Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:10, курсовая работа
Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. К девяностым годам экономическая машина Советского Союза доехала по инерции. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность («500 дней» например).
Во второй
половине января 2009 года были обнародованы
новые расчёты
Обнародованный
в конце января прогноз Международного
валютного фонда резко ухудшил прогноз
развития экономики России и мира на 2009
год: объём российского ВВП, по расчётам
МВФ, упадёт на 0,7 %, а не на 0,2 %, как рассчитывали
в то время в Минэкономразвития[77].
19 января
российский фондовый рынок испытал
сильнейшее падение в 2009 году: индекс РТС
потерял 6,2 %, опустившись до отметки 531,66
пункта — минимального уровня с июля 2004
года; индекс ММВБ в валютном выражении
потерял 5,4 %[78]. Основной причиной падения
стала, по мнению аналитиков, политика
управляемой девальвации национальной
валюты, проводимая Банком России[78].
23 января
индекс РТС упал на 3,34 %, за неделю
потеряв 12 %, до отметки 498,2 пункта
— ниже отметки 500 пунктов,
самого низкого уровня с 2003
года; капитализация рынка акций
опустилась до $305 млрд, что ниже рыночной
стоимости одного Газпрома в мае 2008 года
($365,7 млрд); индекс ММВБ по итогам торгов
снизился на 0,71 %, до 553,62 пункта[73]. Акции
Сбербанка обвалились до исторических
минимумов, потеряв на ММВБ 2,88 % и опустившись
до минимальной отметки 15,2 руб за акцию,
что ниже цены размещения в марте 2007 года
на 82,92 %[73].
Данные
ВВП-индикатора банка VTB Capital за январь
2009 года свидетельствовали о снижении
в годовом исчислении официального российского
ВВП в первом квартале, что будет означать
первое снижение экономики в годовом исчислении,
начиная с первого квартала 1999 года[79].
Согласно
данным Росстата, по сравнению с
январем 2008 года промышленное производство
в январе 2009 года упало на 16 % —
самый глубокий обвал с 1994 года: наиболее
сильный спад в обрабатывающих отраслях,
где производство снизилось на 24,1 %[80].
В январе 2009 года впервые в XXI веке была
зафиксирована отрицательной динамика
объёма работ в строительстве: строительство
сократилось на 16,8 % (в декабре 2008 года
рост составит 0,1 %)[81].
К средине
февраля 2009 года среднесуточная добыча
газа к уровню 2008 года в целом
по России снизилась на 9,9 %, в «Газпроме»
— на 13,3 %[82].
17 февраля
Минэкономразвития
По данным
Росстата, в феврале 2009 года индекс
промышленного производства снизился
на 13,2 % по сравнению с аналогичным показателем
прошлого года; объём производства в обрабатывающих
отраслях промышленности в январе — феврале
сократился на 21 %, добыча полезных ископаемых
сократилась на 4,5 %, производство электроэнергии
— на 7,2 %[85]. Впервые с сентября 1999 года
в феврале товарооборот в рознице снизился
на 2,4 %[86].
24 марта
Алексей Кудрин на расширенной
коллегии Минэкономразвития РФ
сказал, что ожидает вторую волну
проблем в финансовой системе,
связанную с невозвратом
15 апреля
Росстат сообщил, что
Опубликованный
22 апреля прогноз Международного валютного
фонда (МВФ) (предыдущий был в январе)
скорректировал показатели спада для
России до 6 % в 2009 году[91].
15 мая
Росстат сообщил, что ВВП РФ
в I квартале 2009г снизился по сравнению
с IV кварталом 2008г на 23,2 % в номинальном
выражении[92]; в реальном же выражении
— на 35 %, половину которых можно отнести
к сезонным факторам [93].
По итогам
первого полугодия 2009 года, «Россия стала
безусловным лидером среди крупных стран
по относительным темпам падения экономики
по сравнению с докризисным периодом»[94].
Согласно
данным Росстата в начале августа 2009
года, по итогам второго квартала ВВП
России вырос на 7,5 % по отношению к первому
кварталу; по сравнению с тем же периодом
прошлого года показатели — отрицательные:
минус 10,9 процента[95][96]; 24 августа Клепач
заявил о окончании рецессии[97].
В опубликованном 12 октября 2009 года интервью руководитель Росстата В. Л. Соколин говорил, в частности: «<…> Если исходить из модели, применяемой Росстатом, то она не подтверждает данные Минэкономразвития о том, что мы уже пошли вверх. Я имею в виду такой показатель, как тренд — динамику с исключением всевозможных сезонных и календарных факторов. Если взять, например, промышленное производство, то четыре последних месяца эта линия идёт абсолютно горизонтально.»[98][99]
Действия
руководства страны и денежных властей
В 2008 году
бюджетные антикризисные меры составили
1089 млрд рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление
финансового сектора было направлено
785 млрд рублей, на поддержку реального
сектора экономики — 304 млрд рублей.[2]
Меры по укреплению финансового сектора, реализованные в 2008 году:[2]
субординированные кредиты — 450 млрд рублей;
рекапитализация и другие меры прямой поддержки — 335 млрд рублей;
рекапитализация Агентства по страхованию вкладов — 200 млрд рублей;
рекапитализация банков — 75 млрд рублей;
рекапитализация
Агентства по ипотечному жилищному
кредитованию — 60 млрд рублей.
Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:[2]
меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей — 272 млрд рублей;
снижение налогового бремени — 220 млрд рублей;
поддержка отраслей — 52 млрд рублей;
меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд рублей;
приобретение
жилья для военнослужащих и для
социально уязвимых групп населения
— 32 млрд рублей.
На 2009 год
объявлено о бюджетных
Август
— октябрь 2008 года
Стремясь
предотвратить кризис ликвидности,
в августе Министерство финансов
России разместило в коммерческих банках
166 млрд рублей; в сентябре — 763 млрд
рублей (лимит повышен до 1,5 трлн
рублей); ещё 300 млрд рублей были высвобождены
ЦБ посредством снижения требования к
резервам банков[1].
В сентябре-октябре
2008 года правительством России были объявлены
первые антикризисные меры, направленные
на решение самой неотложной на тот
момент задачи: укрепление финансовой
системы России.[2] В число этих мер вошли
инструменты денежно-кредитной, бюджетной
и квазифискальной политики, которые были
нацелены на обеспечение погашения внешнего
долга крупнейшими банками и корпорациями,
снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию
основных банков.[2] Расходы бюджета, направленные
на поддержку финансовой системы, превысили
3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по
двум каналам: предоставлением ликвидности
в виде субординированных кредитов и посредством
вливаний в капитал банковской системы.[2]
По оценке Всемирного банка, «это позволило
добиться стабилизации банковской системы
в условиях крайнего дефицита ликвидности
и предотвратить панику среди населения:
чистый отток вкладов из банковской системы
стабилизировался, начался рост валютных
вкладов, удалось избежать банкротств
среди крупных банков, и был возобновлён
процесс консолидации банковского сектора».[2]
7 октября
2008 года Президент России Д.
Медведев, после совещания с
The Financial
Times от 10 октября 2008 года отмечала, что
накопленные резервные средства России,
по мнению экспертов, дают стране преимущество[101]:
«Президент Дмитрий Медведев пообещал
выделить примерно 20 миллиардов долларов
бюджетных средств для интервенции на
фондовом рынке с целью покупки акций.
Десятки миллиардов долларов из бюджета
были также перечислены на счета неплатежеспособных
банков в виде займов. Государственный
Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов
долларов заёмных средств тем российским
компаниям, которые не в состоянии справиться
с выплатой валютных долгов. В результате
Россия оказалась в довольно неплохом
положении, будучи в состоянии пережить
нынешний кризис. У нее огромные запасы
денежных средств, а ее банковская система
хоть и нестабильна, но не настолько велика
в сопоставлении с остальной экономикой,
как в западных странах.»
10 октября
2008 года Государственная дума
приняла ряд законопроектов по
стабилизации финансовой
Также
10 октября, Председатель Правительства
В. Путин заявил, что в роли оператора размещения
госсредств (включая средства Фонда национального
благосостояния России) в российские акции
и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк),
в котором он является председателем Наблюдательного
совета[104]. Министр финансов А. Кудрин
в Вашингтоне заявил, что будет рассмотрена
возможность использовать для поддержания
российского фондового рынка и средства
пенсионных накоплений[104]; он также сказал,
что кризис может продолжаться «более
двух лет», а роста российских активов
«нужно будет ждать в течение 3—5 лет»[105][106].
За неделю,
прошедшую после заявлений
13 октября
2008 года Президент Медведев
Русский
Newsweek от 13 октября 2008 года сообщал[27], что
ВЭБ уже под обеспечение кредита забирает
в залог акции российских предприятий,
что создаёт «риск национализации» и передела
собственности[27]. Аналогичные опасения
высказывал крупный предприниматель и
депутат Госдумы четвёртого созыва А.
Е. Лебедев: «В политической элите есть
сторонники идеи о возврате контроля над
этими бизнесами государству. Кризис представляет
для этого удобный путь. Правительство
рефинансирует долги этих компаний перед
иностранными кредиторами, а спустя некоторое
время становится владельцем контрольных
пакетов акций. И не нужно ни платить много,
как за Сибнефть, ни банкротить и возбуждать
уголовные дела, как с ЮКОСом.»[110] Политолог
А. Белковский считал, что «те меры, которые
сегодня принимает правительство против
финансового кризиса, фактически направлены
на одну цель — на спасение личных кошельков
нескольких сотен представителей правящей
элиты.»[111] Такое же мнение высказывала
газета Ведомости в своей редакционной
статье от 23 октября 2008 года: «Государство,
долго не раздумывая, кинулось спасать
бизнесменов. Объём государственной помощи
приближается к 6 трлн руб. — это ненамного
уступает расходам недавно уточнённого
бюджета России на 2008 г. (6,75 трлн руб.). Вроде
бы то же самое сейчас делают все правительства,
у которых есть хоть какие-нибудь денежные
запасы. Но с принципиальным отличием:
они на государственные средства спасают
систему, поддерживая ее там, где кризис
прорвал оборону, а мы спасаем конкретный
бизнес конкретных людей.»[112]
Информация о работе Кризис российской экономики и пути выхода из него