Система государственного права как отрасли права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 14:01, реферат

Краткое описание

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
• Охрана прав и свобод человека (отношения между государством и человеком);
• Устройство государства и государственной власти (властные отношения).
Другими словами государственное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 20.01 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

ПРАВА

 

 

 

РЕФЕРАТ на тему: «Система государственного права как отрасли права»

 

 

 

 

Подготовил:

Студент 4 курса

Группы РГб-111

Лапин Борис Александрович

Научный руководитель:

д.ю.н., профессор

Епифанов Александр Егорович

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2014

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

 • Охрана прав и  свобод человека (отношения между  государством и человеком);

• Устройство государства и государственной власти (властные отношения).

Другими словами государственное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей человека – по отношению к другим людям и к государству.

К источникам государственного права относятся нормативные акты, изданные различными государственными органами. Иногда в качестве собирательного термина по отношению к ним в юридической литературе употребляется слово "закон", но это не точно, поскольку под законом обычно понимают акт, принятый высшим законодательным органом, как правило, по специальной процедуре.

Остальные акты государственных органов, в идеале, в условиях демократии должны представлять собой подзаконные акты, т.е. приниматься на основе и в развитие закона, обладать меньшей юридической силой, чем закон. Но на практике даже в демократических государствах с целью более оперативного восполнения пробелов в законодательстве конституционно допускается признание силы закона за актами, не являющимися в строгом понимании этого слова законом, так как они принимаются не законодательным органом и не в соответствии с законодательной процедурой. Вместе с тем в демократическом государстве стремятся сохранить определенный контроль за принятием законов со стороны высшего коллегиального представительного органа государственной власти. Расширение полномочий органов, не являющихся законодательными, по принятию актов, имеющих силу закона, является отступлением от классических принципов демократии, а также от принципа разделения власти. А для ряда современных недемократических государств характерно, что акты главы государства или правительства, будучи формально подзаконными актами, обладают большей юридической силой, чем законы.

Ввиду значимости закона как источника права государственные органы стремятся издавать акты, весьма подробно регламентирующие те или иные стороны жизни общества.

В силу этого борьба различных политических сил развертывается именно вокруг принятия нормативных актов. Характер нормативных актов отражает соотношение различных политических сил в этой борьбе. В демократических странах существует тенденция к изданию обширных законов, которые сами непосредственно регулировали бы различные отношения. Это связано, во-первых, с наибольшей юридической силой закона для того, чтобы органы, издающие акты, регламентирующие закон, не могли выхолостить его содержание или, по крайней мере, чтобы им было весьма трудно сделать это. А, во-вторых, законы принимаются в условиях наивысшего уровня гласности, при участии различных политических сил, в том числе и оппозиционных, которые имеют определенные возможности воздействия на их содержание. Законы в большей степени отражают соотношение политических сил, чем подзаконные акты, принимаемые исполнительными органами за закрытыми дверями. Как правило, адекватное применение декларируемых в законе общих положений обеспечивается юридическими гарантиями и механизмом его претворения в жизнь, предусмотренными самим законом.

Особое значение для государственного права имеют судебные органы, осуществляющие надзор за конституционностью законодательства. Они оказывают существенное воздействие на законодательный процесс и вообще на все нормотворчество.

Характеристика системы отрасли государственного права предполагает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснования их соотношения, места каждого из них в системе отрасли. Это соотношение заключается в том, что между государственно-правовыми институтами существует правовая форма взаимодействия, в силу чего нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого института. Иначе говоря, от чего зависит то место, которое определено для того или иного правового института внутри данной отрасли? Почему на первое место поставлен институт основ конституционного строя? Первое место этого института определяется тем, что его нормы содержат исходные начала, в которых определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других правовых институтов, их последовательной ролью в определении устройства российского государства.

На следующем месте после закрепления основ конституционного строя стоит институт, определяющий основы правового положения человека и гражданина, его права, свободы и обязанности.

Правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство, определяют существующие национально-государственные и государственно-территориальные образования, в соответствии с которыми строится в последующем система государственных органов.

Государственное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:

1) связанные с правовым  статусом личности и ее взаимоотношений  с государством и гражданским  обществом;

2) связанные с организацией  государства и функционированием  публичной власти.

Здесь следует иметь в виду два принципиальных момента. Во-первых, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право регулирует лишь основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности, а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права. При этом существуют отношения, регулируемые нормами только конституционного права - статус Президента РФ, палат Федерального Собрания - Парламента РФ, законодательный процесс.

Во-вторых, со второй половины XX в. в мире отмечается тенденция к расширению предмета конституционно-правового регулирования. Под это регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества, через которые человек интегрируется в общественную жизнь и которые зачастую выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством. Указанная тенденция просматривается и в России, хотя детального регулирования политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества на уровне основного закона у нас нет.

Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты и подотрасли. Характеризуя систему конституционного права России, следует отметить, что, во-первых, в отличие от "бинарных" отраслей в конституционном праве сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве, безусловно, есть. Эти нормы регулируют динамику законодательного процесса, избирательного процесса, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т.п.

Во-вторых, в системе конституционного права, в отличие от многих других отраслей национальной системы права, сложно выделить общую и особенную части. Обычно в систему конституционного права непосредственно включают составляющие ее подотрасли и институты. При этом четкой границы между подотраслями и институтами нет: в частности, сложно соотнести по объему и содержанию институт государственной власти, с одной стороны, и подотрасли парламентского права и избирательного права, институт главы государства - с другой.

В то же время с определенной долей условности в системе конституционного права России можно выделить две части.

Каждая составная часть системы конституционного права - это соответствующая совокупность конституционно-правовых норм со своими более узким предметом правового регулирования, определенным кругом субъектов и специфическими источниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Румянцев О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание, отражение в Конституции // Государство и право. 1993. № 10.

Страшун Б.А. К вопросу о понятии конституционного права // Журнал российского права. 2006. № 10.

Чиркин В.Е. Конституционное право в РФ. М.: Юрайт, 1998.

Конституционное право: Учебное пособие: в 2-х частях. М.: Юридический колледж МГУ, 1998.


Информация о работе Система государственного права как отрасли права