Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов эволюционного развития налогов в России определить перспективы их дальнейшего развития.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач:
проследить историю зарождения и развития налогов в дореволюционной России;
выявить характерные особенности налогообложения в СССР;
рассмотреть основные налоги и сборы современной налоговой системы РФ;
провести анализ факторов, влияющих на динамику поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ;
исследовать механизм реализации регулирующей роли прямых налогов;
Введение 5
1 Исторический анализ этапов становления и развития системы налогов
и сборов в РФ 8
Зарождение и развитие налогов в дореволюционной России
Характерные особенности налогообложения в СССР 13
1.3 Основные налоги и сборы современной налоговой системы РФ 18
2 Исследование функциональной роли налогов в Российской Федерации 24
2.1 Анализ факторов, влияющих на динамику поступления налогов и
сборов в бюджетную систему РФ 24
2.2 Исследование механизма реализации регулирующей роли прямых
налогов 29
2.3 Оценка роли косвенных налогов в регулировании российской
экономики 36
3 Перспективные направления развития налогов и сборов в
Российской Федерации 42
3.1 Дальнейшее изменение системы прямых федеральных налогов
и сборов 42
3.2 Рекомендации по повышению регулирующего потенциала
косвенных налогов 47
Заключение 54
Список использованных источников 58
НДФЛ предусматривает освобождение от налогообложения доходов физических лиц, предусмотренных в ст. 217 НК РФ [3]. К таким видам доходов относятся государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), пособия по безработице, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, с 1 января 2011 г. освобождены от НДФЛ доходы от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций и акций в предусмотренных НК РФ случаях, если они непрерывно принадлежали налогоплательщику более 5 лет; уточнен порядок определения налоговой базы по НДФЛ по операциям с ценными бумагами.
Между тем, плоская ставка НДФЛ является социально несправедливой для определённых категорий налогоплательщиков. Лицо, получающее больший доход должно уплачивать в бюджет большую сумму налога. Ярким примером этого служит несправедливое распределение общего объема денежных доходов населения (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Динамика показателей дифференциации доходов населения в России за 2007-2011 гг., % [35]
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Денежные доходы – всего, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по 20-про-центным группам населения: |
|||||
первая (с наименьшими доходами) |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
5,2 |
5,2 |
вторая |
9,7 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
9,9 |
третья |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
14,9 |
четвертая |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
22,6 |
пятая (с наибольшими доходами) |
47,9 |
47,8 |
47,8 |
47,7 |
47,4 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
0,423 |
0,422 |
0,421 |
0,420 |
0,416 |
Как видим, прирост доходов происходит у высокодоходных групп. Так, на долю 20 % наиболее обеспеченного населения приходится около 47,4-47,8 % от всех денежных доходов населения РФ, в то время как на долю 20 % наименее обеспеченного населения – 5,1-5,2 % всех доходов. Коэффициент Джини свидетельствует о степени расслоения общества по уровню годового дохода: чем ниже коэффициент, тем распределение доходов равномернее (но не значит, что справедливее). С 2008 г. по 2011 г. отмечается снижение коэффициента концентрации доходов – индекса Джини на 0,003 – до 0,416. Видно, что население РФ сильно расслоено, и разрыв между богатыми и бедными продолжает увеличиваться, хотя в последние годы значительно снизив темпы.
Социальная функция при обложении подоходным налогом доходов физических лиц находит своё отражение в вычетах, предоставляемых налогоплательщикам. Однако, в настоящее время размер данных вычетов является слишком низким. Кроме того, существующий в РФ механизм предоставления стандартного вычета не предполагает учёта инфляции. Наибольшее количество споров вызывает практика применения имущественных вычетов.
Итак, в ходе исследование механизма реализации регулирующей роли прямых налогов, в частности, НДПИ, налога на прибыль и НДФЛ, можно сделать следующие выводы. Существующие диспропорции в налогообложении отдельных видов полезных ископаемых до настоящего времени не устранены: не учитываются требования горного законодательства и специфика разработки месторождений; имеется ряд существенных недостатков и противоречий, особенно в части формирования налоговой базы и налоговых ставок; порядок определения расчетной стоимости добытых полезных ископаемых недостаточно состоятелен, прежде всего, с точки зрения возможности формирования суммы НДПИ в зависимости от цены реализованных на рынке продуктов, полученных из добытого минерального сырья. Исследование механизма реализации регулирующей роли налога на прибыль показало, что снижение ставки налога на прибыль с 1 января 2009 г. с 24 до 20 %, несмотря на значительные потери для федерального бюджета, значительно облегчило налоговую нагрузку на бизнес в период кризиса, о чем свидетельствует рост совокупной прибыли предприятий и организаций различных видов экономической деятельности. Между тем, льготы по налогу на прибыль не выполняют свою роль по стимулированию инвестиционной и инновационной деятельности. Регулирующая роль НДФЛ реализуется через налоговые льготы и вычеты, однако налог не выполняет свои функции – плоская шкала налогообложения усиливает дифференциацию населения, а неадекватные суммы налоговых вычетов не играют существенной роли для населения РФ.
2.3 Оценка роли косвенных налогов в регулировании российской экономики
Одним из важнейших инструментов регулирования являются также косвенные налоги, в связи с чем, любые изменения в налоговой системе нуждаются в анализе на предмет их влияния на социально-экономическое развитие. Остановимся более подробно на налоге на добавленную стоимость.
Введенный в 1992 году НДС в размере 28 % (сниженный через год до 20 %) оказал на экономику крайне негативное влияние, способствуя широкому распространению «теневых» операций. Эти обстоятельства породили предпосылки для создания целой системы схем ухода от налогообложения. Особенно неблагоприятно высокий НДС воздействует на производства, где есть достаточно длительный цикл, повышая издержки и «вымывая» оборотные средства. На рынках в условиях значительной международной конкуренции выигрывают товары, имеющие меньшие издержки [36, c. 40]. Между тем, налогоплательщики с 1 января 2004 г. НДС получили значительные суммы компенсации от снижения налога – ставка НДС снижена с 20 % до 18 %.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает широкий спектр операций, не подлежащих обложению НДС. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.
В частности, налоговые льготы по НДС предусматривают [3]: освобождение от обязанностей налогоплательщика на основании ст. 145 НК РФ; не являются объектами налогообложения ряд хозяйственных операций, установленных п. 2 ст. 146 НК РФ; освобождение от уплаты НДС операций, поименованных в ст. 149 НК РФ; не признаются объектами налогообложения НДС операции по реализации товаров, работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; применение льготных налоговых ставок (0 %, 10 %), предусмотренных ст. 164 НК РФ;
В зависимости от целей, на достижение которых направлено предоставление освобождения от НДС, можно условно выделить следующие сектора [9]:
I Сектор. Инвестиционная деятельность. Не облагается НДС передача имущества, имеющая инвестиционный характер (в том числе передача имущества в качестве вклада в уставный капитал), передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению, выдача займов и кредитов, реализация долей и ценных бумаг, реализация земельных участков.
II Сектор. Социальная и культурная сфера и коммунальное хозяйство. При соблюдении определенных условий освобождение от НДС может быть предоставлено при передаче имущества некоммерческим организациям, при оказании различных образовательных услуг, услуг в сфере досуга и культуры, ряда услуг для слабо защищенных слоев населения (детей, престарелых, инвалидов) и др.
III Сектор. Предоставление
льгот с целью поддержки
1) медицинскую деятельность. Не облагается НДС оказание ряда медицинских услуг и реализация медицинских товаров, включая услуги аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, услуги по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи;
2) банковскую сферу. Не облагается НДС большинство операций банковской сферы и услуги страхования;
3) инновационную сферу. Не облагается НДС передача прав на ряд объектов интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)), выполнение ряда научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (при соблюдении определенных условий). Кроме этого, от уплаты НДС при ввозе на территорию РФ освобождается высокотехнологическое оборудование (в том числе комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по Перечню, утверждаемому Правительством РФ;
4) сферу жилой недвижимости. Не облагается НДС реализация и аренда жилой недвижимости;
5) транспортную сферу. Не облагаются НДС услуги по перевозке пассажиров (при выполнении определенных условий).
Вступивший с 1 января 2008 г. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» был направлен на формирование благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности. Однако, в целом предусмотренные Законом льготы по НДС касаются крайне узкого сегмента инновационной деятельности и не могут оказать значимого влияния на изменение направленности отечественной экономики в сторону внедрения новейших технологий [9].
Кроме того, в практике применения отдельных льгот по НДС возникает ряд спорных моментов. Так, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях освобождаются от налогообложения согласно пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ. Налоговые органы придерживаются мнения, что в освобождение от налогообложения НДС услуг по проведению с несовершеннолетними детьми занятий в кружках и секциях применяется при наличии лицензии. Между тем, Минфин России считает, что освобождение от налогообложения НДС указанных услуг лицензии не требует. Кроме того, в перечне видов деятельности, подлежащих лицензированию, который приведен в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по оказанию услуг по проведению с несовершеннолетними детьми занятий в кружках и секциях отсутствует. Поэтому освобождение от налогообложения НДС услуг по проведению с несовершеннолетними детьми занятий в кружках и секциях применяется при отсутствии лицензии. Опираясь на арбитражную практику, все же можно сделать вывод, что если осуществляемая налогоплательщиком деятельность лицензированию не подлежит, то отсутствие лицензии не может препятствовать возможности пользоваться льготой по НДС [9].
С 1 января 2010 г. в ст. 149 НК РФ Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. № 287-ФЗ внесены дополнения, согласно которым введены две новые льготы. Во-первых, от уплаты НДС освобождается реализация коммунальных услуг (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Во-вторых, не облагаются НДС услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и ремонту такого имущества (пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ). В целом вышеупомянутые поправки, внесенные в Налоговый кодекс, оказали положительное влияние на финансовое состояние управляющих организаций, поскольку дают возможность не отвлекать денежные средства на уплату НДС. Причем использование льготы выгодно только компаниям, которые не выполняют никаких работ самостоятельно, – так называемым дирекциям заказчика. Если управляющая организация имеет большой штат технических специалистов и выполняет работы своими силами (частично или полностью), применение льготы повлечет необходимость ведения раздельного учета НДС [9].
В процессе исследования акциза как одной из исторически первостепенных форм косвенного налогообложения следует отметить высокую степень его социальной значимости и направленности в условиях изменяющейся институциональной структуры финансовой и налоговой системы страны. В отличие от всех других налоговых форм, которые функционируют на основе стоимости товара и услуги, акциз взаимодействует с их полезностью и ее специфическими особенностями. При этом акцизная форма налога не исключает, а предполагает возможности добровольного отказа от уплаты акциза, если выбор потребителя будет исключать приобретение подакцизных товаров и услуг [16, c. 96].
Мы считаем, что акциз есть налог на потребительную стоимость блага, ее отрицательную полезность, которая в процессе потребления повышает степень рисков и угроз не только у непосредственного потребителя, но и в обществе в целом. В этом смысле акциз является социальным налогом. В связи с этим, полученные налоговые доходы обладают социальной направленностью и должны использоваться, исходя из внутренней логики акцизного налога, в направлении решения социальных, экологических проблем, устраняющих, а также ограничивающих отрицательные последствия, наступающие в результате потребления подакцизных товаров. Кроме того, перечень благ, облагающихся акцизным налогом, должен включать всю номенклатуру социально, биологически и экологически опасных товаров и услуг с целью ограничения объемов их потребления. Избирательный метод в определении номенклатуры подакцизных товаров и услуг при этом противоречит экономической, а также социальной природе акциза как налога на специфическую их полезность.
В условиях рыночной трансформации экономики России акцизное налогообложение используется, прежде всего, в фискальных целях. При этом не в полной мере учитывается специфика его экономической сущности как налога на потребление товаров и услуг, обладающих специфической полезностью. Количественно акцизные доходы в РФ имеют тенденцию к росту при относительном их сокращении в общей сумме налоговых доходов. Низкий уровень акцизных доходов входит в явное противоречие с уровнем цен на подакцизную продукцию. По отдельным товарным позициям при сравнительно низкой акцизной ставке цена их достигает мирового уровня. Это относится, прежде всего, к продуктам нефтепереработки, дающим около половины акцизных доходов.