Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:17, курсовая работа
При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 6
1.1 Инфраструктура рыночной экономики: понятие и сущность 6
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ
2.1 Характеристика рыночной инфраструктуры российской экономики 13
2.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры в России 17
2.2.1 Кредитная система и ее инфраструктура 17
2.2.2 Биржи 21
3 ДОРОГИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
Общественные интересы и интересы чиновников с небольшими зарплатами не совсем совпадают. Естественное желание получить «на халяву» дополнительные деньги никак не вписывается в генеральный план развития дорожного хозяйства в России. Прибавьте сюда отсутствие жесткого контроля их деятельности и получите идеальные условия для появления и укреплении проблемы, представляющую собой возможность стихийного отлынивания и стремление сделать меньше, чем то, на что ты способен.
Вот именно отсюда и растут корни чиновничьего оппортунизма, и именно поэтому наше дорожное строительство является одним из самых дорогих в мире.
Не так давно Всемирный банк (ВБ), изучив состояние российской экономики, опубликовал доклад, в котором назвал автомобильные дороги страны «чрезвычайно» дорогими и некачественными. Исследователи организации подсчитали, что ежегодно на содержание дорог (текущий и капитальный ремонт) в пересчете на один километр Россия тратит от 27 до 55 тысяч долларов. Для сравнения, в Финляндии (стране со схожими климатическими условиями), где качество трасс заметно выше, этот показатель в 2007 году составил чуть менее 10 тысяч долларов.
Однако выводами Всемирного банка россиян вряд ли удивишь. О дороговизне российских дорог раньше говорили и отечественные специалисты. Так, по словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, строительство 10 километров дорог обходится столице в один миллиард долларов. Это совершенно баснословная сумма, которую не могут себе позволить даже куда более богатые города, чем Москва. При этом сами дороги в России качественными не являются - и об этом тоже знает каждый водитель. Недавно это, наконец, стало известно и Генпрокуратуре, которая провела собственное исследование состояния дорог в России.
Впрочем, ВБ и не собирался никого удивлять. Вместо этого его аналитики решили подойти к вопросу с экономической точки зрения, чтобы разобраться в причинах плохого состояния российских дорог, а также составить список первоочередных мер, которые помогут исправить ситуацию.
Причины дороговизны содержания российских дорог в докладе Всемирного банка уместились в двух строках: низкая конкуренция в дорожной сфере, растрата средств и коррупция. Разумеется, устранение этих проблем позволило бы России удешевить дороги. Однако «борьба с коррупцией» - слишком абстрактное понятие, поэтому ВБ приводит список мер, которые можно и нужно внедрять в российской дорожной индустрии уже сейчас.
Всемирный банк советует России работать по двум направлениям. Первое - значительное увеличение средств, выделяемых на дороги. Аналитики ВБ, проанализировав бюджет России на 2011-2013 годы, признали, что власти собираются потратить на содержание и ремонт дорог значительную сумму (ее точный размер в докладе не приводится). Однако она далека от той, которую необходимо ежегодно вкладывать в автодорожную сеть. Особенно велик разрыв между выделенными и необходимыми средствами в региональных бюджетах.
Всемирный банк также рекомендует России пересмотреть систему госзакупок и проведения аукционов. Отмечается, что в стране используются обратные аукционы - когда подрядчик выбирается, исходя из самого дешевого предложения. Однако такая система используется только в России и является неэффективной, отмечается в докладе. Кроме того, необходимо ужесточить условия проведения аукциона, запретив компаниям-участникам заключать между собой договоры субподряда после проведения конкурса. Эта мера позволит увеличить конкуренцию, которая в регионах практически отсутствует.
Кроме того, разумнее тратить деньги на дороги поможет "надлежащая" система планирования расходов. При ее составлении необходимо прорабатывать несколько возможных вариантов проведения ремонта трасс, выбирать из которых чиновникам следует, исходя из затрат и выгод.
Российские власти, которые признали плачевное состояние дорог, еще до доклада Всемирного банка начали предпринимать попытки исправить ситуацию. В 2010 году сначала министр финансов Алексей Кудрин, а затем премьер-министр Владимир Путин пообещали улучшить качество всех дорог в стране за десять лет. Для этих целей, в частности, в ближайшее время будут созданы дорожные фонды. Федеральный дорожный фонд начнет функционировать уже в 2011 году. По предварительным подсчетам, в этом году размер его финансирования составит 254 миллиарда рублей. С 1 января 2012 года заработают и региональные фонды.
Однако переход на новую форму финансирования содержания российских дорог - это лишь одна из мер, необходимых для улучшения состояния трасс. Между тем, ремонтировать дороги пока будут по старой схеме - с применением малоэффективных, но дорогих технологий, при участии подрядчиков-монополистов. Правда, даже если здесь и произойдут изменения, то платить за них, как обычно, придется водителям.
До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающих регионы России. Около 40 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения 1,8 млн. человек не имеют связи с транспортной сетью страны по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Нормативным требованиям соответствует лишь 38% автомобильных дорог федерального значения, что приводит к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий, снижению эффективности использования автотранспорта, росту удельных транспортных расходов. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет почти 27% от протяженности сети.
В Российской Федерации практически отсутствует сеть автомагистралей и скоростных дорог, обеспечивающих скоростной режим движения транспортных средств. Недостаточный уровень развития автомобильных дорог является одним из сдерживающих факторов для повышения производительности труда и улучшения качества жизни населения России.
В настоящее время наиболее значительные транспортные потоки сосредоточены на Федеральных дорогах европейской части Российской федерации. По данным дорогам осуществляются связи крупнейших экономических центров страны со столицей России и между собой и обеспечиваются выходы на европейскую и азиатскую сети дорог. На значительном протяжении федеральные дороги, проходящие по территории европейской части, исчерпали пропускную способность и требуют реконструкции.
В соответствии с показателями Подпрограммы «Автомобильные дороги» в составе ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» в 2015 году 19,4 тыс. км федеральных автомобильных дорог будут работать в режиме перегрузки.
Учитывая то, что в настоящее время инвестиционные возможности федерального бюджета не позволяют обеспечить требуемых объемов финансирования для строительства автомагистралей и реконструкции автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки, необходимо с помощью создаваемой государственной компании «Российские автомобильные дороги» привлечь дополнительные средства, в том числе внебюджетные инвестиции, на развитие опорной дорожной сети страны.
Приоритетной задачи государственной компании станет формирование сети платных автомагистралей и скоростных дорог.
Создание системы автомагистралей и скоростных дорог целесообразно на направлениях, перегруженных движением, которые концентрируют наибольшие потоки автомобильного транспорта. Эти направления связывают крупнейшие города страны, где проживает значительная часть населения России и сосредоточено основное богатство Российской Федерации. Именно между основными административными и экономическими центрами России осуществляются наибольшие объемы грузовых и пассажирских автомобильных перевозок.
К автомагистралям и скоростным дорогам относятся дороги федерального значения с расчетной интенсивностью движения более 14000 прив. ед. /сут., обеспечивающие связи:
- столицы РФ со столицами независимых государств, столицами республик в составе РФ, административными центрами краев и областей, а так же обеспечивающие международные автотранспортные связи;
- между собой столиц республик в составе РФ, административных центров, краев и областей, а так же этих городов с ближайшими административными центрами автономных образований.
Автомагистрали и скоростные дороги характеризуются следующими признаками:
- имеют на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеют пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на автомагистрали возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенные не чаще чем через 5 км друг от друга, на скоростные дороги – через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенные не чаще чем через 3 км друг от друга.
С учетом перспективной интенсивности движения транспортных потоков и уровня загрузки федеральных автодорог, создание сети автомагистралей и скоростных дорог предусматривается по следующим направлениям:
- автодорога «Скандинавия» - 5 500 – 20 000 прив. авт./сут.;
- автодорога «Россия» - от 17 500 до 250 200 прив. авт./сут.;
- автодорога «Дон» - от 17 000 до 60 800 прив. авт./сут.;
- автодорога «Беларусь» - от 10 000 до 70 000 прив. авт./сут.;
- автодорога «Волга» - от 16 000 до 140 000 прив. авт./сут.
Кроме того, в сеть автомагистралей и скоростных дорог предлагается включить направления, обеспечивающие связь Российской Федерации с Украиной (автодорога «Крым») и с Казахстаном.
Формирование сети автомагистралей и скоростных дорог планируется завершить к 2020 году. Для строительства автомагистралей и скоростных дорог предполагается привлечь бюджетные средства, частные инвестиции, заемные средства банков.
Параллельно со строительством платных автомагистралей и скоростных дорог необходимо проводить работы по реконструкции существующих федеральных дорог, работающих в режиме перегрузки. По мере приведения их в нормативное состояние, проведения работ по их обустройству и формирования альтернативных маршрутов данные дороги могут переводиться в режим эксплуатации на платной основе.
По мере завершения формирования сети платных автомагистралей и скоростных дорог после 2020 года высвобождающиеся финансовые ресурсы и доходы от эксплуатации сети автомагистралей и скоростных дорог могут быть переключены на реконструкцию федеральных дорог, работающих в системе перегрузки. Завершит приведение организации платного проезда в нормативное состояние планируется к 2030 году.
Создание государственной компании «Российские автомобильные дороги» позволит:
- создать высококачественную сеть автомобильных дорог протяженностью свыше 20 тыс. км, обеспечивающую основные объемы перевозок по территории страны и выходы на государственную границу Российской Федерации. Эти дороги будут полностью соответствовать спросу на перевозки и требованиям международных соглашений;
- повысить коммерческую скорость перевозок на автомобильном транспорте в 1,5 – 2 раза, сократить время в пути на междугородных связях на 20 – 45 %;
- обеспечить широкомасштабное внедрение новых технологий и материалов, высокопроизводительных машин и оборудования в дорожную отрасль России, что позволит увеличить долговечность дорог и искусственных сооружений;
- существенно сократить число и тяжесть ДТП благодаря высокому качеству автомобильных дорог;
- повысить конкурентоспособность отраслей экономики России за счет снижения транспортной составляющей в конечной цене продукции, ускорения оборачиваемости и уменьшения товарно-материальных запасов на складах;
- повысить уровень национальной безопасности страны.
В результате развития сети автодорог федерального значения будут созданы сотни тысяч новых рабочих мест, возникнут тысячи новых предприятий – рестораны, мотели, автозаправки, магазины и т.д. Строительство автомагистралей и скоростных дорог приведет к росту спроса на стройматериалы, дорожную технику, услуги предприятий, обеспечивающих дорожное строительство и т.д.
Создание системы скоростных автомагистралей приведет к появлению новых экономических центров. С подключением к системе платных автодорог депрессивные сельские районы и промышленные города получают стимулы к дальнейшему развитию, что будет способствовать повышению уровня жизни населения.
По аналогичному пути развития сети платных автомобильных дорог идут многие развивающиеся государства. Так, например, в Китае общая протяженность сети автодорог составляет около 2 млн. км, из которых 133 тыс. км приходится на платные платных скоростных магистралей в Китае составляла 53,6 тыс. км.
Практически все скоростные дороги в Китае являются платными. Платный проезд осуществляется также на национальных магистралях, которые не относятся к скоростным дорогам. Также плата за проезд взимается по некоторым автодорогам провинций, региональным и муниципальным автодорогам и крупным мостам.
Почти все скоростные дороги в Китае были построены в течение последних 18 лет. В 2008 г. В Китае было построено 8,3 тыс. км новых платных скоростных автомагистралей, в 2009 г. планируется ввести еще 6 тыс. км платных скоростных дорог.
В Мексике, Южной Корее, Аргентине, Португалии и других развивающихся странах доля платных дорог в общей протяженности главных дорог страны составляет более 80 %.
Учитывая опыт развивающихся стран, России предстоят масштабные планы по созданию сети современных многополосных автомагистралей и скоростных дорог.
Итак, мы рассмотрели состояние дорожной сети Российской Федерации. На основании проделанной работы можно сделать вывод: состояние Российских дорог весьма плачевное. Дороги чрезмерно дорогие, но от этого они не становятся лучше. Ежегодно на строительство и ремонт дорог уходят баснословные суммы, а результат мы не видим. Коррумпированность чиновников тоже отнюдь не помогает нашему дорожному комплексу. Термин «борьба с коррупцией» существует только на словах, а на практике мы его не наблюдаем. Так же в ходе работы мы рассмотрели перспективы введения платных автомагистралей и скоростных трасс в нашу дорожную сеть.