Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в выявлении сущности рынка и формировании системного представления о функционировании рыночной структуры и инфраструктуры.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
проанализировать сущность рынка и дать его определение;
выявить причины, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений;
систематизировать представление о функциях рынка;
провести анализ структуры рынка;
рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории "инфраструктура рынка";

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы рынка и его структура
1.1 Понятия и функции рынка 5
1.2 Структура рынка 12
1.3 Инфраструктура рынка: понятия и основные элементы 15
Глава II. Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ
2.1 Становление рынка в РФ 24
2.2 Этапы формирования инфраструктуры российского рынка 32
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Рынок структура и инфраструктура.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     Известна  и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.

     В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой  стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. В нашей  экономической литературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы.

     Инфраструктура  — это обязательный компонент  любой целостной экономической  системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.

     Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы  общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

     Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

     При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые  условия для его производства.

     Инфраструктурные  элементы экономики являются лишь следствием своеобразных функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком выступают ее функции, состоящие в обеспечении производства.

     Особенностью  хозяйственной деятельности предприятий  инфраструктуры является то, что результат  их деятельности нельзя резервировать  или складировать, ибо он проявляется  в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Не следует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более как второстепенную сферу.

     Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного  механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

     Инфраструктура  рынка — это совокупность правовых форт, опосредствующих движение товаров  и услуг, акты купли-продажи, или  совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок  и выполняющих определенные функции  по обеспечению нормального режима его функционирования.

     Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

     1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное  посредничество;

     2) аукционы, ярмарки и другие формы  организационного не биржевого посредничества;

     3) кредитная система и коммерческие  банки;

     4) эмиссионная система и эмиссионные  банки;

     5) система регулирования занятости  населения и центр государственного  и негосударственного содействия  занятости (биржа труда);

     6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

     7) налоговая система и налоговая  инспекция;

     8) система страхования коммерческого  хозяйственного риска и страховые  компании;

     9) специальные рекламные агентства,  информационные центры и агентства  средней массовой информации;

     10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные  объединения (ассоциации) деловых  кругов;

     11) таможенная система;

     12) профсоюзы работающих по найму;

     13) коммерческо-выставочные комплексы;

     14) система высшего и среднего экономического образования;

     15) аудиторские компании;

     16) консультативные (консалтинговые) компании;

     17) общественные и государственные  фонды, предназначенные для стимулирования  деловой активности;

     18) специальные зоны свободного  предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

     Функционирование  рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это  обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:

     • облегчение участникам рыночных отношений  реализации их интересов;

     • повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

     • организационное оформление рыночных отношений;

     • облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

     • подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

     Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих  и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.2

     Кратко  охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.

     В период экономики планового типа кредитная система была развита  в соответствии с условиями того времени, т.е. кредиты выдавались не в соответствии с нуждами самого предприятия, а по решению органов государственного планирования. В наше время кредитные учреждения развиваются в большом количестве и с разнообразием услуг, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в денежных средствах в период становления рыночной экономики. Бурное развитие на рубеже XXI в. получили коммерческие банки, которых не было в плановой экономике, а также специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. К последним относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании. Они производят операции и предлагают услуги, которые не оказываются коммерческими банками. Такая структура кредитной системы (с учетом функционирования Центрального банка Российской Федерации) отражает потребности рыночного хозяйства, приближаясь к модели кредитной системы развитых стран.

     В консалтинговых компаниях работают крупные специалисты в области  теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей они предоставляют консультации по экономическим и юридическим  вопросам. Для предпринимателей оплата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России это новое и перспективное дело, так как у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.

     Аудиторские компании. Аудит — это комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая проверка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе властей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоящее время в России созданы "Мосаудит" и "Инаудит", их экспертиза — обязательное условие для получения разрешения на внешнеэкономическую деятельность, получение лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок западных аудиторских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.

     Учебные заведения. Раньше в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня  таких учебных заведений стало  много, но у них главный недостаток — крайне малый срок обучения. Часто в таких учреждениях преподают случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет.

     Существенное  значение для развития рынка и  формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В русском языке имеет место несколько терминов, определяющих понятие "свободные экономические зоны":

     • зоны свободного предпринимательства (ЗСП);

     • зоны свободной торговли;

     • экспортно-производительные зоны (ЭПЗ);

     • производственные зоны в регионах;

     • свободные порты;

     • свободные банковские зоны.

     Все эти зоны рассматриваются как  факторы экономического развития с  привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10 лет; прямые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров; сдача земель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабочей силы и др.).

     В настоящее время в мире насчитывается  более 400 свободных экономических  зон (преимущественно в развитых странах), господствующее положение  в СЭЗ занимают транснациональные корпорации (ТНК) Японии, США и Западной Европы.

     Для привлечения иностранного капитала СЭЗ очень важны: политическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хозяйственных  связей; законопорядок, а не война  законов, дешевая рабочая сила. Всего этого у нас нет в настоящее время. Кроме того, отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон России.

     Классическая  инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда и др. (рис, 1)

     

                       

      
 

 

 
 
 
 

             Рис. 1. Основные элементы инфраструктуры рынка 

                   

              
 

Информация о работе Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ