Кризис российской экономики и пути выхода из него

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. К девяностым годам экономическая машина Советского Союза доехала по инерции. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность («500 дней» например).

Файлы: 1 файл

Кризис российской экономики и пути выхода из него.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

2. Второй  источник бюджетных доходов –  займы внутри страны и за  рубежом. После конвертации государственных  краткосрочных обязательств в  долгосрочные идея «пирамиды»  ГКО, до этого приносившая доходы в бюджет, исчерпана на много лет вперед. Что касается долгосрочных обязательств, должно пройти еще много времени, прежде чем кто-то снова поверит в российские ценные бумаги. Что касается иностранного кредита, его получение весьма вероятно. 

3. Для  пополнения доходной части бюджета  могут привлекаться сбережения  населения и капитал, эмигрировавший  за границу. У населения имеется  около 20 млрд. долларов в рублевых  сбережениях, они непрерывно уменьшаются  в результате инфляции и девальвации.  Также имеется около 40-60 млрд. долларов в валюте. Основная проблема заключается в том, что после обвала банковской системы люди не доверяют свои сбережения банкам. И большинство эти деньги не отдадут ни при каких обстоятельствах. Прямая конфискация или замораживание валютных средств возможна только в крайнем случае: очень высока вероятность социального взрыва, после которого говорить о выходе из кризиса бессмысленно. Вероятность же того, что вывезенные из России капиталы вернутся в страну в ближайшие несколько лет крайне низка. 

4. Это  не источник пополнения бюджета,  а способ уменьшения государственных  долгов, уменьшения дефицита платежного  баланса – девальвация рубля.  Этот источник уже использован,  девальвация де-факто уже произошла,  государственные долги обесценились примерно в три раза. Власти не должны допустить еще одного обвального падения курса рубля, в основном по социально-политическим причинам. Но потенциал использования этого механизма еще не исчерпан и может дать положительные результаты.  Особенно это касается необходимости поддержки отечественных производителей. Дальнейшее обесценение рубля снизит возможность потребителей покупать импортные товары. Однако следует помнить, что часть российских предприятий зависит от импортного сырья, что выльется в повышение цен. Кроме того, существует ряд товаров иностранного производства, имеющих большое значение, но не имеющих заменители в России (например, компьютеры). 

5. Эмиссия.  Из-за скудности других доходных  источников, эмиссия неизбежна. Но  она должна быть строго ограничена,  не допускать разгона инфляции более 30-35% годовых, во-вторых, эмиссионные деньги должны идти не на «затыкание дыр», она должна быть целевой и направлена, прежде всего, в производственный сектор экономики. 

Существуют  и другие способы разрешения бюджетного кризиса.  Сценарий Черномырдина-Федорова-Ковальо (противники прозвали его «политика контролируемой гиперинфляции»). Суть заключается в том, что для погашения всех долгов и пополнения бюджета используется эмиссионный источник. В результате рубль обесценивается в десятки, а лучше в сотни раз, все долги выплачиваются или девальвируются. После этого в дополнение к инфляционной валюте вводится альтернативная, устойчивая, или осуществляется привязка рубля к устойчивой иностранной валюте. Успех этого метода сомнителен: после августовского кризиса вряд ли кто-нибудь поверит новым денежным единицам государства. Недостатки этого метода заметны: полная зависимость рубля от доллара – дополнительные издержки для государства, а также возможность социального взрыва. 

Есть  проекты выхода из кризиса с помощью  возврата к командно-административным методам управления, жесткого контроля над ценами, заработной платой и  другими сферами экономики. Но это  больше политическая, программа, чем  экономическая. Аппарат, позволяющий государству распоряжаться экономикой, разрушен, и для его восстановления также потребуются средства и время. 

Долгосрочными стратегическими задачами для экономики  являются: 

Меры  по исправлению диспаритетов цен  и стабилизации ценовых пропорций, чтобы сделать финансирование реального сектора экономики не менее выгодным и не более рискованным, чем краткосрочное кредитование посреднических операций на валютном рынке. Для этого должны использоваться налогово-дотационные и таможенные механизмы. 

В перспективе введение устойчивой параллельной валюты, роль которой сейчас исполняет доллар. Эта валюта должна заменить доллар как средство сбережения для банков, предприятий, населения. Необходимо ограничивать валютную спекуляцию. 

Жестко  контролируемое направление основной массы эмиссии на обслуживание текущего оборота в реальном секторе экономики, а сбережений и накоплений – на инвестиции. 

Заключение 

Подводя итоги, можно сказать: экономические  реформы в России имели успех  по отдельным позициям, но провалились в целом. Подтверждение этому – финансовый кризис августа 1998 года. За несколько недель положительные результаты экономических реформ были аннулированы. Стабильность, которая считалась одним из важнейших достижений, означающих успех реформ, исчезла. Практически исчез и социальный символ реформ – средний класс. Инфляция, на борьбу с которой были направлены усилия, составила в сентябре около 40%, резко повысилась безработица. 

Таким образом, основная задача реформ –  создать в России рыночную самостоятельно функционирующую экономику считаться выполненной не может. Существующая модель экономики, опирающаяся на пережитки плановой, элементы рыночной экономики и на криминальные структуры не может соответствовать требованиям большинства населения России. Сентябрь 98 г. можно вполне определенно охарактеризовать по крайне мере как конец определенного этапа реформ, остается надеяться, что совершенные ошибки будут учтены и не повторятся в будущем. 

Перед российской экономикой по-прежнему стоят  проблемы, часть старых решена, большинство сохранились, возникли новые. Ожидает своего решения вопрос о создании эффективного собственника: земля подлежит купле-продаже только на территории Саратовской области, «кто-то», получивший контроль над монополиями становится «новым русским», но отнюдь не эффективным собственником. Как никогда остро стоит проблема теневой экономики и другие. Все эти проблемы придется решать новой волне реформаторов. Остается рассчитывать на то, что, как это обычно бывает в России, старые ошибки не повторятся опять. 

Список  литературы.

«Основы теории переходной экономики», МГИМО, 1997г.

Экономика переходного периода», Институт переходной экономики, 1997 г.

Петраков  «Русская рулетка. Экономический эксперимент  ценою 150 миллионов жизней»

Кураков «Российская экономика: состояние и перспективы»

Российский  бюджетный кризис, Вопросы экономики, 1998 №9,10

Российский  кризис: экономические, политические, социальные причины, Вопросы экономики, 1998 №11

Российские  предприятия в условиях кризиса  Экономист, 1998 №9

«Итоги экономических реформ в России и план развития на 1997 – 2003 годы», доклад Правительства РФ, 1996 г

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.ef.wwww4.com/ 
 
 
 
 

Российская  экономика испытывает сложности, но не кризис. Такое мнение высказал сегодня премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе беседы с посетителями своей общественной приемной, созданной под эгидой партии "Единая Россия" в Новосибирске. 

"Сложности  в мировых финансах есть, и  там действительно есть кризис. У нас, слава богу, есть сложности, но нет кризиса", - сказал В.Путин.  

При этом премьер выразил надежду, что "его (кризиса) и не случится". Он подчеркнул, что российское правительство принимает  определенные меры для противодействия  негативным явлениям в экономике. По мнению В.Путина, многое удается, однако многое еще предстоит сделать, чтобы пройти этот период без серьезных потерь. 

В ходе встречи В.Путин также прокомментировал вопрос правительственной поддержки  малого бизнеса. Премьер пообещал, что  правительство РФ увеличит в разы объем финансовой поддержки малого бизнеса. Он напомнил, что на эти цели в 2008г. было предусмотрено 3,4 млрд руб. Сейчас правительство "очень активно обсуждает вопрос увеличения этого объема в разы", сказал он. При этом В.Путин добавил, что правительство намерено донести эти средства до малых предприятий через систему Сбербанка.  

Отвечая на вопрос одного из посетителей общественной приемной главы партии "Единая России", лидером которой он является, как  переход на систему страховых взносов скажется на малом и среднем бизнесе, В.Путин отметил: "В этой связи мы будем предусматривать меры, которые в целом должны сбалансировать налоговую нагрузку на экономику, прежде всего на малый и средний бизнес". Премьер подчеркнул, что такие меры касаются предприятий, работающих в инновационной и высокотехнологичных сферах. "Они будут пользоваться этими льготами, также как и предприятия сельского хозяйства", - сказал В.Путин. Комментируя предположение, что общее увеличение налоговой нагрузки приведет к использованию "серых схем" в работе бизнеса, премьер сказал: "Мы исходим из того, что нет".        22 октября 2008г. 
 

1. Классификация  экономических кризисов 5

1.1. Структурный  кризис 5

1.2. Трансформационный  спад 6

2. Особенности  трансформационного спада в экономике России 13

2.1. Промышленный  кризис 13

2.2. Финансовый  кризис 18

3. Выход  из экономического кризиса 22

3.1. Макроэкономические  уроки прошлого 22

3.2. Программа  Грефа 23

Заключение 26

Глоссарий 28

Библиографический список 29 
 
 
 
 
 
 

1. Промышленный  кризис

    Реальная  экономика  представляет   собой   органическое   переплетение

различного  рода хозяйственных  единиц.  Общая  динамика  и  результативность

экономических преобразований во  многом  зависят  от  характера  и  скорости

трансформационных преобразований на микроуровне экономики.

    В централизованно управляемой  экономике  вся  деятельность  предприятий

находилась   под    жестким    контролем    государства.    С    устранением

централизованного управления экономикой ситуация резко изменилась.

    Отсутствие  подготовительных  мероприятий   в  виде  коммерциализации  и

реструктуризации  предприятий и шоковый характер проведения  рыночных  реформ

поставили  предприятия   в   чрезвычайно   сложное   положение.   Устранение

централизованного   планирования   с   одномоментной   ликвидацией   системы

регулирования  ресурсных,   товарных   и   финансовых   потоков,   обвальная

либерализация цен, сокращение бюджетного финансирования  создали  совершенно

особые  экономические  условия   хозяйствования.   Процесс   индивидуального

воспроизводства  оказался  в  тисках  таких   факторов,   как   галопирующая

инфляция, стремительный рост цен на производственные ресурсы, резкое  сжатие

спроса, чрезвычайное удорожание кредитных  ресурсов. Это привело к  нарушению

процесса  индивидуального воспроизводства  на  всех  его  стадиях,  начиная  с

подготовки  производства  и  кончая  реализацией  продукции.   Все   это   и

определило  особенности  осуществления  индивидуального  воспроизводства   в

переходной экономике.

    Преодоление складывающейся ситуации  возможно  только  путем  применения

соответствующей    макроэкономической    политики,    в    рамках    которой

инвестиционной  должна отводиться ведущая роль.

Информация о работе Кризис российской экономики и пути выхода из него