Экономика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:24, курс лекций

Краткое описание

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добываемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средства и т. д.).
Важнейшие характеристики экономики — это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического прогресса (НТП), место человека в экономике. Но главное — насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потребителя.

Файлы: 1 файл

Лекции экономика в МИИТ.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

 

Тема 3. Рынок: функции, структура

 

  1.  Рынок и условия его развития.
  2. Функции рынка
  3. Структура, виды, сегментация  рынка

4. Рыночная инфраструктура  и субъекты рынка

 

1. Рынок и условия его развития.

Рынок – это многогранное понятие. Существует множество определений  рынка. Самое упрощенное определение: рынок – это место, где осуществляется купля – продажа товара. Такое определение исходит из того, что первые признаки, как место встречи продавцов и покупателей, появились еще в эпоху первобытнообщинного строя, когда общины начали обмениваться излишками своей продукции. Сегодня такой обмен называется бартером.

К. Макконнелл и С. Брю дают следующее определение: рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

В современной неоклассической  литературе используется определение, сформулированное франц. экономистом А. Курно и англ. экономистом А. Маршаллом: Рынок – это не какая – либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться.

Англ. экономист У. Джевонс  считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

Наиболее емким, полно отражающим суть рынка является следующее определение: Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли – продажи товаров и услуг. Это означает, что экономические отношения обеспечивают движение товаров и услуг от производителя к потребителю, а купля – продажа является связующим звеном в этой системе (производства и потребления).

 Рынок – это такой механизм, который поворачивает производство лицом к потребителю. Он приводится в движение экономическими интересами (потребностями) людей. Рынок не может функционировать без таких понятий как частная собственность, конкуренция, свободная рыночная цена, спрос и предложение, свобода предпринимательства. Возникновение и становление рынка – это результат длительного исторического развития. Он возник благодаря товарному производству. Следовательно,  причины его возникновения те же, что и причины возникновения товарного производства: ОРТ и экономическая обособленность товаропроизводителей.

К условиям существования (функционирования) рынка относятся:

- экономическая  самостоятельность субъектов в заключении сделок по поводу купли- продажи и в распоряжении своими доходами;

- наличие конкуренции;

- достоверная  информация о рынке;

- право субъектов  самим определять цены на свои  товары и услуги;

- определенный  избыток предложения над спросом;

- свободный  вход и выход; 

- наличие посреднических  фирм, а также прямой связи  между производителями и потребителями товаров и услуг

 

2.  Функции рынка

Рынок выполняет  следующие функции:

- ценообразующая. Рынок устанавливает цены на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения;

- информационная. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке;

- посредническая. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.

- регулирующая. Эта функция является наиболее важной. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке;

- стимулирующая. Рынок заставляет производителей снижать, а это возможно при внедрении достижений науки и техники, т.е. стимулирует НТП;

- санирующая. Рынок является жесткой, а не благотворительной системой. Ему присуще социальное расслоение и беспощадность к бедным. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всей экономики страны.

 

3.  Структура, виды, сегментация  рынка

Рынок как определенная система имеет соответствующую структуру.

Структура – закономерная устойчивая связь и взаимодействие частей и элементов целого.

Структура рынка  – это внутреннее строение отдельных его элементов, их доля в общем объеме рынка. Различают следующие классификационные признаки структуры рынка:

- по объектам  (экономическому содержанию) следует   выделять:

1. рынок товаров  и услуг (потребительский рынок);

2. рынок рабочей  силы;

3. финансовый  рынок;

4. валютный  рынок;    

5. рынок информации;

6. рынок средств  производства;     

7. рынок патентов  и лицензий.

- по субъектам  различают:

1. рынок покупателей;  

2. рынок продавцов;

3. рынок гос.  учреждений;   

4. рынок посредников.

- по географическому  (территориальному) положению различают:

1. местный  (локальный);      

2. межрегиональный;

3. республиканский;   

4. международный.

 Их можно объединить в национальный (внутренний)   рынок и мировой (внешний) рынок;

- по степени  зрелости:

1. развитый;                                         2. формирующийся;

3. монопольный;                                   4. олигопольный.

- по правовому признаку:

1. легальный (официальный);

2. нелегальный  (запрещенный): «теневой», «черный», «серый».

- по отраслевому  признаку:

1. автомобильный; 

2. сельскохозяйственный;    

3. нефтяной;  

4. компьютерный;

- по характеру  продаж:

1. оптовый;  

2. розничный.

Из структуры можно  выделить следующие виды рынков:

* Рынок товаров  и услуг. В эту группу входят:

- рынки потребительских  товаров (продовольственных и непродовольственных);

- рынки потребительских  услуг (бытовых, транспортных, коммунальных);

- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения;

* Рынки факторов  производства. В их состав входят:

- рынки капиталов;     

- рынки труда  (рабочей силы); 

- рынки земли;

* Финансовые  рынки. К ним относятся:

- кредитные  рынки;       

- инвестиционные рынки;

- фондовые  рынки (РЦБ);   

- валютно –  денежные рынки;

* Рынки интеллектуального  труда (изобретения, произведения литературы и искусства, инновации, сертификаты, лицензии).

В современных условиях широкое распространение получили спотовый и срочный рынки.

Спотовый рынок – это вид рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной доставкой. В спотовом рынке участвуют хеджеры и торговцы.

Хеджеры формируют предложение контрактов, осуществляя тем самым страхование от возможных потерь при колебании цен.

Торговцы формируют запасы товаров относительно ожидаемой цены спот.

Срочный рынок – это рынок срочных контрактов, т.е. соглашения контрактов о будущей поставке материальных ценностей, товаров, ЦБ в установленный срок на согласованных условиях.

Сегментация рынка – п.с. разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Она может быть проведена разными путями с использованием различных признаков (факторов).

Основными из них являются:

* географические: по регионам, по административному делению (область, край, республика, город, район); по плотности населения (город, пригород, сельская местность); по климатическим условиям;

* демографические: группировка населения по возрасту, полу, уровню дохода, образования, национальному составу;    

* психографические: по социальному составу, стилю жизни, личным качествам;

* поведенческие: степень нуждаемости в продуктах, эмоциональное отношение к продукции.

 

4. Рыночная  инфраструктура и субъекты рынка

Понятие «инфраструктура» вошло в научный оборот сравнительно недавно. В отечественной литературе  этот термин стал употребляться с 60х 20в. Инфраструктура (инфра-снизу, под) – всеобщие условия функционирования экономической системы. Непосредственно в процесс производства они не входят, но без них он не может быть осуществлен полностью. Различают производственную, социальную, научно-техническую и другие виды инфраструктуры.

Рыночная  инфраструктура – совокупность организационно-правовых форм, обеспечивающих движение товаров и услуг. Она призвана обеспечивать нормальный режим функционирования рынка.

Элементами  рыночной инфраструктуры являются:

  1. биржи (товарные, фондовые, валютные);
  2. формы небиржевого посредничества (аукционы, ярмарки и т.д.);
  3. банковская система – ЦБ РФ, коммерческие банки и парабанковские учреждения;
  4. страховые компании;
  5. рекламные агентства, информационные центры;
  6. средства деловой коммуникации;
  7. таможенная система;
  8. налоговая система;
  9. аудиторские компании;
  10. консалтинговые компании;
  11. специальные зоны свободного предпринимательства;
  12. системы регулирования занятости населения;
  13. разнообразные фонды поддержки предпринимательства и стимулирования деловой активности.

Инфраструктура рынка  порождена самими рыночными отношениями  и призвана обеспечить участникам рынка реализацию их интересов.

Функции рыночной инфраструктуры:

- организационное оформление рыночных отношений;

- содействие  гос. и общественному регулированию  деловой активности;

- повышение  эффективности продвижения товаров  и услуг от продавцов к покупателям.

Наличие рынка предполагает необходимость существования экономических субъектов рынка. Их принято делить на 3 группы.

  1. домохозяйства (семьи)- п.с. экономические единицы, потребляющие товары и услуги.

Им характерны:

- самостоятельное принятие тех или иных решений по поводу приобретения товаров и услуг, а также распоряжения теми факторами производства, собственниками которых они являются;

- обеспечение  воспроизводства человеческого  капитала (забота о воспитании, здоровье, образовании);

- стремление к максимальному удовлетворению своих потребностей.

2. бизнес – это предприятия, предприниматели, банки и другие деловые структуры, которые, используя ресурсы, производят продукции, а затем поставляют ее на рынок продуктов с целью получения максимальной прибыли.

Фирме (предприятию) характерны:

- использование  факторов производства с целью  создания товаров и услуг;

- стремление  к максимизации прибыли;

- самостоятельное  принятие решений.

3. правительство  (государство) представлено гос. учреждениями и организациями, которые осуществляют юридическую и политическую власть в целях осуществления гос. регулирования экономики в интересах социального обеспечения и социальной защиты населения, политической, социальной и экономической стабильности в обществе. Государство через свои институты создает и контролирует  «правила игры» (устанавливает размеры налогов, осуществляет антимонопольное регулирование и т.д.).

Т.о. д/х, фирмы и государство вступают в экономические отношения. Последние складываются по поводу купли и продажи, владения и использования объектов рынка. В свою очередь, объектами рынка являются факторы производства (труд, капитал, земля), товары и услуги, деньги и ЦБ, субсидии, соц. выплаты.

 

 

Тема 4.Рыночный механизм

 

1. Конкуренция: сущность  и виды. Формы конкурентной борьбы.

2. Спрос и его детерминанты.

3. Предложение и его  детерминанты.

4. Цена и ее функции.  Равновесие цены.

5. Преимущества и недостатки  рынка.

 

 

1. Конкуренция:  сущность и виды. Формы конкурентной  борьбы.

Информация о работе Экономика как наука