Кризис российской экономики и пути выхода из него

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. К девяностым годам экономическая машина Советского Союза доехала по инерции. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность («500 дней» например).

Файлы: 1 файл

Кризис российской экономики и пути выхода из него.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Во второй половине января 2009 года были обнародованы новые расчёты Минэкономразвития  РФ, согласно которым ВВП России в 2009 году снизится на 0,2 % (вместо роста  на 2,4 % по предыдущему прогнозу); прогноз  падения промпроизводства в 2009 году был увеличен до 5,7 % (против снижения на 3,2 % по предыдущему прогнозу); инвестиции в основной капитал в 2009 году снизятся на 1,7 % (против ранее ожидавшегося роста на 1,4 %)[76]. 

Обнародованный  в конце января прогноз Международного валютного фонда резко ухудшил прогноз развития экономики России и мира на 2009 год: объём российского ВВП, по расчётам МВФ, упадёт на 0,7 %, а не на 0,2 %, как рассчитывали в то время в Минэкономразвития[77]. 

19 января  российский фондовый рынок испытал сильнейшее падение в 2009 году: индекс РТС потерял 6,2 %, опустившись до отметки 531,66 пункта — минимального уровня с июля 2004 года; индекс ММВБ в валютном выражении потерял 5,4 %[78]. Основной причиной падения стала, по мнению аналитиков, политика управляемой девальвации национальной валюты, проводимая Банком России[78]. 

23 января  индекс РТС упал на 3,34 %, за неделю  потеряв 12 %, до отметки 498,2 пункта  — ниже отметки 500 пунктов,  самого низкого уровня с 2003 года; капитализация рынка акций опустилась до $305 млрд, что ниже рыночной стоимости одного Газпрома в мае 2008 года ($365,7 млрд); индекс ММВБ по итогам торгов снизился на 0,71 %, до 553,62 пункта[73]. Акции Сбербанка обвалились до исторических минимумов, потеряв на ММВБ 2,88 % и опустившись до минимальной отметки 15,2 руб за акцию, что ниже цены размещения в марте 2007 года на 82,92 %[73]. 

Данные  ВВП-индикатора банка VTB Capital за январь 2009 года свидетельствовали о снижении в годовом исчислении официального российского ВВП в первом квартале, что будет означать первое снижение экономики в годовом исчислении, начиная с первого квартала 1999 года[79]. 

Согласно  данным Росстата, по сравнению с  январем 2008 года промышленное производство в январе 2009 года упало на 16 % —  самый глубокий обвал с 1994 года: наиболее сильный спад в обрабатывающих отраслях, где производство снизилось на 24,1 %[80]. В январе 2009 года впервые в XXI веке была зафиксирована отрицательной динамика объёма работ в строительстве: строительство сократилось на 16,8 % (в декабре 2008 года рост составит 0,1 %)[81]. 

К средине  февраля 2009 года среднесуточная добыча газа к уровню 2008 года в целом  по России снизилась на 9,9 %, в «Газпроме» — на 13,3 %[82]. 

17 февраля  Минэкономразвития скорректировало  прогноз на 2009 год до минус 2,2 % ВВП, минус 7,4 % по промышленности и примерно минус 14 % по инвестициям, оставив прогноз по цене нефти прежним — 41 доллара за баррель[83][84]. 

По данным Росстата, в феврале 2009 года индекс промышленного производства снизился на 13,2 % по сравнению с аналогичным показателем прошлого года; объём производства в обрабатывающих отраслях промышленности в январе — феврале сократился на 21 %, добыча полезных ископаемых сократилась на 4,5 %, производство электроэнергии — на 7,2 %[85]. Впервые с сентября 1999 года в феврале товарооборот в рознице снизился на 2,4 %[86]. 

24 марта  Алексей Кудрин на расширенной  коллегии Минэкономразвития РФ  сказал, что ожидает вторую волну  проблем в финансовой системе,  связанную с невозвратом кредитов  в реальной сфере экономики, и снижение цен на нефть; заявление заместителя Председателя Правительства и министра финансов обрушило российские фондовые индексы[87] [88] 

15 апреля  Росстат сообщил, что промпроизводство  в I квартале снизилось по сравнению с I кварталом 2008 года на 14,3 %[89]; 23 апреля замминистра экономического развития Андрей Клепач сообщил, что падение в первом квартале вышло гораздо хуже, чем предполагало правительство: ВВП снизился на 9,5 % в сравнении с I кварталом 2008, а прогноз был минус 7—8 %[90]. 

Опубликованный 22 апреля прогноз Международного валютного  фонда (МВФ) (предыдущий был в январе) скорректировал показатели спада для  России до 6 % в 2009 году[91]. 

15 мая  Росстат сообщил, что ВВП РФ  в I квартале 2009г снизился по сравнению с IV кварталом 2008г на 23,2 % в номинальном выражении[92]; в реальном же выражении — на 35 %, половину которых можно отнести к сезонным факторам [93]. 

По итогам первого полугодия 2009 года, «Россия стала безусловным лидером среди крупных стран по относительным темпам падения экономики по сравнению с докризисным периодом»[94]. 

Согласно  данным Росстата в начале августа 2009 года, по итогам второго квартала ВВП  России вырос на 7,5 % по отношению к первому кварталу; по сравнению с тем же периодом прошлого года показатели — отрицательные: минус 10,9 процента[95][96]; 24 августа Клепач заявил о окончании рецессии[97]. 

В опубликованном 12 октября 2009 года интервью руководитель Росстата В. Л. Соколин говорил, в частности: «<…> Если исходить из модели, применяемой Росстатом, то она не подтверждает данные Минэкономразвития о том, что мы уже пошли вверх. Я имею в виду такой показатель, как тренд — динамику с исключением всевозможных сезонных и календарных факторов. Если взять, например, промышленное производство, то четыре последних месяца эта линия идёт абсолютно горизонтально.»[98][99]

Действия  руководства страны и денежных властей 

В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд рублей.[2] 

Меры  по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году:[2]

субординированные кредиты — 450 млрд рублей;

рекапитализация и другие меры прямой поддержки — 335 млрд рублей;

рекапитализация Агентства по страхованию вкладов  — 200 млрд рублей;

рекапитализация банков — 75 млрд рублей;

рекапитализация Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — 60 млрд рублей. 

Меры  по поддержке реальной экономики, реализованные  в 2008 году:[2]

меры  налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей — 272 млрд рублей;

снижение  налогового бремени — 220 млрд рублей;

поддержка отраслей — 52 млрд рублей;

меры  налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд рублей;

приобретение  жилья для военнослужащих и для  социально уязвимых групп населения  — 32 млрд рублей. 

На 2009 год  объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд рублей, из них на укрепление финансового сектора планируется направить 625 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд рублей, на помощь регионам — 300 млрд рублей, на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд рублей.[2]

Август  — октябрь 2008 года 

Стремясь  предотвратить кризис ликвидности, в августе Министерство финансов России разместило в коммерческих банках 166 млрд рублей; в сентябре — 763 млрд рублей (лимит повышен до 1,5 трлн рублей); ещё 300 млрд рублей были высвобождены ЦБ посредством снижения требования к резервам банков[1]. 

В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены  первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот  момент задачи: укрепление финансовой системы России.[2] В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков.[2] Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы.[2] По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».[2] 

7 октября  2008 года Президент России Д.  Медведев, после совещания с экономическим  блоком правительства, сказал, что  государство предоставит российским банкам субординированный кредит на сумму до 950 млрд рублей сроком не менее чем на пять лет[29]. Из общей суммы кредита Сбербанк должен был получить до 500 млрд рублей, ВТБ — до 200 млрд рублей, Россельхозбанк — до 25 млрд рублей; оставшиеся 225 млрд смогут получить прочие российские банки при условии, что сумма кредита не будет превышать 15 % уставного капитала банка, а владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных[100]. 

The Financial Times от 10 октября 2008 года отмечала, что накопленные резервные средства России, по мнению экспертов, дают стране преимущество[101]: «Президент Дмитрий Медведев пообещал выделить примерно 20 миллиардов долларов бюджетных средств для интервенции на фондовом рынке с целью покупки акций. Десятки миллиардов долларов из бюджета были также перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах.» 

10 октября  2008 года Государственная дума  приняла ряд законопроектов по  стабилизации финансовой системы[102]. В частности поправки разрешают  размещать средства Фонда национального  благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством[103]. Член комитета Госдумы по экономической политике Наталья Ермакова выразила мнение, что тем самым «законодатель дает Центробанку еще один сильный инструмент для того, чтобы поддерживать ликвидность».[103] Аналитики, опрошенные журналом «Эксперт», позитивно оценили принятые меры: «Меры, направленные на стабилизацию финансовой системы России, безусловно, улучшат ситуацию в экономике и приведут к тому, что повысится ликвидность финансового рынка в целом, снизится напряженность на рынке межбанковского кредитования, на долговом и фондовом рынках».[103] 

Также 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк), в котором он является председателем Наблюдательного совета[104]. Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена возможность использовать для поддержания российского фондового рынка и средства пенсионных накоплений[104]; он также сказал, что кризис может продолжаться «более двух лет», а роста российских активов «нужно будет ждать в течение 3—5 лет»[105][106]. 

За неделю, прошедшую после заявлений Путина, Медведева и Кудрина, к 17 октября 2008 года индекс РТС упал на 21 %.[107] В  целом за пять месяцев индекс РТС  потерял более 73 %, опустившись с 2487,92 пункта 19 мая 2008 года до 667,62 пункта 17 октября 2008 года.[108] 

13 октября  2008 года Президент Медведев подписал  пакет законов, ранее принятый  Государственной Думой и одобренный  Советом Федерации; Д. Медведев  отметил на встрече с помощником Президента А. Дворковичем, что законы касаются «одного вопроса: обеспечения стабилизации на нашем финансовом рынке — имея в виду, естественно, те очень сложные процессы, которые сегодня происходят на международных финансовых рынках, нашу зависимость от этих процессов и необходимость предотвратить наиболее сложные последствия для нашей страны. Правительство сейчас приступит к реализации этих законов.»[109] Дворкович, со своей стороны, сказал, что для «начала размещения средств Фонда национального благосостояния на внутреннем финансовом рынке» будет достаточно акта Правительства, проект которого «подготовлен»[109]. 

Русский Newsweek от 13 октября 2008 года сообщал[27], что ВЭБ уже под обеспечение кредита забирает в залог акции российских предприятий, что создаёт «риск национализации» и передела собственности[27]. Аналогичные опасения высказывал крупный предприниматель и депутат Госдумы четвёртого созыва А. Е. Лебедев: «В политической элите есть сторонники идеи о возврате контроля над этими бизнесами государству. Кризис представляет для этого удобный путь. Правительство рефинансирует долги этих компаний перед иностранными кредиторами, а спустя некоторое время становится владельцем контрольных пакетов акций. И не нужно ни платить много, как за Сибнефть, ни банкротить и возбуждать уголовные дела, как с ЮКОСом.»[110] Политолог А. Белковский считал, что «те меры, которые сегодня принимает правительство против финансового кризиса, фактически направлены на одну цель — на спасение личных кошельков нескольких сотен представителей правящей элиты.»[111] Такое же мнение высказывала газета Ведомости в своей редакционной статье от 23 октября 2008 года: «Государство, долго не раздумывая, кинулось спасать бизнесменов. Объём государственной помощи приближается к 6 трлн руб. — это ненамного уступает расходам недавно уточнённого бюджета России на 2008 г. (6,75 трлн руб.). Вроде бы то же самое сейчас делают все правительства, у которых есть хоть какие-нибудь денежные запасы. Но с принципиальным отличием: они на государственные средства спасают систему, поддерживая ее там, где кризис прорвал оборону, а мы спасаем конкретный бизнес конкретных людей.»[112] 

Информация о работе Кризис российской экономики и пути выхода из него