Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:48, реферат
Как бы это ни звучало парадоксально – для отдельных категорий граждан – но рост экономики, развитие рынков и производства напрямую зависят от научно-технического прогресса. Есть НТП в наличии – развивается экономика, появляются новые производства, все более наукоемкие, нет НТП – стагнация в производстве, застой в общественном развитии и так далее. Определенные симптомы всех этих проблем в наличии в Казахстане. В частности, отсутствие наукоемких, а, стало быть, высокоприбыльных производств, приводит к тому, что Казахстан пока что вынужден закупать необходимое, скажем, тонкое медицинское оборудование со стороны, а не производить его внутри страны. С прицелом вывода данной продукции на мировые рынки.
Наука
– двигатель экономики?
Взгляд на НТП в
Казахстане
С чем связаны рост и развитие экономики? Причем не просто связаны, но находятся в прямой зависимости?
Как бы это ни звучало парадоксально – для отдельных категорий граждан – но рост экономики, развитие рынков и производства напрямую зависят от научно-технического прогресса. Есть НТП в наличии – развивается экономика, появляются новые производства, все более наукоемкие, нет НТП – стагнация в производстве, застой в общественном развитии и так далее. Определенные симптомы всех этих проблем в наличии в Казахстане. В частности, отсутствие наукоемких, а, стало быть, высокоприбыльных производств, приводит к тому, что Казахстан пока что вынужден закупать необходимое, скажем, тонкое медицинское оборудование со стороны, а не производить его внутри страны. С прицелом вывода данной продукции на мировые рынки.
Чтобы не быть голословными, вспомним историю становления советской державы. Основным двигателем развития СССР с конца тридцатых годов и до брежневского застоя была наука, научные и технические разработки, причем самостоятельные, а не скопированные на Западе, в тех же США. Хотя, безусловно, переем опыта имел место быть – в автомобилестроении, например. После Второй мировой, конечно, всякие контакты с Западом постепенно сошли на нет (особенно после подтвердившихся догадок относительно истинных причин гитлеровского нападения на Союз, фактов существования тесных контактов американской и немецкой элит накануне войны и т.п.), потому и о заимствованиях говорить вообще не приходится: советское ученое сообщество двигалось самостоятельно.
Но вернемся к предвоенному Советскому Союзу, переживавшему фазу активной индустриализации. Впереди строительных бригад, возводящих линии электропередач, дамбы для гидроэлектростанций, пробивающих каналы сквозь непроходимые горы, двигались ученые – геологи, физики, инженеры-механики. Именно они планировали развитие страны, ее оснащение современными (на тот момент) технологическими достижениями. Электрификация, план ГОЭЛРО, разработка рудников, перерабатывающих производств – все это, прежде всего, научные разработки, и только потом – административно-хозяйственная организация процессов.
Короче говоря, подход к развитию Советского Союза был чисто научным, отсюда и реплики в адрес Сталина: «Взял страну с сохой, а оставил с ядерной бомбой». Без научно-технического прогресса подобный скачок в развитии державы был бы попросту невозможен.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев о необходимости развития науки заговорил несколько лет назад. Сегодня, согласно его идеям, развитие науки движется в соответствии с Государственной программой, действие которой рассчитано на 2007-2015 годы. При этом одной лишь этой программой государственный подход к научному развитию страны не ограничился. В результате образовавшийся было разрыв в преемственности научных достижений и разработок, от казахстанской науки времен Союза к современному ученому сообществу страны, начал восполняться.
В настоящий момент основные проблемы, которые мешают развитию в Казахстане научной мысли, хорошо известны. Эти проблемы типичны для стран СНГ. Первая и самая главная – несовершенство самой системы управления наукой, далее идут: тенденция старения научных кадров (сегодня средний возраст казахстанского научного сотрудника – 55 лет), подготовка специалистов научно-технической сферы, низкий спрос со стороны реального сектора экономики на результаты научных исследований, слабое развитие государственно-частного партнерства.
И еще одна проблема – это уровень финансирования науки государством. Мировой опыт показывает, что результативность науки напрямую связана с уровнем финансирования. Так, например, наибольшее количество нобелевских лауреатов в США – стране с традиционно высоким уровнем финансирования науки (2,84% от ВВП). Доля внутренних затрат на исследования и разработки в странах с развитой экономикой составляет в общем объеме ВВП: в Израиле – 4,5%, Швеции – 3,8%, Финляндии – 3,5%, Японии – 3,0%, Швейцарии – 2,7%, США – 2,8%, Германии – 2,4%.
В странах СНГ этот показатель значительно ниже: в России – 1,5%, Украине – 1,3%, Беларуси – 0,7%, Молдове – 0,4%, Армении – 0,3%, Казахстане – 0,24%, в том числе бюджетное финансирование – 0,11%.
Эти проблемы были учтены Н.Назарбаевым, и в прошлом году его поручения относительно научно развития страны были откорректированы. Глава государства поставил перед научной сферой принципиально новые задачи: создание новой системы управления отечественной наукой, позволяющей оптимизировать «функции всех ключевых участников научной системы», исключив при этом излишние бюрократические звенья; повышение роли ученого и научного сообщества в решении вопросов развития науки; актуальность и качество научных исследований; прозрачность, объективность и результативность научной системы, развитие университетской науки, создание Фонда образования Н.Назарбаева, который будет финансировать исследования по прорывным направлениям науки, привлечение частного сектора к финансированию научной сферы.
В
связи с этим в рамках реформирования
системы науки
создание национальных научных советов из числа ведущих зарубежных и отечественных ученых по направлениям наук, с целью обеспечения независимости в процедуре отбора научных проектов (программ), принятия решения их финансирования;
создание национальных центров государственной научно-технической экспертизы с привлечением ведущих экспертов, в том числе зарубежных, для проведения объективной и компетентной государственной научно-технической экспертизы;
проведение коренных изменений в системе финансирования науки из государственного бюджета, которая будет реализована в трех формах: базовое финансирование, грантовое и программно-целевое;
выведение из сферы регулирования Закона РК «О государственных закупках» всех процедур, связанных с организацией конкурсов на проведение научных исследований.
Указанные инициативы были внесены в проект закона РК «О науке».
Таким образом, изменение государственного подхода к научному развитию связано с реальным государственным взглядом на эту сферу общественной жизни и в какой-то мере перекликается с отношением к науке в первые десятилетия существования Советского Союза.
Необходимо,
чтобы важность такого подхода и
вообще важность научно-технического
развития была осознана не узкой группой
людей из власти – в их числе
и сам глава государства, собственно,
и спродуцировавший новое отношение к
науке, но и широкими общественными слоями.
Роль НДП «Нур-Отан» в этом деле трудно
переоценить – партия должна стать приводным
ремнем, двигающим науку и научные разработки
в реальную жизнь. Все данные для этого
у партии есть. Осталось достичь понимания
важности НТП для развития экономики Казахстана.
Состояние НТП в Казахстане
Казахстан в настоящее время вступил в индустриально-инновационную фазу развития экономики. Этот этап характеризуется адаптацией сферы науки к современным экономическим условиям, что должно привести к коренным изменениям в структурном, организационном, кадровом, инфраструктурном и финансовом обеспечении развития науки, регулируемым соответствующей нормативной правовой базой.
Развитие научно-технического потенциала не должно рассматриваться в качестве сопутствующего фактора, который не является характерным для традиционных секторов экономики. Сфера науки - это такой же сектор экономики, обладающий всеми особенностями, правилами и механизмами регулирования, общими для других секторов.
В условиях, когда более 80% экономики Казахстана находится в частном секторе, принципы регулирования сферы науки, унаследовавшие слабую ориентацию на требования рынка, устарели и являются несовершенными.
Неэффективный механизм привлечения частного сектора к развитию научно-технического потенциала, сравнительно невысокая активность участников в сфере НИОКР все еще остаются слабыми звеньями всей научно-технической системы в Казахстане, тогда как разработка и внедрение в производство новых технологий и наукоемкой продукции являются ключевыми факторами достижения и сохранения конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках.
Проведенный макроэкономический анализ научно-технического развития в Казахстане показал, что доля новой научной продукции в ВВП в последние годы не превышает 1,1%, активность предприятий по производству научной продукции - 2,3%. Это указывает на то, что научно-техническая деятельность еще не стала основой экономического развития страны. При этом следует отметить, что более высокая активность характерна для предприятий с иностранным участием (5%) и частной формы собственности (3,7%) при низкой активности государственных предприятий (0,6%).
Наука была исключена из процесса реформирования экономики. Она не обеспечивала последовательного создания научного «задела», крайне необходимого для активизации факторов экономического и социального прогресса и преодоления отставания Казахстана от развитых стран.
Более детальный анализ проблем позволяет выявить основные факторы, тормозящие развитие науки в Казахстане.
В
организационной структуре
Структурные
диспропорции в организации научно-
Очень низка доля проектно-конструкторских организаций: в среднем на 9 научных организаций приходится 1 проектная. Численность специалистов в этих организациях составляет около 5% от общего числа работников, выполняющих НИОКР, или 0,1% численности персонала промышленно-производственного комплекса.
Также необходимо отметить наличие негативных тенденций в подготовке научных кадров: увеличение доли защищающих диссертации соискателей, не работающих в научной сфере; недостаточная гибкость системы подготовки кадров; отсутствие мотивации работников научно-образовательной сферы к дальнейшему профессиональному росту после получения ученой степени без соразмерного материального обеспечения.
Все это привело к:
сужению масштаба публикаций и патентов отечественных ученых. Так, например, в республике в среднем на 100 ученых приходится одна научная статья, опубликованная за рубежом, на 15000 ученых получены один-два международных патента;
снижению качества экспертизы научных исследований и, как следствие, интенсивному росту числа обладателей ученых степеней;
несоответствию имеющегося научного и инновационного потенциала и потребностей производства в использовании перспективных технологий, что привело к разрыву связей между наукой и производством;
отсутствию конкуренции между научными школами и отдельными учеными;
утечке высококвалифицированных кадров в коммерческую сферу и научные организации зарубежных государств;
снижению
притока новых научно-
снижению социального статуса ученого и престижа науки;
невысокой результативности научных исследований;
разрыву преемственности.
За
последнее десятилетие
Устаревшая материально-техническая база в целом и лабораторное оборудование в частности не позволяют проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки, отвечающие спросу потребителей. Отсутствие проектных и конструкторских бюро (институтов) тормозит процесс передачи технологий в производство, что приводит к нарушению связи науки с производством.
Информация о работе Наука – двигатель экономики? Взгляд на НТП в Казахстане