Эволюция налогов в россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов эволюционного развития налогов в России определить перспективы их дальнейшего развития.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач:
проследить историю зарождения и развития налогов в дореволюционной России;
выявить характерные особенности налогообложения в СССР;
рассмотреть основные налоги и сборы современной налоговой системы РФ;
провести анализ факторов, влияющих на динамику поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ;
исследовать механизм реализации регулирующей роли прямых налогов;

Оглавление

Введение 5
1 Исторический анализ этапов становления и развития системы налогов
и сборов в РФ 8
Зарождение и развитие налогов в дореволюционной России
Характерные особенности налогообложения в СССР 13
1.3 Основные налоги и сборы современной налоговой системы РФ 18
2 Исследование функциональной роли налогов в Российской Федерации 24
2.1 Анализ факторов, влияющих на динамику поступления налогов и
сборов в бюджетную систему РФ 24
2.2 Исследование механизма реализации регулирующей роли прямых
налогов 29
2.3 Оценка роли косвенных налогов в регулировании российской
экономики 36
3 Перспективные направления развития налогов и сборов в
Российской Федерации 42
3.1 Дальнейшее изменение системы прямых федеральных налогов
и сборов 42
3.2 Рекомендации по повышению регулирующего потенциала
косвенных налогов 47
Заключение 54
Список использованных источников 58

Файлы: 1 файл

Ку.р._Эволюция налог системы России_ноя 2012.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

Преодолев финансовый кризис конца  1998 г. в России обозначился рост объемов ВВП, замедлились темпы роста инфляции, впервые были перевыполнены бюджетные назначения. Между тем кардинальные изменения в российской налоговой системе произошли с постепенной кодификацией налогового законодательства и с введением в действие с 1 января 1999 г. Ч. 1 НК РФ, который стал регулировать все стадии налоговых правоотношений: законодательно определены особые требования, предъявляемые к актам законодательства о налогах и сборах, касающиеся как содержания, так и порядка их введения; установлен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории РФ; прописаны общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; регламентирован процесс налогового администрирования.

В полной мере правовое регулирование  налоговых отношений стало обеспечиваться с 1 января 2001 г., когда постепенно стали вводится в действие главы Ч. 2 НК РФ. Все последующие изменения – отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров; снижение налогообложения фонда оплаты труда; установление единой ставки налога на доходы физических лиц; введение регрессивной шкалы обложения ЕСН, а затем отмена налога и введение страховых взносов; снижение ставки по налогу на прибыль организаций – были направлены, прежде всего, на то, чтобы отечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. И, конечно же, эти изменения должны были способствовать снижению уклонения от налогообложения и росту налоговых поступлений в бюджет.

Современная налоговая система России включает 17 налогов, в том числе 8 федеральных: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина; 3 региональных – налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог; 2 местных – земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того действует четыре специальных налоговых режима: упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции.

Федеральные налоги действуют  по всей территории РФ. Они имеют  решающее значение как главный ресурс российского государства и в консолидированном (объединенном) бюджете составляют более половины всех налоговых поступлений (без учета передачи налоговых доходов в нижестоящие бюджеты). Федеральные налоги преследуют, прежде всего, фискальные цели, а их регулирующая роль в силу специфического экономического развития пока еще недостаточно используется.

Преобладающая часть  федеральных налогов, называемых регулирующими доходами бюджета, распределяется между федеральными бюджетами субъектов РФ в определенном соотношении, которое определяется Бюджетным кодексом РФ (ст. 51) и законом о федеральном бюджете на финансовой год.

Региональные налоги устанавливаются  НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. При введении региональных налогов представительные органы власти субъектов РФ определяют в порядке и пределах, предусмотренных НК, только налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основание и порядок их применения.

Местные налоги также устанавливаются  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и являются обязательными к уплате на территории муниципальных образований. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Информация нормативных  правовых актов об установлении, изменении и отмене региональных и местных налогов направляется органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в Минфин РФ и федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов РФ и территориальные налоговые органы.

Специальные налоговые режимы предназначены для субъектов малого и среднего бизнеса и могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется хозяйствующим субъектом, соответствующим определенным критериям, исходя из желания налогоплательщика. В то же время, единый налог на вмененный доход применим для определенного круга малых и средних предприятий и носит обязательный характер. Система обложения единым сельскохозяйственным налогом применима к одной из значимых категорий налогоплательщиков малого и среднего бизнеса – к сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Кроме того, все налоги РФ можно подразделить на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные. Ко вторым относятся НДС и акцизы, к первым – все остальные. Косвенные налоги включаются в цену товара в виде надбавки и таким образом оказывают значительное влияние на процессы ценообразования, корректируют спрос и предложение путем увеличения цены товара. Акциз и НДС оплачиваются конечным потребителем, а предприятие выступает фактически в качестве сборщика данных налогов и через предприятие опосредуются взаимоотношения между покупателями товаров и государством, которое аккумулирует в государственном бюджете данные налоги. Акцизы и НДС тесно взаимосвязаны с таким финансовым инструментом как пошлина и при ввозе товаров на территорию государства используются в целях регулирования внешнеторговой деятельности [22, c. 17].

Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, т.е. это те налоги, которые непосредственно причитаются с конкретного налогоплательщика в случае наличия у него доходов, имущества, совершения им определенных действий, предполагающих налоговые обязательства. Другими словами, в качестве юридического факта, лежащего в основе правоотношения по возникновению налогового обязательства, можно рассматривать факт наличия той или иной материальной выгоды. Подоходно-поимущественные налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с полученного дохода (прибыли), реальные – с имущества. В первом случае объектом (юридическим фактом, порождающим налоговое обязательство) является получение такой материальной выгоды, как доходы, а во втором – наличие имущества в собственности субъекта [33, c. 6].

Для любого налога, функционирующего на территории России, НК РФ определены общие условия их установления. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Если хотя бы один из элементов налогообложения по конкретному налогу не определен в актах законодательства о налогах и сборах, то такой налог не является законно установленным. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налоговые льготы как элемент налогообложения и основания для их использования налогоплательщиком не отнесены законодателем к обязательным общим условиям установления налога. Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком следует отнести к факультативным элементам налогообложения.

Итак, современная налоговая  система РФ отвечает требованиям рыночных отношений, устанавливая единые правила налогообложения для всех ее участников. Действующие налоги в РФ можно разделить на федеральные, региональные, местные и специальные налоговые режимы, а также прямые и косвенные – всего 17 налогов, никакие другие налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, вводиться не могут. Налог и сбор считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Факультативным элементом являются льготы.

 

2 Исследование функциональной роли налогов в Российской                       Федерации

 

2.1 Анализ факторов, влияющих  на динамику поступления налогов  и сборов в бюджетную систему РФ

 

Ввиду того, федеральный бюджет является ведущим звеном бюджетной системы РФ, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), проанализируем факторы, повлиявшие на поступление налогов в федеральный бюджет (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Динамика структуры налогов федерального бюджета РФ за 2007-2011 гг. [4; 5; 6; 7; 8]

Вид налога

Сумма, млрд.р.

Доля, %

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Налог

на прибыль

635,61

761,13

195,42

255,03

342,60

13,6

14,6

5,1

5,9

5,8

ЕСН

389,09

506,77

509,77

-

-

8,4

9,7

13,1

-

-

НДС

2230,77

2149,63

2066,20

2498,26

3250,41

47,9

41,1

53,0

57,5

54,6

Акцизы 

132,88

160,50

101,54

143,95

278,36

2,9

3,1

2,6

3,3

4,7

НДПИ

1222,91

1604,65

981,53

1376,64

2007,58

26,3

30,7

25,2

31,7

33,7

Водный 

налог

14,84

13,02

8,09

6,17

3,86

0,3

0,2

0,2

0,1

0,1

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

5,86

1,49

0,39

0,43

0,41

0,1

0,03

0,01

0,01

0,01

Государственная  пошлина

26,66

33,58

32,68

63,12

65,84

0,5

0,6

0,8

1,5

1,1

Федеральные налоги

4658,62

5230,77

3895,62

4343,60

5949,06

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


 

Основная масса налоговых  поступлений федерального бюджета  обеспечена НДС, в разные годы его доля в федеральных  налогах колебалась в пределах 41,1-57,5 %. Причем, доля НДС, имея положительную динамику, выросла с 2007 по 2011 гг. на 6,7 п.п., составив в 2011 г. 54,6 %. Преобладание НДС в налогах и сборах, собранных в федеральный бюджет подтверждает выводы аналитиков о том, что в наименее обеспеченных странах должен быть высокий удельный вес налога на добавленную стоимость в суммарном объеме налоговых доходов бюджетной системы, собираемых на их территории. Ведь НДС по сути – это налог на потребление. Доля расходов на потребление в доходах бедных выше, чем у богатых, отсюда бедные платят большую долю своего дохода в виде НДС, чем богатые.

Рост доли НДС вызван увеличением суммы поступлений  налога в федеральный бюджет, в 2011 г. она составила 3250,41 млрд.р., что на 45,7 % больше, чем в 2007 г. за счет роста выручки от реализации российских предприятий. Между тем, в 2008 и 2009 гг. имело место сокращение поступлений НДС в федеральный бюджет соответственно на 3,6 % и 4,9 %. Данная тенденция обусловлена сокращением выручки от реализации товаров (работ, услуг) предприятий и организаций и ухудшением показателей внешнеторговой деятельности в связи с кризисом, а также увеличением доли «налоговых вычетов». С 2010 г. рост поступлений налога на добавленную стоимость восстановился (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Динамика объема поступления федеральных налогов                              в федеральный бюджет РФ [4; 5; 6; 7; 8]

Вид налога

2008 г. к 2007 г.

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

2011 г. к 2007 г.

Абс.изм., млрд.р.

Темп 

роста, %

Абс.изм., млрд.р.

Темп 

роста, %

Абс.изм., млрд.р.

Темп 

роста, %

Абс.изм., млрд.р.

Темп 

роста, %

Абс.изм., млрд.р.

Темп 

роста, %

Налог

на прибыль

125,52

119,7

-565,71

25,7

59,61

130,5

87,57

134,3

-293,01

53,9

ЕСН

117,68

130,2

3

100,6

-509,77

-

-

-

-389,09

-

НДС

-81,14

96,4

-83,43

96,1

432,06

120,9

752,15

130,1

1019,64

145,7

Акцизы 

27,62

120,8

-58,96

63,3

42,41

141,8

134,41

193,4

145,48

209,5

Продолжение таблицы 2.2

НДПИ

381,74

131,2

-623,12

61,2

395,11

140,3

630,94

145,8

784,67

164,2

Водный 

налог

-1,82

87,7

-4,93

62,1

-1,92

76,3

-2,31

62,6

-10,98

26,0

Сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

-4,37

25,4

-1,1

26,2

0,04

110,3

-0,02

95,3

-5,45

7,0

Государственная  пошлина

6,92

126,0

-0,9

97,3

30,44

193,1

2,72

104,3

39,18

247,0

Федеральные налоги

572,15

112,3

-1335,15

74,5

447,98

111,5

1605,46

137,0

1290,44

127,7

Информация о работе Эволюция налогов в россии