Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:06, реферат
Причем, следует особо подчеркнуть, что христиане не в меньшей степени вовлечены в сферу экономики, чем прочие люди. Это и не удивительно: все люди составляют единое общество и соединены между собой множеством связей, в том числе – и экономических. Большинство «церковных» людей работает «в миру», на предприятиях, подчиняющихся экономическим законам того общества, в котором они живут.
Введение 3
Глава1. Новый Завет о смысле трудовой деятельности 4
1.1 Принципы формулировки хозяйственных законов в Ветхом и Новом заветах. 4
1.2 Труд как участие в деле Творца. 5
1.3 Новый Завет о мотивах трудовой деятельности. 7
Глава2. Новый Завет о собственности, богатстве и бедности 9
2.1 Частная собственность и Евангелие. 9
2.2 Богатство как соблазн. 12
2.3 Бедные и богатые. 14
2.4 Личный и социальный уровни имущественной проблемы. 16
Глава3. Парадигмы христианского отношения к экономико-социальной сфере 16
3.1 Основные парадигмы. 16
3.2 Существование разных парадигм в католичестве и православии. 18
3.3 Различие межу парадигмами на примере комментария к эпизоду о богатом юноше Климента Александрийского и св. Иоанна Златоуста. 19
Заключение 24
Список литературы
Католический дрейф еще более показателен. Там святоотеческая концепция господствовала дольше – до XIII в. Но в Европе к тому времени уже стали складываться капиталистические отношения. Это почувствовал Фома Аквинский, который перевел католичество на рельсы «умеренной доктрины». Под давлением реалий растущей капиталистической экономики католичество пятилось назад, принимая одну за другой, господствующие в миру нормы. После же гибели социализма в СССР папа Иоанн-Павел II фактически перешел к позиции, тождественной с протестантской этикой.
3.3 Различие межу парадигмами на примере комментария к эпизоду о богатом юноше Климента Александрийского и св. Иоанна Златоуста.
Итак, имеется существенные отличия между «умеренной доктриной» и «святоотеческим учением». К сожалению, иногда, эти отличия недостаточно четко сознаются. Мы попытаемся их проиллюстрировать, взяв в качестве примера известный евангельский эпизод с богатым юношей в его интерпретации такими авторитетными учителями Церкви как Климент Александрийский и св. Иоанн Златоуст.
Эпизод с богатым юношей является ключевым для понимания евангельского отношения к богатству. Благодаря поразительной психологичности происшедшего, яркости высказываний Спасителя, глубине внутреннего смысла эпизод с богатым юношей оставляет неизгладимый след в душе каждого, кто хоть однажды его прочитал. Сначала приведем евангельский текст эпизода в версии Матфея.
«И вот некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще не достает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19,16-26).
Первым толкование эпизода с богатым юношей сделал Климент Александрийский, в своем сочинении «Кто из богатых спасется?». Сам Климент Александрийский – личность замечательная. Прекрасный оратор, педагог, интеллектуал, знаток эллинской философии, Климент обратился в конце II в. христианство и стал пресвитером и наставником огласительного училища в Александрии. Удивительная гармоничность и благородство его облика привлекали и до сих привлекают к нему множество почитателей. Хотя Климент, по-видимому, никогда не был канонизирован, его из уважения иногда именуют «святителем».
В своей книге Климент утверждает, что слова Христа богатому юноше «все, что имеешь, продай и раздай нищим» понимать буквально нельзя: Христос имел в виду не внешний отказ от имения, а внутреннее отвержение той власти, которую имеет богатство над людьми. Климент пишет: «Продай имение твое. Но что значит это? Не это повелевает Господь, о чем некоторые слишком поспешно думают, что наличное свое имущество он должен был разбросать и со своими богатствами расстаться; нет, он должен только (ложные) мнения относительно богатства из своей души выкинуть, алчность и жажду их, беспокоиться о них перестать, устранить со своего пути это терния жизни, заглушающие собой семена Слова». Здесь ясно проступает используемый Климентом аллегорический, специфически «александрийский» метод толкования Писания, суть которого состоит в иносказательном переносе событий библейской истории на сферу души человеческой. По Клименту, Господь требует не отказа от собственности, а отвержение страсти любостяжания. Этим противопоставлением внешнего внутреннему у Климента и объясняется вся коллизия: юноша «отошел с печалью» не из-за плененности богатством, а потому, что не владел александрийской экзегезой: «Так как богатый и преданный исполнению закона юноша собственного смысла слов Господа не понял, а равным образом и того, как один и тот же человек в одно и то же время может быть и бедным и богатым, располагать внешними благами и не иметь их, может пользоваться миром и не пользоваться, то отошел он от Господа печальным и разбитым».
Отталкиваясь от своего истолкования,
Климент Александрийский
1. Богатство допустимо.
Собственность сама по себе
не является препятствием для
спасения, а потому отказ от
собственности для христианина
не обязателен. Климент восклицает:
«Можешь ты владеть богатством»
2. Богатство не должно
владеть человеком. Но
3. «Другое богатство». Итак,
для богатых имеется
Развивая подобные соображения в духе своего аллегорического метода, Климент наделяет слова «богатство» и «бедность» другим смыслом: «то уже само собою становится ясным, и понятным, что душа бедная теми гибельными пожеланиями, какие развиваются при богатстве, спасется; но, с другой стороны, может она и погибнуть, если тем она богата, что богатство разрушительного в себе имеет».
4. Наконец, только Бог
– в полном смысле слова
собственник всего сущего, человек
же есть лишь «управитель
Книга Климента оказала огромное влияние
на имущественную этику
Святоотеческое толкование эпизода. Согласно повествованию Матфея юноша утверждает, что исполнил все заповеди закона, включая «люби ближнего твоего, как самого себя». Комментируя именно это место Златоуст удивительно метко замечает: «юноша сам себя обличил в пустом самодовольстве: ведь если он жил в таком изобилии, а других, находившихся в бедности, презирал, то как же он мог сказать, что возлюбил ближнего?». Суть эпизода в том, что юноша не исполнил заповеди любви к ближнему. И Господь его тут же в этом обличает. «Если хочешь быть совершенным» - первый удар любящей руки: Христос отрицает, что юноша уже достиг совершенства; а юноша в самом деле так думал – ведь он исполнил все заповеди и самодовольно вопрошал «чего еще недостает мне?». «Пойди, продай имение твое и раздай нищим» - второй удар-указание: юноша ясно понял, какую заповедь не исполнил, поскольку тут же почувствовал, что любит не ближних, а свое богатство, причем настолько, что не может с ним расстаться, и он «отошел с печалью». Оказывается совет раздать все имение является частным случаем заповеди любви к ближнему! Кто, обладая богатством, его не раздал, тот ближнего не любит. А можно ли «иметь жизнь вечную» не стяжав любви? Апостолы поняли эту мысль Спасителя и ужаснулись: «так кто же может спастись?». Христос отвечает, что отдать все (и значит – спастись) можно только при наличии крепкой веры в Бога.
В версии Луки главная мысль
– о том, что в имущественной
сфере любовь сводится к раздаче
имущества – выражена еще яснее,
ибо там нет несколько
Как видим, оба евангелиста по сути дела говорят об одном и том же – о эквивалентности заповедей «раздай все нищим» и «люби ближнего как самого себя». Только у Матфея этот эпизод описывается как зарисовка с натуры, давая нам в словах Христа «если хочешь быть совершенным» почувствовать тончайшую горькую иронию. Лука и Марк больше озабочены верной передачей смысла, а потому опускают слова о «совершенстве», ибо любовь к ближнему – не совершенство, а необходимое условие наследования жизни вечной. Евангельская логика проступает тут совершенно ясно: кто не любит ближнего как самого себя, тому вход в Царство Небесное закрыт; но «раздай все нищим» - лишь конкретное выражение этой общей заповеди любви применительно к имущественным отношениям. Отсюда понятно, что не выполнивших эту конкретную заповедь, в Царстве Божием не ждут.
«Умеренная» доктрина недостаточно сознает негативные стороны богатства. Ведь фактически имеет место обратная зависимость между любовью и богатством. Этот закон не раз формулировали святые отцы. Например, Василий Великий пишет: «кто любит ближнего как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним. Но ты оказываешься имеющим «стяжания многа» (Мф.19,22). Откуда же это у тебя? Не ясно ли видно, что свое собственное удовольствие предпочитаешь ты облегчению участи многих? Поэтому чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви». После этого с ужасающей очевидностью становится ясна истинность знаменитого: «трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мф19,23-24).Правда, сторонники Климента указывают, что в Евангелии от Марка сказано: «как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мк.10,23-24), намекая, что иметь богатство можно – надеяться на него нельзя. Но эту конструкцию разрушает простой вопрос, часто задаваемый святыми отцами: если ты не надеешься на богатство, то зачем ты его собирал? Если же ответом будет: «чтобы раздавать бедным», то убийственным будет другой, уже грозный вопрос: так почему же ты до сих пор свое богатство не раздал? И мы снова возвращаемся к богатому юноше, которого Златоуст, видя его не розданное богатство, обвинял в недостатке любви к ближнему.
Отметим, что святые отцы «игольные уши» понимали буквально. Вот, например, что пишет Иоанн Златоуст: «Сказав здесь, что неудобно богатому войти в царство небесное, далее показывает, что и невозможно, не просто невозможно, но и в высшей степени невозможно, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей». К сожалению многие богословы думают иначе: то «игольные уши» - узкие ворота в Иерусалимской стене, то верблюд уменьшается ими до каната или нитки из верблюжьего волоса. Заметим, что ни о каких воротах в Иерусалимской стене под названием «игольные уши» древние источники не упоминают. Уж лучше принять образ верблюда и игольного ушка во всей его картинности и страшной правде.
Таково богословское различие
между «умеренной» и «
Заключение
Естественно, что рассматривая экономические феномены в Священном Писании или истории, мы должны выбрать определенную точку зрения на них и сформулировать критерии их оценки. Цель жизни человека – соединение с Богом, спасение. А потому на все хозяйственные проявления человека мы должны смотреть с точки зрения его спасения и понимать, насколько те или иные нормы социально-экономической жизни общества соответствуют Царству Божиему.
Но «Бог есть любовь» (1 Ин.4,8). И это значит, что уподобиться Богу можно лишь достигнув любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, всем разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего как самого себя»: иной большей сих заповеди нет» (Мк.12.30-31). Человек спасается любовью к Богу и ближнему. И нужно сразу сказать, что хозяйственно-экономическая сфера – это прежде всего любовь к ближнему. Это громадное поле для исполнения второй заповеди. А потому другой формулировкой критерия оценки экономических явлений является то, насколько они являются выражением любви к ближнему.