Кризис российской экономики и пути выхода из него

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. К девяностым годам экономическая машина Советского Союза доехала по инерции. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность («500 дней» например).

Файлы: 1 файл

Кризис российской экономики и пути выхода из него.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Что не было сделано в России для успеха приватизации? Во-первых, не была проведена  аграрная реформа. Незыблемость принципа частной собственности основывается на частной собственности на землю. Вместо этого российские реформаторы  продолжали эксплуатировать державшийся веками принцип общественной собственности, который хотел пересмотреть еще Столыпин, настолько он был неэффективным. Отказ от приватизации земли объясняли политическими лозунгами «Россию продадут», что можно было легко ограничить рядом законов или указов о порядке продажи земли. 

Вместо  этого был принят курс на приватизацию заводов, фабрик, торговых и складских  помещений, газо- и нефтедобывающих  предприятий и других предприятий, связанных с переработкой полезных ископаемых и эксплуатацией месторождений, являющихся по существу естественными монополиями. Природные же богатства – общественная собственность, но никак не частная, они должны принадлежать обществу, и использоваться его органами управления, а не отдельными лицами. 

В результате приватизации вместо обещанного эффективного собственника Россия получила группу коммерческих банков, занимающихся непрерывно переделом собственности. Таким образом основная цель приватизации – создание эффективного собственника достигнута не была, наоборот, Россия была отброшена от решения этой задачи на несколько лет. 

Структурный кризис в российской экономике. 

В целом  за годы реформ Россия претерпела гигантский промышленный спад. Особенно сильным  явилось падение промышленного  производства 1993-1994 годов, его темпы приобрели катастрофический масштаб, и спад приобрел самовоспроизводящийся инерционный характер. Лишь к 1995 году спад существенно замедлился, в 1996-1997 годах держался на достаточно низком уровне, и снова усилился к осени 1998 года из-за финансового кризиса. 

Рассмотрим  общую направленность и динамику сдвигов в российской промышленности. 

До конца 1993 года доминировала тенденция роста  структурных сдвигов, а с 1994 г. в  целом преобладает тенденция  снижения их интенсивности. Этот структурный сдвиг определялся ускорением спада в обрабатывающей промышленности: легкой промышленности, машиностроения, химической промышленности (рис. 2). Т.е. до 94 года основное направление структурных сдвигов – спад производства продукции высокой степени переработки. Со второй половины 94 года структурные сдвиги определялись дальнейшим спадом промышленности высокой степени переработки и стабилизация, а потом и рост промышленности низкой степени переработки (в основном сектор добывающей промышленности), ориентированной на экспорт. 
 

В результате вместо того, чтобы стимулировать  свою промышленность, в ходе реформ был достигнут противоположный  эффект. Производство средств производства и товаров потребительского назначения претерпело дальнейшее сокращение, Россия получала доход за счет нефтедолларов, получаемых за счет поставок российского сырья за границу. 

В агропромышленном комплексе сложилась следующая  ситуация. Монополия государства  на владение землей была отчасти устранена. Была предоставлена возможность  частным лицам выходить из составов колхозов и совхозов и создавать фермерские хозяйства. Однако это мало помогло, сельское хозяйство финансировалось государством по остаточному принципу, также российская с/х продукция была неконкурентноспособной. Это происходило отчасти из-за устаревшего оборудования, и в большой степени из-за поддержки государством завышенного курса рубля.Таким образом, начиная с 1991 года, в российской экономике прослеживается устойчивая тенденция к сокращению производства. Основными причинами спада можно считать нижеследующие: 

Снижение  оборонного заказа и оборонных расходов государства на 70%, при непродуманности  конверсионных программ. Это обусловило около 25% всего абсолютного снижения производства. 

Сокращение  государственной инвестиционной программы. Общее уменьшение капитальных вложений в российскую экономику в 92-93 гг. на 60%. Это дало примерно 15% абсолютного сокращения объема производства. 

Уменьшение  поставок, ранее осуществлявшихся в  страны СНГ и бывшие социалистические страны. 

Сокращение конечного платежеспособного спроса населения. 

Другие  факторы, такие как разрыв хозяйственных  связей, неадекватное поведение предприятий  и их руководителей в рыночной ситуации, несовершенство законодательства и т.д. 

Кризис  платежей в современной российской экономики – одно из наиболее опасных проявлений общего экономического кризиса. Из-за финансового кризиса и обвала банковской системы в августе 98 года эта проблема еще более обострилась. Если его не унять в ближайшие месяцы, может наступить полный паралич российской экономики. Ибо массовые неплатежи и рыночный режим ведения хозяйства – две несовместимые вещи. 

Вопрос  стоит остро – либо более или  мене нормальный платежный оборот в  хозяйстве, либо преобладание административных рычагов, либо разрушение единой экономической системы в России. 

Основные  причины неплатежей таковы: 

трудности сбыта конечной продукции отечественных  товаропроизводителей; 

общая нехватка платежных средств в  народном хозяйстве; 

отрыв финансового рынка от реального  сектора экономики – производства и сбыта продукции, инвестиций в народное хозяйство; 

межотраслевое и внутреотраслевое рассогласование  цен; 

утрата  предприятиями оборотных средств, как вследствие их обесценения, так  и в результате изъятия через  налогообложение в условиях инфляции; 

неплатежи государства предприятиям и стран  СНГ – России; 

нарушение платежной дисциплины и институциональное  несовершенство организации приватизированных  и государственных предприятий, исключающее действенный контроль над администрацией. 

Разрушение банковской системы в России 

Следует более подробно остановиться на некоторых  из этих факторов. 

Проблема  организации рынка. Хотя основная масса  неплатежей сконцентрировалась в базовых  отраслях, первопричина неплатежей заключена  в отраслях, работающих на конечного потребителя и столкнувшихся с подавленным потребительским спросом. Накопление неплатежей в базовых отраслях определяется утяжеленной структурой российской промышленности и тем, что именно в ней сосредоточена основная часть  неплатежей государства. Это в свою очередь связано с недобором налогов, который связан со спадом производства, в котором лидируют отрасли, производящие конечную продукцию. Реакцией на это может быть создание синдикативных объединений для организации российского рынка и вытеснения иностранных производителей. Государство должно установить контроль за импортом и экспортом, пресечь контрабандный импорт. 

Общая нехватка платежных средств. За годы реформ денежная масса в обороте  по отношению к ВВП сократилась  более чем в 6 раз. Отсутствует система канализации денежной эмиссии на обслуживание текущего хозяйственного оборота. Значительно помочь решению этой проблемы может внедрение вексельного обращения. 

Отрыв финансового рынка от реального  сектора экономики. 

В настоящее  время операции с ГКО приостановлены, и краткосрочные обязательства государства конвертированы в долгосрочные. До августа 98 года операции с ГКО отвлекали массу средств и кредитных ресурсов от обслуживания текущего хозяйственного оборота и инвестиций. Валютные операции продолжают это делать и сейчас. 

Вторичный рынок ГКО привлекал средств  на порядок больше, чем получал  бюджет от первичного размещения этих бумаг. Уровень ссудного процента фактически оказался в зависимости не от спроса и предложения ссудного капитала, а от динамики доходности операций с валютой, ГКО и другими финансовыми инструментами. Для восстановления связи финансового рынка с реальным сектором необходимы серьезные институциональные преобразования, такие как: 

ограничение валютной спекуляции путем разрешения доступа на валютный рынок лишь юридическим  лицам, имеющим лицензию на вывоз  капитала; 

обязательная  продажа валюты экспортерами Центробанку; 

переориентация  кредитных ресурсов из финансового  сектора на обслуживание текущего хозяйственного оборота; 

привязать процентную политику Центробанка к  темпам инфляции и спросу на кредит реального сектора, а не к уровню доходности валютных операций. 

Межотраслевое и внутреотраслевое рассогласование  цен. В условиях массовых неплатежей предприятия не в состоянии ни определить реальный спрос на свою продукцию, ни нащупать адекватной рыночной цены, ни выявит собственные финансовые возможности. В результате ценообразование на сегодняшний день нельзя назвать рыночным: во моногом оно носит произвольный характер, отражает не равновесие спроса и предложения, а инфляционные ожидания производителей и безразличие к цене потребителей. 

Для решения  проблемы согласования цен государство  должно взять на себя рекомендательное регулирование цен в масштабах народного хозяйства. Предприятия остро нуждаются в ориентирах ценообразования. Учитывая различие в экономике, технологии России и западных стран, ориентация на мировые цены подходит далеко не всегда. 

Утрата  предприятиями оборотных средств. Резкий рост цен за годы реформ привел к обесценению денежных средств предприятий и их амортизационных фондов. Предприятия могли бы их восстановить, если бы они эти фонды не изымались в виде налогов. Проблема должна решаться изменением налогового законодательства, Чтобы налогообложению подвергалась реальная прибыль, а не ее инфляционная составляющая. Также должно производиться пополнение оборотных средств предприятий в основном за счет среднесрочных кредитов. 
 
 
 
 
 

Существует  еще одна – чисто российская проблема, которая во всех развитых странах была бы невозможна. Это невыплаты заработной платы работникам предприятий, финансируемых из государственного бюджета. Весьма странный способ избрало правительство для сведения дефицита бюджета к минимуму – просто не платить людям заработную плату. Нередко ее задержки превышают один год. Вот динамика задолженности по заработной плате за 1997-1998 годы (рис 3) 

Пути  выхода из кризиса. 

Условия российской экономики таковы, что  не следует говорить о безболезненных путях выхода из кризиса. В данный момент программу выхода можно разделить на два основных этапа: 

преодоление бюджетного кризиса, т.е. совокупность первоочередных мер 

программа по выводу из кризиса экономики России в целом, т.е. меры, действующие в  долгосрочном периоде. 

Вот некоторые  возможности преодоления бюджетного кризиса. 

Необходимо  всеми доступными средствами пополнять  бюджет. Средства из бюджета направлять в промышленность, в первую очередь  для расшивки неплатежей, во-вторых, как инвестиции в промышленность. 

Основными источниками восстановления равновесия в бюджете страны являются: 

1. Рост  доходов государственного бюджета  и сокращение его расходов. Это  осуществляется с помощью снижения  уровня налогообложения, вследствие  этого возрастает налогооблагаемая база, соответственно и доходы от налоговых поступлений. Снижение налогов может побудить предприятия теневой экономики вернуться в экономику легальную. Эта мера действительно необходима, т.к. налоги в России завышены, но ее самый большой недостаток в том, что положительные результаты, если вообще будут, проявятся через 1,5-2 года; до этого момента доходы в бюджет уменьшаться. Одним из основных направлений в налоговой политике должно стать экстренное погашение задолженности предприятиям за уже выполненные государственные заказы. Каждый задержанный государством рубль оборачивается 5-6 рублями неплатежей. Погашение государственной задолженности будет способствовать расшивке неплатежей. И каждый выплаченный по задолженности государством рубль будет приносить до 2 р. бюджетных поступлений в виде налогов. 

Восстановление  государственной монополии на спиртное формально произошло, одного этого  источника теоретически хватит для  покрытия расходов, но здесь неизбежно  сопротивление легальных и нелегальных  производителей. Сказывается и практически полное отсутствие рычагов контроля над нелегальным оборотом алкоголя. 

От попыток  сокращения бюджетных расходов в  краткосрочном периоде будет  мало пользы. По сути, уже нечего сокращать. Дальнейшее сокращение расходов оставит  страну без армии, или без здравоохранения, науки, - что равносильно гибели. 

Информация о работе Кризис российской экономики и пути выхода из него