Экономика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:24, курс лекций

Краткое описание

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добываемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средства и т. д.).
Важнейшие характеристики экономики — это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического прогресса (НТП), место человека в экономике. Но главное — насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потребителя.

Файлы: 1 файл

Лекции экономика в МИИТ.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

    Точки А, В, С на кривой предложения показывают объем предложения. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар. Шкала предложения - это зависимость между объемом предложения товара и его ценой. Это перечень предлагаемых объемов при каждой из множества цен.

Предложение можно рассматривать  с количественной и качественной сторон. Предложение с количественной стороны есть объем готовности (количество товаров) товаров, за данный период времени. Предложение с качественной стороны – есть готовность заключить сделку по продаже конкретного товара, т.е. готовность отдать деньги.

На изменение предложения влияют как ценовые, так и неценовые  факторы. Ценовые факторы перемещают предложение от одной точки (В) к другой (А и С) вверх или вниз. Это зависит от уровня(высоких или низких) цен. Следовательно, главным фактором, определяющим объем предложения, является цена.

Неценовые факторы смещают кривую предложения либо вправо (вниз), либо влево (вверх). К ним относятся: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение цен на товары-заменители, изменение налогов и субсидий, изменение ожиданий производителей, изменение количества продавцов (поставщиков ).

 Изменение ресурсных цен. Увеличение цен на ресурсы способствует повышению издержек производства и тем самым сокращает предложение и кривая предложения 5 смещается вверх. Чем больше издержек, тем меньше предложение. Рост цен на ресурсы вызывает смещение кривой предложения влево (51) вверх и наоборот (52).

 Изменение технологии при внедрении новых, совершенных технологий удешевляется и увеличивается производство и предложение. Смещение кривой происходит вправо (52).

 Дотации - это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Они способствуют росту производства и предложения, сдвигают кривую предложения вправо (52). Изменение ожиданий производителей. Ожидая повышения  цен, производители будут задерживать реализацию своих товаров. Это вызывает сокращение предложения, кривая сдвигается  влево (S1) и наоборот, если излишек товаров, то кривая предложения сдвигается вправо (S2). 

Изменение количества продавцов-поставщиков. Чем больше поставщиков на рынке, тем больше предложение, и наоборот.

 

4. Цена и  ее функции. Равновесие цены.

 В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие и образуется рыночная цена.

Рыночное равновесие - это такое состояние рынка, когда интересы производителей и потребителей совпадают, когда спрос и предложения равны. Это означает, нет избытка продукции и нет дефицита продукции, что про изведено, то и продано. Все довольны. Такая ситуация возникает на пересечении кривых спроса D и предложения S в точке О. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя и продавца, что называется рыночной равновесной ценой. Если цена повышается выше  равновесной, то продавец стремится продать больше товаров, но потребитель будет покупать с меньшей охотой. В результате образуется избыток товара. Под воздействием конкуренции продавцов цена начинает снижаться и у покупателей появится желание купать больше, а продавцы  продавать меньше. В результате рынок вернется в состояние покоя.

     Если цена  опустится ниже равновесной, то  спрос будет больше предложения, возникнет дефицит товара. Под воздействием конкуренции  покупателей цена начнет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спросом, т. е. пока на  тупит равновесие.

 Современные модели рыночного равновесия на микроуровне:

-паутиноо6разную  модель. Эта модель наиболее известна. Суть ее состоит в том, что при отклонении цен от равно весомого состояния происходит колебание цен и изменение количества товара, реализуемого на рынке. В результате этого устанавливается рыночное равновесие между спросом и предложением;

. неваларасову модель. Она связана с жесткими ценами и основывается на допущениях гибкости цен. Рыночное равновесие может наступать путем изменения цен или количества товаров, предлагаемых для реализации;

      . модель очереди - установление рыночного равновесия с помощью очереди. Очередь означает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из двух частей: денежной фиксированной цены, установленной за товар, и потерь, связанных со стоянием в очереди. Оценка потерь может быть определена доходами, которые он мог получить за это время, если бы занимался полезной работой;

     . модель рыночного равновесия при вмешательстве государства. При избытке товаров на рынке государство закупает эти избыточные товары. Следовательно, избыток ликвидируется и наступает экономическое равновесие. Когда же на рынке дефицит товаров, то государство выступает в качестве дополнительного поставщика товаров и наступает экономическое равновесие.

Таким образом, законы рынка  корректируют цены с учетом экономических  интересов продавцов и покупателей, приближая их к равновесному значению. Рыночный механизм становиться способом экономического развития. Именно это имел в виду А. Смит, говоря о принципе «невидимой руки», устанавливающей порядок, гармонию, пропорциональность, обеспечивающей развитие общества. Существует два подхода к определению цены: марксистский и рыночный.

Согласно марксистскому  подходу цена - денежное выражение стоимости товара. Причем стоимость определяется затратами труда на производстве товара, т. е. имеет трудовую природу.

Рыночный подход предусматривает, что цена - это форма выражения полезности (ценности) товара.

В нашей стране рыночной ценой долгое время называлась цена продаваемых на колхозном рынке товаров. 

В современных условиях в рыночной цене учитываются стоимость ,и ценность (полезность) товара. Последняя определяется законом спроса и предложения (цена = стоимость + ценность, или полезность).

Рыночная цена выполняет  следующие функции:

.информационную. Цена дает знать о платежеспособном спросе, о предложении товаров, об избытке ресурсов и т. д. Она является барометром определения состояния экономики страны в целом;

. стимулирующую. Цена поощряет тех, кто рационально использует свои ресурсы и добивается успехов, эффекта, кто внедряет достижения НТП, новые методы организации и управления производством и т. д.;

. распределительную. Ресурсы направляются в эффективные отрасли и производства. Цены могут разорить или обогатить товаропроизводителей;

. учетно-uзмерительные. По уровню цен можно судить об израсходованных материальных, трудовых и финансовых средствах;

. балансирующую. Цена устанавливает рыночное равновесие между спросом и предложением.

По степени свободы  цены бывают:

. :жестко фиксированные (твердые цены). Они назначаются органами ценообразования;

. регулируемые. Такие цены регулируются государством,

прежде всего их верхний  предел;

      . рыночные - свободные от вмешательства государства;

      . сопоставимые - это цены различных лет;

. расчетные - цены, определяющиеся посредством расчетов (исчислений);

. прейскурантные - это указатели цен;

. прогнозные и плановые - цены, регулируемые государством;

       договорные - цены, оформляемые контрактом; комиссионные и аукционные - цены,         назначенные комиссией или аукционом.

 

5.  Преимущества  и недостатки рынка.

Рынок имеет определенные преимущества и недостатки.

К преимуществам относятся :

-способность эффективно  распределять ресурсы. Они поступают  туда, в чьих товарах и услугах  люди и общество нуждаются;

         - поворачивает производство лицом к потребителю;

         - дает свободу в действиях  потребителям и производителям; способствует быстрой адаптации к изменяющимся условиям.

       позволяет  оптимально использовать достижения  НТП в области создания новых  товаров и услуг, внедрения  новой техники и технологии;

. способствует удовлетворению  разнообразных потребностей людей  и общества в целом.

Недостатки рынка:

. не гарантирует право  на труд, на доход, на отдых;

. не обеспечивает защиты  окружающей среды и сохранение  невоспроизводимых ресурсов (газ, нефть, руда и т. д.);

. не создает условия  для производства товаров и  услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт и т.д.);

. не обеспечивает фундаментальных  исследований в науке;  не ориентирован  на производство социально необходимых товаров и услуг, а удовлетворяет запросы тех, кто имеет деньги;

. не способствует созданию  социальной инфраструктуры (детские  дошкольные учреждения, социально-культурные объекты и т. д.).

Современный рынок является отражением смешанной экономики, которая регулируется государством с помощью налогообложения, антимонопольным законодательством, распределением госзаказов на конкурсной основе, созданием инфраструктуры рынка. Часть товаров, производимых на предприятиях,

заранее обеспечивается гарантированным сбытом и поддержкой.

государственными финансовыми  ресурсами. Свободного рынка, полностью  избавленного от государственного воздействия, нигде давно уже нет. В развитых странах регулирование осуществляется: через госсобственность (во Франции, Австрии, Израиле), через смешанные фонды с участием госбюджета (США, Япония, Великобритания и др.). Формы влияния на экономику разные, но государство старается не упускать из-под своего контроля экономическую ситуацию в стране.

Характерная черта рынка - насыщенность его товарами массового производства. Конкуренция становится регулируемой. Это результат госвмешательства в экономику. Конкуренция способствовала появлению гибкого, мобильного производства, способного отвечать самым сложным запросам потребителей. Наемные работники приобрели право стать собственниками и участниками в управлении производством путем приобретения акций своих предприятий по льготным ценам.

 

Тема 6. Предприятия в рыночной экономике

  1. Фирмы и предприятия.
  2. Основные положения теории фирм.
  3. Факторы повышения доходности деятельности предприятий.
  4. Издержки и ценообразование на предприятии.

          1. Фирмы и предприятия.

Предпринимательская деятельность осуществляется в определенных организационно-экономических формах на предприятиях фирмах.

В экономической  литературе одни экономисты проводят различие между значениями слов «предприятие» и «фирма», а некоторые считают их синонимами. В Гражданском Кодексе РФ понятие «фирма» отсутствует.

Классическое  определение фирмы дал Дж. Хикс: «Все, что не домашнее хозяйство, есть фирма». Следовательно, в условиях рыночной экономики предприятие и фирма - однозначные понятия. Они оба занимаются предпринимательской деятельностью, выступают как самостоятельные хозяйствующие субъекты, они создаются для производства определенной продукции, выполнения и оказания услуг с целью удовлетворения потребностей людей и получения выгоды (прибыли). Хотя на практике не всегда так. Например, предприятие, как принято в России, всегда является юридическим лицом, а фирма - не всегда. Так, индивидуальное частное предпринимательство и партнерство могут выступать в виде фирмы, но в качестве физического лица.

Поэтому в  современных условиях, хотя существует единая классификация фирм и предприятий, в организационно-правовых формах имеются некоторые различия.

В современной  экономической теории фирма - это сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Она представляет собой первичную организационную единицу бизнеса, обладающую следующими характеристиками:

  • юридической самостоятельностью. Фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих государственных органах;
  • производственной самостоятельностью. Фирма самостоятельно решает что, где и каким образом производить и продавать;
  • финансовой самостоятельностью. Фирма самостоятельно распределяет получаемый доход.

Предприятие - первичное технологическое образование.

В деятельности фирмы  выделяют внутренние и внешние условия, или среду. Внутренние условия, кроме  целей, включают структуру фирмы, технологию, кадры и финансы. Эту среду фирма формирует и развивает сама, руководствуясь своими целями. Внешние условия - это система конкуренции, рынков и цен, которые фирма сама устанавливать и контролировать не может. Через систему маркетинга фирма как бы входит во внешнюю среду и живет по ее законам. Важным фактором внешней среды является поведение покупателей (потребителей) продукции, а также государственное законодательство, регулирующее предпринимательскую и другие формы хозяйственной деятельности, включая налоговое законодательство.

Общая классификация  фирм и предприятий происходит по

следующим признакам:

       • по сферам деятельности

  • по отраслевой деятельности: моноотраслевые (специализированные) и многоотраслевой (диверсифицированные);
  • по виду деятельности (производственные, торговые, финансовые, посреднические, страховые, коммерческие);
  • по территориальному признаку (национальные, региональные, местные,  международные, транснациональные и т. д.);
  • по размерам, (крупные - в США более 500 чел., средние -до 500 чел., малые - до 100 чел.);
  • по форме собственности (государственные, муниципальные, частные и коллективные);
  • по характеру образования (договорные и уставные);

       •     по организационно-правовым признакам

Особо следовало  бы остановиться на корпорациях, которые могут выступать в виде концерна, треста, синдиката, картеля, ассоциации, консорциума, финансово-промышленных групп.

Информация о работе Экономика как наука