Экономика посредничества в сфере науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является исследование экономических основ посреднической деятельности в сфере научных исследований.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить науку как сектор национальной экономики
- описать виды посредничества в сфере научных исследований
- проанализировать структуру и отраслевые процессы посредничества в сфере научных исследований РФ
-разработать экономическую модель посредничества в сфере научных исследований.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Наука как сектор национальной экономики…………………………..4
1. Сущность науки и ее классификация…………………………………4
2. Наука в системе государственных приоритетов……………………..7
3. Формы государственного регулирования науки……………………..9
4. Современное состояние научного комплекса……………………….10
5. Механизмы планового финансирования расходов на науку……….11
6. Наука как сектор национальной экономики………………………....14
2. Анализ структуры и отраслевых процессов посредничества в сфере научных исследований РФ………………………………………...………….16
1. Понятие посредника и посреднической деятельности……………...16
2. Посредничество в сфере научных исследований……………………17
1. Российский опыт……………………………………………………18
2. Современные тенденции посредничества в сфере научных исследований…………………………………………………………………...20
3. Экономическая модель посредничества…………………………….…37
3.1. Обоснование экономической модели посредничества……………….…38
3.2 Экономическая модель посредничества в трех аспектах………………..39
Заключение……………………………………………………………….……..40
Список литературы……………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЧИСТОВИК.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

1.3. Формы государственного  регулирования науки. 

Важно понять, что наука сегодня, с одной  стороны - часть национальной культуры, сохранение и развитие которой является таким же приоритетом государства, как и защита суверенитета страны. И столь же естественно видеть в прикладных исследованиях и разработках часть экономики, которая должна регулироваться законами рынка.4

Формы государственного регулирования науки, научно-технических и инновационных  процессов разнообразны. Основные из них следующие:

— государство  способствует сохранению и развитию ведущих научных школ и научных  направлений, в том числе обеспечивая на государственной основе подготовку научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

— в  рамках правительственных ведомств реализуются разнообразные программы, направленные на повышение инновационной  активности бизнеса; для этих целей эффективно используются бюджетные средства, направляемые на поддержку науки;

— создаются  условия для здоровой конкуренции  и предпринимательства в сфере  науки и техники, стимулирования и поддержки инновационной деятельности;

— фискальные и другие инструменты государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, обусловливающее эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;

— государство  выступает в роли посредника при  организации эффективного взаимодействия академической, вузовской и прикладной науки, стимулируя различными методами кооперацию в области НИОКР.

Экономика России, обладающая значительной частью государственной собственности, имеет  широкие возможности по залоговому обеспечению государственным имуществом кредитования приоритетных научных и научно-технических программ. 

1.4. Современное состояние  научного комплекса. 

Эффективность функционирования научного комплекса  зависит от уровня развития научного потенциала, который является важнейшим  неисчерпаемым и возобновляемым ресурсом страны. Научный потенциал характеризуется:

— объемом  финансирования научного комплекса, в  том числе за счет средств: государственного бюджета, внебюджетных фондов, организаций  предпринимательского сектора, иностранных  инвесторов;

— количеством  научных организаций, в том числе: учреждений академического сектора  науки, организаций вузовского и  отраслевого секторов науки, конструкторских, проектных и проектно-изыскательских организаций, научных организаций  негосударственного сектора;

— уровнем  развития материально-технической  базы науки;

— численностью работающих в сфере науки, в том  числе: действительных членов академии наук (включая отраслевые академии), членов-корреспондентов академии наук, докторов наук и профессоров, кандидатов наук. 
 
 
 
 

1.5. Механизмы планового  финансирования расходов  на науку. 

В условиях развития рыночных отношений механизм финансирования научной и научно-технической  деятельности основывается на его целевой  ориентации и множественности источников финансирования.

Финансирование  указанных видов деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных  или приравненных средств хозяйствующих  субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с действующим законодательством.

При этом источники финансирования науки  имеют целевую направленность и  в основном зависят от характера  выполняемых работ и видов  научной деятельности. Так, фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета, включая средства Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда.

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые в рамках федеральных целевых программ, а также исследовательские и экспериментальные работы, направленные на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений науки и техники, т. е. исследования, имеющие прикладной характер, финансируются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, а также за счет собственных средств предприятий и организаций (заказчиков) на долевой основе.

Министерство  науки и технологий Российской Федерации  как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет финансирование:

— конкурсного  фонда индивидуальной поддержки  ведущих ученых и научных школ;

— федеральных  целевых научно-технических программ;

— межведомственной программы «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»;

— приоритетных направлений научно-технического прогресса;

— подведомственных научных организаций;

— корпорации «Трансстрой», Межгосударственного  авиационного комитета, Российского  научного центра «Курчатовский институт» и Объединенного института ядерных исследований.

В настоящее  время организационно-экономическая  среда, в которой работают научно-технические  организации, определяется:

— сокращением  платежеспособного спроса заказчиков;

— определенной «оторванностью» научно-технической продукции от потребителей;

— ограниченностью  бюджетных средств в связи  с резким спадом производства;

— неплатежеспособностью  предприятий в течение длительного  времени;

— острой зависимостью экономики от импорта, а также растущей внешней и внутренней задолженностью;

— наличием негосударственного сектора науки;

— низким спросом со стороны коммерческих структур на собственно научную продукцию  и, наоборот, возрастающей их заинтересованностью  в использовании квалифицированных  научных кадров, оборудования, материалов, находящихся в сфере науки;

— отсутствием  существенных налоговых льгот;

— неэффективным  государственным регулированием науки  или полным его отсутствием.

Поиски  более эффективных путей преодоления  кризисного состояния науки позволяют сделать вывод о необходимости формирования оптимальной структуры научных организаций, сконцентрированных на конкретных направлениях исследований.

В последнее  время сформировалась принципиально  новая форма научной и инновационной  деятельности — технопарки. Это самостоятельные образования, на организацию которых предпринимательские структуры выделяют средства, а высшие учебные заведения — научные кадры, оборудование и территорию.

Соответственно  программа исследований технопарков  полностью определяется потребностями предпринимательских структур, участвующих в финансировании технопарков. Руководство ими осуществляется специальными комиссиями из представителей предпринимательских структур и учебных заведений или привлеченной организацией, специализирующейся в области управления научными исследованиями и инновационными проектами.

В настоящее  время в России созданы и действуют 27 технопарков и 63 инкубатора инновационного бизнеса, которые объединены в ассоциацию «Технопарк».

С переходом  на рыночные отношения все большую роль в обосновании эффективности научных исследований на уровне фирм, корпораций и предприятий играют показатели коммерческой эффективности. Она определяется как отношение результатов, получаемых и в процессе научных исследований, и при их практическом внедрении, к затратам, включающим единовременные и текущие расходы, при этом результаты могут быть выражены в форме дополнительной прибыли или прироста прибыли в той части, которая может быть отнесена на результаты научных разработок.

Научная деятельность часто сопряжена с риском, что является определенным тормозом для развития науки на уровне конкретных  заказчиков (потребителей) научной продукции. Этот риск связан с вероятностным характером результатов научных исследований, что не исключает некоторого просчета при определении производственных и коммерческих результатов. 

В заключение необходимо отметить, что развитие российской науки и сферы инновационной деятельности всё в большей мере подчиняется требованиям экономической целесообразности, преодолевается автаркия научно-технического развития, происходит формирование российского сегмента в мировом рынке инноваций. Именно эти аспекты наиболее рельефно отражают современные процессы в сфере инновационной деятельности и определяют особенности политики приспособления и адаптации национальной научно-технической системы к реалиям складывающихся рыночных отношений. При всей неоднозначности и незавершенности этих процессов, во многих случаях противоречащих сложившимся традициям, менталитету и психологическим установкам российских учёных, обозначенные тенденции соответствуют глобальным изменениям современного научного и инновационного развития.5 

1.6. Наука как сектор национальной экономики. 

Наука сегодня, с одной стороны - часть  национальной культуры, сохранение и развитие которой является одним из приоритетов государства. И столь же естественно видеть в прикладных исследованиях и разработках часть экономики, которая должна регулироваться законами рынка. В первом случае максимально возможный для государства бюджет должен распределяться внутри научного сообщества им самим. Во втором случае государству следует вмешиваться в прикладную науку ровно в той мере, в какой оно готово вмешаться, например, в судостроение или жилищное строительство. Правительство в этом случае должно просчитывать рыночные перспективы - как изменения в этом секторе повлияют на смежные отрасли, отразятся на экономике в целом.

России  необходимо как можно активнее осваивать  действующие международные грантовые  системы, включаясь в состав их доноров, открывать для наших ученых новые грантовые возможности.

В научно-технической  сфере, рассматриваемой как сектор экономики, государство, основную поддержку должно оказывать не деньгами, а создавая стимулы для участников процесса. Иными словами, надо помогать производителю, устанавливая налоговые льготы и преференции для его клиентов: для потребителей продукции малых технологических предприятий, заказчиков научных исследований.

Вопрос  же об эффективности науки прост: все определяет спрос на ее результаты. 

Высокотехнологическая продукция часто не находит спроса, потому что в России пока не научились ни изучать, ни формировать спрос. Как правило, мы думаем о том, в состоянии ли сделать некий замечательный продукт, а не о том, готов ли будет кто-то его покупать за ту цену, которая у нас получилась.

Принцип: "лучший эксперт - это инвестор" до сих пор верен.

Профессиональные  инвесторы обязательно внедрят  и профессиональный маркетинг, без  чего современная рыночная экономика  просто не работает.

В настоящий момент, в экономике России, направленной на сырьевой рынок, наметился спад экономического роста. Следовательно, переход от сырьевой экономики к экономике знаний неизбежен.

Очень важно обеспечить поддержку промышленного  экспорта, в том числе продукции высокотехнологических компаний. Сегодня каждое государство поддерживает национальный экспорт. По европейским нормам России для успешной поддержки своего промышленного экспорта необходимо тратить ежегодно 0,3 процента своего ВВП, а это десятки миллиардов рублей. Наше государство сейчас не вкладывает в это даже десятков миллионов рублей, и здесь одна из причин, по которым российский экспорт промышленной продукции - не сырья, с сырьем все в порядке - неприлично мал.

Важно разобраться с проблемами интеллектуальной собственности, причем я бы выделил в качестве приоритета защиту наших патентов за рубежом. Если бы удалось найти системное, с участием государства, решение этой проблемы, мы могли бы немало зарабатывать на лицензиях. И направлять существенную часть этих денег на развитие инновационной инфраструктуры.

Можно сделать вывод, что наука –  самостоятельный сектор экономики, так как главной целью является формирование спроса и удовлетворение потребностей в наукоемкой продукции. Но и наука – это стартовая страница в любом секторе экономики, потому что, не зная теоретических преимуществ, нельзя получить практическую выгоду.

Информация о работе Экономика посредничества в сфере науки