Кризис российской экономики и пути выхода из него

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. К девяностым годам экономическая машина Советского Союза доехала по инерции. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность («500 дней» например).

Файлы: 1 файл

Кризис российской экономики и пути выхода из него.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

соблюдаться  жесткая  финансовая   дисциплина,   а   инвестиционный   климат

улучшится  в  достаточной  степени  для   привлечения   прямых   иностранных

инвестиций  в объемах,  соответствующих  масштабам  российской  экономики,  с

одновременным прекращением бегства капитала.

    Я полагаю, что из опыта прошлых  лет первоочередным приоритетом  является

ужесточение бюджетных ограничений  путем  полной  ликвидации  неплатежей  за

энергоносители  и задолженности по налогам,  а  впоследствии  и  установления

обратных  тарифов за энергоносители исходя из уровня долгосрочных  предельных

издержек. При  этом,  естественно,  перед  руководителями  регионов  встанет

задача  смягчения возможных социальных последствий таких шагов. 

    2.2.Финансовый кризис 

   Вопреки распространенному мнению  финансовый  кризис,  разразившийся  17

августа 1998 г., практически никак не связан с  рыночными  реформами,  если,

конечно, не считать, что подобные явления  вообще бывают  только  в  рыночной

экономике. Однако оппоненты думают иначе, их логика примерно такова:

именно  либерализация цен вкупе с  открытием российской  экономики  обусловила

глубокий  спад производства, вытеснение отечественных  товаров  с  внутреннего

рынка, а отсюда - сокращение доходов и налоговой базы, бюджетный кризис;

из-за  проведения  монетаристской  политики  экономика  испытывает  нехватку

денег, процветают неплатежи, денежные суррогаты, бартер, вследствие чего  не

платятся  налоги и усугубляется бюджетный  кризис.  Нет  доходов,  приходится

брать взаймы. Не будь этого, не пришлось бы строить "пирамиду" ГКО, не  было

бы и  финансового кризиса. По сути  главный  "грех"  монетаристской  политики

многим  видится в том, что правительство  отказалось от  эмиссии  как  способа

покрытия бюджетного дефицита и перешло к  его  финансированию  через  займы,

которые, как  ожидалось,  заставят  нас  быть  более  дисциплинированными  и

ответственными. Займы нас и погубили;

"грабительская   приватизация  по  Чубайсу"  обманула   ожидания   населения.

Образовался слой сверхбогатых, олигархи  стали  влиять  на  власть  в  своих

корыстных интересах. Самое главное - не появились  эффективные  собственники.

Богатство государства растаскивается по частным  карманам,  ресурсы  утекают

за рубеж, экономика уходит в тень. И это опять приводит к неуплате  налогов,

бюджетному  дефициту,  "пирамиде"  заимствований,  то  есть  к  тому,  что  и

вызвало нынешний кризис.

   Напомню,   что   именно   либерализация,   приватизация   и   финансовая

стабилизация  составляли  содержание  первого  этапа  реформ.  И  приведенные

соображения оппонентов кажутся на  первый  взгляд  убедительными.  Если  они

верны,  то  действительно  нынешний  кризис  -  следствие  реформ   или   их

неправильного курса. Однако это не так.

   Либерализация.  Спад  производства,   обусловленный,   как   утверждают,

либерализацией  цен  и  открытием  экономики  (кстати,   они   -   абсолютно

необходимые составляющие перехода к рынку), был  вызван  на  самом  деле  не

ими, а  прежде всего деформациями плановой коммунистической  экономики.  Если

бы расходы  были приведены в соответствие с  доходами, либерализация никак  не

повлияла  бы на нынешний кризис. Вред  либерализации  усматривается  также  в

том, что  государство самоустранилось от регулирования экономики. А как оно

должно  ее поддерживать: давать субсидии, списывать  долги? Все эти  годы  под

давлением  многочисленных  лоббистов  государство  оказывало  именно   такую

поддержку  предприятиям,  правда,  в  убывающем   масштабе,   причем   сверх

возможностей. А вот его роль в исполнении  законов,  обеспечении дисциплины

контрактов,  наказании  несостоятельных  должников,  в  том,  что  в  первую

очередь требуется  от  государства  в  свободной  рыночной  экономике,  была

действительно незначительной.

   Монетаризм. В России уровень монетизации оказался  ниже,  чем  в  других

странах, в том числе с переходной экономикой, потому что процесс  финансовой

стабилизации  при очень высокой исходной инфляции растянулся фактически на  6

лет.  И  при  этом   предприятия,   приносящие   отрицательную   добавленную

стоимость, почти не отбраковывались. Действует  простой механизм:  ослабление

денежной  политики  -  рост  инфляции  -  снижение  уровня  монетизации.  Для

противодействия инфляции денежную политику  ужесточают,  а  затем вновь ее

ослабляют  ради  поддержания  производства   и   бюджета,   и   далее   цикл

повторяется. В каждом цикле уровень монетизации  снижается.  Только  в  1996-

1997  гг.  после  введения  жесткого  регулирования  валютного   курса  стали

повышаться  реальный спрос на деньги, уровень  монетизации и  объем  кредитных

вложений  в реальную сферу. Финансовый кризис с ноября 1997  г.  сорвал  этот

процесс.  Иными  словами,  ограничение  денежной  массы  в  соответствии   с

реальным  спросом на деньги снижает инфляцию и тем самым создает  предпосылки

для  повышения  уровня  монетизации,   насыщения   экономики   деньгами   до

нормальных  размеров.

   Печатанием  пустых  денег   этого  добиться   нельзя,   результат   будет

противоположный. Затягивание  финансовой  стабилизации,  стремление  властей

избежать  жесткого дисциплинирующего воздействия  на предприятия и  граждан  -

вот подлинная  причина плохого сбора налогов  и низкого  реального  спроса  на

рубли, а не реформы вообще и монетаристская политика в частности.

   Приватизация.  Программа  приватизации  А.  Чубайса  лишь  приостановила

растаскивание, ввела процесс в какие-то разумные, законные  рамки,  ослабила

действие  таких  дестабилизирующих  факторов  нашей   хозяйственной   жизни,

вызывающих  недоверие ее  участников  друг  к  другу  и  к  государству,  как

неопределенность  прав  собственности,  слабая  их  защищенность,  отсутствие

развитой  инфраструктуры поддержки собственности  и сбалансирования частных  и

общественных  интересов, претензии власть предержащих, особенно  в регионах,

контролировать  имущество  и  финансовые  потоки.  Немало  было  ошибок,  их

влияние ощущается.

   Надо признать, что значительная  часть работы по приватизации  позади,  а

сама  приватизация сделала рыночные преобразования необратимыми.

   Что касается углубления социальной  дифференциации, то роль  приватизации

здесь невелика.  Главные  же  факторы  -  отрицательная  ставка  банковского

процента, льготные кредиты ЦБР в 1992-1994  гг.,  "прокручивание"  бюджетных

денег через уполномоченные банки, а так  же  льготы,  квоты  и  лицензии  во

внешней торговле на фоне разрыва между  внутренними  и  мировыми  ценами  на

продукты  российского экспорта. 

   2.2.1.Причины кризиса 

    При анализе причин  нынешнего   кризиса  важно  понять,  что  он  явился

результатом  не  чьей-то  злой  воли  или   некомпетентности,   а   стечения

обстоятельств, многие из которых складывались против нас. В  России  реформы

неизбежно должны были идти трудно  и  сопровождаться  усилением  социального

недовольства. Рассмотрим логическую цепь событий, приведших к кризису.

    1. "Черный вторник" в  октябре  1994  г.  -  и  решение   отказаться  от

эмиссионного  кредитования бюджетного дефицита. Необходимо было  после  этого

резкого поворота в бюджетной политике обеспечить  улучшение  сбора  налогов,

сокращение  государственных  расходов  и  дефицита   бюджета   и   уже   для

сокращенного  дефицита  -  переход  на  его  финансирование  за   счет   так

называемых  неинфляционных источников, то есть внешних  и внутренних займов.

    2. Раскручивание рынка ГКО плюс  широкое использование КО  (казначейских

обязательств), КНО (казначейских налоговых освобождений), гарантий  и  затем

поручительств Минфина по кредитам коммерческих банков  на  покрытие  текущих

бюджетных расходов. Пик применения  этих  денежных  суррогатов  пришелся  на

конец 1995 г. и 1996 г.[4]  Две  трети  налоговых  поступлений  в  бюджет  в

апреле 1996 г. было представлено этими бумажками. Опасность  "пирамиды"  ГКО

к августу  1996  г.  стала  очевидной.  Но  о  последствиях  в  целом  стали

задумываться  только  осенью  1996  г.  Погашение  инфляции   не   за   счет

сбалансированного бюджета,  а  в  результате  роста  государственного  долга

привело к отложенной инфляции. То,  что  произошло  в  августе  1998  г.,  -

первый  ее взрыв.

    3. Начало 1997 г. - либерализация рынка  ГКО, расширение допуска на  него

нерезидентов  и как следствие – устремление "Горячих деньги" в Россию.

    4. Март 1997 г. - обновление состава  правительства РФ, приход в него  А.

Чубайса и Б.  Немцова,  что  позволило  говорить  о  правительстве  "молодых

реформаторов."  Увы,  краткосрочный  успех  в  сокращении  задолженности  по

зарплате  и пенсиям, достигнутый как условие  дальнейшей поддержки  президента

РФ, только затянул  долговую  "петлю",  заставив  отложить  решение  главных

Информация о работе Кризис российской экономики и пути выхода из него