Эволюция налогов в россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов эволюционного развития налогов в России определить перспективы их дальнейшего развития.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач:
проследить историю зарождения и развития налогов в дореволюционной России;
выявить характерные особенности налогообложения в СССР;
рассмотреть основные налоги и сборы современной налоговой системы РФ;
провести анализ факторов, влияющих на динамику поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ;
исследовать механизм реализации регулирующей роли прямых налогов;

Оглавление

Введение 5
1 Исторический анализ этапов становления и развития системы налогов
и сборов в РФ 8
Зарождение и развитие налогов в дореволюционной России
Характерные особенности налогообложения в СССР 13
1.3 Основные налоги и сборы современной налоговой системы РФ 18
2 Исследование функциональной роли налогов в Российской Федерации 24
2.1 Анализ факторов, влияющих на динамику поступления налогов и
сборов в бюджетную систему РФ 24
2.2 Исследование механизма реализации регулирующей роли прямых
налогов 29
2.3 Оценка роли косвенных налогов в регулировании российской
экономики 36
3 Перспективные направления развития налогов и сборов в
Российской Федерации 42
3.1 Дальнейшее изменение системы прямых федеральных налогов
и сборов 42
3.2 Рекомендации по повышению регулирующего потенциала
косвенных налогов 47
Заключение 54
Список использованных источников 58

Файлы: 1 файл

Ку.р._Эволюция налог системы России_ноя 2012.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

Значительный объем добычи нефти «выводится» из сферы обложения НДС и, следовательно, не облагается и акцизами. С учетом поставок сырой нефти на внешний рынок, низкого качества ее переработки в стране, использования различных схем «оптимизации» налоговый потенциал реализуется неполно. По спиртосодержащей продукции и табачным изделиям акцизный потенциал в 2-2,5 раза выше получаемых налоговых доходов [16, c. 98].

Опережающий рост производства табачных изделий свидетельствует, что действующая система акцизного  обложения не выполняет одну из основных своих функций – ограничения объема спроса, а на этой основе и предложения данного товара. Фискальные интересы государства явно превосходят его интересы в снижении угроз здоровью населения от потребления табачных изделий. При этом используются традиционные методы – рост акцизов в цене товара, что стимулирует потребление менее качественной, а потому и наиболее негативно отражающейся на здоровье населения продукции. Целевое использование части акцизных доходов для финансирования комплексных программ по сокращению потребления табачных изделий находится в числе тех резервов, которые Российское государство пока еще не использует, предпочитая действовать запретительными ограничениями, что приносит незначительный эффект, если судить на основе роста потребления данного вида продукции.

Таким образом, по итогам оценки роли косвенных федеральных налогов в регулировании российской экономики можно сделать следующие выводы. Во-первых, регулирующая функция НДС проявляется через установление широкого спектра операций, не подлежащих обложению НДС. Налоговые льготы по НДС предоставляются по отдельным операциям инвестиционной деятельности; организациям социальной и культурной сферы, а также коммунальному хозяйству; с целью поддержки медицинской деятельности, банковской, инновационной, транспортной сферы, сферы жилой недвижимости. Между тем, инновационные льготы не выполняют в полной мере своей регулирующей роли. Кроме того, в процессе применения льгот в отдельных сферах возникают спорные ситуации. Что касается акцизов, то они недостаточно эффективно выполняют свою фискальную функцию – низкий уровень акцизных доходов входит в противоречие с уровнем цен на подакцизную продукцию. Кроме того,  механизм взимания акцизов не в полной мере учитывают специфику экономической сущности налога; распространена практика использования различных схем «оптимизации» налогообложения спиртосодержащей продукции и табачных изделий; действующая система акцизного обложения не ограничивает объем спроса на продукцию, представляющую угрозу для здоровья человека, а на этой основе и предложение данного товара.

3 Перспективные  направления развития налогов  и сборов                              в Российской Федерации

 

3.1 Дальнейшее  изменение системы прямых федеральных  налогов и сборов

 

Совершенствование налоговой  системы, касающееся прямого налогообложения, представляется чрезвычайно важной проблемой. Налогообложение доходов, как физических лиц, так и от предпринимательской деятельности имеет принципиальное значение для формирования доходов бюджетной системы, выравнивания доходов граждан (в случае НДФЛ), а также для регулирования инвестиционных процессов и процесса наращивания капитала (в случае налога на прибыль).

Совершенствование НДФЛ должно базироваться на идее справедливого распределения налогового бремени, в связи с чем целесообразна замена единой ставки на прогрессивное налогообложение. Однако при этом необходимо учитывать значимость стабильности налогового законодательства как одного из факторов устойчивого развития.  Поэтому целесообразно, сохранив общий порядок и  основные категории действующего механизма, внести изменения  в состав наиболее значимых инструментов налогового регулирования: налоговой базы, скорректировав параметры доходов, налоговых льгот и вычетов, налоговых ставок. Посредством регулирования параметров каждого из указанных элементов НДФЛ будут достигаться конкретные цели повышения доходов малообеспеченных слоев населения, рост расходов на образование, здравоохранение и приобретение жилых объектов, что способствует повышению качества жизни и обеспечения социальной стабильности общества в целом.

Видится целесообразным введение двух базовых вариантов шкалы налогообложения, один будет ориентирован на соблюдение минимальных социальных стандартов при регулировании уровня доходов (таблица 3.1), другой – на перспективное социально-экономическое развитие.

 

Таблица 3.1 – Рекомендуемая шкала ставок НДФЛ [31, c. 174]

Шкала 1

Шкала 2

 

Доход физического лица

Доход физического лица, имеющего

1 ребенка

Доход в расчете на каждого из 2 родителей

 

Ставка

налога

совокупный

годовой, р.

ежемесячный, р.

совокупный годовой, р.

ежемесячный, р.

совокупный годовой, р.

ежемесячный, р.

до 60000

до 5000

до 120000

до 10000

до 90000

7500

Не облагается

60001 – 360000

5001 – 

30000

120001 – 720000

10001 – 

60000

90001 –

540000

7501 –

45000

13 %

360001 – 120000

30001 – 

100000

720001 – 2400000

60001 – 

200000

540000 –

1800000

45001 – 150000

46800  + 20 % от суммы,  превышающей 360 (720 – 540) тыс. р.

свыше 1200001

свыше 100001

свыше 2400001

свыше 200001

свыше

1800001

свыше

150001

214800 + 24 % от суммы, превышаю- щей 1200 (2400 – 1800) тыс. р.


 

Шкала 1 позволит НДФЛ выполнять как фискальную, так социальную и  регулирующую функции. Введение необлагаемого дохода в размере, приближенном к прожиточному минимуму, позволяет улучшить материальное положение малообеспеченных граждан, что соответствует принципу социальной справедливости. Для лиц, имеющих средний уровень доходов, размер налоговой ставки остается на прежнем уровне. Для лиц, имеющих высокие доходы, предусмотрена прогрессивная ставка налога, что позволяет компенсировать потери бюджета, связанные с введением необлагаемого минимума незначительно увеличив долю НДФЛ для данной категории граждан. При этом, прогрессия налога будет достаточно гибкой, не допускающей значительны расхождения внутри групп. Максимальный размер ставки соответствует ставке налога на прибыль, что влияет на отсутствие частичного перетекания средств налога на прибыль в пользу средств оплаты труда.

При введении в вариант  шкалы 1 дополнений с учетом уменьшения ежемесячного дохода на сумму, приближенную к размеру прожиточного минимума на содержание ребенка, мы получаем шкалу 2. Следует признать, что шкала 1 соответствует минимальным социальным требованиям. Шкала 2 обладает преимуществами первого варианта и, кроме того, ориентирована на перспективное развитие социально-экономической сферы.

Действующая сумма социального вычета не соответствует ежегодному росту показателя инфляции, поэтому снижаются потенциальные возможности налогоплательщиков по компенсации расходов на получение дорогостоящего, качественного образования и лечения. Следствие – перспективные отрасли медицины и науки лишаются дополнительных финансовых источников, используемых для внедрения инновационных технологий. В связи с этим максимальный размер вычетов должен быть увеличен как минимум в 3-4 раза, и изменяться более динамично, соответствуя изменениям показателя инфляции.

В порядке предоставления имущественного вычета необходимо увеличить сумму вычета в размере не ниже рыночной стоимости социальной нормы жилья, а также соблюдения права на данный вычет каждого члена семьи налогоплательщика, осуществившего приобретение жилья. С учетом однократности получения данного вычета  следует предусмотреть возможность его получения в размере, соответствующем стоимости социальной нормы жилья, т.е. роста предельного размера  вычета в 2 раза.

Одной из ключевых задач, стоящих в настоящее время перед государством, является создание благоприятного климата для роста и повышения эффективности реальных инвестиций. В этих целях государство использует различные налоговые инструменты. Так, активно действующим элементом, побуждающим хозяйствующий субъект инвестировать прибыль в развитие собственной производственной базы могла бы стать инвестиционная налоговая льгота, отмененная в нашей стране в 1990-х гг., что, в свою очередь, приведет к увеличению налоговой базы и поступлений налога на прибыль в бюджет в будущем. Возврат к инвестиционной налоговой льготе кроме того поможет решить такие важные проблемы как снижение уровня безработицы за счет создания новых рабочих мест, улучшение экологической обстановки, снижение рисков техногенных катастроф, возникающих при эксплуатации изношенного оборудования и т.д.

В серьезной экономической  и финансовой поддержке государства, в первую очередь с помощью  налоговых инструментов, нуждается  сфера российского среднего и малого бизнеса. Дальнейшее развитие и совершенствование системы налогообложения малых и средних предприятий должно  осуществляться через упрощенную систему налогообложения и через налог на прибыль организаций. При этом упрощенную систему налогообложения целесообразно сохранить исключительно для тех организаций малого бизнеса, которые относятся к микропредприятиям (до 15 работников), поскольку их возможности для ведения полноценного бухгалтерского и налогового учета и соответствующей отчетности существенно ограничены. Одновременно с этим для отдельных видов деятельности всех категорий малого бизнеса должна быть сохранена и система уплаты единого налога на вмененный доход. Что касается малых и средних фирм, то они не должны иметь права перейти на упрощенную систему налогообложения. Для вновь образованных малых и средних предприятий необходимо восстановить действовавшую до 2002 г. для малого бизнеса льготу в виде освобождения от уплаты налога на прибыль в первые четыре года работы, и уменьшенной вдвое ставки налога на прибыль в последующие два года.

Большое значение для  экономики России имеет природно-ресурсный  сектор, причем не только с точки  зрения текущего наполнения бюджета (доходная база в большой степени формируется за счет добычи и экспорта сырьевых ресурсов), но и для выполнения стратегических задач развития страны.

В настоящее время  в России уже приняты некоторые  конкретные решения по изменению системы налогообложения и таможенного регулирования в части добычи и реализации нефти, оказывающие заметное влияние на уровень рентного дохода добывающих компаний. Суть этих изменений заключается в установлении новой ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и повышении налоговой ставки за тонну добываемой нефти. Однако, четкого обоснования введения адвалорных ставок на добытую нефть до сих пор нет, поскольку используется традиционный механизм фиксированной ставки за тонну, скорректированную на поправочные коэффициенты.

Анализ различных вариантов  изменения ставок НДПИ показал, что  наиболее целесообразным является комбинированный вариант, в соответствии с которым изменяются как ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, так и формула расчета ставки НДПИ [12, c. 322].

При этом должно быть обеспечено следующее: объем дополнительного  изъятия налога, а также его  доля в цене реализуемой нефти должны прогрессивно увеличиваться с ростом мировых цен на нефть; возможный рост НДПИ не должен привести к убыточности организаций, занятых преимущественно добычей и реализацией «рисковой» нефти; при сравнительно низких мировых ценах на нефть (менее 18 долл. за баррель) совокупная сумма НДПИ должна быть ниже существующего уровня. Данные мероприятия обеспечат сохранение у нефтяных компаний части средств, необходимых для технического поддержания нефтедобычи.

В настоящее время  экономический и статистический аппарат рентного подхода помогает более точно определить экономическую ценность природных ресурсов и рассчитать базу для взимания налогов. В России в качестве ресурсно-рентных налоговых платежей предлагается ввести налог на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородов. Посредством НДД предполагается изымать те дополнительные доходы, которые образуются у нефтяной или газовой компании после возмещения всех затрат (в том числе капитальных).

На наш взгляд, целесообразно  введение НДД только для новых месторождений, то есть всех месторождений, разработка и добыча нефти на которых будут начаты после принятия закона о налоге на дополнительный доход.  Налоговые обязательства по уплате НДД по каждому лицензионному участку должны определяться отдельно. Применение НДД для новых месторождений будет стимулировать инвестиции за счет фактического освобождения инвесторов от налога вплоть до полного возмещения капитальных затрат.

Экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов должно осуществляться на основе принципа платности водопользования. Причем в целях наиболее эффективного и четкого внедрения платного водопользования процесс формирования ставок налога необходимо регламентировать. Целесообразно разработать регламент их формирования, как основного инструктивно-методического документа, который станет научно и методически обоснованным инструментом реализации системы платного водопользования, включающей налоговые платежи, уплачиваемые налогоплательщиками-водопользователями; водную ренту. Расчет ставок платежей по предлагаемому регламенту исходит из принципа системности, бассейнового принципа, принципа организованности водного рынка и принципа системного управления налогообложением.

Итак, дальнейшее изменение  системы прямых федеральных налогов и сборов должно включать следующие направления: введение двух базовых вариантов шкалы налогообложения НДФЛ, один будет ориентирован на соблюдение минимальных социальных стандартов при регулировании уровня доходов, другой – на перспективное социально-экономическое развитие; усовершенствование системы налоговых вычетов из НДФЛ; восстановление инвестиционной налоговой льготы, а также льготы для малого бизнеса; установление комбинированного варианта адвалорных ставок на добытую нефть; введение налога на дополнительный доход; разработка регламента формирования ставок водного налога исходя из принципа системности, бассейнового принципа, принципа организованности водного рынка и принципа системного управления налогообложением.

Информация о работе Эволюция налогов в россии