Раннехристианский взгляд на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:06, реферат

Краткое описание

Причем, следует особо подчеркнуть, что христиане не в меньшей степени вовлечены в сферу экономики, чем прочие люди. Это и не удивительно: все люди составляют единое общество и соединены между собой множеством связей, в том числе – и экономических. Большинство «церковных» людей работает «в миру», на предприятиях, подчиняющихся экономическим законам того общества, в котором они живут.

Оглавление

Введение 3
Глава1. Новый Завет о смысле трудовой деятельности 4
1.1 Принципы формулировки хозяйственных законов в Ветхом и Новом заветах. 4
1.2 Труд как участие в деле Творца. 5
1.3 Новый Завет о мотивах трудовой деятельности. 7
Глава2. Новый Завет о собственности, богатстве и бедности 9
2.1 Частная собственность и Евангелие. 9
2.2 Богатство как соблазн. 12
2.3 Бедные и богатые. 14
2.4 Личный и социальный уровни имущественной проблемы. 16
Глава3. Парадигмы христианского отношения к экономико-социальной сфере 16
3.1 Основные парадигмы. 16
3.2 Существование разных парадигм в католичестве и православии. 18
3.3 Различие межу парадигмами на примере комментария к эпизоду о богатом юноше Климента Александрийского и св. Иоанна Златоуста. 19
Заключение 24
Список литературы

Файлы: 1 файл

Раннехристианский взгляд на экономику (реферат - 5).docx

— 80.09 Кб (Скачать)

Действительно, труд является «трудным». В большинстве случаев он тяжел, и человечество прилагает огромные усилия, чтобы его облегчить. По сути дела назначение всей техники и состоит  в том, чтобы облегчить труд, сделать  более производительным, с тем, чтобы  сократить усилия на выполнение необходимой  хозяйственной деятельности. Безусловно, механизмы, приборы, компьютеры делают труд человека более легким. И все  же они не могут преодолеть ветхозаветного проклятия, данного Богом нашим  праотцам: «в поте лица будешь есть хлеб твой» (Быт.3,19). К тому же роль техники оказывается столь значительной, что она становится самодовлеющим фактором. Современная цивилизация без техники уже просто не может существовать. Из бессовестного раба техника превращается в госпожу, диктующую человеку свой образ жизни.

Другое наименование, «работа» –  от слова «рабство». Тут подчеркивается не столько рабство необходимости  трудиться, сколько то, что почти  всегда труд совершается в социально  зависимом состоянии. В древности  самые тяжелые работы выполняли  рабы – люди максимально зависимые  от хозяев. И сейчас зависимость  не исчезла – просто она стала  более утонченной. Мы все равно  нанимаемся у работодателя, даем определенные обязательства, неисполнение которых  ведет к увольнению, а то и к  уголовной ответственности. Работа, которую выполняет человек, делает его в определенной степени «рабом»  общественных отношений. Эти отношения  оказываются настолько существенными, что именно они становятся основой всего общества. Задача христиан состоит в том, чтобы сделать их по возможности отвечающими новозаветным этическим нормам.

Несколько иная социальная роль труда выявляется вследствие его  особого свойства – специализации. Человек не может одинаково хорошо выполнять все виды труда; волей- неволей он специализируется на чем-то одном, желая достигнуть в этом деле мастерства. Это явление носит  название разделения труда. Благодаря  ему труд по большей части является деятельностью, плодами которого пользуются другие. Эта его характерная особенность  может быть использовано двояким  образом. При эгоистичной направленности труд и возникающие вокруг него социальные отношения могут легко привести к социальному неравенству, к  эксплуатации человека человеком, наиболее ярким примером которой в древнем  обществе было рабство. Однако труд ради другого человека может стать  и воплощением величайшей добродетели  – воплощением любви к ближнему, без которой все остальное  осуществляется в своей значительной части через труд. Именно в этом прежде всего должен состоять смысл  труда для христианина.

Социальная роль труда  выражается также и в его социализирующей  функции. Труд воспитывает, труд вводит человека в общество и позволяет  ему там успешно существовать, труд творческий дает человеку глубокое удовлетворение, труд даже является лечебным средством от многих недугов. Конечно, труд не сделал из обезьяны человека – эта вульгарная идея отвергнута и религией и современной наукой. Но отрицать то, что труд формирует личность человека, было бы неверно. Вне труда, в праздности человек особенно становится подверженным множеству развращающих грехов и зачастую теряет человеческий облик, приходит в скотское состояние.

Подытоживая, мы должны констатировать двойственный характер труда в новозаветное время. С одной стороны, как и  во времена ветхозаветные, труд остается тяжелой необходимостью, повинностью, которую человек должен исполнять  с момента падения прародителей. Кроме того, работа, встраивая человека в обойму общественных отношений, так  или иначе закабаляет его. Но с  другой стороны, труд, если он соответствует  замыслу Божию, является соработничеством Богу в деле «возделывания» всего  творения, в деле раскрытия богатейшего  потенциала этого мира. Труд совершается  не только для себя, но и для других, становясь тем самым воплощением  и осуществлением величайшей добродетели  – христианской любви. Наконец, трудовая деятельность, являясь основным устоем общества, играет огромную воспитательную и социализирующую роль, она сохраняет  человеческую личность, не дает ей скатиться  ниже человеческого облика. Иначе  говоря, человек спасается через  труд в том числе. Эту мысль  выдающийся русский философ и  богослов о. Сергий Булгаков сформулировал  в таких словах: «Пусть труд в  поте лица есть печать проклятия, положенного  на человека первородным грехом, от этой повинности так или иначе  не должен освобождать себя человек, напротив, он может и должен спасаться, очищаться этим трудом. Труд получает значение не только естественного выражения  связи, посредства между человеком  и миром, фактора космоургического, но и могучего средства духовного самовоспитания, аскезы».

 

1.3 Новый Завет о мотивах трудовой деятельности.

Ради чего человек трудится? В Новом Завете мы можем найти  несколько указаний, разъясняющих этот вопрос.

Прежде всего, труд необходим  для обеспечения собственного пропитания. Апостол говорит: «Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?  По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?  Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?»  (1 Кор.9,7). Ту же мысль Евангелие выражает в кратких словах: «трудящийся достоин пропитания» (Мф.10,10). В отрицательной формулировке эта мысль заключена в словах апостола: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Сол.3,10). Это, можно сказать, самый «низкий», ветхозаветный резон труда. Но новозаветная этика его не отрицает. Наоборот, христианство признает, что благость Творца, создавшего мир, и человеческий труд являются источником всех благ (а не капитал, как пытаются нас сейчас уверить). Поэтому справедливо, если человек получает вознаграждение не по его имущественному положению, а по его трудовому вкладу. 

Более высокий мотив трудовой деятельности выражен апостольскими словами: «а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф.4,28). Дело в том, что милостыня – личная или социальная - возможна только от трудового избытка. Иными словами, трудиться нужно ради ближнего, для того, чтобы помочь в его нелегкой жизни, для осуществления великого дела милостыни.

Наконец, еще более высоким  мотивом является делание во имя  Бога: « И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол.3,17) или «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,   зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол.3,23-24). В последнем фрагменте акцент делается на то, что  конечная смысл христианской деятельности – служение Богу, а не человекам. Именно через служение Богу человек соединяется с Ним. Однако это служение осуществляется не иначе, как через служение ближнему, помощь бедному и нуждающемуся. Любовь к Богу прежде всего выражается через любовь к ближнему, и труд ради ближнего является наиболее  важным воплощением этой любви. Более того, наше спасение напрямую зависит от труда помощи  ближнему. Очень ярко об этом  говорит евангельский фрагмент об «овцах и козлищах» (этот фрагмент читается на неделе о Страшном суде).   Здесь Сам Христос отождествляет себя с алчущими, жаждущими, нагими, больными, странниками, в темницах:

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,  и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;  и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.  Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:  ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;  был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.  Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?  когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.  Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:  ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25,32-46).

Надо отметить, что учение о смысле труда в Новом Завете не выражено подробно и требует расшифровки. Это обстоятельство привело к  тому, что в истории христианства возникло (и имеет место до сих  пор) два подхода, две стратегии  отношения к хозяйственной сфере.

Первая стратегия: трудовая деятельность неизбежна, но она не является основной. Главное же для христианина  – воспитание души, подготовка ее к  жизни в Царстве Небесном. Главное  – духовная жизнь, молитва, покаяние, аскетическое делание, искоренение  страстей. Всему этому материальные заботы мешают. А потому хозяйственной  сфере нужно по возможности отдавать меньшее значение, вести ее «абы как», не прилагая к ней сил души. Если при этом уповать на Бога, то Он охранит нас от бед и даст нам пусть не богатство, но хотя бы достаток. Такой взгляд, обычно проповедываемый  монахами и близкими к ним кругами, находит отклик и в массе мирян. Ныне не только аполитичность, но и  асоциальность многих православных – характерное явление нашей  жизни. Более того, зачастую такая  позиция считается чуть ли не необходимой  для христианина.

Вторая стратегия основывается на ином рассуждении. Если трудовая деятельность неизбежна, то не следует ею пренебрегать. Наоборот, ее нужно воцерковить, подчинить  заповедям Божиим, сделать материалом для христианского воспитания. В  то же время, поскольку хозяйство  ведется не только христианами, но и  всем народом в рамках государства, то необходима работа в общенациональном масштабе по внедрению христианской хозяйственной нравственности и  вообще церковных взглядов на ведение  экономики. Такую позицию занимает документ «Основы социальной концепции РПЦ», а также ряд патриотически и государственно настроенных церковных деятелей. Отметим, что ветхозаветный подход к хозяйству по сути дела приближается к этой стратегии.

Однако в воззрениях на то, какой  экономический строй является подлинно евангельским,  христиане, и в  частности православные, расходятся. К этому вопросу мы еще вернемся, обсуждая различные парадигмы христианского  отношения к имущественному вопросу.

Глава2. Новый Завет о собственности, богатстве и бедности

 

Если о смысле и назначении труда Новый Завет говорит, хотя и скупо, но достаточно ясно, то относительно собственности, богатства, бедности и  милостыни ситуация совершенно иная. С одной стороны, целый ряд  фрагментов, как коротких, так и  значительных по объему посвящены этой теме. Это означает, что в перспективе  спасения человека тема имущественных  отношений рассматривается Новым  Заветом как одна из основных нравственных проблем, стоящих перед нами.

Однако с другой стороны, выявить из Евангелия какую либо однозначную картину достаточно сложно. До сих под евангельское учение о собственности остается не вполне расшифрованным.

 

2.1 Частная собственность и Евангелие.

Из предыдущего рассмотрения следует, что тяжелый труд является неизбежным следствием падшести и будет  сопровождать человека до скончания  «века сего». Труд направлен прежде всего на обеспечение насущных нужд  человека: пропитания, одежды, жилища. А потому кажется вполне естественным, что плоды труда человек должен присваивать себе в собственность. Однако первое, что мы встречаем  в Евангелии о собственности  – просто ошарашивающий текст, который, как кажется, рушит и ценность труда и необходимость собственности.

 «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа больше ли пищи, и тело – одежды?

Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше  их?

Да и кто  из вас, заботясь, может прибавить  себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что  заботитесь? Посмотрите на полевые  лилии, как они растут: не трудятся ни прядут;

Но говорю вам, что и Соломон во всей славе  своей не одевался так, как всякая из них;

Если же траву  полевую, которая сегодня есть, а  завтра будет брошена в печь, Бог  так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак не заботьтесь и не говорите «что нам есть?»  или: «что пить?» или:  «во что одеться?»

Потому что  всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что  вы имеете нужду во всем этом.

Ищите прежде всего  Царства Божия и правды Его, и  это все приложится вам.

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей  заботы» (Мф.6,25-34).

Этот фрагмент всегда производит смущающее впечатление. Выдающийся русский философ Владимир Эрн писал: «Эти слова так неудобны, что их обыкновенно не то чтобы комментируют (они как-то не поддаются искажениям), а просто замалчивают. Их отчасти стыдятся, конфузятся, в глубине души думая, что ведь это наивно и даже совсем невозможно».  И в самом деле, на первый взгляд из него следует, что трудиться необязательно. Но после более внимательного прочтения мы обнаружим, что в этом фрагменте нигде не сказано «не трудитесь». Ссылка на птиц, которые не трудятся в человеческом смысле – «не сеют, не жнут»,  – к нам неприменима, ибо у них иная природа и соответственно совершенно иной образ жизни. Однако, несколько раз сказано: «не заботьтесь». Поэтому ясно, что в данном фрагменте речь идет о том, что не следует вне Божиего промысла «заботиться» о насущных вещах. Бог «знает, что вы имеете нужду во всем этом». И Бог даст это человеку, если человек ищет «Царства Божия и правды Его», т.е. выполняет волю Божию относительно хозяйственной сферы жизни человека. По поводу же устроения хозяйственной сферы данный фрагмент говорит нечто интересное.

Информация о работе Раннехристианский взгляд на экономику