Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:28, контрольная работа
Ценная бумага представляет собой документ, который выражает связанные с ним имущественные и неимущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и других сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода. Таким образом, ценные бумаги выступают разновидностью денежного капитала, движение которого опосредует последующее распределение материальных ценностей.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Производные ценные бумаги…………………………………………….4
2. Характеристика опционов и фьючерсов………………………………..13
3. Международные ценные бумаги………………………………………..21 Заключение……………………………………………………………….…26
Список использованной литературы……………………………………...27
Задача ……………………………………………………………………….28
Опционы по фьючерсным контрактам на биржевые индексы выписываются не на сам индекс, а на фьючерсный контракт. Таким образом, если инвестор является держателем опциона на покупку и реализует свой опцион, то он выплачивает лицу, выписавшему этот опцион, разницу между ценой реализации опциона и текущей ценой фьючерсного контракта на биржевой индекс. Соответственно держатель опциона на продажу получает такую разницу от лица, выписавшего опцион.
Опционы на опционы - комбинированные опционы, или опционы на опционы, предоставляют покупателю право, но не обязанность приобрести лежащий в их основе обычный (базовый) опцион на более позднюю дату. Это позволит покупателю минимизировать первоначальную премию, которую он должен заплатить, решив купить базовый опцион. Вместо полной оплаты базового опциона покупатель покупает опцион на него. Если на момент исполнения последнего базовый опцион не представляет интереса для покупателя, покупатель может отказаться от его приобретения и избежит дальнейших трат. В противном случае покупатель может исполнить свой комбинированный опцион, купив базовый опцион по заранее оговоренной цене.
Финансовый фьючерс на ценные бумаги — контракт (обязательство, а не право выбора, в отличие от опциона) на покупку или продажу стандартного количества определенного вида ценных бумаг на определенную дату в будущем по цене, заранее установленной при заключении сделки. В этих стандартных контрактах регламентируются все параметры: срок, размеры стандартного лота, гарантийный страховой депозит.
Цель участников торговли фьючерсами, как правило, состоит не в приобретении ценных бумаг, а в игре на разнице цен. Приобретая контракт, его владелец рассчитывает продать его по более высокой цене, а продавец надеется на приобретение такого же контракта в будущем, но по более низкой цене.
Кроме того, фьючерсные сделки используются с целью хеджирования, т.е. страхования риска- потерь от повышения цены на облигации или иные бумаги, что нежелательно для покупателя, или понижения ее, что невыгодно для продавца. Крупнейшими центрами торговли опционами и фьючерсами являются американские биржи, в частности, Чикагская биржа опционов, Лондонская международная биржа финансовых фьючерсов, парижские биржи опционов и фьючерсов, амстердамская Европейская биржа опционов, Сингапурская международная валютная биржа, Сиднейская фьючерская биржа.
В торговле опционами и фьючерсами основными участниками являются институциональные инвесторы, поскольку из-за высокой капиталоемкости указанных операций не все индивидуальные инвесторы могут себе их позволить.
В настоящее время в опционных сделках помимо ценных бумаг используются фондовые индексы. При заключении опционной сделки по индексам инвестор получает право покупать или продавать опционы «пут» и «колл» как по целым группам, так и по отдельным акциям. Инвесторы имеют возможность покупать или продавать опционы на рыночную конъюнктуру. При этом наиболее популярным индексом в них является индекс Доу-Джонса и Американской фондовой биржи.
Суть сделки заключается в том, что ожидая изменение курса акций в ближайшие месяцы, измеряемое традиционно индексом Доу-Джонса, инвестор может использовать опционы «пут» и «колл» на индекс Американской фондовой биржи для управления своим инвестиционным портфелем. Вместе с тем успешное проведение опционной сделки — задача очень сложная, поэтому необходимо точно оценивать внутренний потенциал акции или индекса, лежащих в основе опциона.
Хеджирование – термин, который используется в банковской, биржевой и коммерческой деятельности для обозначения различных методов страхования от возможного изменения цен (курсов) при заключении сделок, использование которых предусматривается в будущем. С помощью хеджирования можно устранить или уменьшить неопределенность будущих денежных потоков, что позволяет компании рассчитывать на определенную величину будущих поступлений.
Хеджирование заключается в принятии на срочном рынке уравновешивающей контрактной позиции, противоположной той, с которой связан риск, с целью защиты от возможных убытков. Таким образом, под хеджем понимается транзакция, которая уменьшает риск произведенных инвестиций. В связи с этим следует заметить, что в современной практике финансового менеджмента трактовка хеджа имеет несколько более обширный характер и охватывает всю совокупность действий, направленных на устранение или уменьшение рисков, имеющих природу возникновения от внешних источников.
Целью хеджирования является не извлечение дополнительной прибыли, а снижение риска потенциальных потерь. Поэтому, прибегая к хеджу, компании отказываются от возможности получения прибыли в случае благоприятного изменения рыночной ситуации (например, для производителей – роста цен на реализуемую продукцию, экспортеров – падение курса национальной валюты) в обмен на уменьшение (минимизацию) величины потенциальных потерь при неблагоприятном изменении внешней конъюнктуры.
Совершая операции на срочном рынке, хеджер передает часть риска контрагенту; таким контрагентом может выступать другой хеджер, также снижающий свой риск, но занимающий противоположную позицию, или спекулянт, целью которого является извлечение прибыли из движения цен (игра на разнице цен).
Хеджеры используют рынок срочных контрактов, чтобы застраховать себя от различных видов риска:
-
производители и потребители
– от ценового риска
-
импортеры и экспортеры – от
риска изменения валютных
- владельцы финансовых активов – от риска падения их стоимости;
- заемщики
и кредиторы – от риска
Перечисленные виды финансовых рисков могут хеджироваться, в отличие от операционных рисков, связанных с производственной и рыночной активностью, которые не хеджируются из-за отсутствия соответствующих им рыночных инструментов. В общем случае, успешная деятельность компаний находится в зависимости от таких рыночных факторов, как процентные ставки, обменные курсы, цены товаров. Так, для производственных компаний источниками ценового риска являются нереализованные товарные запасы готовой продукции, будущий урожай, еще непроизведенная продукция, заключенные форвардные контракты и т.д. Считается, что компания подвержена ценовому риску, если:
- цены на исходные материалы (услуги) или на выходную продукцию не являются постоянными;
- компания не может по своему усмотрению устанавливать цены на исходные материалы (услуги);
- компания не может свободно устанавливать цены на выходную продукцию, сохраняя при этом объемы реализации.
Механизм хеджирования основан на параллельном движении спот-цены и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара. На самом деле цены не всегда одинаковы, однако предел колебаний примерно один. Источником прибыли для хеджера служит основная производственная или финансовая деятельность.
Изменчивость базиса влечет за собой остаточный риск, не устраняемый с помощью хеджирования. Именно в том случае, когда при закрытии контрактов возникает разница цен на спот и срочном рынках, прибыль и убытки по контрактам не уравновешивают друг друга, и хеджер может нести небольшие убытки или получить небольшую прибыль от движения цен, несмотря на предпринятые усилия по страхованию. Так, в ситуации backwardation, когда цены спот выше цен на срок, выигрывает продавец, имеющий наличный товар.
Таким образом, успешное хеджирование зависит от степени корреляции наличных и фьючерсных цен. Чем она выше, тем эффективнее хедж. Однако всегда существует риск, что негативное изменение наличных цен не будет компенсировано полностью изменением фьючерсных цен. Поэтому смысл хеджирования заключается в том, что хеджер заменяет этим базисным риском обычно гораздо больший риск наличия незащищенной позиции на наличном рынке.
В качестве хеджируемого актива может выступать товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или производству. Однако не всегда удается подобрать биржевой товар, точно соответствующий объекту реальной сделки. В этих случаях приходится проводить дополнительный анализ для того, чтобы выяснить, какой биржевой товар или, возможно, группа товаров, наилучшим образом подходят для хеджирования товарной позиции на реальном рынке.
В
некоторых случаях при
Итак, инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива. В зависимости от формы организации торговли, все инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и внебиржевые.
Внебиржевые инструменты хеджирования – это, в первую очередь, форвардные контракты и свопы. Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам). Биржевые инструменты хеджирования – это фьючерсы и опционы. Биржевые и внебиржевые инструменты хеджирования имеют свои достоинства и недостатки. Выбор конкретных инструментов хеджирования должен осуществляться только после детального анализа потребностей бизнеса хеджера, экономической ситуации и перспектив отрасли, а также экономики в целом.
3. Международные ценные бумаги.
Процесс интеграции стран с рыночной экономикой, происходящий в мире, требует создания общего финансового рынка для проведения эффективной инвестиционной политики. Уже накоплен большой опыт реализации международных инвестиционных проектов. Эмитированные банками и корпорациями ценные бумаги одних стран для распространения в других странах в большом объеме обращаются на международном рынке ценных бумаг. Полная отмена в 70-х годах прошлого века ограничений на перемещение капитала в развитых странах создала условия для образования международного рынка ценных бумаг. Только за 10 лет (1980— 1990 гг.) доля международных операций с ценными бумагами в ВВП США возросла с 9 до 93%, в Германии — с 8 до 58 и в Японии — с 7 до 119%. В общем объеме заимствованных на международном рынке капиталов средств наибольшая часть приходится на облигации (в 1994 г. — более 60%). Почти 40% мирового рынка ценных бумаг приходится на США, на Японию — свыше 20%.
На Нью-Йоркской фондовой бирже в 1997 г. прошли листинг 350 иностранных предприятий (в 2000 г. — около 600); в американской торговой системе НАСДАК котируются акции 500 иностранных компаний, а на Лондонской фондовой бирже — 526.
Промышленные компании, курс акций которых включен в национальный фондовый индекс Франции, большую часть своих операций (до 70%) осуществляют за пределами Франции. Аналогичная ситуация в других странах. Большинство компаний, прошедших листинг на фондовых рынках Западной Европы, половину своей прибыли получают от зарубежной деятельности. Прибыль американских корпораций от зарубежной деятельности также значительна: у корпораций, чьи акции котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже, она составляет в среднем 25—30%.
Мировой финансовый рынок все более приобретает вид двухуровневой системы, в которой верхний уровень — наднациональный — представлен обращением ценных бумаг ведущих транснациональных корпораций, а нижний — национальный — обращением бумаг национальных компаний. Каждому из этих уровней присущи соответствующие институты финансового рынка — международные или национальные.
Международный рынок ценных бумаг, как и национальные рынки, состоит из первичного и вторичного рынков. На первичном рынке эмитент одной страны размещает свои ценные бумаги в другой стране или других странах, а на вторичном рынке происходит перепродажа ценных бумаг через специальные финансовые учреждения. При этом основными покупателями и продавцами на вторичном рынке ценных бумаг являются центральные и коммерческие банки, страховые компании и другие небанковские институты.
В последнее десятилетие возросла привлекательность рынка евробумаг. Евроинструмент — это акции, ноты, облигации, дери-вативы, размещаемые на международных финансовых рынках, которые являются внешними по отношению к стране эмитента.
Еврооблигации эмитируются правительствами стран, муниципалитетами, банками, международными кредитными организациями, транснациональными корпорациями. Внешние займы в виде еврооблигаций активно используются ими как дополнительный источник финансирования, особенно в условиях ограниченности денежных ресурсов в развивающихся странах с кредитным рейтингом «ВВ» (Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, ряд стран Восточной Европы, Россия). Даже появился особый тип облигаций «PAR-Bonds», которые обмениваются на соответствующие долги стран по номиналу. Этим облигациям соответствует набор фиксированных купонных выплат, ставки по которым чаще ниже рыночных. Указанные облигации носят еще название «брэди-облигаций» по имени министра финансов США, который предложил такой метод реструктуризации долгов, когда в конце 80-х — начале 90-х годов международные финансовые институты столкнулись с проблемой невозврата крупных кредитных средств развивающимися странами. PAR-облигации выпускаются на срок от 25 до 30 лет, что обеспечивает эмитентам льготный порядок погашения обязательств по долгам.
Информация о работе Контрольная работа по «Рынок ценных бумаг»