Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в выявлении сущности рынка и формировании системного представления о функционировании рыночной структуры и инфраструктуры.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
проанализировать сущность рынка и дать его определение;
выявить причины, которые способствовали формированию рыночной системы и рыночных отношений;
систематизировать представление о функциях рынка;
провести анализ структуры рынка;
рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории "инфраструктура рынка";

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы рынка и его структура
1.1 Понятия и функции рынка 5
1.2 Структура рынка 12
1.3 Инфраструктура рынка: понятия и основные элементы 15
Глава II. Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ
2.1 Становление рынка в РФ 24
2.2 Этапы формирования инфраструктуры российского рынка 32
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Рынок структура и инфраструктура.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     Основу рыночной экономики составляет частная собственность, но для функционирования рыночной экономики требуется наличие и реализация многообразных форм собственности. Различные формы собственности позволяют создавать самые разнообразные товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей; стимулируют развитие технологий, расширение ассортимента, повышение качества товаров, снижение производственных издержек; элиминируют возможность появления дефицита; обеспечивают возможность выбора и адекватность применения физических и духовных потребностей человека.

     Еще одним условием функционирования рыночной экономики является создание рыночной инфраструктуры.

          Функции рынка.

     Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм, обеспечивающий производителей прибылью, потребителей — удовлетворением потребностей. Иными словами, рынок так или иначе производит распределение факторных доходов: ренты с земли, прибыли от ведения предпринимательской деятельности, заработной платы от осуществления трудового процесса и процентной ставки, которая является вознаграждением за владение капиталом. Таким образом, рынок воздействует на все стороны хозяйственной жизни и выполняет для этого ряд функций.

     Основная и самая важная функция рыночной системы — регулирующая. Рынок обеспечивает соотношение величин спроса и предложения, которые определяют уровень цен на товары и факторы производства. Если объемы производства соответствуют потребительскому спросу, устанавливается цена равновесия: она приемлема для обеих сторон торгово-рыночной сделки. В целом, если цена растет, производство начинает наращивать обороты, и объемы выпускаемой продукции увеличиваются. Если цена, соответственно, начинает падать, то отдача от производства снижается, и это является сигналом к снижению масштабов производственной деятельности. Сегодня, конечно, экономика развивается не только по принципу "невидимой руки", но и посредством государственного регулирования.

     Вторая функция рынка — стимулирующая. Под воздействием ценовой динамики происходит внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, освоение новых технологий, что в целом позволяет снизить издержки на изготовление товаров и услуг, совершенствовать систему качества и расширять ассортимент производимой продукции.

     Информационная функция определяется через распределение информации, знаний и навыков между всеми экономическими субъектами рыночной системы. Таким образом, производители получают информацию о количестве продукции, ее качестве, форме и других характеристиках, которые определяются в соответствии со структурой потребительского спроса, сложившейся на данный момент времени. В результате организация становится более гибкой, она легко приспосабливается к любым изменениям внешней среды.

     Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки.

     Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

     Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т. е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы.

     Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворять свои потребности.

     В экономике с развитым типом совершенной конкуренции товаропроизводители создают своего потребителя, а те в свою очередь имеют право выбрать товар определенной марки. В этом заключается посредническая функция рынка.

     Кроме вышеперечисленных функций, рынок оценивает произведенный продукт, его исходные ресурсы и количество затраченных факторов производства, среди которых основным, безусловно, является труд. Таким образом, деятельность рынка направлена на эффективное и рациональное использование всех производственных факторов.

     Выделяют также оздоравливающую (санирующую) функцию. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.

     Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

     Рынок в определенной степени социально ориентирован. Это проявляется в производстве товаров и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, в расширении спектра товаров и услуг, которые бы способствовали высвобождению времени для отдыха, спорта, развлечений, в стимулировании повышения квалификации работников, во все более широком вовлечении работников в принятие экономических решений.1

                                    

                                         1.2 Структура рынка

          Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых   относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров   разных фирм, легкость входа  и выхода с конкретного рынка, доступность   рыночной информации.   Характеристику рынка как совокупность или арену актов купли-продажи можно   раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.   Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных   элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой   структуры являются: 

       а) тесная связь между ее  элементами; 

       б) определенная устойчивость  этих связей;  

       в) целостность, совокупность  данных элементов.  

     Рынок имеет сложную структуру и  охватывает своим влиянием все сферы   экономики. Экономическая структура определяется: 

       • формами собственности (государственная,  частная, коллективная,   смешанная);  

     • структурой товаропроизводителей (государственные, арендные,   кооперативные, частные  предприятия, предприятия индивидуальной трудовой   деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той   или иной формы хозяйствующих субъектов;  

     • особенностями сферы товарного  обращения;  

     • уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений   хозяйства;  

     • видами торговли, используемыми в  стране.  

     Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая  приобретает специфические черты. Характеризуя рынок богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.); 2) по географическому положению (местный, национальный, мировой); 3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, свободный, смешанный и т.п.); 4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.); 5) по характеру продаж (оптовый, розничный).

     Рынок, как механизм ("большой" рынок), состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

     По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.

     "Рынок  товаров можно представить состоящим из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления).

     Рынок средств производства обычно рассматривают  в отраслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно представить в виде рынков: 1) топлива и минерального сырья; 2) сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров; 3) объектов промышленного строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-технических знаний.

     Для рынка машин и оборудования характерна значительная монополизация производства и мировых рынков сбыта. Необходимыми условиями конкурентоспособности на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое обслуживание после продажи, что сохраняет высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры.

     На  рынке научно-технических знаний покупаются и продаются научно-технические  идеи, открытия, изобретения, знания и  опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством  страны, поэтому торговые сделки заключаются на основе патентов, авторских свидетельств, лицензий.

     Рынок предметов потребления подразделяется на рынки потребительских товаров  длительного и краткосрочного пользования.

     Поскольку услуги и информация являются товарами, то соответствующие рынки объединяются с рынком товаров.

     Рынок услуг — это купля-продажа  услуг общественного питания, здравоохранения, образования, инженерно-технических  и бытовых. Рынок информации возник в промышленно развитых странах  в 50-е гг.

     Рынок капиталов в зависимости от объекта купли-продажи делится на рынок денег и рынок ценных бумаг. Организационно рынок денег обслуживают банки, рынок ценных бумаг — фондовые биржи

     В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

     В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.

     По  типу конкуренции различают:

    • рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы имеют равные права и возможности;
    • рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

     Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.

     В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

     По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.

     По своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег, и, следовательно, регулятором экономических отношений здесь выступают цены. Хотя обмен товаров происходил во всех прежних укладах, но господствующее положение рынок приобрел в капиталистическом обществе, поскольку здесь товаром становится также рабочая сила, продаваемая на рынке труда.

              

              1.3 Инфраструктура рынка: понятия и основные элементы

     Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.

     Одна  группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.

     Другие  понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.

Информация о работе Анализ структуры и инфраструктуры рынка в РФ