Экономика посредничества в сфере купли-продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение роли экономического посредничества в сфере купли – продажи продукции.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть сущность концепции посреднической деятельности;
 проанализировать основные принципы посредничества;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСРЕДНИЧЕСТВА………………………6

1.1. Сущность концепции посреднической деятельности………………….6
1.2. Основные принципы посредничества…………………………………...7
1.3. Целесообразность использования посредников………………………...9
1.4. Критерии выбора торговых посредников……………………………...11

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ФИНАНСОВОЙ ПРОДУКЦИИ……………….15

2.1. Виды финансовых посредников……………………………………….15
2.2. Тенденции развития рынка финансовых посредников в международном и российском аспектах………………………………………..17
2.3. Методика оценки конкурентоспособности финансовых посредников19
2.4. Модели создания финансовых супермаркетов в мировой практике…22
2.5. Перспективы развития финансовых супермаркетов в России………..25

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОГО ПОСРЕДНИКА………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика посредничества в сфере купли-продажи.doc

— 238.00 Кб (Скачать)


3

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

 

1.        ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСРЕДНИЧЕСТВА………………………6

 

1.1.      Сущность концепции посреднической деятельности………………….6

1.2. Основные принципы посредничества…………………………………...7

1.3. Целесообразность использования посредников………………………...9

1.4. Критерии выбора торговых посредников……………………………...11

 

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ФИНАНСОВОЙ ПРОДУКЦИИ……………….15

 

       2.1. Виды финансовых посредников……………………………………….15

2.2. Тенденции развития рынка финансовых посредников  в международном и российском аспектах………………………………………..17

2.3. Методика оценки конкурентоспособности финансовых посредников19

2.4. Модели создания финансовых супермаркетов в мировой практике…22

      2.5. Перспективы развития финансовых супермаркетов в России………..25

 

3.   ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИНАНСОВОГО ПОСРЕДНИКА………34

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..40

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….43

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Посредничество – это важная и неотъемлемая часть современной рыночной экономики. В экономической науке посредничество - это операция, заполняющая промежуток между созданием продукции и доведением ее до потребителя[1]. Таким образом, посредническая деятельность заполняет четко выраженный разрыв в воспроизводственном процессе, который в условиях рыночных отношений опосредуется договорами купли-продажи товара. Институт торгового посредничества, наряду с маркетинговой и рекламной деятельностью имеет глубокие и широко развитые формы, определенные традиции в мировом сообществе, а также достаточно развитую нормативно-правовую базу. Большинство экономистов к собственно посреднической деятельности относят деятельность по содействию в заключении контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами рынка товаров и услуг.

Актуальность исследования посредничества, как социально-экономического феномена определяется исключительной распространенностью этого явления в практике российского общества и низкой изученностью его в научной литературе. В этой связи необходимо рассмотреть посредничество как многоаспектное социально-экономическое явление.

Посредничество как неотъемлемая часть рыночной экономики, как рыночный «феномен» рассматривается в трудах Н. Беликовой, О. Бодягина, Е. Пузиковой, Н. Семенова, Л. Стровского.

В зарубежной экономической науке торговое посредничество рассматривается как более широкое понятие, как устоявшаяся категория международной торговли. В общем плане значимость института торгового посредничества для экономик переходного периода отражена в работах Я. Корнаи, В. Леонтьева, П. Линдерта, А. Маршалла, Ф. Хайе­ка, Л. Эрхарда.

В настоящее время наблюдается отчетливая тенденция возрастания роли торгово-посреднической деятельности. Происходит укрупнение и объединение торгово-посреднических фирм, создание крупных монополий и транснациональ­ных корпораций с их участием. Торговые монополии через мелкие и средние фирмы экспортеров и производителей в развивающихся странах осуществляют скупку сырья (характерно и в отношении России), которое сами перерабатывают и реализуют через собственные магазины[2].

Таким образом, недостаточное количество публикаций в периодической и научной литературе, посвященных проблемам посредничества говорит о научной актуальности исследуемой темы.

Целью исследования является определение роли экономического посредничества в сфере купли – продажи продукции.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      рассмотреть  сущность концепции посреднической деятельности;

      проанализировать основные принципы посредничества;

      выявить критерии выбора торговых посредников;

      провести методологию выбора посредников;

      проанализировать основные тенденции развития посредничества в сфере купли-продажи финансовой продукции;

      выявить перспективы развития финансовых супермаркетов в России.

Объектом исследования является финансовый супермаркет как посредник в купле-продаже  финансовой продукции. Предметом исследования является  процесс определения роли посредничества в экономике.

Для решения поставленных задач в работе используются методы статистической обработки данных, аналитический методы, а также основные положения теории экономики, маркетинга.

При рассмотрении проблемы за основу взяты такие научные источники, как:

-учебная литература;

-специализированные журналы, книги в области экономики, маркетинга, логистики

-интернет издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.        ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСРЕДНИЧЕСТВА

 

1.1.           Сущность концепции посреднической деятельности

 

Коммерческое посредничество – это продукт товарного производства, который появляется там и тогда, где и когда возникает объективная потребность в посреднике между товаропроизводителем и потребителем[3]. Именно в рыночной экономике коммерческое посредничество обретает наиболее зрелые формы, организационно – технически и социально – экономически обосабливается от других форм коммерческой деятельности.

Для дифференциации коммерческого посредничества можно использовать разделение по видам рынков: коммерческое посредничество на рынке товаров, коммерческое посредничество на рынке капитала, коммерческое посредничество на рынке труда, коммерческое посредничество на рынке информации, коммерческое посредничество на рынке услуг, прочие.

С позиции удовлетворения запросов потребителей коммерческое посредничество выступает поставщиком специфического продукта – услуги, потребительская стоимость которого выражается в способности преодоления организационно - экономически и пространственно - экономически разобщенных субъектов рынка (товаропроизводителей, поставщиков, покупателей, потребителей и т.д.). Это касается продуктов всех форм коммерческого посредничества независимо от специализации по видам деятельности. Экономическая природа коммерческого посредничества на рынке товаров и услуг выражается в его способности восстанавливать единство пространственно-экономической разобщенности производства и потребления товаров и услуг с максимально возможной выгодой для товаропроизводителей и потребителей, а также, разумеется, и самих коммерческих посредников.

Так, под коммерчес­ким посредничеством понимается содействие в совершении торговой сделки между продавцом и покупателем за определенное вознаграждение, под торговым посредничеством – занятие в виде промысла посредничеством между сторонами, желающими заключить сделку. При этом существует посредничество, связанное с другими элементами коммерческой инфраструктуры (биржевое, фондовое, финансовое и т. п.).

В динамично развивающихся экономиках посредничество, так же как и в России имеет тенденцию устойчивого роста. Так, в США насчитывается около 20 типов различного рода посреднических структур, а с учетом товарной специализации их число превышает несколько тысяч. При этом в США на независимых посредников приходиться 52% общего объема продаж продукции, а на долю оптовых филиалов промышленных компаний лишь 40%. В Японии функционируют около 120000 посреднических структур, на долю которых приходиться почти 60% объема продаж продукции производственно-технического назначения[4].

Экономическая теория говорит о трех формах полезности коммерческого посредничества независимо от статуса самой посреднической организации:

1. полезность состояния, т.е. превращение производственного ассортимента товаров в потребительский, включая предпродажное и послепродажное обслуживание;

2. пространственная полезность, т.е. снижение затрат (потерь) из-за пространственной разобщенности производства и потребления товаров;

3. временная полезность, т.е. компенсация затрат (потерь) временной разобщенности производства и потребления товаров.

 

1.2. Основные принципы посредничества

 

Для раскрытия концепции посреднической деятельности необходимо указать основные принципы, действующие на рынке.

Во-первых, это тесная связь посредничества с маркетингом, она определяется сущностью современной концепции маркетинга, преобладающей на большинстве рынков, и воплощена в лозунге «Продавать нужно только то, что можно продать»[5].

Во-вторых, умение предвидеть коммерческие риски является так же очень важным принципом для предпринимателя в сфере посредничества. Риск – это степень неопределенности результата, это возможные убытки в работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов до его реализации. Риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения фирмы, а также в результате заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами, связанных с действиями конкурентов, из-за уничтожения или порчи груза при транспортировке, от стихийных бедствий, от возможной нечестности работников фирмы. Кроме того, риск может воз­никнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации. Посредническая деятельность без рисков невозможна, однако, при ее планировании важно предусмотреть влияние риска. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимо использовать максимально возможный объем информации, всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала.

В-третьих, существует такое понятие как личная инициатива, которая зависит непосредственно от каждого человека, работающего в сфере посредничества, и определяется не только личностными характеристиками, но и культурой труда. Личностные характеристики формируют основу деловых качеств. Под культурой труда подразумевается определенный уровень общей организации труда, отказ от устаревших и восприимчивость к новым, более эффективным методам и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск и вовлечение в сферу труда новых научно-технических достижений, бережное отношение к собственности, а также готовность быстро воспринимать все новое, что может оказать воздействие на повышение эффективности деятельности.

В-четвертых, работа посреднической организации в сфере товарного обращения оценивается с помощью различных показателей, а именно, объемом реализации товаров, уровнем издержек обращения, показателями товарооборачиваемости и рядом других. Однако наиболее точно отражает эффективность посреднической работы показатель прибыли. Поэтому нацеленность коммерческого предприятия на достижение в конечном результате прибыли является одним из основных принципов посреднической деятельности.

 

1.3. Целесообразность использования посредников

 

Основная цель использования посредников – повышение экономической целесообразности и эффективности отдельных операций.[6] Несмотря на расходы по оплате вознаграждения посредникам экономичность операций повышается за счет следующих факторов:

– привлечение посредников повышает оперативность сбыта товаров, что способствует увеличению прибыли продавца за счет ускоренного оборота его капитала;

– посредники, находясь ближе к покупателю, лучше знают рынок и более оперативно реагируют на изменение его конъюнктуры, что позволяет реализовывать товар на более благоприятных для экспортера условиях, освобождая его от многих забот, связанных с реализацией товара;

– привлечение посредников создает возможность повысить конкурентоспособность товаров за счет сокращения сроков поставок и промежуточных складов, лучшего складирования и хранения товаров, предпродажного сервиса и технического обслуживания, специальной маркировки, комплектации изделий в соответствии с местными требованиями;

– некоторые посредники финансируют сделки предприятия (на основе как краткосрочного, так и среднесрочного кредитования), авансируют поставщиков, вкладывая собственный капитал в создание и функционирование сбытовой сети, что создает важные экономические преимущества от экономии средств, вкладываемых в обращение;

– посредники обеспечивают для предприятия возможность относительно быстрого выхода на новые рынки, более легкого доступа к покупателям, дают возможность экспортеру уменьшить или устранить кредитные риски, экономить на бухгалтерских и канцелярских расходах, оптимизировать затраты на маркетинг, рекламу и т.п.;

– посредники, всегда находясь в более тесном контакте с конечными потребителями товаров и услуг, являются важными постоянными источниками ценной первичной информации о рынке – его емкости, тенденциях формирования и изменения спроса, его сегментации, положении конкурентов, перспективах сбыта, ценах и возможностях их изменения, современных требованиях к уровню качества и конкурентоспособности товара. Умелое использование такой информации, как показывает практика работы отдельных фирм, часто позволяет им получать важные конкурентные преимущества, активно совершенствовать тактику и стратегию сбыта, многократно окупая затраты на оплату услуг посредников;

Информация о работе Экономика посредничества в сфере купли-продажи