Комплексное обоснование использование современных банковских технологий в оплате труда на примере Сбербанка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы показать насколько эффективно происходит использование банковских технологий в оплате труда на примере Глазовского отделения ОСБ №№4450. Задачами работы являются изучение основ организации и функционирования платежных систем, расчет эффективности использования современных банковских технологий в оплате труда, выявить дальнейшее расширение применения пластиковых карт.

Оглавление

Введение
1. Краткая характеристика Сбербанка России
1.1. История создания
1.2. Организационно-правовая форма
1.3. Организационная структура банка
1.4. Краткая характеристика Глазовского отделения № 4450
1.5. Анализ внутренней среды
1.5.1. Анализ основных фондов
1.5.2. Анализ оборотных средств
1.5.3. Анализ организационной структуры
1.5.4.Анализ кадров
1.6. Анализ внешнего окружения
1.6.1.Отношение с деловыми партнерами и клиентами банка
1.6.2. Анализ конкурентного положения
1.6.3.Маркетинговая деятельность Сбербанка
2. Основные понятия использования пластиковых карт
2.1. История пластиковых карт в России
2.2. Пластиковая карта как платежный инструмент
2.3. Классификация пластиковых карт
2.4. Платежная система и ее участники
2.4.1. Процессинговый центр и коммуникации
2.4.2. Преимущества карточных расчетов для участников платежной системы
2.5. Организация работы с пластиковыми картами
2.5.1. Подготовка к эмиссии карточек
2.5.2. Технология безналичных расчетов на основе карт
2.5.3. Проведение расчетов с использованием платежных карт
ГЛАВА 3. Внедрение пластиковых карт в Глазове
3.1.Сегодняшнее состояние российского рыночного рынка пластиковых карт
3.2. Сегодняшнее состояние Глазовского рынка банковских карт
3.3. Прибыльность от операций с пластиковыми картами
ГЛАВА 4. Возможность расширения карточного бизнеса
4.1.Зарплатный проект на основе применения пластиковых карт
4.2. Перспективы расширения карточного бизнеса
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

ДР-Внедрение пласт.карт.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

Одна из причин сдерживает распространение карт с магнитной поло­сой на российском рынке:

- традиционное низкое качество телекоммуникационных сетей, не позволяющее строить классические для Запада схемы он-лайнового обращения к счетам клиентов [23, с. 85].

Понятно, что магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации от мошенничества и подделок. И специалисты начали искать более надежный способ записи информации. Им оказался чип (от англ. chip - кристалл с интегральной схемой) или микросхема. Карточки с чипом также очень часто называются смарт-картами. Название «смарт-карта» (smart - интеллектуальная, или разумная) связано с возможностью последней выполнять весьма сложные операции по обработке ин­формации. Основными преимуществами этого вида карт является повышенная надежность и безопасность и многофункциональность. Существенным недостатком является ее высокая себестоимость.  Стоимость таких карт определяется стоимостью микросхемы, которая прямо за­висит от размера имеющейся памяти и колеблется для тиража в миллион карточек от 0,6 до 9,5 долл. США. [23, с. 86]

Смарт-карты имеют различную емкость,  объем памяти обычной карты составляет приблизи­тельно 256 байт, но существуют карты с объемом памяти от 32 байт до 8 Кбайт. Микросхемы  позволяют хранить в памяти такой карты, кроме  идентификационной инфор­мации, и стоимостные показатели.

Рассмотрим типологию смарт-карт. В зависимости от внутреннего устройства и выполняемых функций специалисты подразделяют смарт-карты на два вида:

- карты с памятью;

- микропроцессорные карты.

Карты с памятью. Это название весьма условно, так как все смарт-карты имеют память. Обычно карты подобного типа используются для хранения инфор­мации. Существуют два подтипа подобных карт: с незащищенной и с защищенной памятью.

В картах с незащищенной памятью нет ограничений по чтению или записи данных. Иногда их называют картами с полнодоступной памятью. Можно произвольно струк­турировать карту на логическом уровне, рассматривая ее память как набор байтов, который можно скопировать в оперативную память или обновить специальными командами.

Карты с незащищенной памятью использовать в качестве пла­тежных крайне опасно. Достаточно легально приобрести такую кар­ту, скопировать ее память на диск, а дальше после каждой покупки восстанавливать ее память копированием начального состояния дан­ных с диска, т.е. шифрование данных в памяти карты от мо­шенничества подобного рода не спасает. Практика показывает, что в России людей, способных на такое заня­тие, достаточно.

В карточках с защищенной памятью используется специальный механизм для разрешения чтения/записи или стирания информа­ции. Чтобы провести эти операции, надо предъявить карте специ­альный секретный код (а иногда и не один). Предъявление кода означает установление с ней связи и передачу кода «внутрь» карты. Сравнение кода с ключом защиты чтения/записи (стирания) данных проведет сама карта и «сообщит» об этом устройству чтения/записи смарт-карт. Чтение записанных в память карты ключей защиты или копирование памяти карты невозможно. В то же время, зная секрет­ный код (коды), можно прочитать или записать данные, организо­ванные наиболее приемлемым для платежной системы логическим образом. Таким образом, карты с защищенной памятью годятся для универсальных платежных применений, хорошо защищены, и при этом недороги. Так, цена карты СРМ896 составляет не более 4 долл. для тиражей выше 5 тыс. экз. [23, с. 90]

Как правило, карты с защищенной памятью содержат область, в которую записываются идентификационные данные. Эти данные не могут быть изменены впоследствии, что очень важно для обеспече­ния невозможности подлога карты. С этой целью идентификацион­ные данные на карте «прожигаются».

Необходимо также, чтобы на платежной карте были, по меньшей мере, две защищенные области. Уже отмечалось, что в технологии безналичных расчетов по картам участвуют обычно три юридически независимых лица: клиент, банк и магазин. Банк вносит деньги на карту (кредитует ее), магазин снимает деньги с карты (дебетует ее), и все эти операции должны совершаться с санкции клиента. Таким образом, доступ к данным на карте и операции над ними надо раз­граничивать. Это достигается разбиением памяти карты на две за­щищенные разными ключами области - дебетовую и кредитную. Каждый участник операции имеет свой секретный ключ.

Для защиты областей данных от несанкционированного доступа предусматриваются поля, контролирующие доступ к этим данным. Существуют три типа ключей:

I-Кеу - ключ банка,

Р-Кеу - ключ владельца карточки - PIN-код,

А-Кеуs - ключи торговых организаций или иных приложе­ний.

Использование этих ключей дает возможность доступа к чтению информации из соответствующей области или записи информации. Как правило, активизация одного ключа позволя­ет только читать информацию, а активизация сразу всех клю­чей ее - и записывать. [15, с. 116-117]

Правильное предъявление ПИН-кода открывает доступ к карте (по чтению данных), однако не должно менять информацию, кото­рой распоряжается кредитор карты (банк) или ее дебитор (магазин). Ключ записи информации в кредитную область карты имеется толь­ко у банка; ключ записи информации в дебетную область - у магази­на. Только при предъявлении сразу двух ключей (ПИН-кода клиента и ключа банка при кредитовании, ПИН-кода клиента и ключа мага­зина при дебетовании) можно провести соответствующую финансо­вую операцию - внести деньги либо списать сумму покупки с карты.

Если в качестве платежной используются карты с одной защи­щенной областью памяти, - значит, банк и магазин будут работать с одной и той же областью, применяя одинаковые ключи защиты. Ес­ли банк, как эмитент карты, может ее дебетовать (например, в бан­коматах), то магазин права кредитовать карту не имеет. Однако такая возможность ему дана - поскольку, в силу необходимости дебетования карты при покупках, он знает ключ стирания защищенной зоны. То обстоятельство, что и кредитор карты, и ее дебитор (обычно раз­ные лица) пользуются одним ключом, нарушает сразу несколько ос­новных принципов защиты информации (в частности, принципы разделения полномочий и минимальных полномочий). Это рано или поздно приведет к мошенничеству. Не спасают ситуацию и крипто­графические способы защиты информации.

Из известных карт с защищенной памятью лишь упоминавшаяся уже карта СРМ896 обладает двумя защищенными областями памяти и удовлетворяет требованиям по разграничению доступа к инфор­мации, как со стороны банка, так и со стороны магазина.

Принципиально иные возможности открывают настоящие микропроцессорные карты, поскольку они имеют свою внутреннюю логику и, фактически, являются микрокомпьютером.

В карту встраивается специализированная операционная систе­ма, обеспечивающая большой набор сервисных операций и средств безопасности.

Операционная система карты поддерживает файловую систе­му, предусматривающую разграничение доступа к информации.

В такие карточки встроены криптографические средства, обеспечивающие шифрование информации и выработку «цифровой» подписи.

Карты обеспечивают различный спектр сервисных команд. Для банковских целей наиболее интересные из них - средства веде­ния электронных платежей.

Пластиковые карты с микросхемами имеют более высокую степень защиты от мошенничества и подделок.

Несмотря на очевидные преимущества, смарт-карточки до сих пор имели ограниченное применение, по той  причине, что такая карточка на порядок дороже, чем карточка с магнитной полосой. Лишь в последние годы, когда ущерб от мошенничества с магнитными картами в международных платежных системах стал пугающе высоким и продолжает расти, банками было принято решение о постепенном переходе на смарт-карты.  [23, с. 103]

Суперсмарт-карты. Примером может служить многоцелевая карта фирмы Toshiba, используемая в системе VISA. В дополнение ко всем возможностям обычной микропроцессорной карты, эта карта также имеет небольшой дисплей и вспомогательную клавиатуру для ввода данных. Эта карта объединяет в себе кредитную, дебетовую и предоплатную карты, а также выполняет функции часов, календаря, калькулятора, осуществляет конвертацию валюты, может служить записной книжкой и т.д. Из-за высокой стоимости, суперсмарт-карты не имеют сегодня широкого распространения, но их использование будет, вероятно, расти.

В 1981 году Дж. Дрекслером была изобретена оптическая карточка.  Карты оп­тической памяти имеют большую емкость, чем карты памяти, но данные на них могут быть записаны только один раз. В таких картах используется  WORM-технология (однократная запись - многократ­ное чтение). Запись и считывание информации с такой карты про­изводится специальной аппаратурой с использованием лазера (откуда другое название - лазерная карта). Технология, применяе­мая в картах, подобна той, которая используется в лазерных дисках.  Основное преимущество таких карточек - возможность хранения больших объемов информации. Такие карточки в банковских технологиях распространения пока не получили вследствие высокой стоимости как самих карточек, так и считывающего оборудования.

          

2.4. Платежная система и ее участники

    

Платежной системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства.

Перед каждым банком, находящимся на этапе выбора системы обслуживания клиентов на основе пластиковых карточек, возникает комплекс технических и технологических проблем. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек, входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Правила информационного обмена влияют на выбор аппаратно-информационных средств, средств связи и коммуникаций, на систему обеспечения безопасности. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.

Существующие особенности и возможности пластиковых карт не могут не сказаться на особенностях построения и функционирования платежных систем.

В общем случае развитую платежную систему составляют:

- держатель карты;

- банк-эмитент;

- банк-эквайер;

- расчетный банк;

- магазины и другие точки обслуживания;

- процессинговый центр и коммуникации.   

Держатель пластиковой карты – это лицо, которому передается карта на основе подписанного договора с эмитентом [23, с. 77].

Банк, который выпускает пластиковые карточки и предоставляет их в распоряжение клиентов, называется банк-эмитент.

Банк-эквайер  - это банк, который осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек

Расчетный банк – это банк, который оперативно проводит расчеты между эквайерами и эмитентами.

 

2.4.1. Процессинговый центр и коммуникации

 

Использование дебетовой магнитной карточки приводит к необходимости on-line авторизации каждой сделки в любой точке обслуживания платежной системы. Для операций с кредитной карточкой авторизация необходима не во всех случаях, но, например, при получении денег в банкоматах она также проводится всегда.

Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных.  Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию, а также иметь базу для технического сопровождения и ремонта POS-терминалов и банкоматов. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.

Еще один источник сообщений - электронные документы, которыми обмениваются банки-участники с расчетным банком, а, возможно, и друг с другом при регулярном проведении взаиморасчетов.

Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек и в других случаях.

Таким образом, схема карточных расчетов в основе  своей предполагает наличие трех отдельных контрактов:

- между торговцем и предъявителем карты - о продаже товаров и услуг;

- между банком и торговцем - о согласии последнего принимать карточки в оплату товаров;

- между банком и владельцем карточки - о возмещении банку суммы, уплаченной торговцу по операции с кредитной картой. 

С организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

Процессинговые центры являются технологическим ядром платежной системы.  Поддержание надежного, устойчивого функционирования платежной системы требует наличия существенных вычислительных мощностей в процессинговом центре (или центрах – в развитой системе) и развитой коммуникационной инфраструктуры, поскольку процессинговый центр системы должен иметь возможность одновременно обслуживать достаточно большое число географически удаленных точек. Кроме того, неизбежна также маршрутизация запросов, что еще больше ужесточает требования к коммуникациям. Очевидно, что для эффективного решения изложенных проблем необходимо использование высокопроизводительных сетей передачи данных. Со структурной точки зрения сеть передачи данных при этом становится внутренним неотъемлемым элементом платежной системы.

 

2.4.2. Преимущества карточных расчетов для участников платежной системы

 

Быстрое распространение банковских карточек, их превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна (рабочим, студентам, пенсионерам).

Основные преимущества владельцев карт за­ключаются в следующем:

- Удобство пользования - владельцу карты не нужно иметь при себе крупных денежных сумм при посещении магазинов и предприятий сервиса, что снижает риск потери или хищения наличных денег, и в любой момент он может сделать крупную покупку, о кото­рой заранее не известно, где она может произойти. Вместе с тем удобство применения карт лишь тогда может быть реализовано в полной мере, если существует широкая сеть торговых и сервисных предприятий, ко­торые принимают карты в оплату за товары и услуги.

Информация о работе Комплексное обоснование использование современных банковских технологий в оплате труда на примере Сбербанка России