Комплексное обоснование использование современных банковских технологий в оплате труда на примере Сбербанка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы показать насколько эффективно происходит использование банковских технологий в оплате труда на примере Глазовского отделения ОСБ №№4450. Задачами работы являются изучение основ организации и функционирования платежных систем, расчет эффективности использования современных банковских технологий в оплате труда, выявить дальнейшее расширение применения пластиковых карт.

Оглавление

Введение
1. Краткая характеристика Сбербанка России
1.1. История создания
1.2. Организационно-правовая форма
1.3. Организационная структура банка
1.4. Краткая характеристика Глазовского отделения № 4450
1.5. Анализ внутренней среды
1.5.1. Анализ основных фондов
1.5.2. Анализ оборотных средств
1.5.3. Анализ организационной структуры
1.5.4.Анализ кадров
1.6. Анализ внешнего окружения
1.6.1.Отношение с деловыми партнерами и клиентами банка
1.6.2. Анализ конкурентного положения
1.6.3.Маркетинговая деятельность Сбербанка
2. Основные понятия использования пластиковых карт
2.1. История пластиковых карт в России
2.2. Пластиковая карта как платежный инструмент
2.3. Классификация пластиковых карт
2.4. Платежная система и ее участники
2.4.1. Процессинговый центр и коммуникации
2.4.2. Преимущества карточных расчетов для участников платежной системы
2.5. Организация работы с пластиковыми картами
2.5.1. Подготовка к эмиссии карточек
2.5.2. Технология безналичных расчетов на основе карт
2.5.3. Проведение расчетов с использованием платежных карт
ГЛАВА 3. Внедрение пластиковых карт в Глазове
3.1.Сегодняшнее состояние российского рыночного рынка пластиковых карт
3.2. Сегодняшнее состояние Глазовского рынка банковских карт
3.3. Прибыльность от операций с пластиковыми картами
ГЛАВА 4. Возможность расширения карточного бизнеса
4.1.Зарплатный проект на основе применения пластиковых карт
4.2. Перспективы расширения карточного бизнеса
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

ДР-Внедрение пласт.карт.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

При выполнении перечисленных выше операций происходит обмен информацией между клиентом и платежной системой при посредстве банкомата. Этот обмен может осуществляться в одном из трех режимов:

- On-line (режим реального времени) – банкомат постоянно подключен к процессинговому центру, обмен информацией происходит непрерывно. В этом случае все необходимые данные о клиенте, движении средств и остатках на его счете могут находиться в процессинговом центре, все транзакции по карточному счету выполняются в реальном масштабе времени процессинговым центром.  [23, с. 125]

- Off-line (автономный режим) – банкомат не имеет связи с процессинговым центром, и обмен информацией осуществляется с продолжительными интервалами, путем переноса информации на магнитных носителях. В этом случае возникает необходимость хранить данные о клиенте, движении средств и остатках на его карточном счете в самом банкомате. Транзакции по карточному счету также регистрируются и накапливаются в банкомате, и лишь после переноса информации в процессинговый центр, производится пакетная обработка этих транзакций и корректируется состояние карточного счета клиента. В режиме оff-line проверки производятся с использованием автономной базы данных банкомата. В этом случае обычно устанавливается суточный лимит снятия наличной суммы, которая может быть  меньше величины обязательного неснижаемого остатка по карточному счету клиента. [23, с. 125-126]

   - On-line - банкомат связывается с процессинговым центром по каналам связи, но связь не поддерживается непрерывно, а осуществляется по некоторому расписанию. Различают системы с дозвоном от банкомата в процессинговый центр или с обзвоном банкоматов процессинговым центром, а также системы с обзвоном/дозвоном по расписанию (например, каждый час или каждые два часа) и системы с дозвоном по мере необходимости, т. е. при осуществлении транзакции. [23, с. 126]

 

2.5. Организация работы с пластиковыми картами

      

2.5.1  Подготовка к эмиссии карточек

 

В настоящее   время на разных уровнях и в различных системах пластиковых карт занимаются свыше 1000 российских банков. Все больше банков подумывают  о выпуске карт одной из существующих платежных систем или даже своих собственных. 

У некоторых российских банков карточные программы средней масштабности окупились и начали приносить прибыль после 1 - 1,5 лет, поэтому утверждения экспертов о том, что карточные проекты окупаются через 10 - 15 лет неверно. Окупаемость карточек зависит от квалификации руководителя карточной программы или консультанта по этому вопросу, а не от состояния рынка, не от национальных особенностей, не от размеров банка, хотя это тоже важно. [21, с. 51]   

Встречается и такое, что карточная программа не окупает себя. Оказывается, что объем операций по количеству выпущенных и действующих карт не превышает фонд заработной платы сотрудников отдела, а доходов не хватает, чтобы оплатить даже использование канцтоваров. [21, с. 51]

Работа с банковскими карточками требует как минимум среднесрочного планирования и хорошо продуманных решений. Однажды решив работать с картами, едва ли можно будет «отыграть» назад  без ущерба для репутации банка, следовательно, для его финансового состояния.

Выбирая, какую карточку выпускать, банк исходит из того, насколько многочисленна сеть приема таких карточек. Это учитывает и клиент, выбираю­щий карточку. Но в настоящий момент российский банк может стоять  перед дилеммой: выпускать международные карточки или российские. Дилемма заключается в том, что во многих российских городах нет точек, принимающих карточки. Если развивать сеть приема самостоятельно, то дешевле всего это сделать для своей собственной карточки, а дороже и дольше всего - для международных, поскольку нужно вступать в международную систему. Каждый банк решает эту проблему по-своему, обычно ориентируясь на потребности клиентов. Специалисты банка должны четко понимать, за счет каких карточных продуктов можно достичь планируемых результатов. Будут ли эти карточки «насильно» выдаваться фи­зическим лицам, уже имеющим вклады в вашем банке, или бу­дет привлекаться новая клиентура. Для привлечения новых клиентов нужно заранее планировать рекламную кампанию.

Наиболее распространенный уровень работы бан­ка: эмитирование карточек какой-нибудь платежной системы.

Выбирая систему, карточки которой намерен выпускать банк, необходимо учитывать, что вступление в международные и в рос­сийские системы отличаются как по срокам и инвестициям, так и по процедурам.

Для работы в международных системах требуются генеральная валютная лицензия и значительные финансовые вложения (порядка нескольких сотен тысяч долларов), а также  высококвалифицированный персонал с очень хорошим знани­ем иностранного языка или готовность нести расходы по подго­товке таких сотрудников.

При  вступлении в между­народные системы проблемой являются сроки, по­скольку вопросы о приеме новых банков рассматриваются раз в 3 - 4 месяца, а необходимые документы должны быть готовы уже за 1 - 2 месяца до заседания совета, на котором будет при­ниматься решение о приеме. Предлагаемые формы соглашений уже настолько юридически отшлифованы, а процедура настолько забюрократизирована, что мало кто решается вносить, а тем более настаивать на каких-либо изменениях, выгодных для бан­ка. Процесс может занять дополнительно несколько месяцев и при этом может окончиться нежелательным результатом. В случае принятия положительного решения  до реального выпуска своих первых карточек пройдет еще 4 - 6 месяцев.

Если банк вступает в российскую систему, то договоры стоит обсудить с представителями системы. Российские платежные системы не настолько бюрократичны, менее зарегламентированы в плане технологии и, соответствен­но, более открыты для творческого сотрудничества. Можно придти к взаимоприемлемым формулировкам и к новым пунктам эмитентских договоров.  Договор о вступлении банка в российскую систему очень часто является договором об эмиссии соответст­вующих карточек. Заключается такой договор не с платежной системой, а с центральной процессинговой компанией системы.

В чем есть сходство у российских платежных систем с между­народными, так это в четком отделении технологической части карточного бизнеса от собственно финансовой, то есть органи­зации расчетов. Организация расчетов является ключевым мо­ментом в любой платежной системе. Как в международных, так и в российских системах этот вопрос решается в соглашении с расчетным банком. Многие системы свой расчетный банк «на­значают», также существуют платеж­ные системы, которые предоставляют возможность работать че­рез альтернативные расчетные банки, что дает банку-эмитенту свободу выбора, в том числе и в условиях расчетов с избранным расчетным банком.

Юридически банк-член системы должен заключить с расчет­ным банком соглашение о корреспондентских отношениях.

     В целях обеспечения финансовой стабильности платежной системы и своевременного возмещения средств эквайерам большинство платежных сис­тем устанавливает для эмитентов страховые депозиты, размер которых зависит главным образом от оборота по карточкам бан­ка-эмитента. При этом учитывается именно тот оборот, кото­рый проходит через систему. Поэтому, если в том или ином ре­гионе, например, в России, удается организовать внутренний клиринг, то есть взаиморасчеты между российскими банками проводить без участия международной системы, это позволяет серьезно снизить размеры страховых депозитов банков данного региона. Это одна из наиболее острых сегодняшних проблем рос­сийского карточного бизнеса, поскольку ее решение позволило бы удешевить карточные операции.

В российских платежных системах для крупных региональных банков иногда существует возможность с правом эмиссии  получить и право при определенных условиях самому стать региональным рас­четным банком. 

Технологическая сторона карточного бизнеса (обработка опе­раций, обмен данными, авторизация) обеспечивается процес­синговой компанией. В российских платежных системах эти функ­ции выполняет центральная процессинговая компания системы, с которой заключается договор об эмиссии.

Совершенно иная картина возникает при вступлении  в международную платежную систему: банк должен сам выбрать процессинговую компанию. Выбор процессинговой компании - вопрос весьма ответственный, поскольку большинство проблем технологического характера возникает, как правило, из-за сбоев в самой процессинговой компании или на каналах связи с ней. Самым главным фактором при выборе процессинговой компании является ее надежность, опыт работы на российском рынке и умение быст­ро ликвидировать проблемы в случае их возникновения. Важным фактором является также и стоимость пре­доставляемых услуг, хотя надежный процессинг - это статья, за которую лучше переплатить, чем ежедневно объясняться с кли­ентами.

С российскими банками на сегодняшний день работает несколько процессинговых компаний, как отечественных, так и зарубежных, предоставляющих услуги в различных междуна­родных и российских системах. На завершающей стадии переговоров с процессинговой ком­панией у вас уже будет определена вся технологическая цепоч­ка будущей работы и будет ясно, какое именно оборудование, и в каком количестве вам потребуется. В выборе марки требуемого сервера, эмбоссера и т.п. можно проконсультироваться у спе­циалистов процессинговой компании или специалистов по тех­нологиям в самой платежной системе.

 

2.5.2. Технология безналичных расчетов на основе карт

 

Традиционно по форме расчетов банковские карты делят на дебетовые и кредитные.

Вопрос о выдаче кредитной карточки банком-эмитентом решается  на основе доступных ему сведений о кредитной истории клиента, то есть о том, каковы доходы клиента, где и когда клиент пользовался кредитом, насколько аккуратно возвращал его, насколько часто берутся кредиты и т.д. Кредитная история позволяет банку оценить степень риска при выдаче карточки и, соответственно, сформулировать требования о предоставлении клиентом тех или иных гарантий. Если клиент благополучен - за ним нет прегрешений, у него стабильное положение и доходы, он имеет счет в данном банке или пользуется услугами другого известного банка - кредитная карточка выдается без дополнительных условий. В прямо противоположном случае, когда, например, о клиенте неизвестно ничего, либо за ним числятся нарушения, ему может быть либо отказано в выдаче кредитной карты, либо банк может потребовать предварительного внесения страхового депозита в размере, превышающем лимит кредита, либо ему может быть предложена дебетовая карта. [20, с. 35]

Отметим, что именно в качестве “незнакомцев” и фигурируют отечественные граждане, пытающиеся получить, например, карточки VISA или Eurocard/Mastercard. Размер требуемого страхового депозита в этом случае зависит от типа карточки и составляет от нескольких сотен до  нескольких тысяч долларов. В России потенциальными обладателями таких карточек может стать ограниченное число лиц. Немногие могут позволить себе «заморозить» под минимальный процент несколько тысяч долларов. [22, с. 46]

Лимиты операций по кредитным карточкам - величина кредитной линии, количество и максимальные суммы приобретений  и/или получения наличных за тот или иной промежуток времени - устанавливаются индивидуально для каждого клиента. Размер устанавливается исходя из состоятельности клиента, его ежемесячных доходов. Что же касается сроков действия лимитов, то типичным является месячный лимит, в рамках месячного лимита могут быть дополнительно установлены недельные лимиты. Кроме того, могут быть установлены и ежедневные лимиты получения наличных.

Кредитная схема предполагает нулевой исходный остаток на карт-счете. Все операции записываются на кредит, который держатель карточки должен погашать на определенных условиях.

По завершению очередного «делового периода» (обычно месяца), пользователь карточки получает сообщения банка, содержащие данные за период,  обо всех платежах по карточке, информация о которых поступила в банк. При наступлении контрольной даты, обычно по истечении нескольких дней после получения ежемесячной выписки по карточному счету, проценты на сумму кредита (долга) не начисляются, но необходимо обязательно оплатить некоторый ранее оговоренный минимум долга.  После чего владельцу карты вновь открывается кредитная линия. Кредитная линия будет открыта в размере неиспользованной части кредитного лимита. Остаток по задолженности, на который уже будут начисляться проценты, можно гасить в течение достаточно длительного срока (например, года). Отметим, что именно проценты по неполностью возвращенным кредитам и формируют основную часть дохода банка при операциях с кредитными карточками.

Держатели карт лишают банк запланированных доходов. При оплате своего долга оплачивают свой долг полностью до начала начисления по нему процентов. В этом случае работает расчетная схема, которая предполагает оплату всей суммы произведенных за месяц расходов в течение определенного периода. Такие клиенты являются чистыми «потребителями удобств». Они получают все выгоды от пользования картой, но свободны от выплаты процентов. По сути, расчетная схема является частным случаем кредитной схемы с фиксированным сроком (30+N дней) 100 %-го погашения  долга. [20, с. 36]

Выделение расчетной схемы в самостоятельную объясняется более простым видом кредитования, и восприятием беспроцентного периода как обязательного и неотъемлемого элемента чисто кредитной схемы.

Принципиально отличаются от кредитных, дебетовые карты. Использование дебетовых карт предполагает предварительное размещение клиентом средств на счете, открытом в банке-эмитенте.

Суть дебетовых карт в том, что проведение по ним операций в тот же день списывается (дебетуется) с банковского счета клиента. В зависимости от конкретных условий допускается уменьшение лимита либо до нуля, либо до некоторого неснижаемого остатка на счете. Платежный лимит увеличивается при пополнении счета. Если сумма операции превышает величину остатка лимита, то операция не проводится. Для дебетовой карты требуется авторизация по каждой операции. Зато сводится до минимума риск возникновения несанкционированного кредита.

Конечно, авторизация каждой операции при большом их количестве немыслима, если продавец будет звонить по телефону. Но операции выдачи наличных денег, которые требуют авторизации независимо от сумм, проводятся с помощью банкоматов. Дальнейшее развитие коммуникационных сетей позволило сделать следующий  шаг - оборудовать специальными устройствами -  POS-терминалами - для считывания карт и магазины. Именно такое развитие технических средств и коммуникаций позволило начать вводить дебетовые карты.

Информация о работе Комплексное обоснование использование современных банковских технологий в оплате труда на примере Сбербанка России