Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку и развитие отраслей экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Главное назначение всех звеньев бюджетной системы - финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.
Расходы (инвестиции) бюджета - денежные средства, направляемые на финансирование функций государства и местного самоуправления.
В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

Файлы: 1 файл

Расходы бюджетной системы на науку.docx

— 20.74 Кб (Скачать)

Расходы бюджетной системы  на науку, государственную поддержку  и развитие отраслей экономики

 

Главное назначение всех звеньев  бюджетной системы - финансовое обеспечение  выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется  система бюджетных расходов.

Расходы (инвестиции) бюджета - денежные средства, направляемые на финансирование функций государства и местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся  на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Во всех звеньях бюджетной  системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые  предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

 

Это средства, предоставляемые  в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта  и иные расходы, связанные с расширенным  воспроизводством, расходы, при осуществлении  которых создается или увеличивается  имущество, находящееся в собственности  соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований.

 

В составе капитальных  расходов бюджетов формируется бюджет развития.

 

В развитых странах значительная часть научных исследований финансируется  из государственного бюджета. Инвестиции в науку считаются приоритетными, так как научные достижения, в первую очередь, определяют духовное, социальное и экономической развитие общества.

В 1991 году Россия тратила  на науку 1% ВВП и 3,9% расходной части  бюджета, а в 2002 году - всего 0,4% ВВП, 2% федерального и 1% консолидированного бюджетов. Наука стала второстепенной статьей расходов бюджета. мизерное финансирование повлекло за собой нарастание застоя, а затем постепенную деградацию мощной научно-технической системы страны. В настоящее время 90-95% затрат расходуются на оплату труда и коммунальных услуг и лишь 5-10% - на приобретение научного оборудования и развитие экспериментальной базы.

Финансирование НИОКР  за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Однако в последние годы произошло  сокращение выделения средств на эти цели.

 

При сохранении этих тенденций  в дальнейшем произойдет окончательное  разрушение единой системы науки, что  негативно скажется на многих аспектах жизнедеятельности России.

При формировании бюджетов органы представительной и исполнительной власти определяют получателей ассигнований, методы финансирования государственных  фондов научно - технической деятельности, распределение бюджетных средств между федеральными целевыми программами (ФЦП), федеральными органами исполнительной власти, научными организациями, государственными научными фондами.

Основными получателями ассигнований федерального бюджета являются: Министерство промышленности и науки РФ, Министерство образования РФ, другие министерства и ведомства, система научных  фондов, а также ряд академий и  наиболее значительные высшие учебные  и научные заведения. помимо этого, через Министерство финансов РФ финансируются расходы на международные научные и информационные связи, оплату контрактов по закупке научного оборудования, оргтехники, материалов и реактивов, зарубежных научных журналов, а также на обеспечение морских экспедиций, ремонт научно-исследовательских судов для российских академий наук.

Отдельно в классификации  целевых статей выделено финансирование разработок перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса.

Классификация видов расходов федерального бюджета на науку предусматривает  финансирование:

- федеральных целевых  программ;

- конкурсного фонда индивидуальной  поддержки ведущих ученых и  научных школ;

- создания компьютерных  сетей связи и баз данных  фундаментальной науки и техники;

- НИОКР, выполняемых соисполнителями  по договорам в рамках федеральных  программ;

- НИОКР, выполняемых научными  учреждениями, подведомственными головному  заказчику, в интересах отрасли;

- ремонта научно-исследовательских  судов;

- естественных и технических  наук;

- общественных наук;

- организации НИОКР в  интересах научно-технического прогресса.

 

Главный метод бюджетного финансирования научной деятельности - сметный. Затраты на науку складываются из оплаты труда творческого персонала. Условий и материальной базы, содержания аппарата управления и обслуживания. Соответственно общая смета бюджетной  научной организации содержит следующие  основные разделы:

- свод расходов;

- расчет расходов на  содержание аппарата управления;

- расчеты производственных  показателей;

- расчеты расходов по  статьям затрат;

- распределение объема  затрат по видам работ, структурным  подразделениям и темам.

 

 

Конкретными расходами сметы  являются:

1) оплата труда (заработная  плата, добавки, прочие денежные  пособия);

2) начисления на фонд  оплаты труда;

3) приобретение предметов  снабжения и расходных материалов;

4) командировки и служебные  разъезды;

5) оплата транспортных, коммунальных  и других услуг;

6) капитальные расходы;

7) содержание служб безопасности  органов государственной власти;

8) субсидии и текущие  трансферты;

9) прочие расходы.

 

Значительные средства государство  выделяет на реформирование научно-технической  сферы. Особое внимание при планировании и финансировании расходов федерального бюджета на науку уделяется следующим  позициям:

- участие в международных  исследованиях;

- международные научные  и информационные связи;

- НИОКР;

- проведение фундаментальных  исследований;

- проведение прикладных  исследований в области сельского  хозяйства, здравоохранения, образования,  искусства. Архитектуры и градостроительства;

- проведение медицинских  исследований.

 

Кроме прямого бюджетного финансирования государство оказывает  стимулирующее воздействие на сферу  науки с помощью различных  налоговых льгот, таких как освобождение от НДС, освобождение от налога на имущество, освобождение от земельного налога. Перечисленные  налоговые льготы составляют значительные финансовые ресурсы для развития науки в стране.

Федеральные научно-технические  программы, приоритетные прикладные научные  исследования и экспериментальные  разработки финансируются за счет средств  федерального бюджета, фондов поддержки  научной и (или) научно-технической  деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих  субъектов. В порядке долевого участия  могут финансироваться также  научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных  и межотраслевых научно-технических  соглашений, научно-технические программы  создания новой техники и технологий двойного применения. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ имеют  право устанавливать для государственных  научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных разработок.

Научные работы регионального  значения могут финансироваться  из территориальных бюджетов, региональных фондов поддержки научно-технической  деятельности и в порядке долевого участия за счет средств заинтересованных организаций. Наиболее важные региональные научные и научно-технические  проекты, результаты которых предполагается использовать в других регионах, могут  полностью или в порядке долевого участия финансироваться за счет средств федерального бюджета.

 

 

Расходы на экономические  функции составляют третью часть  расходов бюджетов РФ: это все ассигнования бюджетов, за исключением средств, используемых на финансирование традиционных государственных  функций и социальной сферы. По экономическому назначению указанные расходы должны обеспечивать функционирование государственного производственного сектора и  экономическое регулирование национальной экономики. Выражение «расходы на экономические  функции» более правильное по сравнению  с часто встречающимися в экономической  и статистической литературе выражениями  «расходы на экономическую поддержку  промышленности», «расходы на экономические  нужды» или «расходы на народное хозяйство».

Расходы на экономические  функции осуществляются федеральным  бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. На внебюджетные государственные фонды приходится незначительная доля: их средства направляются на содержание материальной части фондов, инвестиционную деятельность на финансовом рынке.

 

Исходя из функциональной классификации расходов бюджетов РФ в группу расходов на экономические  функции следует включить затраты  на:

-промышленность, энергетику  и строительство;

- сельское хозяйство и  рыболовство;

- охрану окружающей среды  и природных ресурсов, гидрометеорологию,  картографию и геодезию;

- транспорт, дорожное  хозяйство, связь и информатизацию;

- предупреждение и ликвидацию  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- обслуживание государственного  долга;

- финансовую помощь бюджетам  других уровней;

- пополнение государственных  запасов и резервов;

- мобилизационную подготовку  экономики;

- целевые бюджетные фонды  производственного назначения;

- прочие расходы.

 

В целом затраты можно  разделить на две группы:

1. Расходы на финансирование  государственного сектора - содержание  и эксплуатация государственного  имущества (дороги, связь и т.д.). размеры и динамика данной группы определяются особенностями социально-экономического положения государства, его историческим развитием и другими факторами, т.е. чем больше госсектор, тем значительнее расходы, и наоборот.

2. Расходы на экономическое  регулирование национальной экономики  - это затраты: на экономическое  реформирование; управление курсом  национальной валюты; обслуживание  государственного долга; покрытие  дефицита бюджета; пополнение  страховых запасов и резервов; регулирование финансовой обеспеченности  регионов и др. это наибольшая  по объему расходов группа, хотя  и весьма непостоянная. Такие  ее статьи, как облуживание государственного  долга, регулирование бюджетов  территорий РФ, в значительной  степени обусловлены скорее не  объективным, а субъективным, политическим  характером.

 

Экономические расходы производятся как из текущего бюджета, так и из бюджета развития. Бюджет развития призван стать важным целевым финансовым инструментом расходов на расширенное воспроизводство и инновации. С его помощью органы государственной власти стимулируют привлечение в дополнение к бюджетным средствам денежных ресурсов частных инвесторов и инвестиционных институтов для реализации проектов по структурной перестройке экономики. Бюджет развития создается во всех структурах бюджетной системы, особенно на федеральном и субъективном уровнях. Удельный вес его в объеме государственных инвестиций страны пока небольшой.

Ассигнования из бюджета  развития осуществляются на конкурсной, возвратной, платной и целевой  основах. К важнейшим направлениям его использования относятся: производственные капитальные вложения; закупка оборудования в счет иностранных кредитов; финансовая поддержка экспорта; санация предприятий; выплаты по государственным гарантиям, предоставленным зарубежным инвесторам.

 

Средства бюджета развития идут на финансирование:

- экспортно - ориентированных,  импортозамещающих и других инвестиционных  проектов российских организаций;

-    высокоэффективных  инвестиционных проектов;

-    инвестиционных  программ конверсии оборонной  промышленности;

-  резервного фонда  бюджета развития РФ под ранее  предоставленные государственные  гарантии;

-   прочих инвестиционных  мероприятий.

 

Информация о работе Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку и развитие отраслей экономики