Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:42, контрольная работа
Главное назначение всех звеньев бюджетной системы - финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.
Расходы (инвестиции) бюджета - денежные средства, направляемые на финансирование функций государства и местного самоуправления.
В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.
Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку и развитие отраслей экономики
Главное назначение всех звеньев бюджетной системы - финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.
Расходы (инвестиции) бюджета - денежные средства, направляемые на финансирование функций государства и местного самоуправления.
В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
Во всех звеньях бюджетной
системы текущие расходы
Капитальные расходы бюджетов
- часть расходов бюджетов, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную
деятельность, включающая статьи расходов,
предназначенные для инвестиций
в действующие или вновь
Это средства, предоставляемые
в качестве бюджетных кредитов на
инвестиционные цели, расходы на проведение
капитального (восстановительного) ремонта
и иные расходы, связанные с расширенным
воспроизводством, расходы, при осуществлении
которых создается или
В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.
В развитых странах значительная часть научных исследований финансируется из государственного бюджета. Инвестиции в науку считаются приоритетными, так как научные достижения, в первую очередь, определяют духовное, социальное и экономической развитие общества.
В 1991 году Россия тратила на науку 1% ВВП и 3,9% расходной части бюджета, а в 2002 году - всего 0,4% ВВП, 2% федерального и 1% консолидированного бюджетов. Наука стала второстепенной статьей расходов бюджета. мизерное финансирование повлекло за собой нарастание застоя, а затем постепенную деградацию мощной научно-технической системы страны. В настоящее время 90-95% затрат расходуются на оплату труда и коммунальных услуг и лишь 5-10% - на приобретение научного оборудования и развитие экспериментальной базы.
Финансирование НИОКР за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Однако в последние годы произошло сокращение выделения средств на эти цели.
При сохранении этих тенденций в дальнейшем произойдет окончательное разрушение единой системы науки, что негативно скажется на многих аспектах жизнедеятельности России.
При формировании бюджетов органы представительной и исполнительной власти определяют получателей ассигнований, методы финансирования государственных фондов научно - технической деятельности, распределение бюджетных средств между федеральными целевыми программами (ФЦП), федеральными органами исполнительной власти, научными организациями, государственными научными фондами.
Основными получателями ассигнований федерального бюджета являются: Министерство промышленности и науки РФ, Министерство образования РФ, другие министерства и ведомства, система научных фондов, а также ряд академий и наиболее значительные высшие учебные и научные заведения. помимо этого, через Министерство финансов РФ финансируются расходы на международные научные и информационные связи, оплату контрактов по закупке научного оборудования, оргтехники, материалов и реактивов, зарубежных научных журналов, а также на обеспечение морских экспедиций, ремонт научно-исследовательских судов для российских академий наук.
Отдельно в классификации
целевых статей выделено финансирование
разработок перспективных технологий
и приоритетных направлений научно-
Классификация видов расходов федерального бюджета на науку предусматривает финансирование:
- федеральных целевых программ;
- конкурсного фонда
- создания компьютерных
сетей связи и баз данных
фундаментальной науки и
- НИОКР, выполняемых
- НИОКР, выполняемых научными
учреждениями, подведомственными головному
заказчику, в интересах
- ремонта научно-
- естественных и технических наук;
- общественных наук;
- организации НИОКР в
интересах научно-технического
Главный метод бюджетного финансирования научной деятельности - сметный. Затраты на науку складываются из оплаты труда творческого персонала. Условий и материальной базы, содержания аппарата управления и обслуживания. Соответственно общая смета бюджетной научной организации содержит следующие основные разделы:
- свод расходов;
- расчет расходов на
содержание аппарата
- расчеты производственных показателей;
- расчеты расходов по статьям затрат;
- распределение объема
затрат по видам работ,
Конкретными расходами сметы являются:
1) оплата труда (заработная
плата, добавки, прочие
2) начисления на фонд оплаты труда;
3) приобретение предметов
снабжения и расходных
4) командировки и служебные разъезды;
5) оплата транспортных, коммунальных и других услуг;
6) капитальные расходы;
7) содержание служб безопасности
органов государственной
8) субсидии и текущие трансферты;
9) прочие расходы.
Значительные средства государство выделяет на реформирование научно-технической сферы. Особое внимание при планировании и финансировании расходов федерального бюджета на науку уделяется следующим позициям:
- участие в международных исследованиях;
- международные научные и информационные связи;
- НИОКР;
- проведение фундаментальных исследований;
- проведение прикладных
исследований в области
- проведение медицинских исследований.
Кроме прямого бюджетного финансирования государство оказывает стимулирующее воздействие на сферу науки с помощью различных налоговых льгот, таких как освобождение от НДС, освобождение от налога на имущество, освобождение от земельного налога. Перечисленные налоговые льготы составляют значительные финансовые ресурсы для развития науки в стране.
Федеральные научно-технические
программы, приоритетные прикладные научные
исследования и экспериментальные
разработки финансируются за счет средств
федерального бюджета, фондов поддержки
научной и (или) научно-технической
деятельности и в порядке долевого
участия за счет средств организаций,
объединений, банков и других хозяйствующих
субъектов. В порядке долевого участия
могут финансироваться также
научно-технические программы, сформированные
и реализуемые на основе международных
и межотраслевых научно-
Научные работы регионального
значения могут финансироваться
из территориальных бюджетов, региональных
фондов поддержки научно-технической
деятельности и в порядке долевого
участия за счет средств заинтересованных
организаций. Наиболее важные региональные
научные и научно-технические
проекты, результаты которых предполагается
использовать в других регионах, могут
полностью или в порядке
Расходы на экономические
функции составляют третью часть
расходов бюджетов РФ: это все ассигнования
бюджетов, за исключением средств, используемых
на финансирование традиционных государственных
функций и социальной сферы. По экономическому
назначению указанные расходы должны
обеспечивать функционирование государственного
производственного сектора и
экономическое регулирование
Расходы на экономические
функции осуществляются федеральным
бюджетом, бюджетами субъектов РФ
и местными бюджетами. На внебюджетные
государственные фонды
Исходя из функциональной классификации расходов бюджетов РФ в группу расходов на экономические функции следует включить затраты на:
-промышленность, энергетику и строительство;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
- транспорт, дорожное
хозяйство, связь и
- предупреждение и ликвидацию
последствий чрезвычайных
- жилищно-коммунальное
- обслуживание государственного долга;
- финансовую помощь бюджетам других уровней;
- пополнение государственных запасов и резервов;
- мобилизационную подготовку экономики;
- целевые бюджетные фонды производственного назначения;
- прочие расходы.
В целом затраты можно разделить на две группы:
1. Расходы на финансирование
государственного сектора - содержание
и эксплуатация
2. Расходы на экономическое
регулирование национальной
Экономические расходы производятся как из текущего бюджета, так и из бюджета развития. Бюджет развития призван стать важным целевым финансовым инструментом расходов на расширенное воспроизводство и инновации. С его помощью органы государственной власти стимулируют привлечение в дополнение к бюджетным средствам денежных ресурсов частных инвесторов и инвестиционных институтов для реализации проектов по структурной перестройке экономики. Бюджет развития создается во всех структурах бюджетной системы, особенно на федеральном и субъективном уровнях. Удельный вес его в объеме государственных инвестиций страны пока небольшой.
Ассигнования из бюджета развития осуществляются на конкурсной, возвратной, платной и целевой основах. К важнейшим направлениям его использования относятся: производственные капитальные вложения; закупка оборудования в счет иностранных кредитов; финансовая поддержка экспорта; санация предприятий; выплаты по государственным гарантиям, предоставленным зарубежным инвесторам.
Средства бюджета развития идут на финансирование:
- экспортно - ориентированных,
импортозамещающих и других
- высокоэффективных инвестиционных проектов;
- инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности;
- резервного фонда
бюджета развития РФ под ранее
предоставленные
- прочих инвестиционных мероприятий.