Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:10, курсовая работа
Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. К девяностым годам экономическая машина Советского Союза доехала по инерции. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность («500 дней» например).
Что не
было сделано в России для успеха
приватизации? Во-первых, не была проведена
аграрная реформа. Незыблемость принципа
частной собственности
Вместо
этого был принят курс на приватизацию
заводов, фабрик, торговых и складских
помещений, газо- и нефтедобывающих
предприятий и других предприятий,
связанных с переработкой полезных
ископаемых и эксплуатацией месторождений,
являющихся по существу естественными
монополиями. Природные же богатства –
общественная собственность, но никак
не частная, они должны принадлежать обществу,
и использоваться его органами управления,
а не отдельными лицами.
В результате
приватизации вместо обещанного эффективного
собственника Россия получила группу
коммерческих банков, занимающихся непрерывно
переделом собственности. Таким образом
основная цель приватизации – создание
эффективного собственника достигнута
не была, наоборот, Россия была отброшена
от решения этой задачи на несколько лет.
Структурный
кризис в российской экономике.
В целом
за годы реформ Россия претерпела гигантский
промышленный спад. Особенно сильным
явилось падение промышленного
производства 1993-1994 годов, его темпы приобрели
катастрофический масштаб, и спад приобрел
самовоспроизводящийся инерционный характер.
Лишь к 1995 году спад существенно замедлился,
в 1996-1997 годах держался на достаточно низком
уровне, и снова усилился к осени 1998 года
из-за финансового кризиса.
Рассмотрим
общую направленность и динамику
сдвигов в российской промышленности.
До конца
1993 года доминировала тенденция роста
структурных сдвигов, а с 1994 г. в
целом преобладает тенденция
снижения их интенсивности. Этот структурный
сдвиг определялся ускорением спада в
обрабатывающей промышленности: легкой
промышленности, машиностроения, химической
промышленности (рис. 2). Т.е. до 94 года основное
направление структурных сдвигов – спад
производства продукции высокой степени
переработки. Со второй половины 94 года
структурные сдвиги определялись дальнейшим
спадом промышленности высокой степени
переработки и стабилизация, а потом и
рост промышленности низкой степени переработки
(в основном сектор добывающей промышленности),
ориентированной на экспорт.
В результате
вместо того, чтобы стимулировать
свою промышленность, в ходе реформ
был достигнут противоположный
эффект. Производство средств производства
и товаров потребительского назначения
претерпело дальнейшее сокращение, Россия
получала доход за счет нефтедолларов,
получаемых за счет поставок российского
сырья за границу.
В агропромышленном
комплексе сложилась следующая
ситуация. Монополия государства
на владение землей была отчасти устранена.
Была предоставлена возможность
частным лицам выходить из составов колхозов
и совхозов и создавать фермерские хозяйства.
Однако это мало помогло, сельское хозяйство
финансировалось государством по остаточному
принципу, также российская с/х продукция
была неконкурентноспособной. Это происходило
отчасти из-за устаревшего оборудования,
и в большой степени из-за поддержки государством
завышенного курса рубля.Таким образом,
начиная с 1991 года, в российской экономике
прослеживается устойчивая тенденция
к сокращению производства. Основными
причинами спада можно считать нижеследующие:
Снижение
оборонного заказа и оборонных расходов
государства на 70%, при непродуманности
конверсионных программ. Это обусловило
около 25% всего абсолютного снижения
производства.
Сокращение
государственной инвестиционной программы.
Общее уменьшение капитальных вложений
в российскую экономику в 92-93 гг. на 60%.
Это дало примерно 15% абсолютного сокращения
объема производства.
Уменьшение
поставок, ранее осуществлявшихся в
страны СНГ и бывшие социалистические
страны.
Сокращение
конечного платежеспособного спроса населения.
Другие
факторы, такие как разрыв хозяйственных
связей, неадекватное поведение предприятий
и их руководителей в рыночной
ситуации, несовершенство законодательства
и т.д.
Кризис
платежей в современной российской
экономики – одно из наиболее опасных
проявлений общего экономического кризиса.
Из-за финансового кризиса и обвала банковской
системы в августе 98 года эта проблема
еще более обострилась. Если его не унять
в ближайшие месяцы, может наступить полный
паралич российской экономики. Ибо массовые
неплатежи и рыночный режим ведения хозяйства
– две несовместимые вещи.
Вопрос
стоит остро – либо более или
мене нормальный платежный оборот в
хозяйстве, либо преобладание административных
рычагов, либо разрушение единой экономической
системы в России.
Основные
причины неплатежей таковы:
трудности
сбыта конечной продукции отечественных
товаропроизводителей;
общая
нехватка платежных средств в
народном хозяйстве;
отрыв
финансового рынка от реального
сектора экономики – производства
и сбыта продукции, инвестиций в народное
хозяйство;
межотраслевое
и внутреотраслевое рассогласование
цен;
утрата
предприятиями оборотных
неплатежи
государства предприятиям и стран
СНГ – России;
нарушение
платежной дисциплины и институциональное
несовершенство организации приватизированных
и государственных предприятий,
исключающее действенный
Разрушение
банковской системы в России
Следует
более подробно остановиться на некоторых
из этих факторов.
Проблема
организации рынка. Хотя основная масса
неплатежей сконцентрировалась в базовых
отраслях, первопричина неплатежей заключена
в отраслях, работающих на конечного
потребителя и столкнувшихся с подавленным
потребительским спросом. Накопление
неплатежей в базовых отраслях определяется
утяжеленной структурой российской промышленности
и тем, что именно в ней сосредоточена
основная часть неплатежей государства.
Это в свою очередь связано с недобором
налогов, который связан со спадом производства,
в котором лидируют отрасли, производящие
конечную продукцию. Реакцией на это может
быть создание синдикативных объединений
для организации российского рынка и вытеснения
иностранных производителей. Государство
должно установить контроль за импортом
и экспортом, пресечь контрабандный импорт.
Общая
нехватка платежных средств. За годы
реформ денежная масса в обороте
по отношению к ВВП сократилась
более чем в 6 раз. Отсутствует система
канализации денежной эмиссии на обслуживание
текущего хозяйственного оборота. Значительно
помочь решению этой проблемы может внедрение
вексельного обращения.
Отрыв
финансового рынка от реального
сектора экономики.
В настоящее
время операции с ГКО приостановлены,
и краткосрочные обязательства государства
конвертированы в долгосрочные. До августа
98 года операции с ГКО отвлекали массу
средств и кредитных ресурсов от обслуживания
текущего хозяйственного оборота и инвестиций.
Валютные операции продолжают это делать
и сейчас.
Вторичный
рынок ГКО привлекал средств
на порядок больше, чем получал
бюджет от первичного размещения этих
бумаг. Уровень ссудного процента фактически
оказался в зависимости не от спроса
и предложения ссудного капитала,
а от динамики доходности операций с валютой,
ГКО и другими финансовыми инструментами.
Для восстановления связи финансового
рынка с реальным сектором необходимы
серьезные институциональные преобразования,
такие как:
ограничение
валютной спекуляции путем разрешения
доступа на валютный рынок лишь юридическим
лицам, имеющим лицензию на вывоз
капитала;
обязательная
продажа валюты экспортерами Центробанку;
переориентация
кредитных ресурсов из финансового
сектора на обслуживание текущего хозяйственного
оборота;
привязать
процентную политику Центробанка к
темпам инфляции и спросу на кредит
реального сектора, а не к уровню
доходности валютных операций.
Межотраслевое
и внутреотраслевое рассогласование
цен. В условиях массовых неплатежей
предприятия не в состоянии ни определить
реальный спрос на свою продукцию, ни нащупать
адекватной рыночной цены, ни выявит собственные
финансовые возможности. В результате
ценообразование на сегодняшний день
нельзя назвать рыночным: во моногом оно
носит произвольный характер, отражает
не равновесие спроса и предложения, а
инфляционные ожидания производителей
и безразличие к цене потребителей.
Для решения
проблемы согласования цен государство
должно взять на себя рекомендательное
регулирование цен в масштабах народного
хозяйства. Предприятия остро нуждаются
в ориентирах ценообразования. Учитывая
различие в экономике, технологии России
и западных стран, ориентация на мировые
цены подходит далеко не всегда.
Утрата
предприятиями оборотных
Существует
еще одна – чисто российская проблема,
которая во всех развитых странах была
бы невозможна. Это невыплаты заработной
платы работникам предприятий, финансируемых
из государственного бюджета. Весьма странный
способ избрало правительство для сведения
дефицита бюджета к минимуму – просто
не платить людям заработную плату. Нередко
ее задержки превышают один год. Вот динамика
задолженности по заработной плате за
1997-1998 годы (рис 3)
Пути
выхода из кризиса.
Условия
российской экономики таковы, что
не следует говорить о безболезненных
путях выхода из кризиса. В данный момент
программу выхода можно разделить на два
основных этапа:
преодоление
бюджетного кризиса, т.е. совокупность
первоочередных мер
программа
по выводу из кризиса экономики России
в целом, т.е. меры, действующие в
долгосрочном периоде.
Вот некоторые
возможности преодоления
Необходимо
всеми доступными средствами пополнять
бюджет. Средства из бюджета направлять
в промышленность, в первую очередь
для расшивки неплатежей, во-вторых,
как инвестиции в промышленность.
Основными
источниками восстановления равновесия
в бюджете страны являются:
1. Рост
доходов государственного
Восстановление
государственной монополии на спиртное
формально произошло, одного этого
источника теоретически хватит для
покрытия расходов, но здесь неизбежно
сопротивление легальных и
От попыток
сокращения бюджетных расходов в
краткосрочном периоде будет
мало пользы. По сути, уже нечего сокращать.
Дальнейшее сокращение расходов оставит
страну без армии, или без здравоохранения,
науки, - что равносильно гибели.
Информация о работе Кризис российской экономики и пути выхода из него