Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:06, реферат
Причем, следует особо подчеркнуть, что христиане не в меньшей степени вовлечены в сферу экономики, чем прочие люди. Это и не удивительно: все люди составляют единое общество и соединены между собой множеством связей, в том числе – и экономических. Большинство «церковных» людей работает «в миру», на предприятиях, подчиняющихся экономическим законам того общества, в котором они живут.
Введение 3
Глава1. Новый Завет о смысле трудовой деятельности 4
1.1 Принципы формулировки хозяйственных законов в Ветхом и Новом заветах. 4
1.2 Труд как участие в деле Творца. 5
1.3 Новый Завет о мотивах трудовой деятельности. 7
Глава2. Новый Завет о собственности, богатстве и бедности 9
2.1 Частная собственность и Евангелие. 9
2.2 Богатство как соблазн. 12
2.3 Бедные и богатые. 14
2.4 Личный и социальный уровни имущественной проблемы. 16
Глава3. Парадигмы христианского отношения к экономико-социальной сфере 16
3.1 Основные парадигмы. 16
3.2 Существование разных парадигм в католичестве и православии. 18
3.3 Различие межу парадигмами на примере комментария к эпизоду о богатом юноше Климента Александрийского и св. Иоанна Златоуста. 19
Заключение 24
Список литературы
Прежде всего его острие
направлено против абсолютизации частной
собственности. Ведь именно она и
является той «заботой», о пленении
которой и предупреждает
Отметим, что притча о безумном богаче также развенчивает один из резонов накопления собственности: приобретение устойчивости и независимости:
«у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12-21).
Богач собрал добра «на многие годы» и собирался жить по принципу «покойся, ешь, пей, веселись». Но его жизнь уже кончилась…
Еще один очень важный текст – притча о неверном управителе:
«один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк.161-12).
Часто комментаторы затрудняются с интерпретацией этой притчи. Но если ее рассматривать как притчу о частной собственности, то ее смысл становится прозрачным. Действительно, что значит «богатство неправедное»? Это частная собственность. Она «неправедная» потому, что подлинным собственником всего сотворенного является богатый господин, т.е. Господь. Управитель (по-славянски еще выразительнее: «приставник») - это человек; он должен только управлять, он только «приставлен» к имению. Он же стал распоряжаться богатством господина как собственник, используя ее в выгоду себе и перестав служить Господу. И поэтому господин отнимает у него управление домом. Но неверный управитель одумался и исправил свой грех: он перестал вести себя как собственник, уменьшив величину долга, т.е. указав ровно столько, сколько должны были должники господину и не оставив себе никакой прибыли (так трактует это место архиепископ Лоллий (Юрьевский), один из лучших знатоков ветхозаветных норм жизни). Здесь фактически осуждается принцип «собственность дает прибыль», на котором построена вся жизнь капиталистического общества. За это, за отказ от права собственности и связанной с ней прибылью, и похвалил управителя господин. И чтобы смысл притчи был более ясен, Христос разъясняет нам, непонятливым: «если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?», т.е. если вы присвоили себе в собственность то "малое" (материальное), что принадлежит Богу, то как можно дать вам «истинное» (духовное)? Это материальное есть для нас, людей «чужое», но если мы и в чужом неверны, то «кто даст вам ваше», т.е. духовные дары, ради которых и создан человек?
В настоящее время большинство верующих людей являются сторонниками частной собственности. Для них крайне желательно получить религиозное оправдание этой идеи. Поэтому множество богословов, квалифицированных и не очень, принадлежащих разным конфессиям во все века тщательно исследовало Евангелия с целью найти в них тексты, если не освящающие частную собственность, то хотя бы дающие ей положительную оценку и показывающие ее необходимость для жизни людей. Предлагается, например, следующий текст:
«Некто из народа сказал Ему. Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12,15).
Из этого фрагмента
обычно выводят, что право частной
собственности настолько
В целом евангельский взгляд
на проблему собственности таков. Падшесть
человечества настолько велика, что
Христос явно не призывает жить общей
собственностью. Он признает частную
собственность как следствие
грехопадения, как повсеместно
Отметим, что апостольские послания вносят в учение о собственности свои краски. Например, послание ап. Иакова содержит ярко-социальное обличение богатых и богатства:
«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак.5,1-6).
Интересно, что ап. Иаков повторяет мнение ап. Луки, что бедные уже по своему социальному положению избраны Богом:
«не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» (Иак.2,5-7).
Более спокойный взгляд на проблему богатства и бедности у ап. Павла. Он не заостряет проблему в социальном плане, считая, что иметь собственность допустимо для христианина. Но добавляет, что распределение этой собственности должно быть относительно равномерным:
«Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.» (2 Кор. 8, 13-15).
Заметим, что тут апостол ссылается на ветхозаветный эпизод ниспослания манны небесной: «и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто собрал мало, не было недостатка» (Исх.16,18). Ап. Павел призывает богатых не к полному отказу от собственности, а к щедрой милостыне:
«Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны» (1 Тим.6,17-18).
2.2 Богатство как соблазн.
Почему же Евангелие не
может принять частную
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут;
Но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры ни подкапывают и не крадут;
Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6,19-21)
Тут подчеркнуто две мысли. Во-первых, богатство переменчиво, человек не может стать постоянным обладателем его. Сегодня оно есть, завтра – украдено, отнято, ушло за долги, растранжирено по пустякам. Прочно обладать человек может только добродетелями, возвышающими душу и уготовляющими ее спасение. Во-вторых, богатство является тяжелым соблазном, оно пленяет душу и сердце, отвращая человека от служения Богу. Притягательность богатства настолько сильна, что часто стремление к нему становится как бы религией, поклонением божеству богатства маммоне, который заслоняет собой истинного Бога. Спаситель говорит об этом очень жестко:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6,24).
Господь выгоняет торговцев из храма, профанирующих святость места, посвященного Господу:
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин.2,13-16).
О соблазне богатства, отвращающем человека от Бога, повествует и притча о сеятеле:
«А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф.13,22).
«Обольщение богатства» часто оказывается сильнее зова Божьего. Прекрасно о пленительности богатства говорит апостол Павел:
«А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим.6,9-10).
Аскетизм, довольство самым
необходимым, добровольная бедность –
вот идеал личностного
«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим.6,8).
«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» (Евр. 13,5).
Впрочем, нестяжательный идеал выражен в Евангелии и как заповедь, как обязательная для христианина норма:
«Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14,33).
И наоборот:
«всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф.19,29).
Для своих ближайших учеников, апостолов, Спаситель требует выполнения нормы нестяжания:
«И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд» (Мк.6,8-9).
Нестяжательность Христа простирается даже на то, что он не имеет своего жилища:
«лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8,20) (Лк.9,58).
Конечно, для всего народа Евангелие снижает эту норму, но тенденция остается той же. Иоанн Предтеча так учит приходящих к нему:
«И спрашивал его народ: что нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же. Пришли мытари креститься и сказали ему: учитель, что нам делать? Он отвечал им: Ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк.3,10-14).
2.3 Бедные и богатые.
Если в Ветхом завете богатство рассматривается как благоволение Божие, а причиной бедности объявляется ленность, то в Новом Завете отношение к богатым и бедным кардинально меняется. «Алчущих исполни благ, а богатящихся отпусти тщи» (Лк.1,53) говорит в своем вдохновенном слове Богородица. Сильнее всего новое отношение к бедным и богатым выражено в речи Спасителя на «месте равне»:
«блаженны нищие» (Лк.6,20);
«горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк.6,24).
Следует отметить, что в синодальном тексте Евангелия от Луки, по аналогии а Евангелием от Матфея, слова Христа приводятся в виде «блаженны нищие духом» (Мф.5,3). Однако текстуальные исследования показали, что «духом» в Евангелии от Луки введено лишь в VIII веке, так что все святые отцы знали этот фрагмент в редакции «блаженны нищие» просто. Это полностью соответствует противопоставлению в словах Спасителя «горе вам, богатые» (Лк.6,24). Отметим, что богатым противопоставляются нищие, что дает основание понимать нищету в смысле крайней бедности.
Итак, нищие, бедные блаженны, они наследуют Царство. Богатые же «уже получили свое утешение» и их вхождение в Царство, видимо, проблематично. Это подтверждает и знаменитое: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19,24). Почему? Во-первых потому, что, как мы уже видели, богатые как правило попадают в плен своему имению и отворачиваются от Господа; бедные же свободны от этой привязанности и потому вольны идти за Христом. Во- вторых, само стремление к обогащению выдает в богатых их эгоистические наклонности. Отклоняя человека от Бога, который есть источник любви, богатство гасит в человеке любовь к ближнему. Без любви в Царство никто не войдет; бедность же оказывается более человечной, лучше понимающей нужды людей, более милосердной. А потому именно нищие наследуют Царство. Наконец, в-третьих, бедность является тяжелым крестом. Бедные претерпевают множество страданий, а потому становятся ближе ко Христу. Целью же богатых же является жизнь в довольстве. Хотя и они всегда озабочены сохранением своего достояния, но эти заботы носят эгоистический характер, а потому не сродни подвигу Христову. Они сами ограничивают свое утешение рамками земной жизни.