Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов эволюционного развития налогов в России определить перспективы их дальнейшего развития.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач:
проследить историю зарождения и развития налогов в дореволюционной России;
выявить характерные особенности налогообложения в СССР;
рассмотреть основные налоги и сборы современной налоговой системы РФ;
провести анализ факторов, влияющих на динамику поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ;
исследовать механизм реализации регулирующей роли прямых налогов;
Введение 5
1 Исторический анализ этапов становления и развития системы налогов
и сборов в РФ 8
Зарождение и развитие налогов в дореволюционной России
Характерные особенности налогообложения в СССР 13
1.3 Основные налоги и сборы современной налоговой системы РФ 18
2 Исследование функциональной роли налогов в Российской Федерации 24
2.1 Анализ факторов, влияющих на динамику поступления налогов и
сборов в бюджетную систему РФ 24
2.2 Исследование механизма реализации регулирующей роли прямых
налогов 29
2.3 Оценка роли косвенных налогов в регулировании российской
экономики 36
3 Перспективные направления развития налогов и сборов в
Российской Федерации 42
3.1 Дальнейшее изменение системы прямых федеральных налогов
и сборов 42
3.2 Рекомендации по повышению регулирующего потенциала
косвенных налогов 47
Заключение 54
Список использованных источников 58
Преодолев финансовый кризис конца 1998 г. в России обозначился рост объемов ВВП, замедлились темпы роста инфляции, впервые были перевыполнены бюджетные назначения. Между тем кардинальные изменения в российской налоговой системе произошли с постепенной кодификацией налогового законодательства и с введением в действие с 1 января 1999 г. Ч. 1 НК РФ, который стал регулировать все стадии налоговых правоотношений: законодательно определены особые требования, предъявляемые к актам законодательства о налогах и сборах, касающиеся как содержания, так и порядка их введения; установлен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории РФ; прописаны общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; регламентирован процесс налогового администрирования.
В полной мере правовое регулирование налоговых отношений стало обеспечиваться с 1 января 2001 г., когда постепенно стали вводится в действие главы Ч. 2 НК РФ. Все последующие изменения – отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров; снижение налогообложения фонда оплаты труда; установление единой ставки налога на доходы физических лиц; введение регрессивной шкалы обложения ЕСН, а затем отмена налога и введение страховых взносов; снижение ставки по налогу на прибыль организаций – были направлены, прежде всего, на то, чтобы отечественная налоговая система стала более справедливой и нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. И, конечно же, эти изменения должны были способствовать снижению уклонения от налогообложения и росту налоговых поступлений в бюджет.
Современная налоговая система России включает 17 налогов, в том числе 8 федеральных: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина; 3 региональных – налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог; 2 местных – земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того действует четыре специальных налоговых режима: упрощенная система налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции.
Федеральные налоги действуют по всей территории РФ. Они имеют решающее значение как главный ресурс российского государства и в консолидированном (объединенном) бюджете составляют более половины всех налоговых поступлений (без учета передачи налоговых доходов в нижестоящие бюджеты). Федеральные налоги преследуют, прежде всего, фискальные цели, а их регулирующая роль в силу специфического экономического развития пока еще недостаточно используется.
Преобладающая часть федеральных налогов, называемых регулирующими доходами бюджета, распределяется между федеральными бюджетами субъектов РФ в определенном соотношении, которое определяется Бюджетным кодексом РФ (ст. 51) и законом о федеральном бюджете на финансовой год.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. При введении региональных налогов представительные органы власти субъектов РФ определяют в порядке и пределах, предусмотренных НК, только налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основание и порядок их применения.
Местные налоги также устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и являются обязательными к уплате на территории муниципальных образований. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Информация нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене региональных и местных налогов направляется органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в Минфин РФ и федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов РФ и территориальные налоговые органы.
Специальные налоговые режимы предназначены для субъектов малого и среднего бизнеса и могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется хозяйствующим субъектом, соответствующим определенным критериям, исходя из желания налогоплательщика. В то же время, единый налог на вмененный доход применим для определенного круга малых и средних предприятий и носит обязательный характер. Система обложения единым сельскохозяйственным налогом применима к одной из значимых категорий налогоплательщиков малого и среднего бизнеса – к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Кроме того, все налоги РФ можно подразделить на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные. Ко вторым относятся НДС и акцизы, к первым – все остальные. Косвенные налоги включаются в цену товара в виде надбавки и таким образом оказывают значительное влияние на процессы ценообразования, корректируют спрос и предложение путем увеличения цены товара. Акциз и НДС оплачиваются конечным потребителем, а предприятие выступает фактически в качестве сборщика данных налогов и через предприятие опосредуются взаимоотношения между покупателями товаров и государством, которое аккумулирует в государственном бюджете данные налоги. Акцизы и НДС тесно взаимосвязаны с таким финансовым инструментом как пошлина и при ввозе товаров на территорию государства используются в целях регулирования внешнеторговой деятельности [22, c. 17].
Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, т.е. это те налоги, которые непосредственно причитаются с конкретного налогоплательщика в случае наличия у него доходов, имущества, совершения им определенных действий, предполагающих налоговые обязательства. Другими словами, в качестве юридического факта, лежащего в основе правоотношения по возникновению налогового обязательства, можно рассматривать факт наличия той или иной материальной выгоды. Подоходно-поимущественные налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с полученного дохода (прибыли), реальные – с имущества. В первом случае объектом (юридическим фактом, порождающим налоговое обязательство) является получение такой материальной выгоды, как доходы, а во втором – наличие имущества в собственности субъекта [33, c. 6].
Для любого налога, функционирующего на территории России, НК РФ определены общие условия их установления. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Если хотя бы один из элементов налогообложения по конкретному налогу не определен в актах законодательства о налогах и сборах, то такой налог не является законно установленным. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налоговые льготы как элемент налогообложения и основания для их использования налогоплательщиком не отнесены законодателем к обязательным общим условиям установления налога. Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком следует отнести к факультативным элементам налогообложения.
Итак, современная налоговая система РФ отвечает требованиям рыночных отношений, устанавливая единые правила налогообложения для всех ее участников. Действующие налоги в РФ можно разделить на федеральные, региональные, местные и специальные налоговые режимы, а также прямые и косвенные – всего 17 налогов, никакие другие налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, вводиться не могут. Налог и сбор считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Факультативным элементом являются льготы.
2 Исследование функциональной роли налогов в Российской Федерации
2.1 Анализ факторов, влияющих
на динамику поступления
Ввиду того, федеральный бюджет является ведущим звеном бюджетной системы РФ, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), проанализируем факторы, повлиявшие на поступление налогов в федеральный бюджет (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Динамика структуры налогов федерального бюджета РФ за 2007-2011 гг. [4; 5; 6; 7; 8]
Вид налога |
Сумма, млрд.р. |
Доля, % | ||||||||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Налог на прибыль |
635,61 |
761,13 |
195,42 |
255,03 |
342,60 |
13,6 |
14,6 |
5,1 |
5,9 |
5,8 |
ЕСН |
389,09 |
506,77 |
509,77 |
- |
- |
8,4 |
9,7 |
13,1 |
- |
- |
НДС |
2230,77 |
2149,63 |
2066,20 |
2498,26 |
3250,41 |
47,9 |
41,1 |
53,0 |
57,5 |
54,6 |
Акцизы |
132,88 |
160,50 |
101,54 |
143,95 |
278,36 |
2,9 |
3,1 |
2,6 |
3,3 |
4,7 |
НДПИ |
1222,91 |
1604,65 |
981,53 |
1376,64 |
2007,58 |
26,3 |
30,7 |
25,2 |
31,7 |
33,7 |
Водный налог |
14,84 |
13,02 |
8,09 |
6,17 |
3,86 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
5,86 |
1,49 |
0,39 |
0,43 |
0,41 |
0,1 |
0,03 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Государственная пошлина |
26,66 |
33,58 |
32,68 |
63,12 |
65,84 |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
1,5 |
1,1 |
Федеральные налоги |
4658,62 |
5230,77 |
3895,62 |
4343,60 |
5949,06 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Основная масса налоговых поступлений федерального бюджета обеспечена НДС, в разные годы его доля в федеральных налогах колебалась в пределах 41,1-57,5 %. Причем, доля НДС, имея положительную динамику, выросла с 2007 по 2011 гг. на 6,7 п.п., составив в 2011 г. 54,6 %. Преобладание НДС в налогах и сборах, собранных в федеральный бюджет подтверждает выводы аналитиков о том, что в наименее обеспеченных странах должен быть высокий удельный вес налога на добавленную стоимость в суммарном объеме налоговых доходов бюджетной системы, собираемых на их территории. Ведь НДС по сути – это налог на потребление. Доля расходов на потребление в доходах бедных выше, чем у богатых, отсюда бедные платят большую долю своего дохода в виде НДС, чем богатые.
Рост доли НДС вызван увеличением суммы поступлений налога в федеральный бюджет, в 2011 г. она составила 3250,41 млрд.р., что на 45,7 % больше, чем в 2007 г. за счет роста выручки от реализации российских предприятий. Между тем, в 2008 и 2009 гг. имело место сокращение поступлений НДС в федеральный бюджет соответственно на 3,6 % и 4,9 %. Данная тенденция обусловлена сокращением выручки от реализации товаров (работ, услуг) предприятий и организаций и ухудшением показателей внешнеторговой деятельности в связи с кризисом, а также увеличением доли «налоговых вычетов». С 2010 г. рост поступлений налога на добавленную стоимость восстановился (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Динамика объема поступления федеральных налогов в федеральный бюджет РФ [4; 5; 6; 7; 8]
Вид налога |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2011 г. к 2007 г. | |||||
Абс.изм., млрд.р. |
Темп роста, % |
Абс.изм., млрд.р. |
Темп роста, % |
Абс.изм., млрд.р. |
Темп роста, % |
Абс.изм., млрд.р. |
Темп роста, % |
Абс.изм., млрд.р. |
Темп роста, % | |
Налог на прибыль |
125,52 |
119,7 |
-565,71 |
25,7 |
59,61 |
130,5 |
87,57 |
134,3 |
-293,01 |
53,9 |
ЕСН |
117,68 |
130,2 |
3 |
100,6 |
-509,77 |
- |
- |
- |
-389,09 |
- |
НДС |
-81,14 |
96,4 |
-83,43 |
96,1 |
432,06 |
120,9 |
752,15 |
130,1 |
1019,64 |
145,7 |
Акцизы |
27,62 |
120,8 |
-58,96 |
63,3 |
42,41 |
141,8 |
134,41 |
193,4 |
145,48 |
209,5 |
Продолжение таблицы 2.2 | ||||||||||
НДПИ |
381,74 |
131,2 |
-623,12 |
61,2 |
395,11 |
140,3 |
630,94 |
145,8 |
784,67 |
164,2 |
Водный налог |
-1,82 |
87,7 |
-4,93 |
62,1 |
-1,92 |
76,3 |
-2,31 |
62,6 |
-10,98 |
26,0 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
-4,37 |
25,4 |
-1,1 |
26,2 |
0,04 |
110,3 |
-0,02 |
95,3 |
-5,45 |
7,0 |
Государственная пошлина |
6,92 |
126,0 |
-0,9 |
97,3 |
30,44 |
193,1 |
2,72 |
104,3 |
39,18 |
247,0 |
Федеральные налоги |
572,15 |
112,3 |
-1335,15 |
74,5 |
447,98 |
111,5 |
1605,46 |
137,0 |
1290,44 |
127,7 |