Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов эволюционного развития налогов в России определить перспективы их дальнейшего развития.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач:
проследить историю зарождения и развития налогов в дореволюционной России;
выявить характерные особенности налогообложения в СССР;
рассмотреть основные налоги и сборы современной налоговой системы РФ;
провести анализ факторов, влияющих на динамику поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ;
исследовать механизм реализации регулирующей роли прямых налогов;
Введение 5
1 Исторический анализ этапов становления и развития системы налогов
и сборов в РФ 8
Зарождение и развитие налогов в дореволюционной России
Характерные особенности налогообложения в СССР 13
1.3 Основные налоги и сборы современной налоговой системы РФ 18
2 Исследование функциональной роли налогов в Российской Федерации 24
2.1 Анализ факторов, влияющих на динамику поступления налогов и
сборов в бюджетную систему РФ 24
2.2 Исследование механизма реализации регулирующей роли прямых
налогов 29
2.3 Оценка роли косвенных налогов в регулировании российской
экономики 36
3 Перспективные направления развития налогов и сборов в
Российской Федерации 42
3.1 Дальнейшее изменение системы прямых федеральных налогов
и сборов 42
3.2 Рекомендации по повышению регулирующего потенциала
косвенных налогов 47
Заключение 54
Список использованных источников 58
Реферат
Курсовая работа содержит 62 страницы, 4 таблицы, 1 рисунок, 40 использованных источников.
налоги, федеральные, региональные, местные, прямые, косвенные, налогоплательщики, эелементы налога, динамика, факторы.
Объектом исследования являются - налоговая система Российской Федерации
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов эволюционного развития налогов в России определить перспективы их дальнейшего развития.
Предмет исследования – эволюция налогов и современное состояние налоговой системы в России.
Методы исследования – абстрактно-логический, аналитический, сравнительный, экономико-статистический.
Полученные результаты – проведен исторический анализ этапов становления и развития системы налогов и сборов в РФ; исследована функциональная роль налогов в Российской Федерации; определены перспективные направления их развития.
Область применения – в практике работы налоговых органов.
Эффективность – повышение качества знаний студентов по данной теме.
Содержание
Введение 5
1 Исторический анализ этапов становления и развития системы налогов
и сборов в РФ 8
1.3 Основные налоги и сборы современной налоговой системы РФ 18
2 Исследование функциональной роли налогов в Российской Федерации 24
2.1 Анализ факторов, влияющих на динамику поступления налогов и
сборов в бюджетную систему РФ
2.2 Исследование
механизма реализации
налогов
2.3 Оценка
роли косвенных налогов в
экономики
3 Перспективные направления развития налогов и сборов в
Российской Федерации
3.1 Дальнейшее изменение системы прямых федеральных налогов
и сборов
3.2 Рекомендации
по повышению регулирующего
косвенных налогов
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Актуальность темы исследования. Эволюция налоговой системы в России очевидна, так как в настоящее время в России происходит формирование нового подхода к разработке и реализации инструментов влияния фискальной политики государства на развитие динамики макроэкономических показателей национальной экономики.
Современное противоречивое состояние российской экономики требует поиска принципиально новых подходов к её управлению. Поэтому среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоги является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. От того насколько правильно построена система налогов и сборов зависит эффективное функционирование всей экономики.
Меду тем, развитие налогов отражает не только уровень развития экономики (динамику изменений и масштабы валового внутреннего продукта, товарный оборот, инвестиции, состояние денежного обращения), но и развитие форм государства (степень развития демократических процессов, форм зависимости государственной власти от общества). В этом отношении теоретический и практический интерес представляет исследование эволюции налогов отечественной налоговой системы. А задача совершенствования системы налогообложения в России в условиях многочисленных проблем ее функционирования определяют особую актуальность данного исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Изучение налоговой системы России привлекала внимание исследователей уже во второй половине XIX - начале XX века. В работах Н.A. Ачадова, Ю.А. Гагемейстера, В.А. Лебедева, В.А. Незабитовского, Е.Г. Осокина, О. Сомова, М.М. Сперанского, Д.А. Толстого, И.И. Янжула и многих других анализировались теоретические и практические вопросы налогообложения.
В советский период отечественной истории вопросы, связанные со становлением и функционированием налоговой системы, изучались в трудах Н.П. Ерошкина, И.М. Лященко, К.Н. Плотникова, А.П. Погребинского, A.A. Соколова и других. В современный период проблемы налогообложения России в связи с проведением налоговой реформы в Российской Федерации стали объектом пристального внимания ученых. Особо следует отметить работы А.П. Ефимкина, И.В. Караваевой, И.Н. Куксина, В.П. Морозова, И.В. Рукавишникова, В.М. Пушкаревой, А.Н. Сахарова, Д.Г. Черника. При этом основное внимание уделяется отдельным аспектам рассматриваемой проблемы.
Вместе с тем, как показывает анализ научной и иной литературы дореволюционного, советского и современного периодов, специального историко-правового исследования, посвященного формированию, функционированию и эволюции налоговой системы отмеченного этапа, не было проведено.
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретических и практических аспектов эволюционного развития налогов в России определить перспективы их дальнейшего развития.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач:
Объектом исследования являются налоги и налоговая система Российской Федерации.
Предмет исследования – эволюция налогов в России.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов по актуальным проблемам эволюции налогов в России. В работе использовались нормативные и справочные материалы, периодическая печать, данные органов государственной статистики.
1 Исторический анализ этапов становления и развития системы налогов и сборов в РФ
1.1 Зарождение и развитие
налогов в дореволюционной
Налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в
Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 г., который сопровождался сбором дани и налогов [40, c. 68]. К более поздним относится упоминание об элементах налогообложения в виде некоторого прообраза подушной подати, относимое к 1016 г.
В течение XIII в. в различных княжествах проводились переписи населения с целью определения налоговой базы и более полного сбора дани. Собираемая на основе переписей дань постепенно сосредоточивалась в руках великого князя.
В период с XIV по XV вв. со свободного населения помимо ордынской дани взималась особая дань, которая прямо направлялась в княжескую казну. Рост великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод обусловили замену в конце XV в. части натуральных сборов денежным оброком.
В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 г. Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество. Правительство решало вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о способности платить налоги теми или иными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка податей).
В 1614 г. был введен один из основных прямых налогов с тяглового населения России – «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. С конца XVI в. в посадах взимается лавочный оброк с купцов, которые владеют лавкой или другим промышленным заведением на территории посада [40, c. 169].
С начала XVII в. появляется относительно оформленное обложение городских промыслов так называемыми процентными деньгами: «пятой деньгой», «пятнадцатой деньгой» и др. В этот период раскладка налогов по городам и посадам производилась на основе проведенной в 1646 г. подворной переписи. Одним из наиболее тяжелых налогов данного периода считается ямская подать или «ямские деньги». Данный вид обложения был введен еще в 1500 г., а в 1613 г. приобрел вид «больших ямских денег» и представлял собой прямой налог с тяглового сельского и городского населения. Уже в этот период количество податей было весьма значительным.
Наиболее раннее упоминание о мерах по упорядочению сборов и податей в России и сокращению их количества принято относить к 1672-1682 гг. В 1679 г. царь Федор Алексеевич провел реформу налоговой системы. Непосредственным поводом к ее началу послужила невыносимая тяжесть стрелецкой подати, что проявлялось в постоянном росте недоимок. Царским указом и боярским приговором была введена подворная подать, заменившая прежние стрелецкие деньги, четвертные, данные (от слова дань) и иные виды денег (податей), кроме оброчных статей (лавочных, мельничных и др.). С установлением этой подати было отменено посошное обложение, а за единицу обложения принимался «двор» (хозяйство) [36, c. 130]. Несмотря на принимавшиеся меры, к началу Петровской эпохи взимались весьма разнообразные подати (стрелецкая, ямская, полоняночная, конская, ясак и др.).
Правление Петра I было ознаменовано серией мероприятий по совершенствованию налоговой или податной системы того времени. В частности, были изданы указы о сборе налогов: 18 декабря 1706 г. – «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть», 22 февраля 1711 г. – «Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии «для спросу» и денежных сборах и дела финансового управления», 17 марта 1711 г. – «О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов: «с предписанием» денег как возможно собирать и учинить фискалов во всяких делах». Необходимо отметить, что в эпоху Петра I налоговая система была достаточно сложной и включала: прямые имущественные подати («десятая деньга»); личную поголовную подать («дворовое тягло»), положившую начало подати подушной (1722-1724 г.), просуществовавшей в России чуть менее двух веков и фактически заменившей подворные подати (стрелецкую, ямскую, полоняночную, конскую и «десятую деньгу»); а также такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.
Одним из наиболее долго существовавших в России налогов является ясак, возникновение которого принято относить к XV в., отменен он был только после Февральской революции 1917 г. Этим налогом облагались главным образом нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом. Причем в разные исторические периоды в разных областях России предметы обложения были также разными. Так, для кунгурских татар и башкир этот налог был поземельным сбором, для большинства сибирских народов – поголовным, для якутов – взимавшимся в соответствии с количеством скота.