Экономика посредничества в сфере науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является исследование экономических основ посреднической деятельности в сфере научных исследований.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить науку как сектор национальной экономики
- описать виды посредничества в сфере научных исследований
- проанализировать структуру и отраслевые процессы посредничества в сфере научных исследований РФ
-разработать экономическую модель посредничества в сфере научных исследований.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Наука как сектор национальной экономики…………………………..4
1.1 Сущность науки и ее классификация…………………………………4
1.2 Наука в системе государственных приоритетов……………………..7
1.3 Формы государственного регулирования науки……………………..9
1.4 Современное состояние научного комплекса……………………….10
1.5 Механизмы планового финансирования расходов на науку……….11
1.6 Наука как сектор национальной экономики………………………....14
2. Анализ структуры и отраслевых процессов посредничества в сфере научных исследований РФ………………………………………...………….16
2.1 Понятие посредника и посреднической деятельности……………...16
2.2 Посредничество в сфере научных исследований……………………17
2.2.1 Российский опыт……………………………………………………18
2.2.2 Современные тенденции посредничества в сфере научных исследований…………………………………………………………………...20
3. Экономическая модель посредничества…………………………….…37
3.1. Обоснование экономической модели посредничества……………….…38
3.2 Экономическая модель посредничества в трех аспектах………………..39
Заключение……………………………………………………………….……..40
Список литературы……………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЧИСТОВИК.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

      Введение……………………………………………………………………3

1.                  Наука как сектор национальной экономики…………………………..4

1.1             Сущность науки и ее классификация…………………………………4

1.2             Наука в системе государственных приоритетов……………………..7

1.3             Формы государственного регулирования науки……………………..9

1.4             Современное состояние научного комплекса……………………….10

1.5             Механизмы планового финансирования расходов на науку……….11

1.6             Наука как сектор национальной экономики………………………....14

2.                  Анализ структуры и отраслевых процессов посредничества в сфере научных исследований РФ………………………………………...………….16

2.1             Понятие посредника и посреднической деятельности……………...16

2.2             Посредничество в сфере научных исследований……………………17

2.2.1                   Российский опыт……………………………………………………18

2.2.2                   Современные тенденции посредничества в сфере научных исследований…………………………………………………………………...20

3.                  Экономическая модель посредничества…………………………….…37

3.1. Обоснование экономической модели посредничества……………….…38

3.2 Экономическая модель посредничества в трех аспектах………………..39

Заключение……………………………………………………………….…..40

  Список литературы……………………………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы характеризуется тем, что новые технологии и научные разработки и обес­печиваемый ими рост производительности и эффективнос­ти позволяют добиваться главного условия национальной и отраслевой конкурентоспособности: производства товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мировых рын­ков, на основе высокой производительности труда и при одновременном повышении реальных доходов населения.

Целью данного курсового проекта является исследование экономических основ посреднической деятельности в сфере научных исследований.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить науку как сектор национальной экономики

- описать виды посредничества в сфере научных исследований

- проанализировать структуру и отраслевые процессы посредничества в сфере научных исследований РФ

-разработать экономическую модель посредничества в сфере научных исследований.

Методы исследования:

-мониторинг печатных и электронных материалов, деловых и специализированных изданий;

- ресурсы сети Интернет;

-традиционный контент- анализ документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Наука как сектор национальной экономики

 

1.1. Сущность науки и ее классификация

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.[1]

В сфере материального производства создаются материальные ценности на основе использования тех знаний, которые были получены ранее. Материальное производство не ставит своей целью приращение знаний, однако такое приращение возможно в процессе производства, и его следует рассматривать как побочный продукт. В процессе научной деятельности, особенно на стадии доведения теоретических знаний до уровня практических рекомендаций, предполагается проведение экспериментальных разработок, создание образцов новой техники и технологий, которые принимают материально-вещественную форму. Эти экспериментальные разработки, прошедшие все стадии испытаний и экспертизы, передаются в сферу материального производства для их широкого тиражирования (промышленное освоение), они революционизируют, преобразуют производство, умножают его возможности в области наращивания объемов производства, обновления и расширения ассортимента и улучшения качества продукции, делая ее конкурентоспособной и реализуемой на мировом рынке, тем самым обеспечивая науку всеми необходимыми ей материальными и финансовыми ресурсами, без которых процесс ее развития был бы не только неэффективен, но и практически невозможен. Все это дает основания для отнесения науки к производительным силам общества в качестве его важнейшей компоненты, революционизирующей весь процесс общественного производства.

Важнейшим отличительным признаком научного труда является неопределенный, вероятностный характер получения положительного результата, т. е. наличие определенного риска. Степень неопределенности научного труда неодинакова и зависит от глубины и уровня исследований. При этом всегда необходимо иметь в виду, что вероятность получения отрицательного результата при проведении фундаментальных исследований намного выше, чем при проведении прикладных разработок.

Особенность научного труда заключается также в том, что в процессе исследований разработчики часто получают «незапланированный результат». Так, вместо ожидаемого могут рождаться другие, непредвиденные, но полезные решения. Например, средневековые алхимики искали технологию получения золота, однако золото получить не смогли, зато изучили и формализовали химический состав многих элементов.

Искусство и другие формы общественного сознания являются объектами научных исследований, в процессе развития науки из нее выделяются специализированные области знаний, изучающие искусство и другие формы общественного сознания, раскрывающие закономерности их развития. Развитие искусства и других форм общественного сознания создает благоприятные условия для развития науки, поскольку способствует интеллектуальному творчеству людей.

Наука как специфическая сфера интеллектуальной деятельности характеризуется рядом классификационных признаков (принципов) по направлениям или группам научных дисциплин.

В зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука подразделяется на три группы или подсистемы: естественные, общественные и технические науки.

По отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы, общества, человеческого мышления. Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Если фундаментальная наука занимается разработкой проблем, имеющих в основном познавательное значение, то прикладная наука занимается преимущественно решением практических проблем, таких, как внедрение наукоемких высоких технологий, конкурентоспособных на мировом уровне. Разумеется, грани между фундаментальной и прикладной науками в определенной мере условны: в процессе выполнения исследований в области фундаментальной науки могут быть получены результаты, имеющие исключительно важное прикладное значение; в свою очередь, прикладные исследования могут завершиться научными открытиями, имеющими фундаментальное теоретическое значение. Но такие случаи являются исключением из правила и не отрицают важности и необходимости разграничения фундаментальных и прикладных наук.

В соответствии с указанным делением наук на фундаментальные и прикладные любое научное исследование может оцениваться с точки зрения его научного, теоретического уровня и прикладной, практической значимости. Теоретический уровень научных исследований характеризуется вкладом в разработку законов и закономерностей исследуемых процессов, в методологию научного познания, в разработку проблем теории организации и управления. Прикладной уровень научных исследований определяется глубиной и проработанностью предлагаемых технических и технологических решений, степенью разработанности экономических, правовых и иных механизмов деятельности, конкретностью рекомендаций, которые могут быть непосредственно или после некоторой их доработки использованы в практической деятельности людей.

 

 

 

 

1.2. Наука в системе государственных приоритетов.

 

Наука занимает исключительно важное место в обеспечении экономической и технологической безопасности страны.

В последнее время в России уделяется повышенное вни­мание роли инноваций при проведении экономической политики государства. Осуществляется комплекс мер по развитию инновационной инфраструктуры в форме особых экономичес­ких зон и технопарков, проводятся конкурсы среди образова­тельных учреждений на финансирование инновационных про­грамм в рамках национального проекта. Делаются попытки изменить правовое русло в сфере регулирования прав на ре­зультаты научно-технической деятельности. Проектируются преференции в области налогообложения, таможенного регу­лирования субъектов инновационного предпринимательства. Значительное внимание привлечено к обсуждению стратегии развития науки и её реформированию. Однако все эти меры носят фрагментарный характер и не учитывают особенностей и тенденций, которые за годы сформировались у субъектов инновационной деятельности.[2]

В современных условиях без активного участия ученых и широкого внедрения достижений науки невозможно успешно решать проблемы обеспечения экологической безопасности общества. С помощью науки разрабатываются и реализуются экологически чистые технологии в промышленности и других отраслях хозяйства страны. Наука предлагает практике наиболее эффективные и экономичные способы добычи и глубокой переработки полезных ископаемых, применение ресурсосберегающих энергетических установок, новых материалов и химических веществ, что позволяет улучшать среду обитания человека, делать ее более безопасной для жизни людей.

Улучшая экологические условия жизнедеятельности людей, наука способствует сохранению их здоровья, и тем самым — демографической ситуации в стране.

На базе научных исследований создаются наукоемкие производства, которые приносят экономически развитым странам самые высокие доходы в процессе продажи наукоемкой продукции на внешнем рынке, так как в настоящее время соотношение цен на сырье, материалы и энергоносители, с одной стороны, и на продукцию высокой степени переработки — с другой, изменяется в пользу последних.

Высокая экономическая эффективность продажи наукоемкой продукции на внутреннем и внешнем рынках ставит в исключительно благоприятные финансовые условия страны, специализирующиеся на производстве и экспорте наукоемкой продукции, включая информационную технологию, производство компьютеров, средств множительной техники, авиастроение, ракетостроение, атомные технологии, полимерную химию. Учитывая эти преимущества, сегодня электроника, авиационная техника, эффективные синтетические материалы, лекарственные препараты и другая наукоемкая продукция стали занимать лидирующее положение в промышленности таких стран, как США, Япония, Германия и других индустриально развитых стран. Объем мирового рынка наукоемкой продукции в настоящее время составляет 2 трлн 300 млрд долл. США. Из этой суммы 39% — это продукция США, 30 — Японии, 16 — Германии.

Доля России — 0,3%, поскольку российская экономика специализируется в основном на экспорте сырья и энергоносителей. Между тем (как показывает опыт восстановления экономики ФРГ и Японии в послевоенный период), наиболее эффективным для России способом преодоления кризиса экономики и внешней задолженности могло бы стать форсированное развитие науки, наукоемких производств и расширение экспорта наукоемкой продукции, прежде всего тех отраслей, в которых Россия по-прежнему занимает лидирующее положение.

В начале XXI века Россия занимает четвёртое место в области физики (9,8% публикаций в этой области), пятое место в области химии (7%), шестые мес­та в области наук о Земле, о космосе, в материаловедении. Россия традиционно является одной из лидирующих стран в математике (3,5%), в технических науках (3,75%). Одна­ко очень незначителен вклад российских учёных в интен­сивно развивающиеся в наше время науки о жизни: биоло­гию и биохимию (2%), иммунологию (0,4%), агронауки и науки о растениях и животных (соответственно 1,5 и 1,7%). Различие в уровнях развития классических областей есте­ствознания и науки о жизни отчасти объясняется значи­тельным разрывом в их финансировании, сложившимся в советское время и сохраняющимся до сих пор.[3]

 

1.3. Формы государственного регулирования науки.

 

Важно понять, что наука сегодня, с одной стороны - часть национальной культуры, сохранение и развитие которой является таким же приоритетом государства, как и защита суверенитета страны. И столь же естественно видеть в прикладных исследованиях и разработках часть экономики, которая должна регулироваться законами рынка.[4]

Формы государственного регулирования науки, научно-технических и инновационных процессов разнообразны. Основные из них следующие:

— государство способствует сохранению и развитию ведущих научных школ и научных направлений, в том числе обеспечивая на государственной основе подготовку научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

— в рамках правительственных ведомств реализуются разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; для этих целей эффективно используются бюджетные средства, направляемые на поддержку науки;

— создаются условия для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирования и поддержки инновационной деятельности;

— фискальные и другие инструменты государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, обусловливающее эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;

— государство выступает в роли посредника при организации эффективного взаимодействия академической, вузовской и прикладной науки, стимулируя различными методами кооперацию в области НИОКР.

Экономика России, обладающая значительной частью государственной собственности, имеет широкие возможности по залоговому обеспечению государственным имуществом кредитования приоритетных научных и научно-технических программ.

 

1.4. Современное состояние научного комплекса.

 

Эффективность функционирования научного комплекса зависит от уровня развития научного потенциала, который является важнейшим неисчерпаемым и возобновляемым ресурсом страны. Научный потенциал характеризуется:

— объемом финансирования научного комплекса, в том числе за счет средств: государственного бюджета, внебюджетных фондов, организаций предпринимательского сектора, иностранных инвесторов;

— количеством научных организаций, в том числе: учреждений академического сектора науки, организаций вузовского и отраслевого секторов науки, конструкторских, проектных и проектно-изыскательских организаций, научных организаций негосударственного сектора;

— уровнем развития материально-технической базы науки;

— численностью работающих в сфере науки, в том числе: действительных членов академии наук (включая отраслевые академии), членов-корреспондентов академии наук, докторов наук и профессоров, кандидатов наук.

 

 

 

 

 

1.5. Механизмы планового финансирования расходов на науку.

 

В условиях развития рыночных отношений механизм финансирования научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.

Финансирование указанных видов деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или приравненных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с действующим законодательством.

При этом источники финансирования науки имеют целевую направленность и в основном зависят от характера выполняемых работ и видов научной деятельности. Так, фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета, включая средства Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда.

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые в рамках федеральных целевых программ, а также исследовательские и экспериментальные работы, направленные на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений науки и техники, т. е. исследования, имеющие прикладной характер, финансируются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, а также за счет собственных средств предприятий и организаций (заказчиков) на долевой основе.

Министерство науки и технологий Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет финансирование:

— конкурсного фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ;

— федеральных целевых научно-технических программ;

— межведомственной программы «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»;

— приоритетных направлений научно-технического прогресса;

— подведомственных научных организаций;

— корпорации «Трансстрой», Межгосударственного авиационного комитета, Российского научного центра «Курчатовский институт» и Объединенного института ядерных исследований.

В настоящее время организационно-экономическая среда, в которой работают научно-технические организации, определяется:

— сокращением платежеспособного спроса заказчиков;

— определенной «оторванностью» научно-технической продукции от потребителей;

— ограниченностью бюджетных средств в связи с резким спадом производства;

— неплатежеспособностью предприятий в течение длительного времени;

— острой зависимостью экономики от импорта, а также растущей внешней и внутренней задолженностью;

— наличием негосударственного сектора науки;

— низким спросом со стороны коммерческих структур на собственно научную продукцию и, наоборот, возрастающей их заинтересованностью в использовании квалифицированных научных кадров, оборудования, материалов, находящихся в сфере науки;

— отсутствием существенных налоговых льгот;

— неэффективным государственным регулированием науки или полным его отсутствием.

Поиски более эффективных путей преодоления кризисного состояния науки позволяют сделать вывод о необходимости формирования оптимальной структуры научных организаций, сконцентрированных на конкретных направлениях исследований.

В последнее время сформировалась принципиально новая форма научной и инновационной деятельности — технопарки. Это самостоятельные образования, на организацию которых предпринимательские структуры выделяют средства, а высшие учебные заведения — научные кадры, оборудование и территорию.

Соответственно программа исследований технопарков полностью определяется потребностями предпринимательских структур, участвующих в финансировании технопарков. Руководство ими осуществляется специальными комиссиями из представителей предпринимательских структур и учебных заведений или привлеченной организацией, специализирующейся в области управления научными исследованиями и инновационными проектами.

В настоящее время в России созданы и действуют 27 технопарков и 63 инкубатора инновационного бизнеса, которые объединены в ассоциацию «Технопарк».

С переходом на рыночные отношения все большую роль в обосновании эффективности научных исследований на уровне фирм, корпораций и предприятий играют показатели коммерческой эффективности. Она определяется как отношение результатов, получаемых и в процессе научных исследований, и при их практическом внедрении, к затратам, включающим единовременные и текущие расходы, при этом результаты могут быть выражены в форме дополнительной прибыли или прироста прибыли в той части, которая может быть отнесена на результаты научных разработок.

Научная деятельность часто сопряжена с риском, что является определенным тормозом для развития науки на уровне конкретных  заказчиков (потребителей) научной продукции. Этот риск связан с вероятностным характером результатов научных исследований, что не исключает некоторого просчета при определении производственных и коммерческих результатов.

 

В заключение необходимо отметить, что развитие рос­сийской науки и сферы инновационной деятельности всё в большей мере подчиняется требованиям экономической це­лесообразности, преодолевается автаркия научно-техничес­кого развития, происходит формирование российского сег­мента в мировом рынке инноваций. Именно эти аспекты наиболее рельефно отражают современные процессы в сфе­ре инновационной деятельности и определяют особенности политики приспособления и адаптации национальной науч­но-технической системы к реалиям складывающихся рыноч­ных отношений. При всей неоднозначности и незавершен­ности этих процессов, во многих случаях противоречащих сложившимся традициям, менталитету и психологическим установкам российских учёных, обозначенные тенденции соответствуют глобальным изменениям современного научного и инновационного развития.[5]

 

1.6. Наука как сектор национальной экономики.

 

Наука сегодня, с одной стороны - часть национальной культуры, сохранение и развитие которой является одним из приоритетов государства. И столь же естественно видеть в прикладных исследованиях и разработках часть экономики, которая должна регулироваться законами рынка. В первом случае максимально возможный для государства бюджет должен распределяться внутри научного сообщества им самим. Во втором случае государству следует вмешиваться в прикладную науку ровно в той мере, в какой оно готово вмешаться, например, в судостроение или жилищное строительство. Правительство в этом случае должно просчитывать рыночные перспективы - как изменения в этом секторе повлияют на смежные отрасли, отразятся на экономике в целом.

России необходимо как можно активнее осваивать действующие международные грантовые системы, включаясь в состав их доноров, открывать для наших ученых новые грантовые возможности.

В научно-технической сфере, рассматриваемой как сектор экономики, государство, основную поддержку должно оказывать не деньгами, а создавая стимулы для участников процесса. Иными словами, надо помогать производителю, устанавливая налоговые льготы и преференции для его клиентов: для потребителей продукции малых технологических предприятий, заказчиков научных исследований.

Вопрос же об эффективности науки прост: все определяет спрос на ее результаты. 

Высокотехнологическая продукция часто не находит спроса, потому что в России пока не научились ни изучать, ни формировать спрос. Как правило, мы думаем о том, в состоянии ли сделать некий замечательный продукт, а не о том, готов ли будет кто-то его покупать за ту цену, которая у нас получилась.

Принцип: "лучший эксперт - это инвестор" до сих пор верен.

Профессиональные инвесторы обязательно внедрят и профессиональный маркетинг, без чего современная рыночная экономика просто не работает.

В настоящий момент, в экономике России, направленной на сырьевой рынок, наметился спад экономического роста. Следовательно, переход от сырьевой экономики к экономике знаний неизбежен.

Очень важно обеспечить поддержку промышленного экспорта, в том числе продукции высокотехнологических компаний. Сегодня каждое государство поддерживает национальный экспорт. По европейским нормам России для успешной поддержки своего промышленного экспорта необходимо тратить ежегодно 0,3 процента своего ВВП, а это десятки миллиардов рублей. Наше государство сейчас не вкладывает в это даже десятков миллионов рублей, и здесь одна из причин, по которым российский экспорт промышленной продукции - не сырья, с сырьем все в порядке - неприлично мал.

Важно разобраться с проблемами интеллектуальной собственности, причем я бы выделил в качестве приоритета защиту наших патентов за рубежом. Если бы удалось найти системное, с участием государства, решение этой проблемы, мы могли бы немало зарабатывать на лицензиях. И направлять существенную часть этих денег на развитие инновационной инфраструктуры.

Можно сделать вывод, что наука – самостоятельный сектор экономики, так как главной целью является формирование спроса и удовлетворение потребностей в наукоемкой продукции. Но и наука – это стартовая страница в любом секторе экономики, потому что, не зная теоретических преимуществ, нельзя получить практическую выгоду.

2. Анализ структуры и отраслевых процессов посредничества в сфере научных исследований РФ.

 

 

2.1. Понятие посредника и посреднической деятельности.

 

Современную экономику невозможно представить без посредников - частных лиц и организаций, помогающих потенциальным участникам трансакций найти друг друга и содействующих заключению и исполнению сделок.

В частном секторе посредники исполняют брокерские функции, гарантируют ликвидность и наличие товаров, распространяют рыночную информацию и дают гарантии качества, обеспечивают функционирование рынков и выполняют иные важные функции, создавая значительную часть - до четверти и выше - национального дохода.[6]

Посредник - лицо, фирма, организация, оказывающие содействие в установлении контактов и заключении сделок, контрактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями товаров и услуг. В роли посредников выступают агенты, брокеры, дилеры, маклеры, комиссионеры, коммивояжеры. Посредничество - один из видов предпринимательства.[7]

Посредническая предприниматель­ская деятельность ведет:

1) к увеличению производительности труда непосредствен­ных производителей товаров на основе углубления специали­зации;

2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) ка­питала;

3) к насыщению товарных рынков до объективно требуе­мых размеров и функционированию непосредственных това­ропроизводителей в соответствии с интересами конечных по­требителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский инте­рес к которой он уже выявил; любую продукцию, производи­мую непосредственным товаропроизводителем, он приобре­тать не будет).

Посредники востребованы в экономике в силу своей способности снижать трансакционные издержки: часть такой экономии они присваивают для покрытия собственных затрат и получения прибыли, а остальное составляет выигрыш клиентов.

 

2.2. Посредничество в сфере научных исследований.

 

Основными причинами невосприимчивости российской экономики к высоким технологиям считаются отсутствие средств у предприятий, дорогие кредиты и высокие риски, препятствующие получению кредитов. Такая аргументация не учитывает влияния всей совокупности институциональных ограничений инновационного рынка, механизмы участия науки в процессе производства и реализации инноваций.

Термин «посредник» в сознании многих настолько прочно связан с негативными экономическими взаимодействиями, что зачастую это представление ставит барьеры на пути продвижения научных разработок на рынок. Между тем инновационная инфраструктура включает в свой состав не только производственно-технологические (технопарки, бизнес-инкубаторы, ИТЦ), информационные и финансовые структуры (специальные фонды, ориентированные на поддержку инноваций, или венчурное финансирование), системы сертификации, но и «посредников», занимающихся собственно продвижением разработок на рынок. К ним относятся организации, занимающиеся патентованием, лицензированием, коммерциализацией интеллектуальной собственности, консалтингом, маркетингом инноваций.

 

 

 

 

2.2.1. Российский опыт.

 

В России посреднические фирмы и организации в области интеллектуальной собственности и трансфера технологий работают по иной схеме. Они предпочитают предоставлять только консалтинговые услуги и не берут на себя расходы и ответственность по управлению интеллектуальной собственностью. Такая направленность деятельности посреднических фирм, помимо высоких рисков вложений и отсутствия у посредников средств на оплату экспертизы и патентования, возможно, связана с неприятием передачи прав интеллектуальной собственности посреднику, а также с квалификацией и опытом специалистов, работающих в данной области бизнеса.

Одна из наиболее известных и давно работающих в области передачи технологий российских фирм — Патентно-лицензионная фирма «Транстехнология» (Москва) — ориентирована на предоставление юридических услуг в области охраны интеллектуальной собственности, от патентного поиска и составления лицензионных соглашений и договоров о научно-техническом и производственном сотрудничестве до правовой помощи в случае нарушения прав патентообладателя и недобросовестной конкуренции. «Транстехнология» оказывает консультации и по вопросам коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности, но не отвечает за конечный результат трансфера технологии.

На пути разработки от идеи до контракта разработчики могут получать различные консультации и юридические услуги, но выбор стратегии управления интеллектуальной собственностью осуществляет разработчик. Если же дело все-таки доходит до продажи лицензии на использование изобретений и ноу-хау для производства и сбыта продукции, и владелец технологии поручает фирме провести переговоры с покупателем и подписать лицензионный договор, то консалтинговая фирма получает за эти услуги 10—15% от суммы лицензионных платежей (причем поступают они от покупателя на банковский счет фирмы).

Аналогично предоставлением услуг по оформлению и реализации патентов и других прав интеллектуальной собственности занимаются и другие российские посреднические компании. В Москве это, например, АО «Лицензинторг», ЗАО «Техноконсалт», «TETRA Consult Ltd.», «Интергруппа экспертов и консультантов», в Санкт-Петербурге — АО «Трансфер», в Нижнем Новгороде — ЗАО «Нижегородское агентство наукоемких технологий». Каждая компания имеет свою специфику. Сфера деятельности некоторых — не только оформление прав интеллектуальной собственности и их реализация, но и продвижение инновационного продукта, инвестиционного проекта, повышение объема продаж фирмы-клиента. Схема взаимодействия с заказчиком та же: оплата услуг по консалтингу. Интерес представляет схема кредитования в виде работы экспертов. В этом случае оплата услуг может осуществляться из привлеченных инвестиций.

Ряд компаний, например АО «Трансфер», «Интергруппа экспертов и консультантов», возникли «при вузах»: либо при их учредительстве, либо учредительстве преподавателей и выпускников. Однако, в отличие от западной практики (Оксфорда), эти компании не ориентированы на продвижение «своих» разработок и работу в интересах данных вузов. Влияние вузов проявляется в том, что в деятельности этих компаний-посредников довольно большое место занимает обучение: тренинги, семинары по вопросам интеллектуальной собственности и трансфера технологий, некоторые привлекают к работе студентов, как, например, ЗАО «Нижегородское агентство наукоемких технологий».

В России есть фирмы, ведущие свою деятельность в интересах отрасли, например, ЗАО «Центр передачи технологий» (ЦПТ) — одна из первых российских компаний, работающих в сфере коммерциализации интеллектуальной собственности и технологий, созданных на предприятиях авиационной, ракетно-космической и атомной промышленности, связи и телекоммуникаций. Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) рассматривает ЦПТ в качестве отраслевого центра по патентно-лицензионной работе и коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Научно-технический совет Росавиакосмоса имеет специальную секцию «Правовая охрана и введение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности».

 

 

2.2.2. Современные тенденции посредничества в сфере научных исследований.

 

Минувшая кризисная ситуация показала сильную зависимость России от мировых цен на нефть и уязвимость сырьевого рынка в целом, что как одна из причин привела к спаду всей экономики. В следствии этого возникла необходимость в совершенствовании всех секторов экономики, в том числе и научно-технологического.

В ряде регионов проводятся региональные и федеральные проекты, различные форумы.

К примеру, 16 декабря 2009 года в павильоне №75 Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) г.Москва в рамках празднования 80-летия со дня своего основания, Московский авиационный институт проводит межотраслевой молодежный научно-технический форум «Достижения молодых научных и инженерных кадров для авиации и космонавтики». Целью межотраслевого молодежного форума является повышение престижа инженерной и научной профессии, научное общение и обмен опытом талантливой молодежи по актуальным проблемам науки, техники и технологии в авиационных и космических отраслях промышленности.

На территории Мурманской области можно выделить ежегодно проводимый конкурс молодёжных бизнес-проектов "КПД". Конкурс проводится администрацией города Мурманска при участии: ЗАО «Северо-Западный Консалтинг», ОАО «Гостиница «Полярные зори», оператора международных проектов «SIVA-TECH», ООО «Арктик Медиа Холдинг».

Целями конкурса, являются активизация и развитие инновационного потенциала молодежи города Мурманска в экономической и предпринимательской деятельности.

Но самым значимым проектом федерального значения является строительство научно-технологического комплекса «Сколково» на территории Московской области.

Кремниевая долина в Сколкове — планируемый к созданию близ Москвы ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. Ожидается, что комплекс будет построен на территории городского поселения Новоивановское и городского поселения Одинцово, вблизи деревни Сколково, в восточной части Одинцовского района Московской области, в 2 км к западу от МКАД на Сколковском шоссе.

Это новый город, в котором будут обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: космос и телекоммуникации, медицинская техника и фармацевтика, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии.

Цель Сколково - создание благоприятной среды для концентрации интеллектуального капитала, способного генерировать инновации. Сколково – это синтез российских научных достижений и технических инноваций. 

Задачи

Новый центр должен стать прообразом города будущего, который должен стать крупнейшим испытательным полигоном новой экономической политики.

Центр должен одновременно заниматься исследованиями по всем пяти приоритетным направлениям модернизации — это энергетика, информационные технологии, телекоммуникации, биомедицинские технологии, ядерные технологии.

В «новом городе», где должен разместиться крупнейший центр по разработке и коммерциализации новых технологий, будут филиалы и лаборатории ведущих университетов и компаний России и других стран.

На площади 370 гектаров будут проводиться академические исследования, обучение аспирантов, инновационные компании, высокотехнологичное производство, жильё, театр, среда для неформального общения.

На площади 380 га будет жить и работать около 40 тысяч человек.

 

Направления деятельности Кремниевой долины.

Энергоэффективность и ресурсосбережение

Проекты данного направления нацелены на сокращение энергоемкости ВВП России на 40% к 2020 году за счет мер по стимулированию энергосбережения, повышению эффективности использования энергоресурсов и устранению пробелов в нормативно-правовом регулировании. Наибольший потенциал энергосбережения сосредоточен в бюджетном секторе и в ЖКХ. Поэтому в сфере потребления энергии инициированы проекты в следующих тематических областях:

«Считай, экономь и плати» - формирование и стимулирование бережливой модели потребления энергоресурсов, координация установки и производства приборов учета, разработка комплексной программы по установке, производству и эксплуатации приборов учета, отвечающих современным требованиям по классу точности, возможностям регулирования энергопотребления, системам передачи и анализа данных об энергопотреблении.

«Новый свет» - поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства, включая развитие национального производства энергоэффективных заменителей, техническое регулирование поставляемой на рынок продукции, сопровождение передовых технологий.

«Энергоэффективный квартал» - реализация в нескольких городах комплексных программ повышения энергоэффективности жилого квартала.

«Энергоэффективный социальный сектор» - реализация на примере школ и поликлиник масштабируемых программ повышения энергоэффективности и энергосбережения.

В сфере переработки первичных энергоресурсов начата реализация проекта «Малая комплексная энергетика» - повышение эффективности тепло и электроснабжения потребителей в регионах России за счет производства и внедрения энергоэффективного оборудования для локальной энергетики. Целью проекта является снижение потребления в энергетике невозобновляемого органического топлива, стабилизация или снижение тарифов для населения, повышение надежности энергоснабжения и преодоление энергодефицита в регионах.

Проект «Инновационная энергетика» призван стимулировать инновационные решения в сфере энергетики, используя механизм проведения национального конкурса по энергоэффективности. Проведение национального конкурса по энергоэффективности на федеральном и региональном уровнях, в котором принимают участие субъекты Российской Федерации, муниципалитеты, бюджетные учреждения, предпринимательские структуры и некоммерческие организации.

 

Компьютерные технологии и программы

Проекты данного направления нацелены, как на развитие среды высокопроизводительных прикладных вычислений, так и на повышение эффективности и качества информационного обслуживания, развитие современной информационной инфраструктуры социальной и производственной сферы.

Проекты данного направления структурированы по шести тематическим областям:

«Развитие суперкомпьютеров и ГРИД-технологий» - планируется построить в Российской Федерации среду высокопроизводительных прикладных вычислений на основе создаваемого базового ряда суперЭВМ; развития, так называемых, ГРИД-технологий, которые формируют компьютерную инфраструктуру, в том числе в интересах федеральных ядерных центров, а также разрабатываемых технологий проектирования и имитационного моделирования для суперЭВМ на основе базового программного обеспечения. Внедрение современных суперкомпьютерных технологий имитационного моделирования позволит существенно сократить сроки проектирования, повысить эксплуатационные и ресурсные характеристики, экономичность и надежность сложных технических систем: ядерных энергетических установок, летательных аппаратов и др.

«Электронное правительство» - планируется интенсифицировать поэтапный переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде и внедрение дистанционных безбумажных форм взаимодействия граждан и юридических лиц с органами власти; создать на базе отработанных в рамках пилотных проектов технологий комплексные региональные системы электронного документооборота и информационного взаимодействия ведомств, позволяющие их масштабировать на территории всей страны, а также завершить к 1 июля 2010 года полный переход на проведение аукционов в рамках размещения государственного заказа в электронном виде.

«ИКТ-услуги в области развития образования и социального развития личности» - намечено создать принципиально новые электронные образовательные Интернет-ресурсы, включая культурно-познавательные сервисы, направленные на повышение доступности, эффективности и качества общего и профессионального образования (e-learning), в том числе для лиц с ограниченными возможностями, соотечественников за рубежом и лиц, проживающих в отдаленных регионах. Планируется также обеспечить подготовку и переподготовку ИТ-специалистов на базе центров образования и разработок в сфере информационных технологий, включая поиск, подготовку, мониторинг и управляемое трудоустройство одаренных школьников и студентов.

«ИКТ-услуги в области медицины, здравоохранения и социального обеспечения» - создаваемые автоматизированные системы должны обеспечить качественное оказание государством социальных услуг, прежде всего слабозащищенным категориям граждан. В частности, планируется обеспечить персональный мониторинг здоровья для повышение качества и продолжительности жизни за счет применения информационных технологий для оперативного и всеобъемлющего анализа данных о состоянии здоровья каждого конкретного человека; внедрить медицинские информационно-справочные системы для унификация процесса принятия решений медицинскими работниками при постановке диагноза, выборе методики лечения и назначении лекарственных препаратов; обеспечить электронный учет оказания медицинских услуг и ведение медицинской карты пациента в электронном виде, а также реализовать автоматизацию информационных потоков при получении социальных услуг гражданами Российской Федерации, включая внедрение социальной карты.

«ИКТ-услуги в области безопасности жизнедеятельности» – создаваемые системы распознавания речи, комбинированной обработки речевых сигналов, повышения разборчивости речи, синтеза и голосовой биометрии, а также видеонаблюдения, автоматического обнаружения и распознавания целей и тревожных ситуаций в режиме реального времени должны повысить надёжность распознавания и идентификации личности в сложных условиях, в результате чего будет достигнуто существенное сокращение времени проведения специальных мероприятий.

«Суперкомпьютерное образование» – планируется создание национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения на базе Суперкомпьютерного консорциума университетов России. В течение 2010-2012 гг на базе обновленных образовательных стандартов будет подготовлено не менее 500 высококвалифицированных специалистов в области суперкомпьютерных технологий и их приложений. Планируется, что в результате выполнения проекта не менее 25 российских университетов включатся в систему суперкомпьютерного образования.

«Создание Типового Проекта оптимизированного и информатизированного энергоблока технологии ВВЭР (ВВЭР-ТОИ)» - создание в 2012 году проекта современной атомной электростанции с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах, адаптированного не только под российский, но и под европейский и американский рынки.

«Новая технологическая платформа: замкнутый ядерный топливный цикл и реакторы на быстрых нейтронах» – формирование не позднее, чем к 2030 году, принципиально новой технологической базы атомной энергетики с реакторными установками на быстрых нейтронах, в развитии технологий которых Россия является безусловным мировым лидером.

«Управляемый термоядерный синтез» – практическое освоение к середине нынешнего столетия технологий управляемого термоядерного синтеза как основы энергетики, полностью независимой от источников ископаемого топлива.

 

Наукоград Жуковский.

 

Сегодня Жуковский — центр российской авиационной науки. Здесь расположены:

* Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) им. проф. Н. Е. Жуковского — крупнейший государственный научный авиационный центр России, один из крупнейших мировых научных центров в аэрокосмической области. Имеет собственные разработки в области нанотехнологий.

    * Лётно-исследовательский институт им. Громова — научный центр по исследованиям и испытаниям авиационной техники. На территории ЛИИ расположены лётные базы ведущих авиационных конструкторских бюро — Сухого, Ильюшина, Туполева и др. В течение ближайших нескольких лет планируется формирование на территории ЛИИ штаб-квартиры Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК)

    * НИИ приборостроения им. В. В. Тихомирова — научно-исследовательский институт по разработке мобильных зенитных ракетных комплексов среднего действия и систем управления вооружением самолетов,

    * Московский научно-исследовательский институт «Агат» — институт по разработке радиолокационных головок самонаведения (РГС) для ракет,

    * Научно-исследовательский институт авиационного оборудования,

    * Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева,

    * Центр научно-технических услуг «Динамика» — лидер в области отечественного авиационного тренажеростроения.

 

Также в городе расположены:

 

    * Жуковский машиностроительный завод - производство авиационной спецтехники (электроагрегаты, заправщики, газозарядные станции, установки воздушного запуска), бытовых отопительных и водонагревательных аппаратов, жестяных евробанкок

    * Жуковский деревообрабатывающий завод - производство пиломатериалов, оконных и дверных блоков, клееных изделий и оборудования для детских площадок

    * Российская стекольная компания - переработка стекла для использования в строительстве, производстве мебели, бытовой техники, производство стеклопакетов

    * ЗАО "Алютек" - производство конструкция из алюминиевого профиля

    * ООО "Завод минеральных вод "БЕРЕГИНЯ"

    * Завод монтажных заготовок.

Пищевая промышленность представлена заводами компаний «Инко», Nestle, «Жуковский хлеб».

Среди предприятий торговли города — торговый центр «Навигатор», торговый центр «Океан», вошедший в тройку лучших торговых центров России в 2006 г, ТЦ на ул. Лацкова, представительства российских и европейских сетевых брендов.

Функционирует Жуковская Торгово-промышленная палата — негосударственная, некоммерческая, общественная организация, объединяющая предприятия и предпринимателей различных форм собственности на территории города Жуковского и Раменского района Московской области.

В центре города. Здание Мэрии, ЦАГИ

Важное значение в городе придаётся реализации национального проекта «Образование» — модернизируется классное и школьное оборудование, лучшие преподаватели получают заслуженную поддержку от государства и Правительства Московской области.

Факультет аэромеханики и летательной техники МФТИ, факультет «Стрела» МАИ, Жуковский авиационный техникум готовят молодых учёных, инженеров и техников по авиационным специальностям. Муниципальный институт МИЖ и Международный институт менеджмента «ЛИНК» готовят высококлассных специалистов для различных отраслей народного хозяйства.

 

Технополис «Химград».

 

Для отраслевых российских и зарубежных компаний в Технополисе «Химград» создана вся необходимая инфраструктура в шаговой доступности, которая в максимально короткие сроки и с наименьшими финансовыми затратами позволяет запустить вновь созданное производство или уделить внимание развитию уже работающего производства.

Месторасположение компании, особенно в условиях конкурентного рынка, может играть едва ли не ключевую роль. Оно определяет и наличие благоприятных экономических и политических условий для работы, развитой инженерной и социальной инфраструктуры, продуманной логистики, квалифицированного кадрового фонда. Наиболее оптимальное сочетание всех этих факторов для старта и развития малого и среднего бизнеса можно найти в Технополисе «Химград». Сегодня это одна из крупнейших в Республике Татарстан инновационных площадок для размещения высокотехнологичных производств в химической промышленности, нефтепромысловой химии, переработке полимеров, наноиндустрии и энергосбережении.

Для отраслевых российских и зарубежных компаний в Технополисе «Химград» создана вся необходимая инфраструктура в шаговой доступности, которая в максимально короткие сроки и с наименьшими финансовыми затратами позволяет запустить вновь созданное производство или уделить внимание развитию уже работающего производства. В настоящее время на территории Технополиса располагаются свыше 250 малых предприятий. «Химград» представляет собой индустриальный парк площадью 131 га, призванный создать оптимальные условия для развития малого и среднего инновационного бизнеса, обеспечить ускоренное развитие высокотехнологичных предприятий, обеспечить в республике дополнительный передел полимерной продукции и создание добавленной стоимости, внести вклад в развитие нефтехимического кластера Татарстана, способствовать развитию тесного взаимодействия с участниками инновационного и рынка инвесторов: НИИ, вузами внедренческими компаниями, венчурными институтами, бизнес-ангелами и банками.

Технополис находится в непосредственной близости к ключевым поставщикам сырья: ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Химический завод им. Л.Я.Карпова», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», ОАО «Нижнекамскнефтехим».

В настоящее время в Технополисе «Химграде» ведется серийное производство полимерных изделий (труб, фитингов, пленок, битумов, упаковочных материалов), компонентов для авто и нефтепромысловой химии, светопрозрачных конструкций из ПВХ, энергосберегающих и нанотехнологий, лабораторного оборудования, лекарственных средств и медицинского оборудования, осуществляется переработка полимеров (рециклинг), сертификация химических веществ, а также ведутся лабораторные исследования. В рамках реализации концепции Технополиса, здесь предполагается также строительство Парка высоких технологий, включающего Центр высоких технологий, Парк пилотных установок, Корпоративный университет, специализирующихся в области приоритетных направлений (биомедицина, энергосбережение, нанотехнологии).

На площадке работают предприятия, реализующие производственные программы по модернизации выпускаемой продукции и разработке импортозамещающих технологий: ЗАО «Данафлекс», ООО «НПП «Тасма», ООО «Фосфорос», ООО «ПластКомпозит материалс», ОАО «КЗХР», ООО «Катион», ООО «ТЭПС», ООО «Футура Продакшн», ООО «АФК-Казань», ООО «ТеррИнко +» и др.

В активах компаний-резидентов более 100 разработанных продуктов, более 60 патентов и товарных знаков, свыше 20 ноу-хау. Продукция соответствует международным стандартам системы менеджмента качества.

На площадке осуществляется производство продуктов собственных марок - ООО «ТЭПС» (термопластичный модификатор для битумов «ТПМ»), ГК Миррико (ингибиторы серии «Скимол», «Дескам», деэмульгаторы серии «Деклив», «Пента»), ООО «Ксенос» (авто и нефтехимия - ВНИИНП-200, Реагент РТ-1 и РТ1-У, Реагент «Глейд»), ЗАО «НИЦ «Инкомсистем» (измерительно-вычислительный комплекс «АБАК», предназначенный для учета попутного нефтяного газа).

Запускает в этом году свое производство инициатор первого в Татарстане проекта по внедрению нанотехнологий в производство гибкой упаковки, одобренного ГК «Роснано», один из крупнейших в России производителей гибкой полимерной упаковки -ЗАО «Данафлекс».

Продукцию и услуги резидентов Технополиса потребляют крупнейшие компании России и стран СНГ как ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», ТНК-ВР, ОАО «Татнефть», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Газпром нефть», ЗАО «Эссен Продакшн АГ», ОАО «Нестле Россия», ОАО «АККОНД», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Кировский шинный завод», «Омскшина», ОАО «Саранский з-д «Резинотехника», ЗАО «Кварт» г. Казань, ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и др. Кроме того, 10 % производимой на площадке продукции экспортируется в страны СНГ.

Технополис «Химград», являясь членом НП «Гильдия Управляющих и Девелоперов», Российского Союза Химиков, Торгово-промышленных палат Республики Татарстан и Российской Федерации, инициирует контакты резидентов с международными компаниями, заинтересованными в сотрудничестве и реализации совместных проектов как на территории республики и России, так и за рубежом. Основными мероприятиями по поддержке резидентов на международном рынке являются совместное участие в международных выставках, форумах и конференциях. В период с 2007 по 2010 гг. Технополис принял участие в 30 выставках и форумах, где поделился своим успешным опытом и презентовал продукцию резидентов, многие из которых, к слову сказать, являются лауреатами и победителями Всероссийских и международных конкурсов.

Технополис — одна из форм свободных экономических зон, созданная на базе интеграции высокотехнологичного производства, науки и образования. Расположенный в Казани бизнес-инкубатор Технополис «Химград» — это современный индустриальный комплекс, проект которого был разработан в 2006 году в рамках Федеральной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

Технополис «Химград» представляет собой элемент инфраструктуры поддержки компаний малого и среднего бизнеса, работающих в области химии и переработки полимерной продукции. Основной целью создаваемой здесь инновационной инфраструктуры является оказание резидентам полного комплекса услуг по всей цепочке создания добавленной стоимости от стадии НИОКР до определения логистических потоков готовой продукции.

Главной структурной составляющей Технополиса является индустриальный парк, предназначенный для размещения химических производств. Здесь проводятся работы по реконструкции существующих и строительству новых объектов инженерной инфраструктуры.

Помимо индустриального парка, в составе Технополиса развиваются Технопарк в сфере высоких технологий, логистический терминал, сырьевая биржа, объекты социально-бытовой инфраструктуры.

Кроме того, в числе услуг Технополиса как своего рода бизнес-инкубатора следующие: аренда производственных площадей, лизинг необходимого оборудования, продажа производственных площадей, а также развитая инфраструктура, услуги по логистике, подготовке кадров, налоговые льготы, обеспечение безопасности и многое другое.

Технополис, созданный по моделям российских и зарубежных бизнес-парков и индустриальных парков, ориентирован на привлечение самых передовых технологий и производств по принципу бизнес-инкубатора. Как и в старейшем, к примеру, индустриальном парке Германии «Infraserv Hoechst», в Технополисе «Химград» приоритетными являются направления нано- и биотехнологий, технологий сверхкритической экстракции, разработка и производство новых композиционных материалов.

Когда Технополис «Химград» выйдет на проектную мощность, ожидаемый объем продукции составит 16 млрд. руб. в год, число компаний-резидентов — 200, а общее количество рабочих мест — 10 000. Расчетный срок окупаемости Технополиса — 6–7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экономическая модель посредничества

 


 

3.1. Обоснование экономической модели посредничества

 

Потребитель (Заказчик) ставит конкретные задачи ученым или организациям, занимающимся наукоемкими разработками на требуемую, разработку и финансирует проект. В софинансировании также могут участвовать НИИ,  РАН, научный фонд или само государство. Но при государственном или муниципальном заказе в роли Потребителя соответственно участвует государство или органы местного самоуправления.

Идея рождается в НИИ, там же проводятся ис­следования и демонстрируется принцип работы. Затем создается лабораторный образец, на него требуются более крупные деньги. На этом этапе поддержку оказывают либо региональные фонды, либо Фонд Бортника, либо Министерство промыш­ленности и науки. И, наконец, выпускается опытно-промыш­ленный образец. Здесь требуется поддержка Российского фонда технологического развития (РФТР), либо берутся кредиты в банке, либо используются оборотные средства предприятия.

Фирма-посредник 1, в роли которой может выступать сам НИИ либо сторонняя организация, занимается созданием коммерческого продукта, то есть рассчитывает размер себестоимости разработки, отбирает Производителей, у которых есть технология для серийного производства разработки. Посредник 1 также занимается продвижением по всем правилам маркетинга и другими видами деятельности, требуемыми для увеличения заинтересованности Производителя в серийном производстве. После завершения всех процедур опытно-промышленный образец запускается в производство с привлечением крупных инвестиций.

Фирма-посредник 2 занимается продвижением изделий Потребителю. В роли Потребителя может участвовать как сама организация-заказчик, так и национальный или мировой рынок.

 

3.2 Экономическая модель посредничества в трех аспектах.

 

1)Технологический.

Технология — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

При этом:

— под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);

— под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;

— под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и пр. рисков.

Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают виды инновационных технологий:

    * внедрение;

    * тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий);

    * консалтинг;

    * трансферт;

    * инжиниринг.

Внедрение — распространение нововведений; достижение практического использования прогрессивных идей, изобретений, результатов научных исследований (инноваций). Внедрение инноваций требует перестройки сложившегося производства, переподготовки работников, капитальных затрат и одновременно связано с риском не получить необходимый результат и потерпеть убытки.

Определение и наличие благоприятных экономических и политических условий для работы, развитой инженерной и социальной инфраструктуры, продуманной логистики, квалифицированного кадрового фонда.

Например, для отраслевых российских и зарубежных компаний в Технополисе «Химград» создана вся необходимая инфраструктура в шаговой доступности, которая в максимально короткие сроки и с наименьшими финансовыми затратами позволяет запустить вновь созданное производство или уделить внимание развитию уже работающего производства. Также, научно-технологический комплекс Сколково должен обеспечить особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: космос и телекоммуникации, медицинская техника и фармацевтика, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии.

 

2)Стратегический.

Стратегия - это иерархия целей, последовательное достижение которых, начиная с нижних уровней, приводит к достижению цели самого верхнего уровня. Быть стратегом - значит уметь выстроить такую иерархию, которая с минимальными затратами ресурсов (время, силы, деньги и пр.) приведет к достижению цели (или целей) верхнего уровня.

Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии.

             Например, продукцию и услуги резидентов Технополиса потребляют крупнейшие компании России и стран СНГ как ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», ТНК-ВР, ОАО «Татнефть», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Газпром нефть», ЗАО «Эссен Продакшн АГ», ОАО «Нестле Россия», ОАО «АККОНД», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Кировский шинный завод», «Омскшина», ОАО «Саранский з-д «Резинотехника», ЗАО «Кварт» г. Казань, ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и др. Кроме того, 10 % производимой на площадке продукции экспортируется в страны СНГ. Когда Технополис «Химград» выйдет на проектную мощность, ожидаемый объем продукции составит 16 млрд. руб. в год, число компаний-резидентов — 200, а общее количество рабочих мест — 10 000. Расчетный срок окупаемости Технополиса — 6–7 лет.

Также стратегический аспект в научно-техническом комплексе Сколково очевиден. На очереди задачи коммерческого использования космоса в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей гражданского общества. Проекты данного направления нацелены, прежде всего, на повышение эффективности и качества информационного обслуживания населения, развитие современной информационной инфраструктуры всех отраслей экономики страны.

 

3) Контрактный

Контрактпроизводный финансовый инструмент, по которому одна сторона (продавец) обязуется в определенный договором срок передать товар (базовый актив) другой стороне (покупателю) или исполнить альтернативное денежное обязательство, а покупатель обязуется принять и оплатить этот базовый актив, и (или) по условиям которого у сторон возникают встречные денежные обязательства в размере, зависящем от значения показателя базового актива на момент исполнения обязательств, в порядке и в течение срока или в срок, установленный договором.

Технополис «Химград», являясь членом НП «Гильдия Управляющих и Девелоперов», Российского Союза Химиков, Торгово-промышленных палат Республики Татарстан и Российской Федерации, инициирует контакты резидентов с международными компаниями, заинтересованными в сотрудничестве и реализации совместных проектов как на территории республики и России, так и за рубежом. Основными мероприятиями по поддержке резидентов на международном рынке являются совместное участие в международных выставках, форумах и конференциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате рассмотрения представленной темы мы пришли к выводам:

Наука занимает исключительно важное место в обеспечении экономической и технологической безопасности страны. Например, улучшая экологические условия жизнедеятельности людей, наука способствует сохранению их здоровья, и тем самым — демографической ситуации в стране.

Высокая экономическая эффективность продажи наукоемкой продукции на внутреннем и внешнем рынках ставит в исключительно благоприятные финансовые условия страны, специализирующиеся на производстве и экспорте наукоемкой продукции.

К посредникам относятся организации, занимающиеся патентованием, лицензированием, коммерциализацией интеллектуальной собственности, консалтингом, маркетингом инноваций, то есть занимающиеся собственно продвижением разработок на рынок.

Потребности в консультациях по вопросам маркетинга и продвижения продукции, привлечения инвестиции, поиска партнеров и субподрядчиков жизненно необходимы, но эти услуги либо слишком дороги, либо низкого качества, либо отсутствуют на национальном и местном рынках. Следовательно, устранив эти негативные факторы и создав благоприятные условия для функционирования и развития наукоемких производств, государство сможет повысить свои экономические и технологические показатели на мировой арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1) Гранберг А.Г. Испытание временем. // "ЭКО", 2005г., № 10. – с.2-16.

2) Бердашкевич А.П. Бюджет образования и науки в 2006 г. // "ЭКО", 2005г., № 11. – с.15-30

3) Валиева О.В. Наука и бизнес: стратегический альянс. // "ЭКО", 2007г., № 8. – с.41-60

4) Бердашкевич А.П., Булаев Н.И. Бюджетная поддержка российской науки в 2006—2010 годах. // "ЭКО", 2007г., № 12. – с.85-102

5) Елизарова Е.Ю. Технопарк в сфере высоких технологий. // "ЭКО", 2008г., № 5. – с.86-109

6) Вальтух К.К. Без науки - спад и деградация. // "ЭКО", 2008г., № 6. – с.25-36

7) Бердашкевич А.П. Разгосударствление научных учреждений. // "ЭКО", 2004г., № 12. – с.2-11

8) Карачаровский В.В. Развитие малого высокотехнологичного бизнеса в России. // "ЭКО", 2004г., № 9. – с.68-79

9) Алексеенко С.В. Наука и жизнь. // "ЭКО", 2004г., № 8. – с.92-96

10) Охотников В.Б. Науку заказывали? // "ЭКО", 2004г., № 8. – с.96-99

11) Бекетов Н.В. Наука в России и в мире. // "ЭКО", 2003г., № 11. – с.12-21

12) Бакаева В.В., Бакаев А.С. Торговые агенты: структура и характеристики сообщества. // "ЭКО", 2002г., № 12.

13) Аблажей А.М. Бизнес и наука: опыт взаимодействия. // "ЭКО", 1999г., № 8. – с.12-21

14) Юрий Нешитов. Проблемы и опыт. // Инновации, 2003г., № 5.

            15) http://ru.wikipedia.org

            16) http://www.himgrad.ru

            17)http://www.siliconvalleyskolkovo.ru

 

 

24

 


[1] Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. акад. РАЕН |В. А. Шульги:] — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. — 592 с.

[2] Валиева О.В. Наука и бизнес: стратегический альянс. // "ЭКО", 2007г., № 8. – с.41-60

[3] Бекетов Н.В. Наука в России и в мире. // "ЭКО", 2003г., № 11. – с.12-21

[4] Юрий Нешитов. Проблемы и опыт. // Инновации, 2003г., № 5. – с.96-99

[5] Бекетов Н.В. Наука в России и в мире. // "ЭКО", 2003г., № 11. – с.12-21

[6] Щетинин О., Шестоперов О. Посредники между частным сектором и государством: содействие бизнесу или соучастие в коррупции? // Российский экономический журнал, 2008г., № 3. – с.106-123

[7] http://economy.polbu.ru/posrednik.htm

Информация о работе Экономика посредничества в сфере науки