны определять результаты хозяйственной деятельности, регулировать производство с учетом спроса и предложения, а также реально получаемой каждым контрагентом экономической выгоды. Считается, что денежная мера выгоды без нажима и административного вмешательства сама собой определяет рациональность хозяйственных связей и обеспечивает высокую эффективность функционирования всего хозяйственного механизма в отличие от волевого планового регулирования экономики, которое всегда связано с ошибками и просчетами. При этом игнорируется многовековой опыт развития товарно-денежных отношений, а также их нынешнее состояние в различных странах.

     Россия  достаточно быстро преодолела негативные последствия экономического кризиса августа 1998г. В результате в 1999г. начался экономический рост, который продолжился в 2000-2001 гг. Достигнутые темпы развития российской экономики были во многом обусловлены ростом промышленного производства. И очевидно, факторы его роста в значительной мере определяют динамику национального хозяйства.4

     В различных странах выбраны проверенные  опытом разнообразные методы регулирования  как производства и развития производительных сил, так и товарных и денежных потоков, цен, условий торговли и заключения хозяйственных договоров, повышения качества торгового и банковского обслуживания, сочетания хозяйственной самостоятельности, инициативы и предприимчивости с государственной дисциплиной. Налоговая система, дельные лимиты, типовые договора и т.д. – все это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи индивидуальных производителей и потребителей. Важно, чтобы такие методы постоянно обновлялись и совершенствовались с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывали инициативу и предприимчивость. Планирование является неотъемлемой чертой любой разумной человеческой деятельности, позволяет определять наиболее важные, приоритетные работы, целенаправленно использовать для их осуществления имеющиеся ресурсы, обеспечивать более эффективную реализацию последних. В последние десятилетия система планирования в сочетании с элементами рыночных отношений даже в условиях рыночной стихии и анархии позволила преодолеть многие негативные процессы и явления и обеспечить эффективное ведение хозяйства во многих развитых и развивающихся странах. Практика свидетельствует, что социально-экономическому прогрессу препятствуют не система планирования и административные методы, а жесткое директивное планирование и контроль, существенно ограничивающие свободу экономического маневра, предприимчивость и инициативу в выборе наилучших хозяйственных решений.

     Рынок не может быть самоцелью. Обществу нужен  не рынок как таковой, а высокоэффективная  и социально ориентированная экономика, восприимчивая к инновациям и научно-техническим нововведениям, способная обеспечить высокий уровень и качество жизни для всех слоев населения.

     Рынок и торговля всегда были составными факторами функционирования национальной экономики, состояние, содержание и характер которой определялись, прежде всего, отношениями собственности на средства производства, выпускаемые продукты. Собственно, когда говорят о необходимости установления рыночных отношений, то на самом деле имеют в виду возрождение предпринимательства, полагая, что при этом сразу же повысятся инициативность, предприимчивость и заинтересованность в инновациях.

     Государство должно регулировать не столько сам  рынок, сколько условия, влияющие на него: развитие и размещение производительных сил, специализацию предприятий, рациональное использование природных и людских ресурсов, формирование и использование доходов и др. Законы рынка по своей природе могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость их сочетания с планомерностью и плановым регулированием всей экономики.

     Завершение  переходного периода означает, что  наша страна вступила в новую стадию экономического развития. Теперь Россию можно причислить к странам, определяемым как “нарождающиеся рынки”. В настоящее время к “нарождающимся рынкам” относится большинство постсоветских и посттоталитарных стран (государств “второго мира”), включая Россию, а также целый ряд развивающихся стран (государств “третьего мира”). Одним из критериев отнесения к этой категории Всемирный банк считает годовой душевой ВНП в размере менее 9,6 тыс. долл. В России этот показатель сейчас достигает примерно 2,5 тыс. долл. По уровню ВВП (по паритету покупательной способности) Россия находится в середине второй десятки стран мира (точнее, 14-м месте), впереди нее – такие страны, как Корея, Канада, Мексика, Индонезия, Бразилия.

     Отнесения России к категории стран, определяемых как “нарождающиеся рынки”, может иметь несколько важных последствий для экономической политики.

     Во-первых, это означает, что российская экономика  реагирует на государственное макроэкономическое регулирование примерно так же, как  и рыночная экономика любой другой страны. Поэтому грамотное использование макроэкономических рычагов способно решить многие проблемы, в том числе и структурные. Причем надо иметь в виду, что макроэкономическое регулирование – инструмент гораздо более тонкий и сложный, чем представлялось многим российским руководителям и “крепким хозяйственникам” еще несколько лет назад, и неосторожное обращение с таким инструментом может навредить экономике.

Информация о работе Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ