Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:10, курсовая работа
Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. К девяностым годам экономическая машина Советского Союза доехала по инерции. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность («500 дней» например).
Что не 
было сделано в России для успеха 
приватизации? Во-первых, не была проведена 
аграрная реформа. Незыблемость принципа 
частной собственности 
Вместо 
этого был принят курс на приватизацию 
заводов, фабрик, торговых и складских 
помещений, газо- и нефтедобывающих 
предприятий и других предприятий, 
связанных с переработкой полезных 
ископаемых и эксплуатацией месторождений, 
являющихся по существу естественными 
монополиями. Природные же богатства – 
общественная собственность, но никак 
не частная, они должны принадлежать обществу, 
и использоваться его органами управления, 
а не отдельными лицами. 
В результате 
приватизации вместо обещанного эффективного 
собственника Россия получила группу 
коммерческих банков, занимающихся непрерывно 
переделом собственности. Таким образом 
основная цель приватизации – создание 
эффективного собственника достигнута 
не была, наоборот, Россия была отброшена 
от решения этой задачи на несколько лет. 
Структурный 
кризис в российской экономике. 
В целом 
за годы реформ Россия претерпела гигантский 
промышленный спад. Особенно сильным 
явилось падение промышленного 
производства 1993-1994 годов, его темпы приобрели 
катастрофический масштаб, и спад приобрел 
самовоспроизводящийся инерционный характер. 
Лишь к 1995 году спад существенно замедлился, 
в 1996-1997 годах держался на достаточно низком 
уровне, и снова усилился к осени 1998 года 
из-за финансового кризиса. 
Рассмотрим 
общую направленность и динамику 
сдвигов в российской промышленности. 
До конца 
1993 года доминировала тенденция роста 
структурных сдвигов, а с 1994 г. в 
целом преобладает тенденция 
снижения их интенсивности. Этот структурный 
сдвиг определялся ускорением спада в 
обрабатывающей промышленности: легкой 
промышленности, машиностроения, химической 
промышленности (рис. 2). Т.е. до 94 года основное 
направление структурных сдвигов – спад 
производства продукции высокой степени 
переработки. Со второй половины 94 года 
структурные сдвиги определялись дальнейшим 
спадом промышленности высокой степени 
переработки и стабилизация, а потом и 
рост промышленности низкой степени переработки 
(в основном сектор добывающей промышленности), 
ориентированной на экспорт. 
 
В результате 
вместо того, чтобы стимулировать 
свою промышленность, в ходе реформ 
был достигнут противоположный 
эффект. Производство средств производства 
и товаров потребительского назначения 
претерпело дальнейшее сокращение, Россия 
получала доход за счет нефтедолларов, 
получаемых за счет поставок российского 
сырья за границу. 
В агропромышленном 
комплексе сложилась следующая 
ситуация. Монополия государства  
на владение землей была отчасти устранена. 
Была предоставлена возможность 
частным лицам выходить из составов колхозов 
и совхозов и создавать фермерские хозяйства. 
Однако это мало помогло, сельское хозяйство 
финансировалось государством по остаточному 
принципу, также российская с/х продукция 
была неконкурентноспособной. Это происходило 
отчасти из-за устаревшего оборудования, 
и в большой степени из-за поддержки государством 
завышенного курса рубля.Таким образом, 
начиная с 1991 года, в российской экономике 
прослеживается устойчивая тенденция 
к сокращению производства. Основными 
причинами спада можно считать нижеследующие: 
Снижение 
оборонного заказа и оборонных расходов 
государства на 70%, при непродуманности 
конверсионных программ. Это обусловило 
около 25% всего абсолютного снижения 
производства. 
Сокращение 
государственной инвестиционной программы. 
Общее уменьшение капитальных вложений 
в российскую экономику в 92-93 гг. на 60%. 
Это дало примерно 15% абсолютного сокращения 
объема производства. 
Уменьшение 
поставок, ранее осуществлявшихся в 
страны СНГ и бывшие социалистические 
страны. 
Сокращение 
конечного платежеспособного спроса населения. 
Другие 
факторы, такие как разрыв хозяйственных 
связей, неадекватное поведение предприятий 
и их руководителей в рыночной 
ситуации, несовершенство законодательства 
и т.д. 
Кризис 
платежей в современной российской 
экономики – одно из наиболее опасных 
проявлений общего экономического кризиса. 
Из-за финансового кризиса и обвала банковской 
системы в августе 98 года эта проблема 
еще более обострилась. Если его не унять 
в ближайшие месяцы, может наступить полный 
паралич российской экономики. Ибо массовые 
неплатежи и рыночный режим ведения хозяйства 
– две несовместимые вещи. 
Вопрос 
стоит остро – либо более или 
мене нормальный платежный оборот в 
хозяйстве, либо преобладание административных 
рычагов, либо разрушение единой экономической 
системы в России. 
Основные 
причины неплатежей таковы: 
трудности 
сбыта конечной продукции отечественных 
товаропроизводителей; 
общая 
нехватка платежных средств в 
народном хозяйстве; 
отрыв 
финансового рынка от реального 
сектора экономики – производства 
и сбыта продукции, инвестиций в народное 
хозяйство; 
межотраслевое 
и внутреотраслевое рассогласование 
цен; 
утрата 
предприятиями оборотных 
неплатежи 
государства предприятиям и стран 
СНГ – России; 
нарушение 
платежной дисциплины и институциональное 
несовершенство организации приватизированных 
и государственных предприятий, 
исключающее действенный 
Разрушение 
банковской системы в России 
Следует 
более подробно остановиться на некоторых 
из этих факторов. 
Проблема 
организации рынка. Хотя основная масса 
неплатежей сконцентрировалась в базовых 
отраслях, первопричина неплатежей заключена 
в отраслях, работающих на конечного 
потребителя и столкнувшихся с подавленным 
потребительским спросом. Накопление 
неплатежей в базовых отраслях определяется 
утяжеленной структурой российской промышленности 
и тем, что именно в ней сосредоточена 
основная часть  неплатежей государства. 
Это в свою очередь связано с недобором 
налогов, который связан со спадом производства, 
в котором лидируют отрасли, производящие 
конечную продукцию. Реакцией на это может 
быть создание синдикативных объединений 
для организации российского рынка и вытеснения 
иностранных производителей. Государство 
должно установить контроль за импортом 
и экспортом, пресечь контрабандный импорт. 
Общая 
нехватка платежных средств. За годы 
реформ денежная масса в обороте 
по отношению к ВВП сократилась 
более чем в 6 раз. Отсутствует система 
канализации денежной эмиссии на обслуживание 
текущего хозяйственного оборота. Значительно 
помочь решению этой проблемы может внедрение 
вексельного обращения. 
Отрыв 
финансового рынка от реального 
сектора экономики. 
В настоящее 
время операции с ГКО приостановлены, 
и краткосрочные обязательства государства 
конвертированы в долгосрочные. До августа 
98 года операции с ГКО отвлекали массу 
средств и кредитных ресурсов от обслуживания 
текущего хозяйственного оборота и инвестиций. 
Валютные операции продолжают это делать 
и сейчас. 
Вторичный 
рынок ГКО привлекал средств 
на порядок больше, чем получал 
бюджет от первичного размещения этих 
бумаг. Уровень ссудного процента фактически 
оказался в зависимости не от спроса 
и предложения ссудного капитала, 
а от динамики доходности операций с валютой, 
ГКО и другими финансовыми инструментами. 
Для восстановления связи финансового 
рынка с реальным сектором необходимы 
серьезные институциональные преобразования, 
такие как: 
ограничение 
валютной спекуляции путем разрешения 
доступа на валютный рынок лишь юридическим 
лицам, имеющим лицензию на вывоз 
капитала; 
обязательная 
продажа валюты экспортерами Центробанку; 
переориентация 
кредитных ресурсов из финансового 
сектора на обслуживание текущего хозяйственного 
оборота; 
привязать 
процентную политику Центробанка к 
темпам инфляции и спросу на кредит 
реального сектора, а не к уровню 
доходности валютных операций. 
Межотраслевое 
и внутреотраслевое рассогласование 
цен. В условиях массовых неплатежей 
предприятия не в состоянии ни определить 
реальный спрос на свою продукцию, ни нащупать 
адекватной рыночной цены, ни выявит собственные 
финансовые возможности. В результате 
ценообразование на сегодняшний день 
нельзя назвать рыночным: во моногом оно 
носит произвольный характер, отражает 
не равновесие спроса и предложения, а 
инфляционные ожидания производителей 
и безразличие к цене потребителей. 
Для решения 
проблемы согласования цен государство 
должно взять на себя рекомендательное 
регулирование цен в масштабах народного 
хозяйства. Предприятия остро нуждаются 
в ориентирах ценообразования. Учитывая 
различие в экономике, технологии России 
и западных стран, ориентация на мировые 
цены подходит далеко не всегда. 
Утрата 
предприятиями оборотных 
 
 
 
 
 
Существует 
еще одна – чисто российская проблема, 
которая во всех развитых странах была 
бы невозможна. Это невыплаты заработной 
платы работникам предприятий, финансируемых 
из государственного бюджета. Весьма странный 
способ избрало правительство для сведения 
дефицита бюджета к минимуму – просто 
не платить людям заработную плату. Нередко 
ее задержки превышают один год. Вот динамика 
задолженности по заработной плате за 
1997-1998 годы (рис 3) 
Пути 
выхода из кризиса. 
Условия 
российской экономики таковы, что 
не следует говорить о безболезненных 
путях выхода из кризиса. В данный момент 
программу выхода можно разделить на два 
основных этапа: 
преодоление 
бюджетного кризиса, т.е. совокупность 
первоочередных мер 
программа 
по выводу из кризиса экономики России 
в целом, т.е. меры, действующие в 
долгосрочном периоде. 
Вот некоторые 
возможности преодоления 
Необходимо 
всеми доступными средствами пополнять 
бюджет. Средства из бюджета направлять 
в промышленность, в первую очередь 
для расшивки неплатежей, во-вторых, 
как инвестиции в промышленность. 
Основными 
источниками восстановления равновесия 
в бюджете страны являются: 
1. Рост 
доходов государственного 
Восстановление 
государственной монополии на спиртное 
формально произошло, одного этого 
источника теоретически хватит для 
покрытия расходов, но здесь неизбежно 
сопротивление легальных и 
От попыток 
сокращения бюджетных расходов в 
краткосрочном периоде будет 
мало пользы. По сути, уже нечего сокращать. 
Дальнейшее сокращение расходов оставит 
страну без армии, или без здравоохранения, 
науки, - что равносильно гибели. 
Информация о работе Кризис российской экономики и пути выхода из него