Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:17, курсовая работа
При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 6
1.1 Инфраструктура рыночной экономики: понятие и сущность 6
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ
2.1 Характеристика рыночной инфраструктуры российской экономики 13
2.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры в России 17
2.2.1 Кредитная система и ее инфраструктура 17
2.2.2 Биржи 21
3 ДОРОГИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
12
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 6
1.1 Инфраструктура рыночной экономики: понятие и сущность 6
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ
2.1 Характеристика рыночной инфраструктуры российской экономики 13
2.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры в России 17
2.2.1 Кредитная система и ее инфраструктура 17
2.2.2 Биржи 21
3 ДОРОГИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.
С переходом к новым экономическим условиям, а именно к рыночному хозяйствованию, возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям. Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры.
Современное положение рынков обуславливается наличием хорошо организованной их инфраструктуры. Недостаточные капиталовложения в развитие инфраструктуры, отсутствие должной поддержки со стороны местных властей и государства, наконец, отсутствие органов управления рыночной инфраструктурой способствуют накоплению отрицательных сдвигов, формируют механизмы торможения в формировании рынка, а это в свою очередь, сказывается на замедлении экономических реформ в России. Однако стремление России быстрее освоить рыночные механизмы осталось прежним, а поэтому интерес в экономической жизни к вопросам рынка, к рыночной теории растет.
Становление новой экономической системы в России предполагает формирование новой упорядоченной системы связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. Упорядочение частной собственности, развитие предпринимательства свидетельствуют о развитии товарно-денежных отношений. В этих, условиях рынок становится той объективной необходимостью, без которой вопрос о стабилизации производства и выходе из кризиса становится проблематичным. Россия в силу своих экономических особенностей стоит перед необходимостью создания такого рынка который включает множественность региональных рынков.
Становление инфраструктуры рынка имеет свои особенности, вытекающие из возрастающей роли региона в хозяйственном развитии, степени их экономической самостоятельности, обеспеченности этой самостоятельности нормативно-правовой и материальной базой. Каждый региона является составной частью единого народно-хозяйственного комплекса страны, поэтому меры по развитию регионального хозяйства и рыночных структур его должны соотносится с ролью, которую играют регионы в едином хозяйственном процессе.
Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктуры требует программно – целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы «тылы» рыночного хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях коренного реформирования экономики России.
Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.
Поэтому исследование данной темы является актуальным. Основная цель работы заключается в изучении путей и проблем формирования рыночной инфраструктуры в России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определяется понятие и сущность инфраструктуры рыночной экономики;
- рассматриваются функции рыночной инфраструктуры;
- дается характеристика рыночной инфраструктуры российской экономики;
- рассматриваются основные элементы рыночной инфраструктуры России;
- подробно рассматривается состояние дорожной сети;
- выявляются основные проблемы рыночной инфраструктуты и намечаются пути решения этих проблем.
Источниками информации для написания работы по теме «Особенности становления рыночной инфраструктуры в России» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных становлению рыночной инфраструктуры в России, справочная литература и прочие актуальные источники информации.
Известно, что рынок товаров и услуг представляет собой единую систему с определенной иерархией, взаимосвязями и пропорциями между отдельными секторами экономики. На рынке действуют общие экономические законы, имеет место общность главных категорий рынка, используются приемы и методы маркетинга.
Рынок - система, обеспечивающая контакты множества контрагентов, где совершается огромное количество сделок, предметом купли-продажи которых являются многочисленные и разнообразные товары и услуги.
Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения.
Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.
Таким образом, одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры.
Термин «инфраструктура» произошел от лат. – «infra» - ниже, под; «structura» - строение, расположение.
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура — это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.
Несмотря на широкое использование термина "инфраструктура" существуют различные трактовки понятия.
Р. М. Нуреев П. Г. Еремишин определяют инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.
Е. Ф. Борисов понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.
Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура.
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура — это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.
Инфраструктура есть категория, обозначающая сферу услуг, организационно и материально обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также финансово-экономическая деятельность этих посреднических структур.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства.
Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики:
1) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики;
2) регулирование движения товарно-денежных потоков.
В качестве субъектов рыночной экономики рассматриваются, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а с другой – коммерческие структуры и государство. Обе классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют этих субъектов по разным критериям. Каждая из выделенных функций характеризуется определенными чертами или свойствами.
Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта.
Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также её развития.
Регулирующая функция как бы вырастает из обеспечивающей, является её продолжением, но её свойства иные, прямо противоположные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, эта подсистема существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при определенных обстоятельствах способна оказывать весьма существенное влияние на весь процесс воспроизводства. В этом своем качестве данная функция является активной, что особенно заметно в переходных экономических системах.
Наконец, по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта.
Обе функции неразрывно связаны и не могут реализоваться одна без другой. Результатом их взаимодействия является вполне определенный синтетический эффект, который можно определить как оптимизацию движения товарно-денежных потоков. В процессе обеспечения и регулирования движения товарно-денежных потоков инфраструктура способствует достижению соответствия между общественными потребностями в товарах и услугах и способностью процесса производства удовлетворять их в требуемых масштабах. Тем самым обеспечивается сопряженность в реализации обеих функций, достигается пропорциональность в распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет к минимизации издержек, связанных с распределением ресурсов и продуктов.
Рыночная инфраструктура представляет услуги, связанные с функциями:
- снижение степени риска благодаря различным видам страхования, аудиторской деятельности, консалтинговым, сертификационным услугам;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет факторинга, брокерских и маклерских услуг, качественной и быстрой контрактной подборки работников и подрядчиков, применения усовершенствованных специальных средств связи. Одним из важных факторов, оказывающих решающее воздействие на скорость оборота средств, является быстрая и бесперебойная работа банковской системы по приему, переводу и выдаче платежей различных экономических субъектов;
- развитие предприятий за счет расширения деятельности аренды и лизинга, эмиссии ценных бумаг, профессиональной подготовки и переподготовки работников в сфере менеджмента, инжиниринга; дальнейшего роста мелких и средних предприятий;
- содействие маркетингу по доведению товаров и услуг до потребителей с применением рекламы и других средств продвижения, использование прикладных исследовательских работ по изучению спроса потребителей, емкости конкретных рынков.