Наука – двигатель экономики? Взгляд на НТП в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:48, реферат

Краткое описание

Как бы это ни звучало парадоксально – для отдельных категорий граждан – но рост экономики, развитие рынков и производства напрямую зависят от научно-технического прогресса. Есть НТП в наличии – развивается экономика, появляются новые производства, все более наукоемкие, нет НТП – стагнация в производстве, застой в общественном развитии и так далее. Определенные симптомы всех этих проблем в наличии в Казахстане. В частности, отсутствие наукоемких, а, стало быть, высокоприбыльных производств, приводит к тому, что Казахстан пока что вынужден закупать необходимое, скажем, тонкое медицинское оборудование со стороны, а не производить его внутри страны. С прицелом вывода данной продукции на мировые рынки.

Файлы: 1 файл

НТП и закон О науке в РК.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

    Качество  управления государственным сектором науки и общественная полезность частного сектора науки остаются низкими, имеет место недостаточная эффективность реализации научного потенциала в целях обеспечения конкурентоспособности Казахстана на мировом рынке.

    Таким образом, реализация стратегической задачи по вхождению Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира, обладающих развитой системой управления экономическим развитием, требует разработки и выполнения долгосрочной программы, в том числе предусматривающей конкретные пути и меры по развитию эффективной научно-технической системы.

    Финансирование  НТП регулируется Законом РК «О Науке».

    Согласно  ст. 1 Закона «О Науке» используются следующие основные понятия:

    1. наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является изучение законов природы, общества и мышления, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности в целях рационального использования природных богатств и эффективного управления обществом;

    2. государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющая основные цели, направления, принципы, формы и методы деятельности различных организаций в области науки и техники, реализации научно-технических достижений, создания новых технологий, в том числе в целях обеспечения национальной безопасности;

    Основными принципами государственной политики в области науки являются (ст. 3):

    1. выбор и стимулирование приоритетных направлений научного и научно-технического развития в соответствии с национальными интересами и долгосрочными целями социально-экономического развития страны и мобилизация ресурсов для их реализации;

    2. формирование и размещение государственных заказов по науке и технике;

    3. создание необходимых экономических  условий для развития научной,  научно-технической и инновационной  деятельности, предпринимательства  и других форм рыночной инфраструктуры  в области научной и научно-технической  деятельности;

    4. финансирование научных исследований  из государственного бюджета  на уровне, обеспечивающем реализацию  национальных приоритетов Республики  Казахстан, и содействие финансированию  научных разработок из других  источников;

    5. интеграция науки, научно-технических разработок, производства и образования;

    6. подготовка высококвалифицированных  кадров по наиболее приоритетным  направлениям науки и научно-технической  деятельности;

    7. развитие демократических форм  организации и управления наукой, в том числе обеспечение взаимодействия государственных органов, научных организаций и научной общественности в формировании и реализации научно-технической политики;

    8. учет требований экологической  безопасности;

    9. развитие международного научного  и научно-технического сотрудничества;

    10. свобода распространения научно-технической  информации и пропаганда научно-технических  достижений.

    Финансовое  обеспечение научной и научно-технической  деятельности основывается на различных  источниках финансирования (ст.26).

    Для развития фундаментальных и приоритетных прикладных исследований, сохранения и развития научного потенциала предусматривается выделение средств республиканского бюджета.

    Для целевого финансирования в виде грантов  фундаментальных, инициативных и рисковых исследований за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан создается Фонд науки.

    Положение о Фонде науки утверждается Правительством Республики Казахстан.

    Научная и научно-техническая деятельность может осуществляться за счет собственных  финансовых ресурсов субъектов научной  и научно-технической деятельности, привлеченных финансовых средств спонсоров  и пожертвований.

    Научная и научно-техническая деятельность может осуществляться за счет грантов, получаемых от национальных и иностранных спонсоров. В качестве спонсоров могут выступать как физические, так и юридические лица.

    Гранты, полученные по международному договору Республики Казахстан или от иностранных  спонсоров, расположенных на территории Казахстана, используются в соответствии с условиями договора предоставления грантов без ущерба национальным интересам в области научной и научно-технической деятельности.

    Финансирование  научных исследований осуществляется на основе программно-целевого принципа.

    Государственный заказ на проведение приоритетных научных  исследований может размещаться  в государственных и негосударственных  научных учреждениях, прошедших  соответственно аттестацию либо аккредитацию, на конкурсной основе согласно программно-целевому принципу.

    Программно-целевое  финансирование осуществляется для:

    1) фундаментальных научных исследований;

    2) приоритетных прикладных научных  исследований;

    3) стратегических направлений исследований, отвечающих интересам национальной безопасности и независимости республики;

    4) государственных целевых научно-технических  программ по приоритетным направлениям  развития науки, техники и технологии;

    6) проведения исследований в рамках  международных программ.

    Государство осуществляет развитие государственной научной инфраструктуры и сохранение уникальных научно-технических объектов и может субсидировать приобретение научного оборудования для научных организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

    Программно-целевое финансирование научных исследований и научно-технических программ осуществляется на конкурсной основе с обязательным проведением государственной научной и научно-технической экспертизы предлагаемых программ и результатов научных исследований.

    Финансирование  прикладных научных исследований может  осуществляться за счет заемных средств.

    Государственная политика в сфере науки1 должна быть направлена на всемерное стимулирование получения, генерации, перевода знаний в технологии и передачу их в реальный сектор экономики. Это предполагает взаимовыгодное участие государственного и частного секторов в выборе приоритетов, поиске, отборе и экспертизе научных исследований и разработок для финансирования в сфере развития человеческих ресурсов и инфраструктуры, в привлечении инвестиций, а также распределении и юридическом закреплении прав на интеллектуальную собственность между всеми участвующими в процессе сторонами.

    В связи с этим необходимы разработка и реализация долгосрочной программы  по созданию благоприятных условий государственному и частному секторам научно-технической сферы для развития конкурентной научно-технической системы и ее поддержки финансовыми, кадровыми, материальными и информационными ресурсами.

    Государственная программа направлена на развитие отечественного научного потенциала и всемерное использование результатов научно-технической деятельности для повышения благосостояния граждан Республики Казахстан и социально-экономического развития страны.  

    Совершенствование системы управления научно-технической сферой и механизмов финансирования науки предусматривает единую координацию и администрирование программ научных исследований уполномоченным органом в научно-технической сфере.

    Организация научно-технической деятельности должна обеспечить единство и последовательность следующих базовых процессов управления: «выработка политики» - «определение потребностей» - «планирование» - «финансовое проектирование» - «экспертиза заявок» - «принятие решения о финансировании» - «исполнение (финансирование)» - «мониторинг и анализ результатов» - «экспертиза результатов» - «коммерциализация и передача результатов в конкурентную среду».

    1. «Выработка политики» подразумевает  определение национальных приоритетов  и единое администрирование научных  программ на уровне ВНТК через уполномоченный орган в научно-технической сфере. Вопросы оптимизации научных центров в целях эффективного развития научного потенциала будут в дальнейшем рассматриваться в рамках деятельности ВНТК с учетом меняющихся условий.

    2. «Определение потребностей» подразумевает отбор проектов научно-технических программ (далее - НТП) в рамках приоритетных научных направлений. Уполномоченный орган в научно-технической сфере и отраслевые министерства будут разрабатывать проекты НТП и вносить их на рассмотрение ВНТК. НТП состоит из научно-исследовательских проектов (НИП), которые разрабатываются государственными и/или частными научными организациями (объединениями) и сводятся соответствующими государственными органами (администраторами бюджетных программ).

    3. «Планирование» подразумевает определение  механизмов реализации поставленных  задач и ожидаемых результатов  с конкретными индикаторами. Каждый  проект НТП (сроком на 3-5 лет,  фундаментальные исследования - до 5 лет, прикладные исследования - до 3 лет) должен содержать описание целей, задач, определение объемов необходимого финансирования и ожидаемых результатов. НТП состоит из научно-исследовательских проектов, каждый из которых в итоге должен завершаться конкретной продукцией: научный отчет, диссертация, патент, свидетельство о регистрации открытия, конструкторско-технологическая документация или лицензионные соглашения в зависимости от вида работ.

    4. «Финансовое проектирование» подразумевает  оценку необходимого объема финансирования  поэтапно с учетом поставленных задач.

    5. «Экспертиза заявок» подразумевает  проведение государственной научно-технической  экспертизы (далее - ГНТЭ) поступивших  заявок от госорганов. Критериями  отбора проектов программ станут: их соответствие мировым тенденциям; наличие необходимых и достаточных условий для их реализации в Казахстане; обеспечение национальной безопасности; экономическая целесообразность; патентная целесообразность; наличие потенциала для выведения Казахстана на качественно новый уровень научно-технологического развития.

    6. «Принятие решения о финансировании»  будет осуществляться в два  этапа через вынесение соответствующих  рекомендаций ВНТК для принятия  решения Республиканской бюджетной  комиссией (далее - РБК) на основе  заключений ГНТЭ. ВНТК будет рассматривать каждую из разрабатываемых научно-технических программ, одобрять их и рекомендовать объемы финансирования для рассмотрения на заседании РБК.

    7. «Исполнение» подразумевает реализацию  НТП через финансирование администратором  бюджетной программы. 

    8. «Мониторинг и анализ результатов» позволит координировать ход реализации НТП и обеспечит получение ожидаемых результатов.

    9. «Экспертиза результатов» осуществляется  через ГНТЭ. При этом может  осуществляться и экспертиза  промежуточных результатов. 

    10. «Коммерциализация и передача результатов в конкурентную среду» предполагает их дальнейшее внедрение в реальный сектор экономики.

    На реализацию Программы в 2007-2012 годы будут:

    направлены средства республиканского бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем  Законе

    В настоящем Законе используются следующие  основные понятия:

    наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является изучение законов природы, общества и мышления, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности в целях рационального использования природных богатств и эффективного управления обществом;

Информация о работе Наука – двигатель экономики? Взгляд на НТП в Казахстане