Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 23:56, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является исследование экономических основ посреднической деятельности в сфере научных исследований.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить науку как сектор национальной экономики
- описать виды посредничества в сфере научных исследований
- проанализировать структуру и отраслевые процессы посредничества в сфере научных исследований РФ
-разработать экономическую модель посредничества в сфере научных исследований.
Введение……………………………………………………………………3
1. Наука как сектор национальной экономики…………………………..4
1. Сущность науки и ее классификация…………………………………4
2. Наука в системе государственных приоритетов……………………..7
3. Формы государственного регулирования науки……………………..9
4. Современное состояние научного комплекса……………………….10
5. Механизмы планового финансирования расходов на науку……….11
6. Наука как сектор национальной экономики………………………....14
2. Анализ структуры и отраслевых процессов посредничества в сфере научных исследований РФ………………………………………...………….16
1. Понятие посредника и посреднической деятельности……………...16
2. Посредничество в сфере научных исследований……………………17
1. Российский опыт……………………………………………………18
2. Современные тенденции посредничества в сфере научных исследований…………………………………………………………………...20
3. Экономическая модель посредничества…………………………….…37
3.1. Обоснование экономической модели посредничества……………….…38
3.2 Экономическая модель посредничества в трех аспектах………………..39
Заключение……………………………………………………………….……..40
Список литературы……………………………………………………………41
На площадке работают предприятия, реализующие производственные программы по модернизации выпускаемой продукции и разработке импортозамещающих технологий: ЗАО «Данафлекс», ООО «НПП «Тасма», ООО «Фосфорос», ООО «ПластКомпозит материалс», ОАО «КЗХР», ООО «Катион», ООО «ТЭПС», ООО «Футура Продакшн», ООО «АФК-Казань», ООО «ТеррИнко +» и др.
В активах компаний-резидентов более 100 разработанных продуктов, более 60 патентов и товарных знаков, свыше 20 ноу-хау. Продукция соответствует международным стандартам системы менеджмента качества.
На площадке осуществляется производство продуктов собственных марок - ООО «ТЭПС» (термопластичный модификатор для битумов «ТПМ»), ГК Миррико (ингибиторы серии «Скимол», «Дескам», деэмульгаторы серии «Деклив», «Пента»), ООО «Ксенос» (авто и нефтехимия - ВНИИНП-200, Реагент РТ-1 и РТ1-У, Реагент «Глейд»), ЗАО «НИЦ «Инкомсистем» (измерительно-вычислительный комплекс «АБАК», предназначенный для учета попутного нефтяного газа).
Запускает в этом году свое производство инициатор первого в Татарстане проекта по внедрению нанотехнологий в производство гибкой упаковки, одобренного ГК «Роснано», один из крупнейших в России производителей гибкой полимерной упаковки -ЗАО «Данафлекс».
Продукцию и услуги резидентов Технополиса потребляют крупнейшие компании России и стран СНГ как ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», ТНК-ВР, ОАО «Татнефть», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Газпром нефть», ЗАО «Эссен Продакшн АГ», ОАО «Нестле Россия», ОАО «АККОНД», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Кировский шинный завод», «Омскшина», ОАО «Саранский з-д «Резинотехника», ЗАО «Кварт» г. Казань, ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и др. Кроме того, 10 % производимой на площадке продукции экспортируется в страны СНГ.
Технополис «Химград», являясь членом НП «Гильдия Управляющих и Девелоперов», Российского Союза Химиков, Торгово-промышленных палат Республики Татарстан и Российской Федерации, инициирует контакты резидентов с международными компаниями, заинтересованными в сотрудничестве и реализации совместных проектов как на территории республики и России, так и за рубежом. Основными мероприятиями по поддержке резидентов на международном рынке являются совместное участие в международных выставках, форумах и конференциях. В период с 2007 по 2010 гг. Технополис принял участие в 30 выставках и форумах, где поделился своим успешным опытом и презентовал продукцию резидентов, многие из которых, к слову сказать, являются лауреатами и победителями Всероссийских и международных конкурсов.
Технополис — одна из форм свободных экономических зон, созданная на базе интеграции высокотехнологичного производства, науки и образования. Расположенный в Казани бизнес-инкубатор Технополис «Химград» — это современный индустриальный комплекс, проект которого был разработан в 2006 году в рамках Федеральной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».
Технополис «Химград» представляет собой элемент инфраструктуры поддержки компаний малого и среднего бизнеса, работающих в области химии и переработки полимерной продукции. Основной целью создаваемой здесь инновационной инфраструктуры является оказание резидентам полного комплекса услуг по всей цепочке создания добавленной стоимости от стадии НИОКР до определения логистических потоков готовой продукции.
Главной структурной составляющей Технополиса является индустриальный парк, предназначенный для размещения химических производств. Здесь проводятся работы по реконструкции существующих и строительству новых объектов инженерной инфраструктуры.
Помимо индустриального парка, в составе Технополиса развиваются Технопарк в сфере высоких технологий, логистический терминал, сырьевая биржа, объекты социально-бытовой инфраструктуры.
Кроме того, в числе услуг Технополиса как своего рода бизнес-инкубатора следующие: аренда производственных площадей, лизинг необходимого оборудования, продажа производственных площадей, а также развитая инфраструктура, услуги по логистике, подготовке кадров, налоговые льготы, обеспечение безопасности и многое другое.
Технополис, созданный по моделям российских и зарубежных бизнес-парков и индустриальных парков, ориентирован на привлечение самых передовых технологий и производств по принципу бизнес-инкубатора. Как и в старейшем, к примеру, индустриальном парке Германии «Infraserv Hoechst», в Технополисе «Химград» приоритетными являются направления нано- и биотехнологий, технологий сверхкритической экстракции, разработка и производство новых композиционных материалов.
Когда
Технополис «Химград» выйдет на проектную
мощность, ожидаемый объем продукции составит
16 млрд. руб. в год, число компаний-резидентов —
200, а общее количество рабочих мест — 10 000.
Расчетный срок окупаемости Технополиса —
6–7 лет.
3. Экономическая модель посредничества
3.1.
Обоснование экономической
модели посредничества
Потребитель (Заказчик) ставит конкретные задачи ученым или организациям, занимающимся наукоемкими разработками на требуемую, разработку и финансирует проект. В софинансировании также могут участвовать НИИ, РАН, научный фонд или само государство. Но при государственном или муниципальном заказе в роли Потребителя соответственно участвует государство или органы местного самоуправления.
Идея рождается в НИИ, там же проводятся исследования и демонстрируется принцип работы. Затем создается лабораторный образец, на него требуются более крупные деньги. На этом этапе поддержку оказывают либо региональные фонды, либо Фонд Бортника, либо Министерство промышленности и науки. И, наконец, выпускается опытно-промышленный образец. Здесь требуется поддержка Российского фонда технологического развития (РФТР), либо берутся кредиты в банке, либо используются оборотные средства предприятия.
Фирма-посредник 1, в роли которой может выступать сам НИИ либо сторонняя организация, занимается созданием коммерческого продукта, то есть рассчитывает размер себестоимости разработки, отбирает Производителей, у которых есть технология для серийного производства разработки. Посредник 1 также занимается продвижением по всем правилам маркетинга и другими видами деятельности, требуемыми для увеличения заинтересованности Производителя в серийном производстве. После завершения всех процедур опытно-промышленный образец запускается в производство с привлечением крупных инвестиций.
Фирма-посредник
2 занимается продвижением изделий Потребителю.
В роли Потребителя может участвовать
как сама организация-заказчик, так и национальный
или мировой рынок.
3.2
Экономическая модель
посредничества в трех
аспектах.
1)Технологический.
Технология — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
При этом:
— под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);
— под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
— под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и пр. рисков.
Инновационные технологии — наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают виды инновационных технологий:
* внедрение;
* тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий);
* консалтинг;
* трансферт;
* инжиниринг.
Внедрение
— распространение
Определение и наличие благоприятных экономических и политических условий для работы, развитой инженерной и социальной инфраструктуры, продуманной логистики, квалифицированного кадрового фонда.
Например,
для отраслевых российских и зарубежных
компаний в Технополисе «Химград»
создана вся необходимая инфраструктура
в шаговой доступности, которая в максимально
короткие сроки и с наименьшими финансовыми
затратами позволяет запустить вновь
созданное производство или уделить внимание
развитию уже работающего производства.
Также, научно-технологический комплекс
Сколково должен обеспечить особые экономические
условия для компаний, работающих в приоритетных
отраслях модернизации экономики России:
космос и телекоммуникации, медицинская
техника и фармацевтика, энергоэффективность,
информационные технологии, а также ядерные
технологии.
2)Стратегический.
Стратегия - это иерархия целей, последовательное достижение которых, начиная с нижних уровней, приводит к достижению цели самого верхнего уровня. Быть стратегом - значит уметь выстроить такую иерархию, которая с минимальными затратами ресурсов (время, силы, деньги и пр.) приведет к достижению цели (или целей) верхнего уровня.
Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии.
Например, продукцию и услуги резидентов Технополиса потребляют крупнейшие компании России и стран СНГ как ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», ТНК-ВР, ОАО «Татнефть», ОАО АНК «Башнефть», ОАО «Газпром нефть», ЗАО «Эссен Продакшн АГ», ОАО «Нестле Россия», ОАО «АККОНД», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Кировский шинный завод», «Омскшина», ОАО «Саранский з-д «Резинотехника», ЗАО «Кварт» г. Казань, ОАО «Балаковорезинотехника», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и др. Кроме того, 10 % производимой на площадке продукции экспортируется в страны СНГ. Когда Технополис «Химград» выйдет на проектную мощность, ожидаемый объем продукции составит 16 млрд. руб. в год, число компаний-резидентов — 200, а общее количество рабочих мест — 10 000. Расчетный срок окупаемости Технополиса — 6–7 лет.
Также
стратегический аспект в научно-техническом
комплексе Сколково очевиден. На очереди
задачи коммерческого использования
космоса в интересах
3) Контрактный
Контракт — производный финансовый инструмент, по которому одна сторона (продавец) обязуется в определенный договором срок передать товар (базовый актив) другой стороне (покупателю) или исполнить альтернативное денежное обязательство, а покупатель обязуется принять и оплатить этот базовый актив, и (или) по условиям которого у сторон возникают встречные денежные обязательства в размере, зависящем от значения показателя базового актива на момент исполнения обязательств, в порядке и в течение срока или в срок, установленный договором.
Технополис
«Химград», являясь членом НП «Гильдия
Управляющих и Девелоперов», Российского
Союза Химиков, Торгово-промышленных палат
Республики Татарстан и Российской Федерации,
инициирует контакты резидентов с международными
компаниями, заинтересованными в сотрудничестве
и реализации совместных проектов как
на территории республики и России, так
и за рубежом. Основными мероприятиями
по поддержке резидентов на международном
рынке являются совместное участие в международных
выставках, форумах и конференциях.