Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:06, реферат
Причем, следует особо подчеркнуть, что христиане не в меньшей степени вовлечены в сферу экономики, чем прочие люди. Это и не удивительно: все люди составляют единое общество и соединены между собой множеством связей, в том числе – и экономических. Большинство «церковных» людей работает «в миру», на предприятиях, подчиняющихся экономическим законам того общества, в котором они живут.
Введение 3
Глава1. Новый Завет о смысле трудовой деятельности 4
1.1 Принципы формулировки хозяйственных законов в Ветхом и Новом заветах. 4
1.2 Труд как участие в деле Творца. 5
1.3 Новый Завет о мотивах трудовой деятельности. 7
Глава2. Новый Завет о собственности, богатстве и бедности 9
2.1 Частная собственность и Евангелие. 9
2.2 Богатство как соблазн. 12
2.3 Бедные и богатые. 14
2.4 Личный и социальный уровни имущественной проблемы. 16
Глава3. Парадигмы христианского отношения к экономико-социальной сфере 16
3.1 Основные парадигмы. 16
3.2 Существование разных парадигм в католичестве и православии. 18
3.3 Различие межу парадигмами на примере комментария к эпизоду о богатом юноше Климента Александрийского и св. Иоанна Златоуста. 19
Заключение 24
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Кафедра гуманитарных наук
Реферат
по Экономической теории
на тему: «раннехристианский взгляд на экономику»
Выполнил: Аносова Ольга Сергеевна, 946 группа, ФаУ | |
Руководитель: Старший преподаватель Назарова С.Г. |
Санкт-Петербург
2009
Содержание
Введение
1.1 Принципы формулировки
хозяйственных законов в
1.2 Труд как участие
в деле Творца.
1.3 Новый Завет о мотивах
трудовой деятельности.
2.1 Частная собственность
и Евангелие.
2.2 Богатство как соблазн.
2.3 Бедные и богатые.
2.4 Личный и социальный
уровни имущественной проблемы.
3.1 Основные парадигмы.
3.2 Существование разных
парадигм в католичестве и
православии.
3.3 Различие межу парадигмами
на примере комментария к
Заключение
Список литературы
Введение
Во все периоды своей истории человек, а современный – в особенности, очень активно участвует в сфере жизни, которая называется экономикой. В сферу экономики мы включаем процессы производства, обмена, накопления и распределения материальных, информационных и «душевных» благ, требующихся человеку в процессе его земной жизни. И опыт человечества ясно показывает, что экономические блага проистекают из двух источников. Первым является сотворенный Творцом мир, природа, откуда человек черпает удивительные богатства, так щедро данные ему Создателем. Вторым является труд человека, его умение, его усилия, физические, умственные и волевые, его искусство управления. Это и составляет основу реальной экономики, господствующей в мире.
С тех пор как после грехопадения Господь произнес над человеком свой суд: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3,19) человечество обречено на труд по поддержанию своего земного существования. Поэтому нет необходимости подробно доказывать, что экономико-хозяйственная жизнь человека имеет для него огромное значение. Хозяйство обеспечивает материальную (а также душевную) жизнь человечества в этом мире. Без него человечество просто погибнет. Так что экономика – суровая необходимость. И неудивительно, что люди проводят в сфере экономики большую часть своего времени, вкладывая туда огромные силы.
Причем, следует особо подчеркнуть,
что христиане не в меньшей
степени вовлечены в сферу
экономики, чем прочие люди. Это и
не удивительно: все люди составляют
единое общество и соединены между
собой множеством связей, в том
числе – и экономических. Большинство
«церковных» людей работает «в миру»,
на предприятиях, подчиняющихся экономическим
законам того общества, в котором
они живут. Но и работая в рамках
церковных структур, христиане попадают
в сферу особой «церковной экономики»,
где хозяйственная жизнь также
подчинена как общим законам
государства, так и специфическим
законам церковных сообществ. «Экономика
прихода», «экономика монастыря» и
даже «экономика епархии» – вполне
реальные понятия, и от успешности этих
«экономик» в значительной степени
зависит благополучное
Итак, игнорировать экономическую сферу, считая себя исключительно «духовными» существами, было бы явным неразумием. Поэтому перед нами встает важная и актуальная задача осмысления хозяйственной сферы. И не только осмыслить, но и улучшить. И конечно же, все это должно быть сделано на основе христианских ценностей.
Учение Христово - это истина, освещающая в должном свете не только духовную жизнь человека, но и, казалось бы, далекие от этого вопросы материальной и социальной жизни человека на земле. И это не удивительно, ибо цель земной жизни - воспитание, приготовление нас к жизни Небесной. Поэтому обязанностью христианина является рассмотрение и устроение всех земных вопросов с точки зрения христианской, с точки зрения нашего спасения и вечной жизни со Христом. Прекрасно об этом пишет известный историк Церкви А.В. Карташев:
«С точки зрения Евангелия должна быть оцениваема вся наша жизнь, каждый ее момент, каждая точка. От суда церкви в совести верующего не может быть свободно ничто в этом мире. Каждое, даже внешнее, явление церковь оценивает с точки зрения его соответствия или несоответствия, пользы или вреда Царству Божию. И эту оценку, т.е. в сущности руководство в социальной жизни, должен давать не только отдельному христианину одинокий его духовный отец, но и всему верующему народу вся церковь ее соборным разумом и ее соборным голосом. У церкви должны быть принципиальные ответы на все решительно вопросы жизни».
Евангелие Христово возвещает нам благую весть о спасении, освобождении из рабства. Христос торжественно зачитывает пророка Исаию: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лук.4,18-19). Здесь спасение уподобляется юбилейному году, «лету Господню благоприятному», когда нищие, пленные слепые освобождаются от своей тяготы, отпускаются из темницы греха на свободу. Евангелие – благая весть о Царстве Божием, в которое вступят все освобожденные. Освобождение дается по вере в Господа Иисуса Христа. Человек, уверовавший в Иисуса Христа, водится Духом Святым, действует по благодати.
Столь высоко духовное учение
Евангелия ставит перед нами вопросы:
какое отношение к этому
1.1 Принципы формулировки хозяйственных законов в Ветхом и Новом заветах.
Если вернуться к Ветхому
Завету, то нетрудно увидеть, что там
вся хозяйственная сфера
Может создаться впечатление, что В Новом Завете сама необходимость закона отпадает. «Если вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал.5,18) говорит ап. Павел. Нет, это не так – и Новый Завет вовсе не отрицает идею закона. Господь говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14,21); и наоборот: «Если любите меня, соблюдите мои заповеди» (Ин.14,15). Для стяжания любви и в Новом Завете закон имеет как воспитывающую, так и ограждающую функции. Новый Завет лишь утверждает, что любовь не может быть полностью вмещена в закон, особенно в своих высших проявлениях. Но любовь имеет много форм и степеней. И низшие, необходимые для существования человека выражения любви, Господь утверждает в виде закона. Впрочем, в Новом Завете этот закон дается не в правовой форме, а в виде нравственных заповедей. Яркий пример таких заповедей – Нагорная проповедь Спасителя.
Новозаветный закон существует
и в хозяйственной сфере. Однако
вся трудность в том, что хозяйственно-
Укажем на одну особенность
нравственного закона, существенную
для понимания христианского
отношения к хозяйственной
Наша задача – попытаться
выяснить по возможность наиболее ясно
содержание данных нам в Новом
Завете хозяйственных заповедей
и, окинув взглядом человеческую (и
церковную в том числе) историю,
выяснить, насколько то или иное
экономическое устроение
1.2 Труд как участие в деле Творца.
В раю человек был призван не оставаться праздным, а «возделывать» Эдем. Согласно учению св. Максима Исповедника (VII в.), человек, по замыслу Божию, должен был преодолеть свою земную ограниченность и встать на путь покорения космических и духовных пространств, очищения их от темных сил, «святой жизнью соединить мир и рай». Человек пал, но конечно же замысел Божий о человеке не изменился – эта заданность осталась. Только теперь ее реализация предписывается насельникам Царства Божия, тем, которые будут удостоены в жизни будущего века быть с Господом. Поэтому и в Царстве, на «новой земле» Господь призовет людей к деятельности. Конечно, дела эти не будут материальным трудом, которым заполнена жизнь людей на этой земле. Труд, деятельность будет духовной, будет творческой. Ибо человек, по замыслу Создателя, образ Божий, обладающий такими атрибутами Божества как духовность и творческая сила. И главное – вся деятельность человека будет согласована с волей Божией. Человек будет сотворцом, осуществителем Божьего замысла о мире. Он призван быть участником в деле Творца, а потому в Царстве Божием будет иметь место одухотворенная, творческая и согласная с волей Божией деятельность человека.
И не только в Царстве. Человек, пусть и падший, но не утративший образа Божия, совершая на земле свой обычный труд, все равно, вольно или невольно, участвует в Божьем замысле о мире, становится соучастником Божьего дела. Конечно, падшесть все извращает, а потому искаженный, а то и откровенно греховный характер носят великие трудовые проекты человечества. И тем не менее, за искажениями проступает их подлинный смысл – посильное участие в делах Господних. Тем более это верно, если человек работает на земле в смирении и старается понять и выполнить волю Божию. Тем самым приобретает высший смысл всякий труд, направленный на достижение более святой и совершенной жизни. Сам Спаситель, будучи в земной жизни плотником, освятил тем самым все созидательные профессии.
Но в новозаветное время
имеет место и другая, скорбная
сторона труда. Мы знаем, что крестный
подвиг Спасителя автоматически
не привел человека в безгрешное состояние,
да и не мог этого сделать, ибо
человеку, как образу Божию, навсегда
дарована свобода. Господь дает
путь спасения и помогает его пройти.
Но все же путь этот узкий, и человечество,
как и в ветхозаветные времена,
все равно находится под