Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов эволюционного развития налогов в России определить перспективы их дальнейшего развития.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач:
проследить историю зарождения и развития налогов в дореволюционной России;
выявить характерные особенности налогообложения в СССР;
рассмотреть основные налоги и сборы современной налоговой системы РФ;
провести анализ факторов, влияющих на динамику поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ;
исследовать механизм реализации регулирующей роли прямых налогов;
Введение 5
1 Исторический анализ этапов становления и развития системы налогов
и сборов в РФ 8
Зарождение и развитие налогов в дореволюционной России
Характерные особенности налогообложения в СССР 13
1.3 Основные налоги и сборы современной налоговой системы РФ 18
2 Исследование функциональной роли налогов в Российской Федерации 24
2.1 Анализ факторов, влияющих на динамику поступления налогов и
сборов в бюджетную систему РФ 24
2.2 Исследование механизма реализации регулирующей роли прямых
налогов 29
2.3 Оценка роли косвенных налогов в регулировании российской
экономики 36
3 Перспективные направления развития налогов и сборов в
Российской Федерации 42
3.1 Дальнейшее изменение системы прямых федеральных налогов
и сборов 42
3.2 Рекомендации по повышению регулирующего потенциала
косвенных налогов 47
Заключение 54
Список использованных источников 58
Во-вторых, в ходе исследование механизма реализации регулирующей роли прямых налогов, в частности, НДПИ, налога на прибыль и НДФЛ, можно сделать следующие выводы. Существующие диспропорции в налогообложении отдельных видов полезных ископаемых до настоящего времени не устранены: не учитываются требования горного законодательства и специфика разработки месторождений; имеется ряд существенных недостатков и противоречий, особенно в части формирования налоговой базы и налоговых ставок; порядок определения расчетной стоимости добытых полезных ископаемых недостаточно состоятелен, прежде всего, с точки зрения возможности формирования суммы НДПИ в зависимости от цены реализованных на рынке продуктов, полученных из добытого минерального сырья. Исследование механизма реализации регулирующей роли налога на прибыль показало, что снижение ставки налога на прибыль с 1 января 2009 г. с 24 до 20 %, несмотря на значительные потери для федерального бюджета, значительно облегчило налоговую нагрузку на бизнес в период кризиса, о чем свидетельствует рост совокупной прибыли предприятий и организаций различных видов экономической деятельности. Между тем, льготы по налогу на прибыль не выполняют свою роль по стимулированию инвестиционной и инновационной деятельности. Регулирующая роль НДФЛ реализуется через налоговые льготы и вычеты, однако налог не выполняет свои функции – плоская шкала налогообложения усиливает дифференциацию населения, а неадекватные суммы налоговых вычетов не играют существенной роли для населения РФ.
В-третьих, по итогам оценки роли косвенных федеральных налогов в регулировании российской экономики можно сделать следующие выводы. Во-первых, регулирующая функция НДС проявляется через установление широкого спектра операций, не подлежащих обложению НДС. Налоговые льготы по НДС предоставляются по отдельным операциям инвестиционной деятельности; организациям социальной и культурной сферы, а также коммунальному хозяйству; с целью поддержки медицинской деятельности, банковской, инновационной, транспортной сферы, сферы жилой недвижимости. Между тем, инновационные льготы не выполняют в полной мере своей регулирующей роли. Кроме того, в процессе применения льгот в отдельных сферах возникают спорные ситуации. Что касается акцизов, то они недостаточно эффективно выполняют свою фискальную функцию – низкий уровень акцизных доходов входит в противоречие с уровнем цен на подакцизную продукцию. Кроме того, механизм взимания акцизов не в полной мере учитывают специфику экономической сущности налога; распространена практика использования различных схем «оптимизации» налогообложения спиртосодержащей продукции и табачных изделий; действующая система акцизного обложения не ограничивает объем спроса на продукцию, представляющую угрозу для здоровья человека, а на этой основе и предложение данного товара.
По итогам теоретический и практических исследований мы сформулировали перспективные направления развития налогов и сборов в РФ. Так, дальнейшее изменение системы прямых федеральных налогов и сборов должно включать следующие направления: введение двух базовых вариантов шкалы налогообложения НДФЛ, один будет ориентирован на соблюдение минимальных социальных стандартов при регулировании уровня доходов, другой – на перспективное социально-экономическое развитие; усовершенствование системы налоговых вычетов из НДФЛ; восстановление инвестиционной налоговой льготы, а также льготы для малого бизнеса; установление комбинированного варианта адвалорных ставок на добытую нефть; введение налога на дополнительный доход; разработка регламента формирования ставок водного налога исходя из принципа системности, бассейнового принципа, принципа организованности водного рынка и принципа системного управления налогообложением.
Проведенное исследование вариантов повышения регулирующего потенциала косвенных федеральных налогов дает основание сделать вывод о нецелесообразности в настоящее время отмены в России льготной ставки НДС. Снижение же основной ставки налога при сохранении пониженной – это эффективный политический ход, который может существенно улучшить экономическую ситуацию в стране и настроение в обществе. На наш взгляд, полная отмена налога не является целесообразной, поскольку НДС – бюджетообразующий налог, формирующий порядка четверти доходов бюджета, несмотря на традиционно низкую его собираемость. В части совершенствования регулирующей роли акцизов, считаем целесообразным: обеспечить целевое использование части акцизных доходов на решение проблем, устраняющих и ограничивающих отрицательные последствия потребления подакцизных товаров; исключить из числа подакцизной отдельных видов продукции нефтепереработки, с одновременным дополнением перечня подакцизной продукции и услуг (игорный бизнес, предметы роскоши, произведения искусства, поступающие в частные коллекции, отдельные услуги шоу-бизнеса и т.д.); повысить степень государственной монополизации в сфере производства и реализации традиционно подакцизных товаров.
Список использованных источников