Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:10, курсовая работа
Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. К девяностым годам экономическая машина Советского Союза доехала по инерции. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность («500 дней» например).
Основные задачи инвестиционной политики государства в отношении
микроуровня экономики сводится к обеспечению таких условий воспроизводства,
которые, во-первых, способствуют сохранению поизводственно-экономического
потенциала предприятий, а во-вторых, создают импульсы для его развития.
Решение этой задачи возможно только при условии самой обширной
реформаторской деятельности, важнейшими мероприятиями которой будут
преобразование собственности и изменение хозяйственного законодательства,
ценовая, налоговая и кредитная политика. И все же, при характерном для
переходной экономики остром дефиците инвестиционных ресурсов, главной
функцией государства в инвестиционной сфере было определение приоритетных
направлений использования имеющихся ресурсов и концентрация их на этих
направлениях, что соответствует требованиям рационального использования
ограниченных ресурсов как конституирующего принципа рыночного
хозяйствования.
Резкое сокращение платежеспособного спроса привело к сокращению
финансовой базы предприятий, как из-за падения объемов денежных
поступлений, так и их инфляционного обесценения в результате удлинения
сроков реализации. Активизировать эластичность спроса не имея развитой
сбытовой сети предприятия не могли. А их попытки увеличить эластичность
своего предложения не могли быть реализованы из-за отсталости оборудования
и отсутствия финансовых средств для его обновления. Поскольку динамика цен
на производственные ресурсы опережала рост цен на готовую продукцию,
трудности сбыта привели к быстрому росту кредиторской задолженности и
снижение финансовой устойчивости предприятий.
Главное, однако, заключалось в
том, что в результате
методов реформирования экономики предприятия лишились значительной части
собственных средств. Высокие темпы инфляции 1992 – 1993 гг. практически
полностью обесценили оборотные фонды предприятий и лишили их собственных
оборотных средств. Это проявилось в высоком уровне дебиторской
задолженности, хроническом недостатке производственных запасов и
нарастающем дефиците высоко ликвидных средств (денежные остатки на счетах).
Острейший дефицит оборотных средств вынудил предприятия прибегнуть к
использованию амортизационных средств, подрывая тем самым
воспроизводственную базу предприятия. В то же время, замедление оборота
средств предприятия в результате усложнения процесса реализации
сопровождалось потерей части капитальной стоимости недоамортизации.
Предприятия оказались лишенными возможности возмещения авансированной
стоимости. С другой стороны, вялый спрос лишил их возможности
компенсировать постоянно растущие издержки за счет повышения цен. Это могло
быть сделано только за счет доходной части. В результате – резкое снижение
рентабельности производства, а следовательно, сокращение доходов и сужение
возможностей накопления. В итоге воспроизводственные источники предприятия
оказались подорванными.
Финансовое положение
очень часто и следствие принимаемых государством решений. В значительной
степени
ухудшение финансового
тяжелым налоговым бременем. Стремление к сокрытию доходов становится
характернейшей чертой хозяйственной деятельности подавляющего большинства
предприятий. Это ведет к массовым злоупотреблениям и, конечно, не
способствует становлению рыночных методов и рационализации хозяйствования.
Ухудшение финансового положения предприятий также привело к массовому
распространению такого явления, как неплатежи, охватывающие всю
хозяйственную систему.
Разрушительные последствия
несобранные налоги, недофинансирование бюджетной сферы, рост
государственного долга. Последствия их для предприятий и
предпринимательства еще более пагубны. Взаимные неплатежи делают неизбежным
взаимозачеты, и дебиторская задолженность становится как бы финансовым
инструментом расчетов между предприятиями. Возникает самостоятельный
финансовый поток, роль денег в котором играют товары и услуги. Это
означает, что, во-первых, в экономике возникают предприятия, способные
диктовать условия другим предприятиям исключительно в силу своей
продуктовой специализации. Устанавливая монопольно высокие цены, они не
только извлекают сверхприбыль, но и генерируют инфляцию издержек. Во-
вторых, возникновение устойчивой «экономической ренты» от продуктовой
специализации ориентирует предприятия на перестройку в соответствующем
направлении. Вместо перехода к производству специализированной наукоемкой и
высокотехнологичной продукции, они вынуждены ориентироваться на
производство простейшей, но зато широкопрофильной продукции общего
назначения, что ведет к росту удельного веса низкотехнологичных, материало-
и трудоемких производств, а в конечном счете примитивизации экономики. В-
третьих, стремление к увеличению ликвидности производимой продукции
оборачивается сокращением ее номенклатуры, а следовательно, сужением
потенциального объема спроса, препятствуя оживлению экономической
активности.
Отсутствие собственных и недоступность кредитных средств поставили
российские
предприятия в чрезвычайно
стороны с настоятельной необходимостью в структурной перестройке, развитии
производственного аппарата и обновления продукции, предприятия, с другой -
полностью лишены средств для осуществления этих преобразований. Более того,
многие из них оказались перед реальной угрозой технико-экономической
деградации производства, т.к. не обеспечивают из-за непрерывности
кругооборота фондов даже простого воспроизводства.
Следовательно, проблема заключается не в том. Кризисные явления
охватили все стадии и фазы индивидуального воспроизводства. Поэтому с
полной уверенностью можно говорить о воспроизводственном кризисе на
микроуровне экономики. Учитывая зависимый характер индивидуального процесса
воспроизводства по отношению к общественному, можно сделать вывод, что
решение
его проблем требовало
инвестиционной политике государства.
Мы сегодня являемся свидетелями процесса восстановления выпуска
промышленной продукции в России, масштабы и устойчивость которого были по
началу в значительной степени недооценены. Тем не менее, сохраняется
серьезная озабоченность по поводу долгосрочных перспектив роста. На
протяжении 90-х гг. размер чистых инвестиций равнялся нулю или даже имел
отрицательное значение. В то же время для российских промышленных
предприятий были характерны получившие широкое распространение мягкие
бюджетные ограничения в виде скрытого субсидирования налоговых платежей и
платы за энергоносители, реализуемого посредством системы неплатежей.
Согласно данным исследования Всемирного банка, его масштабы в докризисный
период составляли 7-10% ВВП в год. Лишь за счет платы за энергоносители
такие субсидии оценивались примерно на уровне 4% ВВП в год.[2]
Несмотря на то, что после кризиса августа 1998 г. субсидированию
налоговых платежей был положен конец, субсидии в виде неплатежей за
энергоносители даже возросли под влиянием роста мировых цен и слабой
привязки внутренних цен к уровню инфляции внутри страны. Принимая во
внимание искажение цен, можно сказать, что «энергетические субсидии» скорее
всего, существенно превышают те 4% ВВП, которые, согласно оценкам,
потребители экономят лишь ха счет неплатежей.[3]
При осторожной оценке
производства его можно рассматривать как следствие повышения изначально
весьма низкого уровня использования производственных мощностей. В то же
время рост инвестиций, скорее всего, объясняется проведением модернизации
производственных мощностей, которые не использовались в течение нескольких
лет.
Безусловно, существует ряд внушающих
оптимизм признаков.
деловой активности показывает, что российские менеджеры, как и их коллеги в
других странах, правильно реагируют на стимулы и предпочитают расширять
производство вместо того, чтобы уводить активы предприятий. Однако
устойчивый рост будет обеспечен лишь тогда, когда на предприятиях станет
Информация о работе Кризис российской экономики и пути выхода из него