Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 23:56, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является исследование экономических основ посреднической деятельности в сфере научных исследований.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить науку как сектор национальной экономики
- описать виды посредничества в сфере научных исследований
- проанализировать структуру и отраслевые процессы посредничества в сфере научных исследований РФ
-разработать экономическую модель посредничества в сфере научных исследований.
Введение……………………………………………………………………3
1. Наука как сектор национальной экономики…………………………..4
1. Сущность науки и ее классификация…………………………………4
2. Наука в системе государственных приоритетов……………………..7
3. Формы государственного регулирования науки……………………..9
4. Современное состояние научного комплекса……………………….10
5. Механизмы планового финансирования расходов на науку……….11
6. Наука как сектор национальной экономики………………………....14
2. Анализ структуры и отраслевых процессов посредничества в сфере научных исследований РФ………………………………………...………….16
1. Понятие посредника и посреднической деятельности……………...16
2. Посредничество в сфере научных исследований……………………17
1. Российский опыт……………………………………………………18
2. Современные тенденции посредничества в сфере научных исследований…………………………………………………………………...20
3. Экономическая модель посредничества…………………………….…37
3.1. Обоснование экономической модели посредничества……………….…38
3.2 Экономическая модель посредничества в трех аспектах………………..39
Заключение……………………………………………………………….……..40
Список литературы……………………………………………………………41
Содержание
Введение…………………………………………………………
3.1. Обоснование
экономической модели
3.2 Экономическая модель посредничества в трех аспектах………………..39
Заключение……………………………………………………
Актуальность данной темы характеризуется тем, что новые технологии и научные разработки и обеспечиваемый ими рост производительности и эффективности позволяют добиваться главного условия национальной и отраслевой конкурентоспособности: производства товаров и услуг, которые соответствуют требованиям мировых рынков, на основе высокой производительности труда и при одновременном повышении реальных доходов населения.
Целью
данного курсового проекта
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить науку как сектор национальной экономики
- описать виды посредничества в сфере научных исследований
- проанализировать структуру и отраслевые процессы посредничества в сфере научных исследований РФ
-разработать экономическую модель посредничества в сфере научных исследований.
Методы исследования:
-мониторинг
печатных и электронных
- ресурсы сети Интернет;
-традиционный
контент- анализ документов.
1.
Наука как сектор
национальной экономики
1.1. Сущность науки и ее классификация
Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.1
В сфере материального производства создаются материальные ценности на основе использования тех знаний, которые были получены ранее. Материальное производство не ставит своей целью приращение знаний, однако такое приращение возможно в процессе производства, и его следует рассматривать как побочный продукт. В процессе научной деятельности, особенно на стадии доведения теоретических знаний до уровня практических рекомендаций, предполагается проведение экспериментальных разработок, создание образцов новой техники и технологий, которые принимают материально-вещественную форму. Эти экспериментальные разработки, прошедшие все стадии испытаний и экспертизы, передаются в сферу материального производства для их широкого тиражирования (промышленное освоение), они революционизируют, преобразуют производство, умножают его возможности в области наращивания объемов производства, обновления и расширения ассортимента и улучшения качества продукции, делая ее конкурентоспособной и реализуемой на мировом рынке, тем самым обеспечивая науку всеми необходимыми ей материальными и финансовыми ресурсами, без которых процесс ее развития был бы не только неэффективен, но и практически невозможен. Все это дает основания для отнесения науки к производительным силам общества в качестве его важнейшей компоненты, революционизирующей весь процесс общественного производства.
Важнейшим
отличительным признаком
Особенность научного труда заключается также в том, что в процессе исследований разработчики часто получают «незапланированный результат». Так, вместо ожидаемого могут рождаться другие, непредвиденные, но полезные решения. Например, средневековые алхимики искали технологию получения золота, однако золото получить не смогли, зато изучили и формализовали химический состав многих элементов.
Искусство и другие формы общественного сознания являются объектами научных исследований, в процессе развития науки из нее выделяются специализированные области знаний, изучающие искусство и другие формы общественного сознания, раскрывающие закономерности их развития. Развитие искусства и других форм общественного сознания создает благоприятные условия для развития науки, поскольку способствует интеллектуальному творчеству людей.
Наука
как специфическая сфера
В зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука подразделяется на три группы или подсистемы: естественные, общественные и технические науки.
По отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы, общества, человеческого мышления. Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Если фундаментальная наука занимается разработкой проблем, имеющих в основном познавательное значение, то прикладная наука занимается преимущественно решением практических проблем, таких, как внедрение наукоемких высоких технологий, конкурентоспособных на мировом уровне. Разумеется, грани между фундаментальной и прикладной науками в определенной мере условны: в процессе выполнения исследований в области фундаментальной науки могут быть получены результаты, имеющие исключительно важное прикладное значение; в свою очередь, прикладные исследования могут завершиться научными открытиями, имеющими фундаментальное теоретическое значение. Но такие случаи являются исключением из правила и не отрицают важности и необходимости разграничения фундаментальных и прикладных наук.
В соответствии
с указанным делением наук на фундаментальные
и прикладные любое научное исследование
может оцениваться с точки зрения его
научного, теоретического уровня и прикладной,
практической значимости. Теоретический
уровень научных исследований характеризуется
вкладом в разработку законов и закономерностей
исследуемых процессов, в методологию
научного познания, в разработку проблем
теории организации и управления. Прикладной
уровень научных исследований определяется
глубиной и проработанностью предлагаемых
технических и технологических решений,
степенью разработанности экономических,
правовых и иных механизмов деятельности,
конкретностью рекомендаций, которые
могут быть непосредственно или после
некоторой их доработки использованы
в практической деятельности людей.
1.2.
Наука в системе
государственных
приоритетов.
Наука занимает исключительно важное место в обеспечении экономической и технологической безопасности страны.
В последнее время в России уделяется повышенное внимание роли инноваций при проведении экономической политики государства. Осуществляется комплекс мер по развитию инновационной инфраструктуры в форме особых экономических зон и технопарков, проводятся конкурсы среди образовательных учреждений на финансирование инновационных программ в рамках национального проекта. Делаются попытки изменить правовое русло в сфере регулирования прав на результаты научно-технической деятельности. Проектируются преференции в области налогообложения, таможенного регулирования субъектов инновационного предпринимательства. Значительное внимание привлечено к обсуждению стратегии развития науки и её реформированию. Однако все эти меры носят фрагментарный характер и не учитывают особенностей и тенденций, которые за годы сформировались у субъектов инновационной деятельности.2
В современных
условиях без активного участия
ученых и широкого внедрения достижений
науки невозможно успешно решать
проблемы обеспечения экологической
безопасности общества. С помощью
науки разрабатываются и
Улучшая
экологические условия
На базе научных исследований создаются наукоемкие производства, которые приносят экономически развитым странам самые высокие доходы в процессе продажи наукоемкой продукции на внешнем рынке, так как в настоящее время соотношение цен на сырье, материалы и энергоносители, с одной стороны, и на продукцию высокой степени переработки — с другой, изменяется в пользу последних.
Высокая
экономическая эффективность
Доля России — 0,3%, поскольку российская экономика специализируется в основном на экспорте сырья и энергоносителей. Между тем (как показывает опыт восстановления экономики ФРГ и Японии в послевоенный период), наиболее эффективным для России способом преодоления кризиса экономики и внешней задолженности могло бы стать форсированное развитие науки, наукоемких производств и расширение экспорта наукоемкой продукции, прежде всего тех отраслей, в которых Россия по-прежнему занимает лидирующее положение.
В начале
XXI века Россия занимает четвёртое место
в области физики (9,8% публикаций в этой
области), пятое место в области химии
(7%), шестые места в области наук о Земле,
о космосе, в материаловедении. Россия
традиционно является одной из лидирующих
стран в математике (3,5%), в технических
науках (3,75%). Однако очень незначителен
вклад российских учёных в интенсивно
развивающиеся в наше время науки о жизни:
биологию и биохимию (2%), иммунологию (0,4%),
агронауки и науки о растениях и животных
(соответственно 1,5 и 1,7%). Различие в уровнях
развития классических областей естествознания
и науки о жизни отчасти объясняется значительным
разрывом в их финансировании, сложившимся
в советское время и сохраняющимся до
сих пор.3